ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Языкознание. Фонетика. ЛексикологияТ.Л.Новикова, С.В.Разживина
Русский язык С основами языкознания Часть первая Языкознание. Фонетика. Лексикология Учебное пособие
Тула - 2011
УДК – 808.2 ББК – 81.2Р – 923
Т.Л.Новикова, С.В.Разживина
Рецензенты: Доктор филологических наук, профессор кафедры документоведения и стилистики русского языка Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого Бондаренко В.Т.; Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тульского государственного университета Красильникова Е.П.
Русский язык с основами языкознания: Учебное пособие / Под ред. С.В.Разживиной. – Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого, 2011. В учебном пособии освещены основные проблемы языкознания. В нём представлены два раздела современного русского языка: фонетика и лексикология. Учебное пособие может быть использовано студентами высших учебных заведений, обучающихся по системе бакалавриата, при освоении дисциплин: «Введение в филологию», «Фонетика современного русского языка», «Лексикология современного русского языка» (050100 - направление «Педагогическое образование» /профиль «Русский язык»; 032700 – направление «Филология» /профиль «Отечественная филология», «Зарубежная филология»; 035300 – направление «Искусства и гуманитарные науки» / профиль «Философия»); «Основы языкознания» (050700 – направление «Специальное (дефектологическое) образование). УДК – 808.2 ББК – 81.2Р – 923
Изд-во ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2011 Содержание Предисловие ………………………………………………………………… 6 Языкознание. Язык как объект изучения языкознания ………………… 7 Виды и функции языка в обществе…………………………… 7 Язык и сознание. Язык и мышление………………………………… 14 Язык и речь…………………………………………………………… 19 Проблема происхождения языка человека……………………… 25 История появления письма………………………………………….28 Тенденции изменения и развития языка……………………………...34 Перспективы развития языков в будущем……………………………40 Классификации языков……………………………………………………… 41 Генеалогическая классификация языков……………………………..42 Типологическая классификация языков……………………………..55 Язык как структурно-организованная система……………………………..60 Языковой знак………………………………………………………….60 Уровневая структура языка……………………………………………64 Фонетический уровень языка………………………………………….71 Сегментное членение речи………………………………………….. 71 Звук в акустическом и артикуляционном аспекте…………… 78 Классификация гласных и согласных звуков……………………. 81 Фонетические и нефонетические чередования звуков…… … 92 Звук в функциональном аспекте…………………………………… 102 Слог……………………………………………………………………… 108 Ударение…………………………………………………………… 118 Интонация………………………………………………………… 119 Графика. Основные характеристики и принципы русской графики………………………………… … 120 Принципы русской орфографии. Основные правила русской орфографии…………………………………………… … 125 Лексический уровень языка………………………………………… 131 Слово как многоаспектная единица языка………………… 131 Типы лексического значения слова………………………… …… 135 Смысловая структура слова. Понятие о компонентном анализе слова…………………………………………………… 146 Лексико-семантическая синтагматика и парадигматика…………………………………………………… 150 Многозначность………………………………………… 152 Омонимия……………………………………………… … 160 Паронимия…………………………………………… …… 161 Синонимия………………………………………… …… 168 Антонимия………………………………………… …… 183 Лексика русского языка с точки зрения её происхождения и сферы употребления…………………………………………… … … 193 Фразеология………………………………………………………… 217 Фразеологизм. Основные признаки фразеологизма………………………………… …….. 217 Семантические типы ФЕ………………………… 223 Структурные типы ФЕ…………………………. 227 Функционально-социальная характеристика ФЕ …………………………….. 233 Рекомендуемая литература……………………………………………………………..235
Предисловие Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ включает курс русского языка в обязательный минимум специальных дисциплин многих гуманитарных факультетов. Этот курс обязателен и при подготовке бакалавров. Предлагаемое учебное пособие является в определённой мере универсальным. Оно может быть использовано студентами как филологического факультета, так и нефилологических факультетов, поскольку курс «Русский язык с основами языкознания» является одним из профилирующих в системе подготовки студента-гуманитария. Задача курса состоит в расширении и углублении знаний в области языкознания. Изучение «Русского языка с основами языкознания» предполагает не только приобретение студентами знаний в области языка, но и выявление взаимосвязи языка и сознания, языка и мышления, языка и общества, языка и человеческой личности. Основы языка, усвоенные студентами при изучении данного курса, получают конкретные очертания при изучении современного русского языка и лингво-исторических дисциплин (старославянский язык, историческая грамматика русского языка). Это служит лингвистической базой для изучения языка и способов обучения языку. Курс предполагает углубить теоретический и профессиональный уровень учителя-словесника, который должен быть вооружен необходимой суммой знаний важнейших теоретических проблем современного языкознания. Учитель должен хорошо знать соотношение научного и школьного курсов русского языка, представлять себе сущность литературного языка и его норм, социально-функциональное расслоение языка, обладать сведениями о развитии языков России, уметь показать учащимся роль русского языка как одного из международных языков. Теоретический материал, представленный в пособии, детально и глубоко освещает проблемы современного языкознания, а также два раздела современного русского языка: «Фонетику» и «Лексикологию» на базе языкознания. Пособие открывается главой, посвящённой основным вопросам языкознания: языку, проблеме его происхождения и развития, перспективам существования языка в будущем. В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка выстроить индивидуальную концепцию в освещении ключевых вопросов языкознания. Наиболее актуальным для современной теории языка является системный подход к изучению единиц языка, предопределяемый широким освещением языковой системы в целом, её ярусов, отношений между единицами языковой системы, законами их взаимодействия. Описание языковых уровней основывается на принципе иерархической упорядоченности. По этой причине описание фонетического уровня открывает языковую систему. В этой главе авторы попытались систематизировать теоретический материал по единицам фонетического уровня, привлекая элементы сопоставительной фонетики. Характеристика звуковой системы русского языка производится в трех аспектах: акустическом, артикуляционном и функциональном. Для выявления национальных особенностей русской фонетической системы осуществляется экскурс в фонетические системы других языков мира. Научное освещение лексического уровня языка опирается на системные отношения между лексическими единицами: синтагматические и парадигматические. Учебное пособие нацелено на представление современных взглядов, касающихся проблем русского языка и языкознания в целом в начале XXI века. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|