Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Языкознание. Фонетика. Лексикология




Т.Л.Новикова, С.В.Разживина

 

Русский язык

С основами языкознания

Часть первая

Языкознание. Фонетика. Лексикология

Учебное пособие

 

 

Тула - 2011

 

УДК – 808.2

ББК – 81.2Р – 923

 

Т.Л.Новикова, С.В.Разживина

 

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор кафедры документоведения и стилистики русского языка Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого Бондаренко В.Т.;

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тульского государственного университета Красильникова Е.П.

 

Русский язык с основами языкознания: Учебное пособие / Под ред. С.В.Разживиной. – Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого, 2011.

В учебном пособии освещены основные проблемы языкознания. В нём представлены два раздела современного русского языка: фонетика и лексикология.

Учебное пособие может быть использовано студентами высших учебных заведений, обучающихся по системе бакалавриата, при освоении дисциплин: «Введение в филологию», «Фонетика современного русского языка», «Лексикология современного русского языка» (050100 - направление «Педагогическое образование» /профиль «Русский язык»; 032700 – направление «Филология» /профиль «Отечественная филология», «Зарубежная филология»; 035300 – направление «Искусства и гуманитарные науки» / профиль «Философия»); «Основы языкознания» (050700 – направление «Специальное (дефектологическое) образование).

УДК – 808.2

ББК – 81.2Р – 923

 

Изд-во ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2011

Содержание

Предисловие ………………………………………………………………… 6

Языкознание. Язык как объект изучения языкознания ………………… 7

Виды и функции языка в обществе…………………………… 7

Язык и сознание. Язык и мышление………………………………… 14

Язык и речь…………………………………………………………… 19

Проблема происхождения языка человека……………………… 25

История появления письма………………………………………….28

Тенденции изменения и развития языка……………………………...34

Перспективы развития языков в будущем……………………………40

Классификации языков……………………………………………………… 41

Генеалогическая классификация языков……………………………..42

Типологическая классификация языков……………………………..55

Язык как структурно-организованная система……………………………..60

Языковой знак………………………………………………………….60

Уровневая структура языка……………………………………………64

Фонетический уровень языка………………………………………….71

Сегментное членение речи………………………………………….. 71

Звук в акустическом и артикуляционном аспекте…………… 78

Классификация гласных и согласных звуков……………………. 81

Фонетические и нефонетические чередования звуков…… … 92

Звук в функциональном аспекте…………………………………… 102

Слог……………………………………………………………………… 108 Ударение…………………………………………………………… 118

Интонация………………………………………………………… 119

Графика. Основные характеристики

и принципы русской графики………………………………… … 120

Принципы русской орфографии. Основные правила

русской орфографии…………………………………………… … 125

Лексический уровень языка………………………………………… 131 Слово как многоаспектная единица языка………………… 131

Типы лексического значения слова………………………… …… 135 Смысловая структура слова. Понятие о компонентном

анализе слова…………………………………………………… 146

Лексико-семантическая синтагматика

и парадигматика…………………………………………………… 150

Многозначность………………………………………… 152

Омонимия……………………………………………… … 160

Паронимия…………………………………………… …… 161

Синонимия………………………………………… …… 168

Антонимия………………………………………… …… 183

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения

и сферы употребления…………………………………………… … … 193

Фразеология………………………………………………………… 217 Фразеологизм. Основные признаки

фразеологизма………………………………… …….. 217

Семантические типы ФЕ………………………… 223

Структурные типы ФЕ…………………………. 227

Функционально-социальная

характеристика ФЕ …………………………….. 233

Рекомендуемая литература……………………………………………………………..235

 

Предисловие

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ включает курс русского языка в обязательный минимум специальных дисциплин многих гуманитарных факультетов. Этот курс обязателен и при подготовке бакалавров. Предлагаемое учебное пособие является в определённой мере универсальным. Оно может быть использовано студентами как филологического факультета, так и нефилологических факультетов, поскольку курс «Русский язык с основами языкознания» является одним из профилирующих в системе подготовки студента-гуманитария.

Задача курса состоит в расширении и углублении знаний в области языкознания. Изучение «Русского языка с основами языкознания» предполагает не только приобретение студентами знаний в области языка, но и выявление взаимосвязи языка и сознания, языка и мышления, языка и общества, языка и человеческой личности.

Основы языка, усвоенные студентами при изучении данного курса, получают конкретные очертания при изучении современного русского языка и лингво-исторических дисциплин (старославянский язык, историческая грамматика русского языка). Это служит лингвистической базой для изучения языка и способов обучения языку.

Курс предполагает углубить теоретический и профессиональный уровень учителя-словесника, который должен быть вооружен необходимой суммой знаний важнейших теоретических проблем современного языкознания. Учитель должен хорошо знать соотношение научного и школьного курсов русского языка, представлять себе сущность литературного языка и его норм, социально-функциональное расслоение языка, обладать сведениями о развитии языков России, уметь показать учащимся роль русского языка как одного из международных языков.

Теоретический материал, представленный в пособии, детально и глубоко освещает проблемы современного языкознания, а также два раздела современного русского языка: «Фонетику» и «Лексикологию» на базе языкознания. Пособие открывается главой, посвящённой основным вопросам языкознания: языку, проблеме его происхождения и развития, перспективам существования языка в будущем. В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка выстроить индивидуальную концепцию в освещении ключевых вопросов языкознания.

Наиболее актуальным для современной теории языка является системный подход к изучению единиц языка, предопределяемый широким освещением языковой системы в целом, её ярусов, отношений между единицами языковой системы, законами их взаимодействия.

Описание языковых уровней основывается на принципе иерархической упорядоченности. По этой причине описание фонетического уровня открывает языковую систему. В этой главе авторы попытались систематизировать теоретический материал по единицам фонетического уровня, привлекая элементы сопоставительной фонетики.

Характеристика звуковой системы русского языка производится в трех аспектах: акустическом, артикуляционном и функциональном. Для выявления национальных особенностей русской фонетической системы осуществляется экскурс в фонетические системы других языков мира.

Научное освещение лексического уровня языка опирается на системные отношения между лексическими единицами: синтагматические и парадигматические.

Учебное пособие нацелено на представление современных взглядов, касающихся проблем русского языка и языкознания в целом в начале XXI века.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных