Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гимн Шанкарачарьи к Дакшинамурти 6 страница




В собственном Я человека, которое есть не что иное, как Брахман, существует таинственная сила, известная как авидья (Неведение), не имеющая начала и не отделенная от Атмана [ Анма ]. Её свойствами являются затемнение сущности и представление множественности. Как кинокад­ры невидимы при свете дня и в темноте, но видимы в пятне света среди темноты, так же в темноте Неведения про­является отражённый свет Атмана, иллюзорный и рассеянный, принимающий форму мысли. Это — первич­ная мысль, известная как эго, джива или карта (дела­тель), использующая ум как посредника своих восприятий. Ум сохраняет скрытые склонности, которые он проецирует как спектакль теней в состояниях бодрствования и сна со сновидениями. Джива, однако, по ошибке принимает этот спектакль за реальность. Сначала затемняющий аспект ума скрывает реальную сущность Атмана, а затем представ­ляет объективный мир к обозрению. Как воды океана не кажутся отличающимися от его волн, так же — пока длятся объективные феномены — Атман [ Анма ], хотя Он Сам есть единственное Бытие, тоже кажется не отличающимся от них. Отвернись от иллюзии, обусловленной скрытыми склонностями ума и ложными понятиями внутреннего и внешнего. При такой постоянной практике сахаджа самад­хи затемняющая сила исчезает и недвойственный Атман остается сиять как Сам Брахман. В этом весь секрет докт­рины адвайты, передаваемый Учителем продвинутому сад­хаку. Шри Шанкарачарья дал краткое, без деталей, изло­жение этого учения в нижеследующем тексте.

Текст

Все наши восприятия относятся к не-Атману. Неиз­менный Зрящий действительно есть Атман. Все бесчис­ленные священные книги провозглашают только различе­ние Атмана и не-Атмана.

Мир, который мы видим глазами, есть дришья (объект); глаз, который видит, есть дрик (субъект). Но этот глаз, будучи воспринимаем умом, есть дришья (объект), а ум, который видит его, есть дрик (субъект). Ум, чьи мысли вос­принимаются Атманом, есть дришья, а Атман есть дрик. Атман не может быть объектом, так как ничем не воспринимается. Воспринимаемые формы различны — си­ние и жёлтые, грубые и тонкие, длинные и короткие и так далее, но видящий их глаз остаётся одним и тем же. По­добным образом и различные качества глаза (такие как слепота, притуплённость или острота зрения), уха и других органов воспринимаются только умом. Так же и различные характеристики ума — желание, решимость, сомнение, верность, жажда верности, мужество, жажда мужества, страх, застенчивость, различение, доброжелательность, зловредность — все воспринимаются одним Атманом. Этот Атман не появляется и не исчезает, не прибыва­ет и не убывает. ОН сияет своим собственным светом. ОН освещает всё остальное, не нуждаясь в помощи других источников.

Буддхи как совокупность внутренних органов при со­прикосновении с отражённым сознанием имеет два аспек­та. Один из них называется эгоизмом, а другой — умом. Этот контакт буддхи с отражённым сознанием подобен тож­деству раскалённой железной болванки и огня. Таким об­разом грубое тело получает сознательное бытие. Связь, ус­танавливающая тождественность эго и отражённого Со­знания, имеет три разновидности.

1. Отождествление эго с отражённым Сознанием — ес­тественное, или врождённое.

2. Отождествление эго с телом из-за прошлой кармы.

3. Отождествление эго со Свидетелем из-за неведения.

Естественный, или природный, контакт продолжается до тех пор, пока существует буддхи, но осознание Себя, Атмана, доказывает ложность этого отождествления. Контакт, упомянутый третьим, нарушается, когда на опы­те открывается полное отсутствие контактов чего-либо с Атманом, который есть Бытие. Второй контакт, порож­дённый прошлой кармой, исчезает вместе с разрушением врождённых склонностей [ васаны ]. В состоянии глубокого сна, когда тело бездеятельно, эго полностью погружено (в кау­зальное, или причинное, неведение). Оно находится в полу­проявленном состоянии во время сна со сновидениями и полностью проявляется при бодрствовании. Эго есть разновид­ность, или модификация, мысли (с её скрытыми склонностя­ми), что творит внутренний мир сновидений во время сна со сновидениями и внешний мир при бодрствовании. Тонкое тело, которое является материальной причиной ума и эго, испыты­вает три состояния, а также рождение и смерть.

Майя причинного тела обладает проецирующей [ раджас ]и затемняющей [ тамас ]силами. Это проецирующая сила творит всё от тонкого тела до грубого мира имён и форм. Эти объекты создаются в Сат-Чит-Ананде (Бытие-Созна­ние-Блаженство), словно пена в океане. Затемняющая сила действует таким образом, что внутренне не может быть вос­принято различие между субъектом и объектом, а вовне — между Брахманом и феноменальным миром. Это, воисти­ну, причина сансары. Индивидуальность с её отражённым светом Сознания представляет собой тонкое тело; оно жи­вёт в непосредственной близости от истинного Я и именуется вьявахарика (эмпирическое “я”). Этот индивидуальный характер эмпирического “я” проявляется в Свидетеле, или сакшине, также в результате ложного наслоения. Но с уст­ранением затемняющей силы [ тамас ]различие между Сви­детелем и эмпирическим “я” становится очевидным, и на­слоение также исчезает. Подобным образом Брахман сияет как феноменальный мир имён и форм только из-за влияния затемняющей силы, которая скрывает различие между НИМ и феноменами. Когда затемнение кончается, постигается различие между ними, ибо в Брахмане не существует ника­кой активности феноменального мира.

