Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 1. Укажите, какие из приведенных ниже слов не выражают понятия




1. Укажите, какие из приведенных ниже слов не выражают понятия. Объясните, почему: стол, перо, ой, книга, да, зима, Чарльз, нет, один, лекция, а, танец, ах.

2. Охарактеризуйте данные слова с фонетической, грамматической и лексической стороны: пылесос, чудесный, танцевать.

3. Значение слова складывается из его лексического значения, т.е. материального содержания, выражаемого основой слова, и грамматического значения, т.е. показателя различных отношений, обычно находящего свое выражение в формальной принадлежности слова. Определите, на основе какого грамматического значения объединяются слова:

стол, мыло, глаз, око, портной, стена, белизна, окно, чтение, вуз;

стал, мыл, мыла, сыграть, играть, пишите, играя, игравши, битый, спетый.

Прежде чем отвечать, проанализируйте возможности приведенных слов иметь формы числа, рода, падежа, времени, вида.

4. Как называется явление, наблюдаемое в следующих случаях:

Слово «семья» означает «семь я».

Что орешь: Тоже оратор нашелся?

5. Объясните появление данных ниже слов. Приведите их правильную форму: гульвар, мелкоскоп, клеветон, куператив, копитал, мрамориальная доска, полуклиника, скупилянт, полусад, полутехнический институт.

6. Дайте этимологию следующих слов: окно, столица, гусеница, коричневый, мешок, порошок, мошенник, завтра, горький, цепенеть, присяга.

7. Объясните, какими способами образованы нижеприведенные слова: дедерон, автоматчик, мяукать, больной, горком, РСФСР, антиобщественный, робот, ученый, районо, вуз, железобетон, кукушка, хулиган. Бесплатный, сендвич, плюшкин, военкомат, медсестра.

8. Укажите, какие виды переносных значений наблюдаются в подчеркнутых словах:

Острый (нож, ум), блюдо (фарфоровое, вкусное), вершина (горы, славы), бумага (писчая, с подписью директора), легкий (чемодан, характер), пустой (стакан, человек), аудитория (чистая, внимательная), подошва (кожаная, горы), галифе, читать Пушкина, Печорин наших дней, круглый (стол, невежа)

Едва заняли места и расположили вещи в общей каюте второго класса, как Павлик, разморенный духотой и дорогой, стал клевать носом (В. Катаев).

Однако в третьем классе ездить считалось «неприлично» в такой же мере, как в первом классе «кусалось» (В. Катаев).

Был как раз горячий сезон помидоров и винограда (В. Катаев).

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).

Я три тарелки съел!

И полно, что за счеты! (И. Крылов).

В воде шла мраморная перекличка красок (К. Федин).

…он насторожился и, сделав несколько шагов, увидел машину с фургоном. Она стояла метрах в 300-ах. Около нее – люди в зеленых плащах с капюшонами, натянутыми на фуражки. Его также заметила. Капюшоны (их, кажется, было четверо) сразу все на него уставились (А. Леви).

9. Укажите и объясните, в каких случаях имело место расширение, а в каких – сужение значения: квас, перо, пиво, стрелять, белье, немец, чернила.

10. Укажите, какие фонетические и морфологические изменения претерпели русские слова при заимствовании в английский, немецкий и французский языки: kolkhoz, steppe, Bolshevist, der Kolchos, die Steppe, der Bolschewik, le Kolkhoze, la steppe, le bolchevik.

11. Определите, когда произошло семантическое, а когода словообразовательное калькирование: насекомое (лат. Insectum), вольнодумец (фр. Libre penseur), небоскреб (англ. Sky-scraper), впечатление (фр. Impression), представление (нем. Vorstellung), утка – ложное сообщение (фр. canard), черта – особенность (фр. trait).

12. Замените приведенные слова и сочетания слов интернациональными: азбука, ваятель, ввоз, вывоз, животный мир, растительный мир, международный, наука о земле, наука о жизни, наука об обществе, общественный, правописание, разбор, рукопись, власть народа.

13. Составьте синонимический ряд из следующих слов, выделив доминанту: грандиозный, громадный, большой, гигантский, великолепный, огромный, колоссальный, величественный, помпезный, крупный; битва, сражение, сеча, побоище, баталия, война, борьба, бой, драка.

14. Следующие слова сгруппируйте в синонимические ряды: храбрый, источник, невпопад, глаза, удовольствие, опрятный, смелый, ключ, пытливый, чисты, торопиться, отважный, очи, любознательный, родник, смеяться, некстати, спешить, хохотать, наслаждение, мужественный.

15. Подберите синонимические ряды к следующим словам: старый, горе, спрашивать, вопрос, грусть, спать, маленький, хотеть, архитектор, холод, беспорядок, равнодушие, гнет, причина.

16. Приведите синонимический ряд к слову «вежливый». Все ли синонимы можно употребить вместо слова «вежливый» в предложении: «Он вежлив был в иных прихожих, но дома скучен, сух и горд.» (А.С. Пушкин)?

17. Приведите синонимы к слову «старый». Проверьте сочетаемость этих синонимов с существительными, с которыми сочетается прилагательное «старый (-ая, -ое»: человек, дом, история, дело, книга, занятие, знакомый?

18. Расширьте приведенные ряды синонимов: крошечный, мизерный, незначительный….; скоро, поспешно, вдруг….

19. В данных синонимических рядах выделите слова, являющиеся стилистическими синонимами по отношению к своей доминанте: грустить, печалиться, унывать, тосковать, кручиниться, вешать нос; известный, популярный, знаменитый, прославленный, славный, знатный, именитый; лежать, покоиться, валяться, возлежать; недостаток, нехватка, дефицит, недостача.

