ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Семинарское занятие №2Язык как своеобразное общественное явление Цель: Заложить основу научного подхода к проблеме сущности языка, обеспечить теоретические основы рассмотрения вопроса о разграничении дихотомии языка и речи. Введение понятий, связанных с семиотическим подходом к языку. Показать сложность проблемы системного изучения языка, познакомить студентов с основными функциями языка. Основные вопросы семинарского занятия 1. Природа, сущность и функции языка. 2. Язык и речь. Речевая деятельность. 3. Язык как знаковая система. Развитие языкового знака. 4. Язык и мышление. 5. Язык как система и структура. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка. Основные понятия и определения Структура языка – совокупность присущих ему элементов (единиц и категорий), организуемых в единое целое совокупностью языковых отношений и зависимостей. Синхрония – (от греч. Syn – совместно + chronos – время, т.е. одновременность). Состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов как предмет лингвистического изучения. Диахрония – (от греч. Dia – через, сквозь + chronos – время, т.е. разновременность). Историческая последовательность развития отдельных языковых явлений и развитие системы языка в целом как предмет лингвистического изучения. Синтагматические отношения - непосредственные отношения единиц в линейной последовательности. Парадигматические отношения – отношения, складывающиеся между элементами языковой системы вне линейной речевой цепи. Речь – говорение, протекающее во времени, в устной или письменной форме. Под речью понимают, как сам процесс говорения, так и его результат. Язык – это система объективно существующих социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.
План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Что такое структура языка? 2. Какова функциональная нагрузка различных элементов языка? 3. Что такое система языка? Назовите системы (ярусы) языка и их основные единицы. 4. Существуют ли в языке асистемные явления? 5. Что такое синхрония и диахрония? Каков из срезов – синхронии или диахронии – предполагает сравнение языковых единиц в разные эпохи их исторического развития? 6. Объясните разницу между синтагматическими и парадигматическими отношениями. Какие свойственны явлениям языка, какие – явлениям речи?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|