Из пяти качеств: Бытие, Сознание, Блаженство, имя и форма — первые три относятся к Брахману, а имя и фор­ма — к миру. Три аспекта — Бытие, Сознание, Блаженст­во — равно существуют в пяти элементах: эфире, воздухе, огне, воде и земле, дэвах (богах), животных, людях и т. д., тогда как имена и формы различны. Поэтому будь безраз­личен к именам и формам, сосредоточивайся на Бытии-Сознании-Блаженстве и постоянно практикуй самадхи (тождество с Брахманом) внутри Сердца или вне его.

Эта практика самадхи (тождества с Брахманом) быва­ет двух видов: савикальпа (в которой различие между познающим, процессом познавания и познанным не утра­чено) и нирвикальпа (в которой указанное различие утра­чено). Савикальпа самадхи также имеет две разновиднос­ти: связанную со словами (звуком) и медитацию на соб­ственном сознании как на свидетеле мыслеформ, таких как желания, которая есть савикальпа самадхи (внутренняя), связанная с (познаваемыми) объектами. Осознание Себя как “Я есть Бытие-Сознание-Блаженство без двойственности, ни к чему не привязанное, лучезарное само по себе” — есть савикальпа самадхи (внутреннее), связанное со словами (зву­ком). После отбрасывания и звуковых и предметных форм двух вышеупомянутых видов самадхи полное погружение в Блаженство, переживаемое при осознании Себя, есть нирви­кальпа самадхи (внутреннее). В этом состоянии достигает­ся устойчивое пребывание, подобное спокойному горению пламени свечи в закрытом от ветра пространстве. Точно так же в сердце, ставшем безразличным к внешним объек­там, имеющим имя и форму, и воспринимающем только Бытие (как) Cam, имеет место савикальпа самадхи (внеш­нее), связанное с объектами; и непрерывное сознавание того Cam (истинного существования) как неразрушимой един­ственной сути Брахмана, есть савикальпа самадхи (внеш­нее), связанное со словами (звуком). После этих двух пере­живаний Бытие, которое непрерываемо, подобно океану, лишённому волн, есть нирвикальпа самадхи (внешнее). Медитирующий должен беспрестанно проводить своё вре­мя в этих шести видах самадхи. Ими разрушается привя­занность к телу, и ум, всегда пребывая в Высочайшем Я [ Параматман ], всюду самопроизвольно находится в самад­хи, куда бы он ни блуждал. Такой постоянной практикой самадхи Высочайшее Я — одновременно и самое высокое и самое низкое, включающее в себя как Параматму, так и дживатму, непосредственно переживается, и затем узел Сердца оказывается развязанным; все сомнения уничто­жаются, и все кармы (деятельности) также исчезают.

Из трех видов индивидуального бытия: ограниченного “я” (как в глубоком сне), эмпирического “я” (как в бодрствую­щем состоянии) и “я” сна со сновидениями, только индиви­дуальность, ограниченная состоянием глубокого сна, есть истинное Я [ Парамартхика ]. Однако даже это — не что иное, как мысль. Лишь Абсолют есть истинное Я. В реаль­ности и по сущности Абсолют есть Сам Брахман, однако на­слоение создаёт ограничения индивидуальности в Абсолюте. Это к Парамартхика дживе, и ни к чему иному, относится тождество Тат Твам Аси (Ты есть ТО) и другие великие изречения Упанишад. Великая майя (Наслоение, не име­ющее начала и конца) с её затемняющей и проецирующей силами [ тамас и раджас ]загораживает единственного не­делимого Брахмана и в этом Брахмане создаёт мир и инди­видуальности. Индивидуум [ джива ] представление эмпи­рического “я” в буддхи — в действительности является ак­тёром и наслаждающимся, а объектом его наслаждения яв­ляется весь феноменальный мир. С безначального времени вплоть до момента достижения Освобождения индивиду­ум и феноменальный мир обладают эмпирическим существованием. Они оба имеют эмпирическую природу. Эмпирическая индивидуальность появляется обладающей силой формирования сна в виде затемняющей и проециру­ющей сил. Эта сила связана с Сознанием. Она сначала охватывает индивидуальное эмпирическое “я” и познавае­мую вселенную, которые затем возникают, как образы во сне. Эти восприятия во сне и сама индивидуальность, что их воспринимает, — иллюзорны, так как они существуют только в период сна. Мы декларируем иллюзорность их природы, ибо при пробуждении никто не видит снов, никто не видит объектов сновидений. Спящее “я” переживает мир сновидений как реальный, в то время как эмпирическое “я” бодрствования переживает эмпирический мир как ре­альный, но при осознании Парамартхика дживы познаёт его нереальность. Парамартхика джива, отличающаяся от “я” в переживаниях сна и бодрствования, тождествен­на с Брахманом и не имеет “другого”. Если Она и видит что-либо “другое”, Она знает нереальность этого.

Солёность, влажность и холод воды равно присущи вол­нам и пене. Точно так и Бытие-Сознание-Блаженство, ха­рактеризующее Атман (вышеупомянутую Парамарт­хику), представлено в эмпирическом “я” и через него в “я” сна, ибо их существование — лишь иллюзорные творе­ния в Атмане. Пена с её качествами растворяется в волнах, волны с их качествами затихают в океане, и только лишь океан всегда существует изначальным. Подобно это­му “я” сновидений и его объекты поглощаются эмпириче­ским “я”, затем эмпирический мир с его характерными особенностями поглощается в Парамартхике и, как в са­мом начале, Бытием-Сознанием-Блаженством, которое есть одиноко сияющий Брахман.

 


Часть 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных