ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Язык и сознание. Язык и мышлениеЯзык человека тесно связан с сознанием человека. Сознание – это весь процесс отображения действительности нервно-мозговой системой человека. Мышление – это процесс отображения действительности в формах понятий, суждений и умозаключений. Таким образом, мышление – это часть сознания. При этом, сознание включает в свой состав отображение действительности в иных формах – эмоциональных, эстетических и волевых. Несомненно, язык и мышление представляют собой неразделимое единство: без языка нет мышления, но и без мышления нет языка. Как только у человека исчезают признаки ясного сознания и твердой памяти, тут же как следствие происходят существенные нарушения в его языковой деятельности – в речи. Как только человек перестает обладать навыками речевой деятельности, в том числе и таким особым проявлением организации речи, как внутренний монолог, это приводит неизменно к нарушению и в конечном итоге к разрушению сознания. Следовательно, язык не только выражает мысль, но и формирует её. Однако ставить знака равенства между такими понятиями, как язык и мышление, ни в коем случае нельзя. Это две взаимодействующие стихии, но не идентичные и не взаимозаменимые. Часто приходится сталкиваться с тем, что мысль зачастую опережает форму своего языкового выражения, кажется много богаче и обширнее возможностей языка. Именно этим можно объяснить тот факт, что мы порой сетуем на то, что не всё можно выразить словами. Язык будто бы сковывает нашу мысль, ограничивает её, является не вполне совершенным. То, что мы выражаем языком, зачастую лишь малая толика из того, что хочется сказать и что мы способны выразить. И это связано не только с нашим общим возможным языковым несовершенством, с нехваткой наших знаний языка, но прежде всего с тем, что язык и мышление взаимодействуют гораздо более сложным, чем просто параллельные связи, образом. Механизм этой связи до конца не ясен, окончательно не изучен. Но сложность и само существование этой неразрывной связи языка и мышления теперь уже никто не оспаривает. Следовательно, язык и мышление неразрывны и взаимообусловлены, но не идентичны. Законы мышления изучает логика, законы языка изучает языкознание. Основными единицами, которыми оперирует логика, являются понятия с их признаками, суждения с их членами и умозаключения с их формами. Основными значимыми единицами языка являются: морфема, слово, предложение. О том, что единицы мышления и единицы языка не совпадают друг с другом и не параллельны друг другу, может свидетельствовать, к примеру, сопоставление логической структуры суждения и грамматической структуры – предложения: Лизу сперва испугало серьезное и строгое лицо няни Данное суждение как единица логики состоит из нескольких ситуаций – пропозиций: · Лизу испугало лицо · Лицо было у няни · Лицо было серьёзное и строгое Это суждение состоит из следующих компонентов: ü из субъекта (Лизу) ü из приписанного этому субъекту основного характеризующего его признака (испугало) ü из объекта, на который направлен данный характеризующий признак (лицо) ü из указания на принадлежность данного объекта (няни) ü из указания на выделяющие данный объект признаки (серьёзное и строгое) ü из указания на время, которым скреплено это взаимодействие субъекта и присваиваемого ему говорящим признака (сперва) Как единица языка это одно предложение; предложение простое, состоящее из одной грамматической основы, двусоставное. Оно состоит из главных и второстепенных членов предложения: ü подлежащего (лицо) ü сказуемого (испугало) ü прямого дополнения (испугало → кого? → Лизу) ü несогласованного определения (лицо →чьё? → няни) ü однородных согласованных определений (лицо →какое? → серьёзное и строго е) ü обстоятельства времени (сперва) Итак, единица логики и единица языка по отношению друг к другу асимметричны, имеют разную структуру и состоят из разных компонентов, которые не повторяют друг друга и не связаны друг с другом непосредственно и напрямую. В логике мысль всегда бинарна, двучленна и состоит из субъекта (S) и предиката (P). Из школьного курса грамматики известно, что в языке есть и односоставные предложения. Ср.: · Ему взгрустнулось; Можно вынести всё, кроме безделья – данные предложения являются односоставными безличными // а как единицы логики – это суждения, состоящие из субъекта ему – в 1-ом случае и нулевого, эксплицитно невыраженного от индивидуально-единичного я и до всеобщего всем – во 2-ом случае, а также из характеризующих данные субъекты признаков – взгрустнулось и, соответственно, можно вынести); · Тишина – в языке это односоставное назывное (номинативное) предложение // а как единица логики это двучленное суждение, которое состоит из нулевого, т. е. материально невыраженного субъекта, в роли которого в действительности выступает внешняя среда, и приписанного этому субъекту признака состояния проявления внешней среды с точки зрения её слухового /сенсорного/ восприятия – тишина). Однако язык всегда опирается на законы логики, на законы мышления. Без осмысления нет понимания и нет языкового выражения понятого. Не случайно говорят: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Можно говорить и об обратном: кто имеет ясную, хорошо поставленную речь, кто владеет словом, тот владеет и мыслью; кто способен осмыслить законы действия и организации языка, тот, в конечном итоге, может осмыслить всё. Говоря о соотношении языка и мышления, можно выделить функции языка по отношению к мышлению: 1. Язык участвует в формировании мысли. В свою очередь, мышление нуждается в постоянной опоре на слово и предложение. Без такой опоры ни суждение, ни умозаключение не осуществляются. 2. Формируя мысль, язык выражает информацию о ней, т.е. делает возможным «обмен мыслями». Воспринимая выраженную средствами языка информацию о деятельности мысли автора речи, слушатель или читатель получает возможность воссоздать эту деятельность (естественно, с определенными потерями и наслоениями). Соответственно, можно говорить и о функциях мышления по отношению к языку: 1. Мышление обеспечивает функционирование единиц языка как знаков. Языковой знак представляет собой единство звучания и значения, т.е. материального и идеального. Но идеальное в знаке существует и развивается только потому, что существует и развивается мысль человека. 2. Мышление – главное орудие развития системы лексических и грамматических значений, причем грамматическое значение – это всегда результат абстрагирующей работы мысли, результат обобщения лексических значений и связей между ними Язык и речь Не менее интересна и показательна для познания языка вообще связь языка и речи. Можно сказать, что это две стороны одной и той же медали, но это все же разные понятия, которые также смешивать и не разграничивать нельзя. Речь и язык образуют единый феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного языка в частности. Разобраться в соотношении языка и речи с собственно лингвистической точки зрения сложно. Многие ученые и философы посвятили свои научные изыскания именно этой проблеме – проблеме связи языка и речи, с одной стороны, а с другой, проблеме разграничения этих понятий. Выдающийся немецкий философ и лингвист Карл Вильгельм фон Гумбольдт является одним из таких ученых. Он писал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа» (12; 57). Развил и углубил это положение швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, который утверждал, что «изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида… другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включая говорение» (24; 31). Из этого вытекает, что язык – это орудие (средство) общения, а речь есть производимый этим орудием вид (способ) общения. Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков; это система правил употребления и сочетаемости таких знаков по законам развития и существования данного языка. Речь же по отношению к языку – этопоследовательность отобранных из языковой системы соответствующих языковых знаков, организованная по «правилам» данного языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (устную) или письменную форму своей реализации. Таким образом, речь есть воплощение, реализация языка. Речь – это жизнь языка. Речь – это язык в действии. Речь конкретна и неповторима (хотя и строится на основе установленных в данном языке законов и правил). Язык абстрактен и в каждом конкретном речевом акте воспроизводим. Речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, поэтому можно сказать, что речь – это «здесь» и «сейчас ». Язык же – это суммирующая в общие законы система реализации речи, поэтому язык – это, скорее, то, что «в общем», «типизировано» и «повсеместно». Речь актуальна, потому что является актуализацией языка; язык потенциален, потому что существует как потенциальная возможность конкретной речевой реализации. Речь бесконечна и создаваема в каждом конкретном случае и в каждую конкретную единицу времени каждым конкретным индивидуумом, поэтому невозможно даже вообразить здесь какой-то регламент или какие-то ясно очерченные границы. Язык конечен. Списком можно представить количество существующих в каждом конкретном языке основных звуков, морфем, из которых состоят слова (корень, приставка, суффикс, окончание), частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, служебные части речи – предлог, союз, частица). Даже предложения как определенные языковые образцы, обобщенные в типизированные формы, характерные для того или иного языка, поддаются подсчету, и их можно свести к определенным формам, общепринятым для того или иного языка и известным ему. Всё многообразие речевых выражений, заполненных совершенно различным лексическим материалом, по-разному оформленных интонационно, высказанных с разной целью и в самых различных ситуациях, можно свести к единым языковым образцам, обобщив их грамматическое содержание, и представить в виде общепринятых и усвоенных тем или иным языковым сообществом формул. Ср.: · Звёздами осыпан чёрный сад · Жизнь бедняка скована внешними обстоятельствами · Сколько бессмертиясмонтировано из чужих жизней · Отраваскрыта в речи слишком вкрадчивой Разное лексическое наполнение (= вещественное значение) этих предложений можно представить в виде обобщенного грамматического содержания: «отношение между субъектом и характеризующим его признаком, в котором обозначено состояние субъекта как результат произведенного над ним действия». В свою очередь, такое единое грамматическое значение данных предложений можно представить через известные символы, т. е. формально: именит. падеж существительного + кр. форма причастия // N1 – Part1кратк. Или: · Ни единого нарушения · На небе ни звёздочки · Ни малейшей надежды · Ни дня без строчки · От них ни вреда, ни пользы Грамматическое значение данных предложений сводится к следующему содержанию: «отсутствие бытия потенциально неединичного субъекта». Данное грамматическое значение, независимо от конкретного лексического наполнения и конкретных речевых условий его реализации, всегда будет представлено формой: отрицательная частица ни +форма родит. падежа существит. // Ни N2 Таким образом, конкретные речевые реализации суммируются, обобщаются, типизируются и представляются в языковой системе как определённые грамматические сущности, свойственные тому или иному языку в тот или иной момент его развития и существования. Именно поэтому можно сказать, что речь – это спонтанность и стихия, а язык – это упорядоченность, закономерность и система. Язык – это потенциальные возможности для речевых реализаций, а речь – это само воплощение этих возможностей в реальной жизни языка. Без языка не может быть речи, так как речь, не оформленная по законам данного языка как действующей системы, будет не пригодна для общения. Она будет каждый раз настолько индивидуальной и произвольной, что другому будет непонятна. Но и без развития речи, без самого факта её бытия язык как система, как свод определённых правил употребления невозможен. Его законы должны быть выводимы из конкретного многообразия его использования в жизни. По этому поводу Ф. де Соссюр писал: «Оба эти предмета (язык и речь) тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила всё своё действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык». Речь всегда первична, язык вторичен. «<…> Исторически факт речи всегда предшествует языку», – отмечал Ф. де Соссюр (24; 45). Речь материальна, она предназначена и возможна для сенсорного восприятия, т. е. для восприятия через соответствующие органы чувств. Язык абстрактен, потому что он предназначен для обобщения и типизации основных единиц, способов, свойств и средств человеческого общения. Именно поэтому у языка и речи совершенно разными являются их образующие единицы. Так, единицей речи является звук, а единицей языка на фонетическом уровне – фонема (ср.: разные реализации одной и той же фонемы <с> в приставке в составе, например, таких слов: с носить – звук [ с ] / с бросить – звук [ з ] / с чистить – звук [ щ ] / с жечь – звук [ ж ] «долгий» / с шить – звук [ ш ] «долгий»). Единицей языка на лексическом уровне является слово, а единицей речи – его конкретная реализация – словоформа, потому что слово функционирует в конкретной речевой ситуации в какой-то одной из своих потенциально возможных в данном языке форм (ср.: в предложении Ложь – это не ново имя прилагательное, выступившее здесь в роли сказуемого, представлено своей краткой формой в ср. роде ед. числа известного данному языку и зафиксированного в словаре слова новый). Единицей языка на синтаксическом уровне является предложение, а единицей речи – высказывание, у которого нет ни членов предложения, ни грамматической формы, ни грамматического значения, есть лишь его индивидуальное значение, его смысл и конкретная цель, с которой оно употреблено в речи. Возьмем предложение В детстве Григорий часто болел. В речи это предложение может реализовать разные возможности, присущие заключенной в нем информации, поскольку может быть произнесено с разной целью: · для выделения субъекта (В детстве Григорий часто болел), которому приписан заданный признак – содержание такого высказывания будет соответствовать информации: именно Григорий, а не кто-то другой, известный собеседнику, в детстве часто болел; · для выделения периода времени (В детстве Григорий часто болел) – содержание этого высказывания будет соответствовать совершенно другой информации: не в юности, и не в зрелости и даже не в старости, а именно в детстве Григорий часто болел; · для выделения интенсивности протекания характеризующего субъект речи признака (В детстве Григорий часто болел) – в этом случае содержание информации будет связано с тем, что собеседнику известен субъект, известен и характеризующий его признак и даже период времени, соотносящий субъект с признаком, но неизвестна частота, интенсивность его проявления. Таким образом, высказывания, имеющие совершенно одинаковую структуру (строение), могут в речи реализовывать совершенно разное содержание, наполняться разным смыслом. Высказывания же, подобные таким, как «Счастливо вам оставаться»; «Спасибо на добром слове»; «Полно вам!», вообще не имеют грамматической структуры и являются единицами речевого общения – коммуникатами; это высказывания, у которых нет языкового аналога, нет членов предложения и т. п. Иногда предложение и высказывание существенно расходятся, становятся асимметричными. Так, в односоставном безличном предложении Кажется, холодно совершенно не заключено содержание Закройте форточку!, но в конкретном речевом акте именно это содержание как рекомендация к осуществлению определенных действий, вытекающих из заданного содержания предложения, может актуализироваться и быть единственно востребованным. В непосредственном наблюдении нам дан речевой факт и та или иная его единица. Для психолога или физиолога этот объект наблюдения будет конечным пунктом. Но с лингвистической точки зрения, чтобы осмыслить этот факт или какую-либо его отдельную единицу, необходимо, «так сказать, «остановить» данный в непосредственном наблюдении процесс речи, понять «остановленное» как проявление языка в его структуре, определить все единицы этой структуры в их системных отношениях и тем самым получить вторичный и конечный объект лингвистики – язык в целом …» (18; 43). Таким образом, наиболее существенными характеристиками языка и речи являются следующие: 1. Речь – явление индивидуальное. Язык – явление общее. Язык всегда видоизменяется в единичных речевых проявлениях, но в границах, которые установлены самим языком. 2. Речь – явление психическое, а язык – социальное. Каждый речевой акт подвержен всех психических факторов – ощущений, восприятий, эмоций. Но в языке получает отражение лишь то, что имеет социальную значимость. 3. Речь подвижна, динамична. Язык стремится к обобщённости, стабильности. Язык представляет собой уравновешенную систему внутренних отношений, а всякое равновесие стремится к стабильности, противодействуя попыткам нарушить это равновесие, исходящее из речи. 4. Речи свойственна материальность. Свои функции она может выполнить только в виде единиц, обладающих реальными материальными качествами. Язык стремится предстать в виде абстрактной системы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|