20. Укажите, какие части речи представлены формами слов: кос, сыр, лук, простой, покрывало, жгут, постой, мой, три, знать, были, вели, дали, вина, стекло, стать, век, течь. Назовите явление, которое они иллюстрируют.

21. Объясните значение следующих омонимов: лейка, сложить, совет, месяц, ток, настроить, ключ, лук, болтать, донести, род, ласка, нота, наказать, свет.

22. В приведенных примерах разграничьте омофоны, омографы, омоморфемы и омонимы: зрелый плод – плот для переправы, разделение мостов – разделение овец, мою руки – верни мою книгу, автоматическая ручка – ручка ребенка, костный мозг – косный человек, дипломатическая нота – нота «до», страшная мука – пшеничная мука, шах королю – персидский шах, дуло в окно – дуло автомата, худой высокий человек – худой сапог.

23. От омонимии следует отличать паронимию. Паронимы (от греч. Para – возле + onoma - имя) – однокоренный слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.

24. Укажите различия в значениях следующих паронимов: презренный – презрительный, невежа – невежда, парламентер – парламентарий, идеальный – идеалистический, человечный – человеческий, почтенный – почтительный, сборный – сборочный, драматичный – драматический, пометы – пометки.

25. В сочетаниях с какими из приведенных существительных становятся антонимами прилагательные: сухой и мокрый, сухой и яркий, сухой и влажный, сухой и свежий; климат, ответ, язык, трава, белье, письмо, ноги, человек?

26. Подберите антонимы к разным значениям нижеследующих слов: холодный, старый, худой, твердый, крепкий, дикий.

27. Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые, расположив их в две колонки. К устойчивым подберите слова-эквиваленты: толочь воду в ступе, хранить тайну, морской волк, морской воздух, попасть в переплет, северный олень, начало века, хранить зерно, пирог с изюмом, дать по шапке, белая бумага, девушка с изюминкой, любимый поэт, чувство локтя, Первое мая, втирать очки, Тихий океан, лезть на рожон, гулять по лесу, медвежий угол, навострить лыжи, строить дорогу, лезть в окно, волчья яма, кранный флаг, голубое небо, строить воздушные замки, сосредоточенно думать, новости дня, на седьмом небе, красный уголок, медвежья услуга, хорошая погода, уходить из дому, красная строка, железный век, дать тягу, игра в мяч, шелест леса, железный лом, торопиться на поезд, игра природы, палка о двух концах, крепкий сон, жить своим трудом, стучать топором, дать хлеба, попасть впросак, водой не разольешь.

28. Употребите следующие словосочетания в предложениях как свободные и как устойчивые. К устойчивым словосочетаниям подберите слова-синонимы, укажите, чем отличаются друг от друга предложения с устойчивыми словосочетаниями и синонимичными им словами: брать на буксир, выносить сор из избы, сидеть на мели, намылить голову, нагреть руки, смотреть сквозь пальцы, тянуть лямку, вылететь в трубу, рыльце в пушку, показывать когти, отделать под орех, шевельнуть пальцем, перегнуть палку, синий чулок, руки чешутся, зеленая улица.

29. Какой смысл имеют следующие выражения? Установите источники их происхождения: как белка в колесе, прокрустово ложе, а ларчик просто открывался, игра не стоит свеч, бить баклуши, буря в стакане воды, лезть на рожон, воздушные замки, зарыть талант в землю, при царе Горохе, навострить лыжи, и ты Брут? Брать на буксир, потемкинские деревни, ахиллесова пята, избиение младенцев, три кита, смотри в корень, ездить в Тулу со своим самоваром, Тришкин кафтан, узы Гименея, спустя рукава, тянуть лямку, перейти Рубикон, собака на сене, козел отпущения.

30. Выпишите в 3 колонки фразеологические сращения, единства и сочетания: ни зги не видно, тянуть лямку, реветь белугой, съел собаку, вариться в собственном соку, как пить дать, трескучий мороз, задать стрекача, тоска зеленая, тянуть канитель, закадычный друг, прописать ижицу, пальма первенства, как корове седло.

31. Найдите фразеологизмы, пословицы и афоризмы: перейти Рубикон, жребий брошен, заморить червячка, сытый голодного не разумеет, любишь кататься – люби и саночки возить, суждены нам благие порывы, сесть в лужу, иерихонская труба, попасть пальцем в небо, тертый калач, притча во языцех.

32. Найдите эквиваленты ФЕ английского языка: to be born with a silver spoon in one’s mouth; in for a penny, in for a pound; to be as fit as a fiddle; to talk shop; to let the cat out of the bag; to live from hand to mouth; to beat about the bush; to pay through the nose; to wear one’s heart on one’s sleeve; as dead as a doornail.

33. Руководствуясь предложенным планом, сделайте краткое сообщение об одном из словарей. Сообщение делается на основе тщательного анализа одной или нескольких словарных статей выбранного словаря.

Когда и кем составлен словарь?

Назначение словаря (его цель и задачи).

Количество слов. Чем определяется их отбор?

Принцип расположения слов.

Содержание взятой для образца словарной статьи – какие сведения в ней сообщаются?

Построение словарных статей. На какие составные части их можно разделить?

Какие приемы объяснения слов используются?

В какой мере и с какой целью привлекается иллюстрированный материал?

Вывод о типе словаря.

Опишите разницу в построении и содержании словарных статей, посвященных одним и тем же словам в разных типах словарей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных