Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проза новокрестьянских поэтов 6 страница




Однако в 1930-е гг. сны подсказывают ему, что пути в благой мир ему не будет, что суждено ему пережить земные скорби. Видит он пароход с русскими подвижниками, странниками, мучениками, святыми, тут и Святитель Николай, и убиенный Димитрий. Пароход отчалил, а Клюева оставили, и рыдал он в ужасе. Но вот увидел он маменьку с Богородицей и понял: все святые покинули Россию, осталась одна Владычица в образе странницы. В другом сне чует он грядущее мучение. И опять картины ада. Он идет по погруженному во тьму ледяное пространство, натыкается на кочкообразные стонущие и вопящие глыбы – головы мучеников: «Ощупываю и разбираю, что все тело погружено в ледяную, замерзшую, скованную плотную массу – по плечи»; среди несчастных он узнал одного – то был самоубийца, погибший «по своей упавшей до бездны воле». И опять всплывают образы Данте. Например, ледяное озеро, в которое вмерзли грешные души: «Одни лежат, другие вмерзли стоя» (174). Клюев узнает Есенина, но не может ему помочь – он сам «изнемог в этом мертвяще-ледяном вихре». То же испытал в ледяном пространстве и Данте: «Как холоден и слаб я стал тогда» (174). А если вспомнить лирику, вспомнить «Плачь о Сергее Есенине», его упреки Есенину: и пошел он к Иудиным осинам, и он новый Иуда… – у Данте Люцифер пожирает Иуду. Или сюжет другого сна: чудовища волокут окровавленного самоубийцу, его голова бьется о бесконечные каменные ступени, «его поглотила бездна». И опять Данте: бес, накинув человека на плечо, держал его «за сухожилья ног» и «мчал на скалы» (119).

Поражает, сколь постоянны видения адовых мук Есенина. Пожалуй, последний упрек ему – в самоубийстве. Клюев в 1926 г. говорил Архипову, как много терпят мужики, но не уходят из жизни по-есенински. Во втором номере «Нового мира» за 1926 г. была опубликована статья С. Городецкого «О Сергее Есенине», в ней откровенно неприязненное отношение к Клюеву, его творчеству, его влиянию на Есенина. По поводу этой статьи Клюев писал Клычкову в декабре 1926 г.: «Я еще по<ка> не повесился и не повешен, и у меня есть перо и слова более резонные и общественно нужные, чем статья Городецкого»[203]. У него не было никаких сомнений в добровольном уходе Есенина из жизни, отсюда и его бескомпромиссность. Сам он в 1926 г. пять месяцев пролежал в больнице, пережил две операции[204], в 1930 г. врачебная экспертиза выдала ему свидетельство на пожизненную инвалидность второй степени, а в 1932 г. ему приснилась маменька, она сказала ему, что у него отнимутся ноги – это с ним и произошло в Нарымском крае. Литературная маргинальность[205], арест, унизительная бедность и унизительные мольбы о пенсии и пайке, мучительная ссылка, расстрел – он испил чашу своих испытаний. В.Д. Пришвина, жена М.М. Пришвина, арестованная в 1932 г. и высланная в Колпашево, где отбывал ссылку и Клюев, вспоминала, как постучался человек, спросил, москвичи ли они и назвался Клюевым:

«– Поэт? – воскликнули мы в один голос.

– Да, поэт, ответил старик с горечью и устало сел на табурет. – Нет ли чего-нибудь у вас покормиться? – спросил он, согревшись»[206]. По ее воспоминаниям (это видно и по его письмам), он был предельно неустроен: «Он часто стал заходить к нам. Я кормила его, чинила ему одежду, а он сидел и читал, вернее, пел своим “клюевским” неповторимым песенным речитативом неизданные колдовские поэмы, так, наверно, и пропавшие»[207]. В.В. Ильина, супруга ссыльного исследователя Сибири Р.С. Ильина, увидела его уже в Томске – совершенным старцем, хотя ему не было и пятидесяти. Терпение и непоколебимая религиозность объясняют его суровость по отношению к самоубийству… если это было самоубийство.

В Клюеве слышен гоголевский проповеднический максимализм. Его мистическое общение с ним многое объясняет в самом Клюеве. Ему и Гоголь приснился в аду, Николай Васильевич ему говорит: «Пока еще здесь, за сомнения» – и спрашивает, все ли Клюев написал, что он ему советовал, а еще говорит о своем молитвеннике и строгом духовном наставнике о. Матвее – Клюеву же он послал о. Игнатия (Брянчанинова), автора духовной, аскетической прозы. Примечательно, что о. Игнатий нелестно отозвался о «Выбранных местах…»; Гоголь критику принял, хотя сомнение все же высказал в майском 1847 г. письме к П.А. Плетневу: не вся жизнь монаху знакома. И если Гоголю «писать больше не о чем», то Клюеву есть о чем, он, по-видимому, понимает себя как последователя духовной литературной традиции Гоголя («Пучина кромешная»)

Оба духовно одаренные. Оба немощны физически. Гоголь начал предисловие к «Выбранным местам из переписки с друзьями» словами о своей тяжелой болезни, а в четвертом письме заговорил о том, что телесный недуг изнурителен, что силы его слабеют – но не дух. В снах Клюева достаточно поучений. Достаточно их в его письмах. И хотя письма к Горькому он назвал «собачьим голодным воем»[208], его эпистолярное наследие – пример страстной прозы с духовными традициями. Это письма житийные, челобитные, плачевые, поучающие. И Гоголь наставлял: о чем молиться Богу, чего следует остерегаться, как из желания добра не творить зла, на какие крайности способен русский человек, что предстоит исполнить русской поэзии и др. Он наставлял и в «Размышлениях о Божественной литургии», и в «Правиле жизни в мире»: как следует любить Бога, как воспитать себя, почему надо остерегаться уныния, как относиться к земным тревогам и др. В его светских и религиозных текстах есть и проповедь, и исповедь. Но гоголевская исповедь лишь малой тенью легла на сочинения Клюева. Так, он не испрашивает столь искренне прощения у тех, кого вольно или невольно обидел, не исповедуется истово в грехах. Но все же ему снятся сны о собственном несовершенстве, о своей неготовности войти в рай небесный. Роднит с Гоголем вера в преодоление ужасов жизни и собственных страхов, оба говорят о путях спасения.

Еще предстоит осмыслить интеллектуальные, духовные и стилевые связи Клюева и Я. Беме, крестьянского сына, у которого тоже были видения и которому тоже в детском возрасте предсказали, что на него будет дивиться мир. Еще предстоит осмыслить мистическую родственность снов Клюева и видений популярного среди философов Серебряного века Э. Сведенборга.

В наше время сновидения Клюева, благодаря их публикации, принимаются как факт литературы 1920 – 1930-х гг. Их мистическое содержание отражает его трагическое ощущение эпохи. Он в родной стране был как в чужом месте. Публицист и критик Р. Менский вспоминал о своей встрече с ним в 1928 г.: «Поговорили о деревне, о надвинувшемся на крестьян горе. Когда мы уходили, Н.А. почти шепотом несколько раз сказал: “Будет гарь… Ох, будет гарь”… Насильственная коллективизация у него ассоциировалась с насильственным никонианством»[209]. О том же вспоминал и Э. Ло Гато: «И в 1929 и в 1931 гг. Клюев имел случай сказать мне – и я записал это, по понятным соображениям не мог использовать в тогдашних моих статьях – что “величайшее преступление” советского правительства состояло в насильственном превращении русского мужика в пролетария, в беспощадном уничтожении того, что составляло глубинную сущность России, в осуждении, как противоречащей материальному прогрессу, той религиозности, которая всегда жила в душе русского крестьянства хотя бы в самых первобытных формах, как, например, в жестокие времена Болотникова, Стеньки Разина или Пугачева, столь дорогих большевикам»[210].

Его расстреляли вскоре после Клычкова, тоже в октябре.

 

 


Примечания

 

[1] Философов Д. Друзья или враги // Философов Д. Неугасимая лампада: Статьи по церковным и религиозным вопросам. М., 1912. С. 163.

[2] Медведев Ю.П. Николай Клюев и Павел Медведев. К истории диалога // Николай Клюев глазами современников / Сост., подгот. текста, примеч. В.П. Гарнина. СПб., 2005. С. 112.

[3] Липкин С.И. Из книги «Квадрига» // Там же. С. 212.

[4] Христофорова-Садомова Н.Ф. Воспоминания о поэте Клюеве Николае Алексеевиче // Там же. С. 203 – 204.

[5] Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии / Публ. и сост. Н.В. Клычковой, вступ. ст., подгот.текста, коммент. С.И. Субботина // Новый мир. 1989. № 9. С. 200.

[6] Блок А. С. Пламень (По поводу книги Пимена Карпова «Пламень» – из жизни хлеборобов. СПб., 1913) // Блок А. Собр.соч.: В 8 т. / Общ.ред. В.Н. Орлова, А.А. Суркова, К.И. Чуковского. М. – Л., 1962. Т. V. С. 484.

[7] Карпов П. Трубный голос. М., 1920. С. 31.

[8] Цит. по: Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: В 5 т. Т. II / Гл. ред. А.Н. Захаров. М., 2005. С. 23.

[9]Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы 1912 – 1925. Проза 1915 – 1925 / Сост. и общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995. С. 303. Здесь и далее проза Есенина цит. по этому изданию.

[10] Розанов И.Н. Воспоминания о Сергее Есенине // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. Вступ. статья и коммент. А.А. Козловского. М., 1986. Т. I. С. 442.

[11] Андрей Белый. Григорий Санников. Переписка. 1928 – 1933 / Сост., предисл., коммент. Д.Г. Санникова. М., 2009. С. 214.

[12]Об общении А. Белого и С. Клычкова вспоминал литератор, издательский работник П. Н. Зайцев. См.: Зайцев П.Н. Последние десять лет жизни Андрея Белого. Литературные встречи: Воспоминания / Сост. М.Л. Спивак М., 2008.

[13] Пяст Вл. Встречи / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. Р. Тименчика. М., 1997. С. 368.

[14] Ремизов А.М. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собр.соч.: В 10 т. / Гл.ред. А.М. Грачева. М., 2003. Т. Х. С. 199.

[15] «А теперь я <…> память пишу усопшим. Крестов-то, крестов понаставили! <…> и этот, помните, кудрявый мальчик – “припаду к лапоточкам берестяным, мир вам, грабли, коса и соха, я гадаю по взорам невестиным на войне о судьбе жениха” – Есенин». Ремизов цитирует поэму «Русь» (1914). Там же. С. 311.

[16] Грузинов И.С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. I. С. 376.

[17] См.: Орлицкий Ю.Б. О стихосложении новокрестьянских поэтов (к постановке проблемы) // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997. Исследователь пишет в целом об экспансии стиховой поэтики в прозе новокрестьянских поэтов: «Интересно, что в области стихотворной формы большинство из них придерживалось традиционной ориентации <…> Будучи, таким образом, вполне традиционными в метрике, поэты новокрестьянского направления в то же время активно экспериментируют в прозе, внося в ее структуру разнообразные элементы стиховности». С. 156 – 157.

[18] О литературных влияниях, выявленных в «Яре», см.: Прокушев Ю. О прозе Сергея Есенина // Есенин С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1979. Т. 5. С. 280 – 304; Шахов В.В. Проза С.А. Есенина (традиции и новаторство) // С.А. Есенин. Эволюция творчества. Мастерство. Рязань. 1979. С. 44 – 66; Мекш Э. Чеховские традиции в повести Есенина «Яр» // htt:www.esenins.ru/c80.html.

[19] Бердяев Н. Азиатская и европейская душа // Утро России. 1916. № 8. 8 янв.; Андреев Л. О «двух душах» М. Горького // Современный мир. 1916. № 1, отд. 2. С. 108 – 112.

[20] Семёновский Д. Есенин //Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников / Сост и общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995. С. 79.

[21] Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002. С. 97, 98. Ср.: «Есенин – анархист, он обладает “революционным пафосом”, – он талантлив. <…> Есть такая степень опьянения, когда человеку хочется ломать и сокрушать, ныне в таком опьянении живут многие. Ошибочно думать, что это сродственно революции по существу, это настроение соприкасается ей лишь формально, по внешнему сходству». Из письма М. Горького к Е.К. Феррари от 10 октября 1922 г. // Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы / Общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995. С. 329.

[22] Измайлов А.А. Темы и парадоксы // Биржевые ведомости. 1916. 20 апр.; Перович Я.В. Журнальное обозрение (Северные записки. Кн. 2) // Отклики Кавказа. 1916. 27 апр.; Лорд Генри. Воскресший быт // Семейные вечера. 1917. № 1.

[23] Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы / Общ. ред. Н.И. Шубникова-Гусева, сост. С.П. Митрофановой-Есениной, Т.П. Флор-Есениной, коммент. С.П. Митрофановой-Есениной, С.И. Субботина и др. М., 1995. С. 310, 311.

[24] Старцев И.И. Мои встречи с Есениным // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. I. С. 411.

[25] «<…> долой глагол! Да здравствует существительное! <…> имажинизм <…> неминуемо должен размножить существительное в ущерб глаголу <…> Глагол – это даже не печальная необходимость, это просто болезнь нашей речи, аппендикс поэзии». Шершеневич В. 2 х 2 = 5. Листы имажиниста // От символизма до «Октября» / Сост. Н.А. Бродский, Н.П. Сидоров. М., 1924. С. 188 – 189.

[26] «Все, что говорится о новом понимании временных отношений, поневоле выходит очень туманно. Это происходит потому, что наш язык совершенно не приспособлен для пространственного выражения временных понятий. У нас нет для этого нужных слов, нет нужных глагольных форм. Строго говоря, для передачи этих новых для нас отношений нужны какие-то совсем другие формы – не глагольные. Язык для передачи новых временных отношений должен быть язык без глаголов. Нужны совершенно новые части речи, бесконечное количество новых слов. Пока, на нашем человеческом языке, мы можем говорить “о времени” только намеками. Его истинная сущность невыразима для нас». Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 2004. С. 166.

[27] См.: Серегина С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. М., 2009.

[28] Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступ. статья и коммент. А.В. Лаврова, Дж. Мальмстада. СПб., 1998. С. 147.

[29] Белый в августе 1918 г. отмечал «значительный» разговор с Есениным. См. комментарии к: Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 165.

[30] Мурашев М.П. Сергей Есенин // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. I. С. 189.

[31] Старцев И.И. Мои встречи с Есениным // Там же. С. 411.

[32] Чернявский В.С. Три эпохи встреч (1915 – 1925) // Там же. С. 221.

[33] Пяст Вл. Встречи с Есениным // Там же. Т. II. С.95.

[34] Городецкий С. О Сергее Есенине // Там же. Т. I. С. 183.

[35] Блок А. Дневники // Блок А. Собр.соч. Т. 7. С. 314.

[36] Белый А. Жезл Аарона // Скифы. 1917. № 1. С. 172

[37] Там же. С. 155.

[38] Там же. С. 161.

[39] Там же С. 168.

[40] «Иконы Нестерова и Васнецова, картины Билибина и вообще все живописное искусство этого периода было отравлено совершенно особым подходом к земле, к России – подходом, окрашенным своеобразной мистикой и стремлением к стилизации. Мы очень любили деревню, но на “тот свет” тоже поглядывали. Многие из нас думали тогда, что поэт должен искать соприкосновения с потусторонним миром в каждом своем образе. Словом, у нас была мистическая идеология символизма. Но была еще одна сила, которая окончательно обволокла Есенина идеализмом. Это – Николай Клюев». Городецкий С. О Сергее Есенине. С. 180.

[41] Из письма С. Есенина А. Ширяевцу от 24 июня 1917 г.: «<…> а какой-нибудь эго-Мережковский приподымал бы свою многозначительную перстницу и говорил: гениальный вы человек, Сергей Александрович или Александр Васильевич, стихи ваши изумительны, а образы, какая образность, а потом бы тут же съехал на университет, посоветовал бы попасть туда и, довольный тем, что все-таки в жизни у него несколько градусов больше при университетской закваске, приподнялся бы вежливо встречу жене и добавил: “Смотри, милочка, это поэт из низов…”». Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы. М., 1995. С. 71.

[42] Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет / Сост. Е.Я. Данилов. М., 1991. С. 417.

[43] Там же. С. 441.

[44] Розанов В.В. О себе и жизни своей / Сост., предисл., коммент. В.Г. Сукача. М., 1990. С. 339.

[45] Там же. С. 421.

[46] Философов Д. Разложение материализма // Философов Д. Слова и жизнь: Литературные споры новейшего времени. СПб., 1909. С. 88.

[47] Философов Д. В.В. Розанов // Там же. С. 149.

[48] Философов Д. Отрыжка фиалками // Философов Д. Старое и новое: Сборник статей по вопросам литературы и искусства. М., 1912. С. 88, 86.

[49] Философов Д. Совесть человечества // Там же. С. 193.

[50] Философов Д. Неугасимая лампада // Философов Д. Неугасимая лампада. С. 7.

[51] Об источниках положений «Ключей Марии» см.: Базанов В.Г. Древнерусские ключи к “Ключам Марии” Есенина // Миф – Фольклор – Литература. Л., 1978. С. 204 – 249; Нейман Б. Источники эйдологии Есенина // Художественный фольклор. М., 1929. Кн. IV – V. С. 204 – 217. Также см.: комментарии В. Вдовин об осмыслении Есениным работы В. Стасова «Русский народный орнамент (шитье, ткани, кружева)» // Есенин А. Собр.соч.: В 6 т. Т. V. С. 334.

[52] Гумилев Н. Анатомия стихотворения // Гумилев Н. Сочинения: В 3 т. / Вступ. статья, сост., примеч. Н.А. Богомолова. М., 1991. Т. III. С. 27.

[53] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с немец. О.Н. Трубачева. М., 1987. Т. III. С. 214 – 215.

[54] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1980. Т. III. С. 23.

[55] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. С. 162.

[56] Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения 1910 – 1925 / Вступ. статья, сост., общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995. С. 315.

[57] Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985. С. 553. Из воспоминаний «Последние десять лет жизни Андрея Белого» П.Н. Зайцева:

«Маяковского не оглушили, не ошеломили ни Европа, ни Америка. Он сумел взглянуть на Америку острыми критическими глазами советского человека и увидел в ней за е пресловутым “просперити” и прославляемой демократией черты бесчеловечного, бездушного капиталистического строя.

Есенин не смог разглядеть в Америке эти черты. Не было у него той твердой социально-политической почвы, на которой стоял Маяковский <…> сути американской и европейской жизни, их “образа жизни” Есенин охватить и правильно, глубоко осмыслить не смог: слишком мал был для этого багаж талантливого поэта-лирика, и социально-политический, и культурный, и даже общеобразовательный. Слишком узок был его кругозор» (С. 260).

[58] Зайцев П.Н. Последние десять лет жизни Андрея Белого. С. 260.

[59] Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы. С. 120, 121.

[60] Там же. С. 122.

[61] Там же. С. 122, 123.

[62] Письмо от 6 октября 1923 г. // Там же. С. 229.

[63] Кусиков А. «Только раз ведь живем мы, только раз…» // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. / Вступ. статья, сост., коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1993. Т. I. С. 174.

[64] Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения 1910 – 1925. С. 277.

[65] Клычков – настоящая фамилия писателя. В научных комментариях до сегодняшнего дня встречается указание на фамилию Лешенков, в действительности – литературный псевдоним, достаточно редко использовавшийся. Возможная причина ошибки – фамилия Лешонков персонажа «Князя мира» (1927) набожного Семена Родионыча, впоследствии, по своей набожности, сменившего ее на «Зайцев». Фамилия Клычков значится в документах училища Фидлера и Московского университета, а также в военном билете. Благодарю за разъяснение директора дома-музея С. Клычкова в Дубровках Т.А. Хлебянкину.

[66] Из беседы М. Никё с Е.А. Клычковой 30 декабря 1973 г. Никё М. Ахматова и Клычков // Ахматовский сборник. № 1. Париж, 1989. С. 90.

[67] Городецкий С. Цветущий посох. Пг., 1914. С. 111.

[68] Зайцев П. Последние десять лет жизни Андрея Белого. С. 203.

[69] См.: Солнцева Н. Китежский павлин: Документы, факты, версии. М., 1992. С. 247 – 255; Никё М. Комментарии // Клычков С. Собр. соч.: В 2 т. / Сост., коммент. М. Никё, Н. Солнцевой, С. Субботина, при участии Г. Маквея. М., 2000. Т. II. С. 567 – 580; Шубникова-Гусева Н. Галина Бениславская и Сергей Есенин. СПб., 2008. С. 235 – 246.

[70] Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии. С. 198.

[71] См.: Фрезинский Б. Писатели и советские вожди. М., 2008. С. 79 – 81.

[72] Клычков С. Собр. соч. Т. II. С. 517.

[73] Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии. С. 198.

[74] По воспоминаниям А. Сечинского, брата писателя, Дубровки, деревня, в которой родился Клычков, была «окружена полями крестьянскими, болотом и рекой Куйменкой, а за ней Дубровскими лесами – Чертухина, Потапихи, леса купца Землезы, леса Глебцево – купца Колыгина» (ОР ИМЛИ. Ф. 67, оп.2, № 1а, л. 9). Еще одна реалия: невеста Миколая Митрича Зайцева выходит замуж за сына купца Колыгина.

[75] «В дремучем лесу у села, / Под вечер, сбирая малину, / На ней меня мать родила…». Клычков С. «Была над рекою долина…» (1912, 1918) // Клычков С. Собр.соч. Т. I. С. 108. Похожий мотив в стихотворении С. Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила…» (1912).

[76] В основе статья С. Городецкого о Клычкове «Воин-поэт» в «Биржевых ведомостях» от 14 сентября 1914 г.

[77] Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы 1912 – 1925. Проза 1915 – 1925. С. 259.

[78] Ср.: «Умереть бы тебе, как Михайлу Тверскому, / Опочить по-мужицки – до рук борода!..». Клюев Н. Плач о Сергее Есенине // Клюев Н. Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы / Предисловие Н.Н. Скатов а, вступ. ст. А.И. Михайлова. сост., подгот. текста, примечания В.П. Гарнина. СПб., 1999. С. 565.

[79] Штейнер Р. Из летописи мира // Штейнер Р. Сочинения. Пенза, 1991 г. С. 284, 291.

[80] Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб., 1993. С. 35.

[81] Ср.: Клюев писал в «Гагарьей судьбине» (1922): «В Питере, на Гороховой, бес мне помехой на дороге стал. Оболочен был нечистый в пальто с воротником барашковым, копыта в калоши с опушкой упрятаны, а рога шапкой “малоросс” накрыты» (Клюев Н. Словесное древо / Всуп. статья А.И. Михайлова, сост., подгот. текста, примеч. В.П. Гарнина СПб., 2003. С. 40). О заимствовании речи быть не может: «Гагарья судьбина» не публиковалась, нам она известна по записи Н.И. Архипова.

[82] Морковкины, Голубковы, Каблуковы, Абысовы – жители Дубровок. Благодарю за разъяснение Т.А. Хлебянкину.

[83] Журов П.А. Две встречи с молодым Клычковым // Русская литература. 1917. № 2. С. 154.

[84] Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии. С. 199.

[85] Там же.

[86] Архив А.М. Горького. 17468. 0-10430 КГ-П.

[87] Архив А.М. Горького. Пг-рл 1875/1.

[88]Из письма М. Горького Н. Бухарину от 13 июля 1925 г. / Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 246 – 247.

[89] Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С. 182.

[90] Из письма С. Городецкого С. Клычкову от 3 марта 1925 г. РГАЛИ. Ф. 1684, оп. 1, ед. хр. 44.

[91] Архив Горького. Т. 10. Кн. 2., М., 1965. С. 43.

[92] Там же.

[93] Литературное наследство. М., 1963. Т. 70. С. 20.

[94] Там же. С. 335.

[95] Там же. С. 337.

[96] Возможно, от «балакать» – «беседовать, болтать» или от «балакарить» – «быть шутом, шутить»; В. Даль приводит и диалектное значение «балакирь» – «кувшин, кринка, горлан, горшок для молока» (Даль В. Толковый ловарь живого великорусского языка. Т. I. С. 41.)

[97] По воспоминаниям А. Сечинского, на «реке Дубне была когда-то водяная мельница». ОР ИМЛИ. Ф. 67, оп. 2 № 1а, л. 5.

[98] Запись в дневнике П.А. Журова от 11 марта 1928 г. РГАЛИ. Ф. 2862, оп. 1, ед.хр. 23, л. 64. В 1929 г. Клычков с женой и дочерью отдыхал в Новом Афоне.

[99] В «Князе мира» этот мотив повторен: демоница барыня Рысачиха полагает, что мужик не может быть святым – достаточно посмотреть на иконы.

[100] Клюев Н. Словесное древо. С. 118.

[101] Воронский А. Искусство видеть мир / Сост. Г.А. Воронская, И.С. Исаев. М., 1987С. 231, 228.

[102] Персонаж есенинского «Яра» спасенный утопленник Андрюха рассказал о встрече с подводной девой, красивой, как павочка, выстукивающей каблуками, покачивающей кокошником, позвякивающей серьгами. У Клычкова: «<…> Петр Кирилыч хорошо разглядел величавую деву и такой красоты, какой Петр Кирилыч еще никогда не видал и никто теперь, братцы, уж не увидит… <…> тяжела у нее до самых золотых туфель коса за плечами и переливны ее синие очи, как крылья у птицы-дерябы… И по лазоревой ткани, закрывшей ей плечи и грудь, вышиты искусной рукой белые лилии и желтые бубенчики, и будто звенят они соловьиным звоном на тихом ходу, и белые лилии колышутся чуть лепестками, словно живые…». С. Клычков, собираясь в путешествие к Светлояру, писал П. Журову: «Помолюсь со старцами у чудесной волны, – не услышу ли тихого, любимого, девичьего смеха, не увижу ли на дне дорогих очей! Где они?! Где они?». Из весеннего 1913 г. письма к П. Журову // Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии. С. 197.

[103] Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы. С. 258.

[104] Клюев Н. Словесное древо. С. 73.

[105] Там же. С. 259.

[106] Ориген. О началах // Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С. 125.

[107] РГАЛИ. Ф. 464, оп. 1, ед.хр. 69.

[108] Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1989. С. 107 – 108.

[109] Жизнь деревни в восприятиях Клычкова сочетала поэзию бытия и низкую реальность. Уже осенью 1912 г. он писал П.А. Журову: «Ух, пьянство, морда и когти зеленого змия на сердце и у очей – знаю я это! Волен человек русский и провалился в свою волю, как медведь в яму, – широка русская душа, – и…подавилась своей широтой, как собака костью!». Упоминается в письме и пастух Нил. Журов П.А. Две встречи с молодым Клычковым // Русская литература. 1971. № 2. С. 152.

[110] Никё М. Дьявол у С. Клычкова и М. Булгакова // Revue des etudes slaves. Paris. LXV / 2. P. 369 – 375.

[111] Ориген. О началах. С. 127.

[112] Ср.: «Наука – непрерывный, на чей-то странный зов, неведомо откуда, бег ума по анфиладам пустых и гулких зал в надежде на разоблачение некой сокровенной тайны, чтобы в конце всего познать однажды разочарование в себе и величие того, на что посягали». Леонов Л. Из записной книжки. 1950 – 1960-е годы / Публ. Н.Л. Леоновой // Наше наследие. 2001. № 58. С. 103

[113] Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы 1912 – 1925. Проза 1915 – 1925. С. 246, 243.

[114] Леонов Л. Деяния Азлазивона / Предисл., публ. Н. Л. Леоновой. Послесл. В.П. Полыковской // Наше наследие. 2001. № 58. С. 95, 85.

[115] Путь. 1927. № 7. С. 57.

[116] Как пишет М. Никё: «Клычков, несмотря на свое более традиционное (но менее пламенное) христианство, был поражен метафизическим, извечным, непреодолимым существованием зла. Все его творчество отражает – в обоих смыслах слова – силу зла. Но в отличие от “еретического” Клюева, он не нашел противодействия в Боге. Его апокалипсический дух не включает эсхатологию. Клычков – жертва темного века, Клюев – тоже его жертва, но и пророк Невечернего Света». Никё М. Теодицея у Н. Клюева и С. Клычкова // ХХI век на пути к Клюеву: Материалы международной конференции «Олонецкие страницы жизни и творчества Николая Клюева и проблемы этнопоэтики» / Сост., науч. ред. Е.И. Маркова. Петрозаводск, 2006. С. 85.

[117] Ориген. О началах. С. 296.

[118] РГАЛИ. Ф. 2862, оп. 1, ед.хр. 23, л. 59. Слова Клычкова близки и сказанному Оригеном: «<…> он начальствует над всеми теми, которые последовали его злобе, так как даже мир весь (миром я теперь называю это земное место) во зле лежит и именно в этом отступнике» (Ориген. О началах. С. 125) и апостолом Иоанном: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин. 5, 19).

[119] РГАЛИ. Ф. 2862, оп. 1, ед.хр. 60.

[120] Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии. С. 204.

[121] Клюев Н. Сердце Единорога. С. 363 – 354.

[122] Клычков С. Собр. соч. Т. I. 254, 256, 247.

[123] Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии. С. 204.

[124] Там же. С. 214.

[125] Из весеннего 1913 г. письма к П. Журову // Там же С. 197.

[126] РГАЛИ. Ф. 613, оп. 3, д. 28, л. 20.

[127] Сергей Клычков: Переписка, сочинения, материалы к биографии. С. 217

[128] Влияли ли на Клычкова новые философские идеи, укоренившиеся в художественном сознании прозаиков Серебряного века? Например, европейская философия жизни, на которую в определенной степени опирались и литературная феноменология, и литературный экзистенциализм? В России вышли книги С. Кульпе «Современная философия в Германии. Характеристика ее главных направлений» (М., 1903), Г. Риккерта «Введение в трансцендентальную философию» (Киев, 1904), Д. Милля «О свободе воли» (СПб., 1906), издана книга «Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Освальда», появились переводы Ф. Ницше: в 1898 г. «Так говорил Заратустра», в 1899 г. «Рождение трагедии из духа музыки». В 1909 г. появился перевод «Творческой эволюции» Бергсона. Мог ли Клычков знать Б. Паскаля, задолго до Бергсона писавшего: «Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их освоить» (Паскаль Б. Мысли. Вступ. ст., коммент. Ю.А. Гинзбург. М., 1995. С. 104)? Мог ли читать книгу Н. Лосского «Обоснование интуитивизма» (1906)? Знать о создании в 1913 г. Э. Гуссерлем «Ежегодника по феноменологии и феноменологическому исследованию»? Наверняка мы этого не знаем. Впрочем, знакомство с этими источниками было вполне вероятно еще во время учебы в университете.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных