Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Синтаксические средства. Синтаксис газетно-публицистического стиля обладает рядом специфических черт, отличающих его от синтаксических подсистем научного и официально-делового




Синтаксис газетно-публицистического стиля обладает рядом специфических черт, отличающих его от синтаксических подсистем научного и официально-делового стилей.

Во-первых, в систему синтаксических средств газетно-публицистического стиля входят конструкции, характеризующиеся наличием эмоционально-экспрессивных коннотаций, что, как было отмечено, не свойственно ни научному, ни официально-деловому функциональному стилю. Такими конструкциями являются, в частности: 1) «именительный темы»: Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова/ (Л. Леонов); 2) риторические вопросы: С Девятым мая можно и не фантазировать: пошел на Поклонную, посмотрел салют, попил пивка... Дешево, прикольно — что еще нужно растущему организму? (О том, как можно молодежи провести праздники в Москве); 3) вопросы, целью которых является оживление речи за счет перебива монологической формы диалогической, вследствие чего имитируется живое общение; от риторических вопросов они отличаются тем, что на такие вопросы дает ответ сам автор; например: (1) На долю Маг­нитогорского металлургического комбината приходится 20 процентов производимого в стране проката. Что значит Магнитка для Южно-Уральской дороги? Она дает 16процентов общей погрузки магистрали и 60 процентов погрузки черных металлов; (2) Проще всего обвинить во всем государство. Но часто ли мы анализируем развал в собственных душах? (3) Появись среди нас сегодня Макаренко, смог бы он победить беспризорность в одиночку? Тем более что большинство сегодняшних бомжат — это сироты при живых родителях; 4) повторы: Станиславский призвал актера жить на сцене, жить, ища большую правду и передавая ее зрителям (А. Толстой); 5) риторические восклицания: Пусть же зритель, приходя на кинопремьеру, чаще испытывает высокую радость встречи с большим искусством! (он же); 6) инверсивный порядок слов, причем встречаются предложения с инверсией различных типов: а) с нарушением последовательности тема+ рема; и б) с нарушением объективного порядка компонентов неактуализированных словосочетаний в составе темы или в составе ремы; например: а)рема перед темой: (1) Далеко II от Новой Зеландии до основных центров международной жизни; (2) Новые квартиры получат // семьи погибших во время террористического акта в театральном центре на Дубровке; (3) Строительство недорогих отелей решило начать // правитель­ство Москвы; компоненты ремы расположены дистантно: Добрый этому жанру // путь!(вгазетной статье о жанре художественного литературного чтения с эстрады). Ср. с объективным порядком слов, где тема предшествует реме: Семьи погибших... // получат новые квартиры; Правительство Москвы // решило начать строительство недорогих отелей; Этому жанру // добрый путь\ б) Ночь провести можно по-разному (инверсия в словосочетании со связью управления: провести ночь); 7) расчленение текста {сегментация), состоящая в том, что какая-либо часть текста отчленяется — позиционно и интонационно — от основной части текста, с которой она связана структурно и по смыслу, и располагается либо в препозиции — при антиципации: примеры под литерой а), либо в постпозиции — при парцелляции: примеры под литерой б); например: а)сегментация текста путем антиципации: (1) [Мы лукавим, когда ссылаемся только на нехватку средств для строительства детских приютов и домов.] Мы разучились любить детей — вот главная причина их бродяжничества. Текст без сегментации: Главная причина бродяжничества детей — то, что мы разучились любить их. (2) Наш современник. Какой он? Чем живет? Несегментированный текст: Какой наш современник? Чем он живет? б) Сегментация путем парцелляции: Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой.

Разумеется, приведенный перечень экспрессивных конструкций не является закрытым списком, их количество значительно боль ше, и они, как было сказано выше, рассматриваются в стилистике ресурсов и в стилистике речи. Здесь важно подчеркнуть, что их наличие — это черта не только отдельных газетно-публицистических текстов, что их употребление не связано лишь с авторской индивидуальностью, но является дифференциальным признаком газетно-публицистического стиля языка, они входят в систему средств этого функционального стиля, составляя его необходимую принадлежность, будучи заданы общими признаками стиля.

Вторая особенность синтаксиса газетно-публицистического стиля вытекает из первой, из стремления к экспрессии, и состоит в его проницаемости для конструкций с разговорной окраской: эллиптированных конструкций; бессоюзных сложных предложений; предложений, представляющих собой неполную реализацию струк­туры простого предложения; фразеологизированных построений и др. Например: Прогулял — держи ответ (заголовок газетной статьи); Наконец-то «заминировали» 1-й ГУМ МГУ! (гуманитарный корпус Московского госуниверситета имени М.В.Ломоносова — O.K.). Мероприятие прошло по сценариям лучших боевиков Голливуда: понае­хала куна машин милиции, скорой и даже прилетели вертолеты\

В последние годы (начиная со времени «перестройки», когда была провозглашена свобода слова и гласность) в языке газеты произошли определенные изменения (см. ниже, § 5), в частности, в газетные тек­сты стали проникать не только разговорные, но и просторечные, и жаргонные, и другие нелитературные элементы. В синтаксисе это нашло отражение в расширении сочетаемостных возможностей слов: так, появились такие словосочетания, как трудовая апатия, партийный беспредел и т. п., невозможные ранее. Однако сама тенденция - сочетание экспрессии и стандарта — осталась неизменной и определяющей систему языковых средств этого стиля.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных