Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гимн Шанкарачарьи к Дакшинамурти 2 страница




Именно для таких, как они, Шри Шанкара представил экстракт комментариев в кратком трактате “Бриллиант в короне Различения”, подробно объясняя вопросы, кото­рые должны быть схвачены искателями Освобождения, и направляя их, посредством этого, на истинный и прямой путь.

Шри Шанкара начинает с замечания, что действитель­но трудно обрести рождение человеком и что, достигнув этого, каждому следует стараться достичь блаженства Ос­вобождения, которое есть истинная природа его бытия. Только джняной, или Духовным знанием, осознаётся это Блаженство, а джняна достижима только посредством ви­чары, или постоянного исследования. Для того чтобы изу­чить этот метод исследования, говорит Шри Шанкара, сле­дует искать Милости Гуру; затем он описывает качества Гуру, его ученика и как последний должен приближаться и служить своему Учителю. Он далее подчёркивает, что для осознания блаженства Освобождения собственные индивидуальные усилия являются основным фактором. Только книжное знание не пожнёт этого Блаженства; оно может быть реализовано только посредством Само-иссле­дования — вичары, которая состоит из шраваны, или пре­данного внимания к предписаниям Гуру, мананы, или глу­бокого размышления, и нидидхьясаны,т. е. культивирова­ния уравновешенности в Атмане.

Три тела не есть Я и нереальны. Атман, то что есть Ахам, или Я, совершенно отличен от них. Только из-за не­ведения чувство Атмана, или Я -представление, ассоци­ируется с тем, что не есть Атман, и это, воистину, — оковы. Поскольку из неведения возникают узы, постольку из Знания следует Освобождение. Узнать это от Гуру и есть шравана.

Процесс мананы, который есть тонкое исследование, или глубокое размышление, состоит в отвержении трех тел, включающих в себя пять оболочек (физическую, виталь­ную, ментальную, интеллектуальную и Блаженства), как не- Я и в обнаружении посредством тонкого вопрошания “Кто я?” того, которое отлично от всех трех и существует одиноко и универсально в Сердце как Ахам, или Я, точно как стебель травы, изящно вытянутый из своих оболочек. Это Я обозначено словом твам (в изречении Священного Писания Тат-твам-аси, “Ты есть ТО”).

Мир имён и форм — лишь придаток Тат, или Брахма­на, и, не имея самостоятельной реальности, отвергается как реальность и утверждается только как Брахман. На­ставление ученику, данное Гуру в махавакье Тат-твам-аси, которое провозглашает тождество Атмана и Высо­чайшего, есть эта упадеша (духовное руководство). Затем ученику предписывается оставаться в прекрасном состоя­нии Ахам-Брахман (Я-Абсолют). Тем не менее старые склон­ности ума дают ростки — крепкие и сильные — и со­ставляют препятствие к продвижению. Эти склонности трой­ственны и коренятся в эго. Эго расцветает в обращённом вовне и отличающем одно от другого сознании, обус­ловленном силами проекции — раджаса и вуализации — тамаса.

Фиксировать ум твёрдо в Сердце до тех пор, пока эти силы не уничтожены, и осознать с непоколебимой, непре­рывной бдительностью истину и тенденцию сходства, кото­рая является характеристикой Атмана и выражена изречениями: Ахам Брахмасми [Я есть БрахманБрах­маивахам [ Брахман только есть Я], — это названо нидидхь­ясана, или Атманусандхана. Это и есть постоянство в Атмане. Иначе это именуют бхакти, йога и дхьяна.

Атманусандхана сравнивается со сбиванием сливок для получения масла: ум — маслобойка, Сердце — сливки, а концентрация на Атмане — процесс сбивания. Точно как масло производится сбиванием сливок, а огонь — тре­нием, так естественное и неизменное состояние нирвикаль­па самадхи производится непоколебимой бдительной кон­центрацией на Атмане, непрерывной, подобно непре­кращающемуся потоку масла. При этом легко и самопро­извольно пожинается то прямое, непосредственное, беспре­пятственное и всеобщее восприятие Брахмана, которое есть сразу Знание и переживание и которое превосходит время и пространство.

Это восприятие есть осознание Атмана. Достижение его разрубает узел Сердца. Лживые иллюзии неведения, порочные и долголетние склонности ума, которые состав­ляют этот узел, уничтожены. Все сомнения рассеяны и оковы кармы разорваны.

Таким образом в этом бриллианте короны Различения Шри Шанкара описал самадхи, или духовный транс, ко­торый есть безграничное Блаженство Освобождения, пре­восходящее сомнение и двойственность, и в то же время показал средства его достижения. Достижение этого со­стояния свободы от двойственности — подлинная цель жизни, и только тот, кто сделал это, — дживанмукта, освобождённый ещё при жизни, но не тот, кто имеет толь­ко теоретическое понимание того, что составляет пурушартху, или желанный конец и цель человеческих усилий.

Определив так дживанмукту, Шри Шанкара провозг­лашает его свободным от оков тройственной кармы [ санчи­та, агами и прарабдха ]. Ученик достигает этого состояния и затем устанавливает свое личное переживание. Освобож­денный воистину свободен действовать как пожелает, и, когда он покидает тело, он пребывает в состоянии Освобождения, никогда не возвращаясь к тому рождению, которое есть смерть.

Этот (трактат) был уже переведён в стихах на тамили Брахмасри Бхикшу Шастригалом. Попробовав Сладость, составляющую сущность всех сладостей, какую бы фор­му и цвет они ни имели, и выбрав сладость (конкретную форму и цвет), которая отвечает их индивидуальным предпочтениям, практики различения переживут и насладятся вкусом той единой Сладости, не обращая внимания на достоинства и недостатки формы и цвета сладости, выбранной ими, ибо они (практики) сами не имеют различий!

Благословение

Возрадуйтесь вечно! Сердце радуется у ног Господа, Кто есть Атман, вечно сияющий внутри как “Я — Я”, так что нет чередования ночи и дня. Это будет результат устранения незнания Атмана.

Восхваление Гуру

Шри Шанкара Джагатгуру сияет как воплощение Гос­пода Шивы. В этой работе, Вивекачудамани, он истолко­вал в деталях суть Веданты и её смысл для того, чтобы наиболее ревностные из стремящихся к Освобождению могли сами познакомиться с ней и достичь Бессмертия.

Почтим вечно блаженного Шри Говинда Садгуру, кото­рый должен быть узнан только по конечной истине Ведан­ты, а не по любым другим мерилам.

Текст

Воистину, очень трудно обрести человеческое тело. Даже имея тело, очень трудно стать брахманом. Будучи брахма­ном, ещё труднее следовать по пути ведической дхармы, исполняя все предписания Вед. Ещё более трудно стать совершенным пандитом и опять ещё более трудно пред­принять исследование Атмана и не-Атмана, различение между Я и не- Я. Но более трудное, чем всё это, — получение Мудрости, рождающейся от пережива­ния Атмана. Освобождение в форме пребывания как Атман, рождающееся из такой Мудрости, может быть достигнуто только как результат праведных действий на протяжении бесчисленных рождений. Однако даже хотя все вышеупомянутые ограничения могут не соблюдаться, Освобождение обеспечено посредством Милости Господа, если только выполнены три условия: человеческое рожде­ние, напряжённое желание Освобождения и общение с Муд­рыми.

Если большой ценой это диковинное человеческое тело, с его способностью понимать значение Писаний, приобре­тено, но, однако, за счёт привязанности к бесчувственным вещам, не предприняты усилия для достижения неизмен­ного состояния Освобождения, которое есть истинное со­стояние человека, то воистину имеет место глупое само­убийство. Разве есть больший глупец, чем тот, кто не ищет своего собственного блага?*

Освобождение не достигается бесконечными затратами времени на чтение Писаний, почитание богов или что-либо иное, чем знание единства Брахмана и Атмана. Богат­ство или действия, ставшие возможными благодаря богат­ству, не могут выработать стремление к Освобождению. Поэтому Писания справедливо провозгласили, что действия не дают Освобождения. Для того чтобы получить Осво­бождение, должно героически отвергать даже само жела­ние удовольствий этого мира. Затем должно искать совер­шенного Гуру, являющегося воплощением Тишины, и дол­жно сосредоточивать ум и непрерывно медитировать на том, во что посвящён. Такая медитация ведёт к пребыва­нию в Мудрости, добытой на опыте. Погрузившись в этот корабль Мудрости, должно переправиться к берегу Осво­бождения того “Я”, которое погружено в океан сансары. Поэтому мужественному ученику следует отказаться от при­вязанности к жене, сыновьям, собственности и отбросить любую деятельность. Этим ему следует освободить себя от оков в колесе рождения и смерти и искать Освобождение. Действия предписаны только для очищения ума, но не для осознания Атмана. Знание истины Атмана приоб­ретается только Само-исследованием, а не любым количе­ством действий. Человек, ошибочно принимающий верёвку за змею, повергается этим в страх, и его страх и беда могут быть устранены только знанием, что это — верёвка. Знаю­щий друг сообщает ему об этом, человек исследует и обна­руживает, что это так. Здесь нет другого пути. Подобным образом знание Брахмана достигается посредством по­священия Гуру и поиском Истины. Эта Истина не может быть осознана через очищающие омовения, жертвы, конт­роль дыхания или иные практики. Тот, кто ищет Освобожде­ние познанием Атмана, должен исследовать Себя с помощью совершенного Гуру, который, будучи свободным от желаний, является знающим Брахмана и Океаном Милости. Тот, кто способен, достигает Само-реализации главным об­разом посредством исследования; обстоятельства, время и Милость Господа играют роль, но как помощь в поиске.

Для того чтобы быть подготовленным к исследованию Атмана, человек должен иметь мощный интеллект и способность схватывать сущность и отбрасывать второсте­пенное, а кроме того — различные качества, перечисленные в Писаниях. Какие? Он должен быть в состоянии различать между Реальным и нереальным. Он должен иметь ни к чему не привязанный ум. Он должен обладать контролем над внешними и внутренними органами чувств. Он должен го­рячо жаждать Освобождения. И он должен быть неутомим в практике. Только такой ученик готов вопрошать в Брах­мане. Ниже перечислены необходимые требования:

1. Различение между Реальным и нереальным.

2. Нежелание радоваться плодам действий ни в этой, ни в последующих жизнях.

3. Шесть добродетелей: спокойствие, самоконтроль, уда­ление (ума от объектов), терпеливость, вера и кон­центрация на Атмане.

4. Интенсивное стремление к Освобождению.

Устремлённый должен воистину иметь эти достоинства, для того чтобы достичь пребывания в Атмане; без них не может быть осознания Истины. Рассмотрим их.

1. Различение между Реальным и нереальным есть твер­дое убеждение, что только Брахман — Истина и что мир — нереален.

2. Мы одновременно наблюдаем и узнаём из Писаний, что все удовольствия, переживаемые живыми суще­ствами ниже Брахмана, — преходящи, непостоянны, вызывают беды и несовершенства; отказ от желаний их (иметь) есть вайрагья, или непривязанность.

3. а) Спокойствие [ шама ]подразумевает фиксацию ума на его цели многократной медитацией на несовершен­ствах вещей и разочарование в них.

б) Самоконтроль [ дама ]означает управление внешни­ми и внутренними органами чувств и фиксацию их (органов) в соответствующих центрах.

в) Удаление [ упарати ]означает отказ от всякой внеш­ней активности путем фиксации ума на его цели столь твёрдо, чтобы он не отвлекался прежними склоннос­тями на объекты.

г) Терпение [ титикша ]означает несение любых стра­даний, которые могут произойти, без попыток избе­жать их.

д) Вера [ шраддха ], являющаяся причиной Само-реали­зации, — результат твёрдого убеждения в истинности Писаний Веданты и слов Гуру.

е) Концентрация [ самадхана ]есть практика постоянно­го усилия зафиксировать ум, несмотря на его блуж­дающую природу, на чистом Брахмане.

Об этих шести качествах говорят как о необходи­мых для практики самадхи.

4. Интенсивное стремление к Освобождению [ мумукшу­та ]возникает от желания осознать свою истинную природу и достичь свободы от оков тела и эго, кото­рые вызваны неведением. Это стремление может иметь различные степени. Оно может быть только вялым или средним, но может быть в высшей степе­ни развито посредством шести добродетелей, отме­ченных выше, и в этом случае оно может принести плоды. Если стремление интенсивно, то эти доброде­тели плодоносят быстро. Но если отречение и уст­ремление слабы, то результатом будет только види­мость, подобная миражу в пустыне.

Из всех средств, ведущих к Освобождению, бхакти, или преданность, — наилучшее; и это бхикти означает поиск истины собственного Я — так говорят Мудрые.

Стремящийся, который обладает необходимыми каче­ствами и жаждет предпринять Само-исследование, дол­жен искать Садгуру, пасть ниц перед ним в смирении, бла­гоговении, почтении и служить ему различными путями. Только Садгуру способен разрушить остающиеся оковы. Он — океан неизменной Мудрости. Его знание — всеобъем­люще. Он — чист, как кристалл. Он достиг победы над желаниями. Он — величайший из знатоков Брахмана. Он спокойно покоится в Брахмане, словно огонь, пожравший своё топливо. Он — бесконечный резервуар Милости. Не существует объяснения его милосердию; такова сама его природа. Он поддерживает всех садху, верных ему. К та­кому Гуру взывает ученик: “Я распростёрт перед тобой, мой Учитель, истинный друг беспомощных! Я умоляю тебя помочь мне в переправе через ужасный океан зависимос­ти, в который я упал и которым я сокрушён. Только твой милостивый взгляд — плот, что спасёт меня. О струящийся поток Милости! Меня сбивает с ног ветер неумолимой судьбы. Я потерял направление. Я опалён неугасимым ог­нём сансары, который пылает вокруг меня. Я постоянно молю, чтобы ты освежил меня нектаром твоей Милости. Садху, такие как ты, достигшие вечного умиротворения, великие и великодушные, постоянно благодетельствуют мир, словно весна. Они не только сами пересекли океан сансары, но могут успокоить страхи других. Подобно тому как раскалённая лучами солнца земля постепенно остывает при холодном и милостивом свете луны, так и в твоей природе есть свойство защищать, не раздумывая, всех людей, по­добных мне, кто ищет убежище у тебя от океана сансары. Воистину, будучи беспомощным и не имея иного приста­нища, я бросаю на тебя бремя защиты меня от этой санса­ры рождения и смерти. О Господь! Языки пламени пожа­рища индивидуального бытия опалили меня; остуди меня излиянием твоих милостивых слов. Твои слова несут мир, будучи рождены опытом Божественного Блаженства. Бла­гословенны даже те, кто получили твой милостивый быст­рый взгляд. Благословенны те, кто были приняты тобой. Как я пересеку этот океан и какими средствами? Действи­тельно, я не знаю своей судьбы. Лишь ты должен защи­тить меня, освобождая от этих горестей сансары ”.

Ученик, таким образом, обретает прибежище у Гуру, как предписано Писаниями. Он прислуживает Гуру, не способный вынести обжигающие ветры сансары. Его ум постепенно успокаивается благодаря предписаниям Гуру. Учитель, т. е. знающий Брахмана, бросает на него свой милосердный взгляд, внутренне касается его души, вну­шая ему уверенность в защите. “Мой дорогой ученик, не страшись. Будущее не принесет тебе вреда. Я дам тебе одно могущественное средство, которым ты можешь пере­сечь этот ужасный бездонный океан сансары и, таким об­разом, достичь высшего Блаженства. С помощью этого средства отрёкшиеся от мира садху пересекли его, и твои оковы также будут уничтожены здесь и сейчас. Писания провозглашают: “Средствами Освобождения для искате­лей являются вера, преданность, медитация и йога”. Ты тоже должен обрести эти средства и, если будешь практи­ковать их постоянно, то освободишься от привязанности к телу, вызванной неведением. Тебе вечно присуща природа Параматмы, Высочайшего Я, а эти оковы сансары, не- Я, возникли лишь благодаря неведению. Они будут полнос­тью разрушены знанием, рождённым в процессе исследо­вания Себя”.

Взирая на Гуру, говорящего это, ученик спрашивает: “О Учитель! Что такое зависимость? Как она появляется, как утверждается и как должна быть разрушена? Что та­кое не- Я? И что, в действительности, есть Высочайшее Я? В чём состоит различение между Я и не- Я? Милостиво осчастливь меня ответами на эти вопросы, ибо слушанием твоих ответов я могу быть благословлён”.

На эту просьбу ученика Учитель отвечает: «Мой доро­гой! Ты действительно блажен, если чувствуешь желание стать Атманом, свободным от зависимости, созданной неведением. Ты познал цель жизни. Ты освятил тем са­мым весь твой род. Сыновья и другие родичи выплачивают долги отца; так делают и те, кто освободится от несения бремени на своих плечах. Но истощение, вызванное голо­дом, может быть излечено только когда ешь сам, а не тог­да, когда за тебя едят другие. И если ты болен, то должен принять лекарство и сам выдерживать правильную диету; никто не может сделать это за тебя. Подобным образом зависимость возникает из-за твоего собственного неведения, порождённого желанием, и может быть удалена только то­бой. Но каким бы знающим человек ни был, он не может избавить себя от неведения, порождённого желанием и судь­бой, иначе, как осознанием Брахмана с ЕГО собственным бесконечным знанием. Как это тебе поможет, если дру­гие видят луну? Ты должен открыть глаза и сам увидеть ее. Освобождение не может быть получено посредством Санкхьи, Йоги, ритуалов или эрудицией, но только через познание единства Брахмана и Атмана. Как прекрас­ная форма вины и музыка её струн могут только подарить наслаждение людям, но не даровать им царство, так и прав­доподобные слова, умные аргументы, способность толко­вать Писания и эрудиция ученых дают лишь одномоментное наслаждение. Даже изучение Писаний бесполезно, так как оно не даёт желанного результата. Если познана истина о Высочайшем, то изучение Писаний становится бесполезным, ибо здесь нет больше ничего для достижения. Поэтому дол­жно обойти дремучий лес шастр, которые только рождают смущение ума, а вместо этого необходимо на практике пере­живать Атман с помощью Гуру, являющегося знатоком Брахмана, Реальности. Для укушенного змеей неведения спа­сение приходит только от эликсира познания Атмана, но не от Вед, Писаний, мантр или каких-либо иных средств. Как болезнь не может быть устранена без приема лекарств, так и состояние связанности не может быть устранено свя­щенными текстами, например “Я есть Брахман ”,без своего собственного прямого переживания Атмана. Нельзя стать королем, просто заявив: “Я — король”, без уничто­жения врагов и захвата реальной власти. Подобным же образом нельзя получить Освобождение, как Самого Брахмана, только повторением текста Писания “Я есть Брахман ” — без разрушения двойственности, вызванной неведением, и прямого переживания Атмана. Нельзя найти сокровище, зарытое в землю, только слушая разгово­ры о нём; нужно выслушать указания друга, который точ­но знает о нём, копать, убрать плиту, скрывающую его, и вытащить его на поверхность. Точно так же должно узнать об истинном состоянии от Гуру, знающего Брахмана, за­тем медитировать на НЕМ и переживать ЕГО непосред­ственно в непрерывной медитации. Без этого истинная фор­ма собственного Я, скрытого майей, не может быть осозна­на простой аргументацией. Поэтому те, кто мудр, сами направляют все усилия на то, чтобы удалить оковы инди­видуального существования и достичь Освобождения, как если бы они стремились избавиться от болезни.

Возлюбленный ученик! Вопросы, которые ты задал, име­ют первостепенное значение и под силу только осознавшим, постигшим смысл Писаний. Ответы на эти вопросы подоб­ны афоризмам, имеющим тонкий смысл, понятный только тому, кто жаждет Освобождения. Слушай эти ответы со спокойным и невозмутимым умом и твои оковы сансары спадут незамедлительно. Основное средство достижения Освобождения — вайрагья (бесстрастие). Другие средства, такие как спокойствие, самоконтроль, терпение и отрече­ние от деятельности, могут прийти позднее, еще позже — слушание истины Веданты и еще позднее — медитация на этой истине. В конце концов приходит непрекращающаяся, длительная медитация на Брахмане. Это ведёт к нирви­кальпа самадхи, посредством которого обретается сила прямого осознания Высочайшего Я. Эта способность пря­мой Реализации даёт возможность различающей душе пе­режить Блаженство Освобождения здесь и теперь. Такова садхана, ведущая к Освобождению.

Сейчас я поведаю тебе о различении между Я и не- Я. Слушай и крепко запомни это. Из этих двух я сначала расскажу о не- Я.

Мозг, кости, жир, мясо, кровь, кожа и семя — вот семь компонентов, составляющих грубое тело. Так говорят те, кто знает. Ноги, руки, грудь, плечи, спина, голова и т. п. — его члены. Люди рассматривают его как “Я” из-за ум­ственной привязанности к нему. Оно — главная привязан­ность ко всему и наиболее очевидная. Оно произведено из эфира, воздуха, огня, воды и земли, которые как тонкие сущности образуют объекты пяти чувств, таких как слух, осязание, зрение, вкус и запах. Эго [ джива ]в своём стрем­лении к удовольствию рассматривает их как средства до­стижения наслаждения. Глупые и невежественные люди привязаны к объектам чувств верёвкой желания, притя­нуты к ним в соответствии с силой их кармы, которая швы­ряет их вверх и вниз, заставляет их блуждать в бедствии. Змея и олень гибнут из-за привязанности к звуку, слон — из-за привязанности к осязанию, бабочка — из-за привя­занности к вкусу, а пчела — к запаху. Если они гибнут из-за привязанности к одному чувству, какова же должна быть участь человека, привязанного ко всем пяти? Зло, происте­кающее от чувственных объектов, более вредоносно, чем яд кобры1, ибо яд убивает лишь того, кто его принимает, тогда как чувственные объекты наносят ущерб тому, кто только видит их или даже думает о них. Лишь тот достига­ет Освобождения, кто острым мечом непривязанности рассекает крепкие путы любви к объектам чувств и из­бавляется от них. Иначе, даже если человек будет зна­током всех шести шастр, он не получит Освобождения. Желание, подобно крокодилу, постоянно хватает искателя Освобождения, который пытается пересечь океан санса­ры и достичь берега Освобождения без твердой не­привязанности, и сразу тащит его на дно океана. Только искатель, убивающий крокодила острым мечом непривя­занности, может пересечь океан и благополучно достичь берега Освобождения. Тот, кто, лишённый здравого смыс­ла, меняет одну за другой дорожки привязанности к чув­ственным объектам, переживает всё большие беды до тех пор, пока окончательно не уничтожается. Но тот, кто ста­рается управлять собой, тот идёт по пути различения, указанному Гуру, и достигает своей Цели. Это действи­тельно истина. Поэтому, если ты в самом деле ищешь Освобождение, отбрось удовольствие чувственных объек­тов, как если бы они были ядом. Твёрдо держись добро­детелей удовлетворенности, сострадания, прощения, ис­кренности, спокойствия и самоконтроля. Отбрось все дей­ствия, выполняемые из-за привязанности к телу, и непре­станно стремись к Освобождению от оков, вызванных не­ведением. Это тело, в конце концов, будет поглощено — землёй, огнем, зверями или птицами. Тот, кто, забыв свою истинную природу, ошибочно принимает это тело за Себя, привязывается к нему, лелеет его и, поступая так, стано­вится самоубийцей. Тот, кто всё ещё заботится о теле при поиске истинного Я, напоминает человека, ухватившегося за крокодила, чтобы пересечь реку. Влюбленность в тело, воистину, губительна для искателя Освобождения. Только тот, кто превозмог эту влюбленность, достигает Осво­бождения. Поэтому ты тоже должен победить страсть к телу, жене и детям, и тогда ты добьешься Освобождения, т. е. высочайшего состояния Вишну, достигнутого велики­ми Мудрецами. Это грубое тело содержит очень многое, заслуживающее неодобрения. Оно состоит из кожи, мяса, крови, артерий, вен, жира, костного мозга и костей, на­полнено мочой и испражнениями. Оно произведено соб­ственными прошлыми действиями из грубых элементов. Для получения этих грубых элементов тонкие элементы объе­диняются вместе. Таким образом оно становится жилищем для эго, наслаждающегося удовольствиями, словно дом для домохозяина. Эго ощущает грубое тело в бодрствующем состоянии. Только в этом состоянии грубое тело может испы­тываться — когда Атман, будучи в действительности независимым от него, обманывается при отождествлении Себя с ним и, посредством внешних органов, наслаждается различными замечательными грубыми объектами удоволь­ствия, такими как гирлянды, сандаловая пастила, женщи­на и т. п. Познай, что вся внешняя сансара обременяет Дух [ Пуруша ]посредством грубого тела. Рождение, рост, ста­рость, расстройство здоровья и смерть — вот его стадии. Касты и уклады жизни предписаны для него. Оно являет­ся также субъектом различных видов обращения, почёта, бесчестия и местопребыванием разнообразных болезней.

Глаза, кожа, уши, нос и язык являются органами позна­ния, потому что они дают нам возможность познавать объек­ты. Органы речи, руки, ноги и т. п. — органы действия, пото­му что они совершают соответствующие им виды действий. Внутренний орган (ум) уникален сам по себе, но именуется различным образом: ум, интеллект, эго или желание [ чит­та ]. Ум есть способность желания или отвращения. Интел­лект есть способность определения истинности предметов. Эго — способность, которая отождествляет себя с телом как собственной личностью. Желание [ читта ]есть спо­собность, ищущая удовольствие. Как золото и серебро высту­пают в различных формах, точно так и единое жизненное дыхание становится праной, апаной, вьяной, уданой, сама­ной. Группа пяти элементов (эфир, воздух, огонь, вода, зем­ля), группа пяти органов действия (органы речи, руки, ноги, анус, половые органы), группа пяти жизненных сил (прана, апана, вьяна, удана, самана),группа четырех внутренних орга­нов (читта, манас, буддхи, ахамкара) — все они вместе образуют тонкое тело, называемое городом восьми* состав­ных частей. Обладая желаниями, оно производится из пред­шествующих элементов для взаимодействия согласно их свой­ствам. Его действиями Дух безначально заслоняет себя. Это состояние опыта есть состояние сна. В этом состоянии ум действует в гармонии с собой, переживая, словно актёр, за счет различных своих склонностей и под влиянием опыта со­стояния бодрствования. В этом состоянии Атман, сияю­щий Своим собственным светом, наложен на ум без привя­занности к его действиям и остаётся только свидетелем. Точ­но так же как топор и другие инструменты плотника — толь­ко средства его деятельности, так и это тонкое тело есть толь­ко средство для проявлений Атмана, который есть вечно сознающий. Внутренние органы совершают все свои действия только благодаря наличию Атмана, в то время как Атман остаётся не затронутым и не взволнованным эти­ми действиями. Хорошее и плохое зрение зависит от состоя­ния глаз, глухота — от ушей и т. п.; они не влияют на Атман, познающего. Те, кто знает, говорят, что вдыхание, выдыха­ние, зевота, чихание и т. п. являются отправлениями жиз­ненного дыхания, так же как голод и жажда. Внутренний орган (ум) со светом отраженного сознания участвует в деятельности внешних органов, таких как глаз, и отождеств­ляет себя с ними. Этот внутренний орган есть эго. Эго — актёр и наслаждающийся, отождествляющий себя с телом как “я”. Под влиянием трех гун оно принимает на себя три состояния — бодрствования, сна и глубокого сна. Когда объекты чувств приходятся по нраву, оно — счастливо, когда нет — несчастливо. Таким образом, удовольствие и стра­дание относятся к эго и не характеризуют Атман, вечно исполненный Блаженства. Объекты кажутся приятными благодаря Атману, а не какому-либо блаженству, присущему им. Атман не содержит печали. ЕГО Бла­женство, независимое от объектов, переживается каждым в состоянии глубокого сна и, следовательно, дорого каждо­му. Это подтверждено авторитетом Упанишад и прямым восприятием, традицией и выводом.

Высочайшее [ Брахман ]имеет удивительную шакти (Силу, или Энергию), известную как “Недифференциро­ванная*”, “Неведение”, “Майя” и т. п. Она является фор­мой трёх гун. Её существование выводится из понимания результатов, производимых ею. Она далеко превосходит все объекты и творит вселенную во всей полноте. Она — ни бытие, ни не-бытие, ни смесь того и другого. Она — ни составлена из частей, ни неделима, ни то и другое вместе. Она не является ничем из этого. Такая, какая она есть, она неописуема. Она также и безначальна. Однако точно как обманывающий страх змеи в куске верёвки устраняется узнаванием верёвки как таковой, так тоже и майя может быть уничтожена цельным знанием Брахмана. Она имеет в себе три гуны, которые известны по своим следствиям.

Раджас, чей цвет красный, имеет природу активности и обладает силой проекции. Он — исходная причина любой деятельности. Из него поднимаются умственные видоиз­менения, ведущие к желаниям и печалям. Похоть, гнев, жадность, гордость, ненависть, эгоцентризм — это всё склон­ности, характеризующие раджас. Эта сила проекции яв­ляется причиной уз, поскольку она творит направленные наружу, или мирские, склонности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных