Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонетические и нефонетические чередования звуков




Артикуляционная классификация дает представление об основных звуках речи фонетической системы современного русского литературного языка. В реальном речевом потоке встречается гораздо большее количество звуков. Звуки взаимодействуют друг с другом, попадают в разные фонетические условия, и всё это не проходит для них бесследно. Они меняют свои артикуляционные характеристики, приспосабливаясь либо друг к другу, либо к другим фонетическим условиям, которые складываются при их употреблении. Изменение звуков речи в речевой цепи под влиянием сложившихся фонетических условий в пределах одной и той же морфемы называется фонетическим чередованием. Фонетическому чередованию могут подвергаться и гласные, и согласные звуки. Сами фонетические чередования могут носить различный характер: при изменении в речевом потоке либо затрагиваются основные (конститутивные) артикуляционные признаки звуков, либо при несущественном изменении их качества меняются какие-то их дополнительные составляющие.

Но чередования могут носить и нефонетический характер. Например, в словах су х ой и су ш илка конечные согласные корня оказываются в одинаковых фонетических условиях – в позиции перед гласным, но при этом меняются – < х > чередуется с < ш >. Точно так же и в словоформах ве д уво ж у: фонетические условия для конечных согласных корня абсолютно одинаковы, но тем не менее мы наблюдаем чередование < д > и < ж >. Такого рода чередования в современном русском языке относятся к нефонетическим чередованиям, возникшим когда-то давно, поэтому и носят название исторических. Их нужно учитывать при морфемном анализе – при разборе слова по составу. Так, в словоформе люблю корнем является любл -, так как при сопоставлении словоформ любить и люблю обнаруживается нефонетическое, историческое, чередование б’бл’. И в словоформе свищу корнем является - свищ -, а в начальной форме этого глагола свистеть – - свист -, и в этом случае наблюдается известное историческое чередование стщ. В разделе фонетики такого рода чередования не рассматриваются. Здесь изучаются только такие чередования, которые возникают непосредственно в речевом потоке под влиянием разных фонетических условий, т. е. фонетические чередования.

К одному из важнейших условий, возникающих в речевом потоке, относится ударение и его влияние на произношение того или иного звука речи. Ударение – это выделение особой силой голоса одного из слогов в слове. Слогообразующими звуками в русском языке являются гласные звуки. Русскому слову свойственно одно основное словесное ударение. Значит, лишь один гласный в слове может быть отмечен основным ударением. Этот гласный, соответственно, называется ударным. Все остальные гласные, безударные, по сравнению с этим ударным гласным отмечены меньшей силой голоса, как бы ослаблены. Это ослабление звучания безударных гласных по отношению к ударному называется редукцией (лат. redūcere – уменьшать, ослаблять).

Различают количественную и качественную редукцию. Количественная редукция – это изменение длительности звучания безударного гласного по сравнению с ударным, а качественная редукция – это невыполнение в полном объеме артикуляторной программы для данного безударного гласного по сравнению с его ударным эквивалентом.

Попадая в безударное положение, редуцируются все гласные звуки. Однако одни из них редуцируются в большей степени, что затрагивает их основные артикуляционные характеристики, а другие – в меньшей. Существенной редукции в безударном положении подвергаются гласные неверхнего подъема – [а], [о], [э]. Гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] в безударном положении хотя и меняют свою артикуляцию по сравнению с их ударными аналогами, но все же не столь существенно. Поэтому при осуществлении фонетической транскрипции (= условной записи звучащей речи) часто допускают в качестве рекомендации условную формулировку «гласные верхнего подъема не редуцируются». Иными словами, при фонетической транскрипции показывается лишь редукция гласных неверхнего подъема, гласные верхнего подъема остаются в условной фонетической записи без изменения: у споко и ть [ у спΛко и т’ ]; и зн у три [ и зн у тр’и ].

На качество гласного звука, оказавшегося в безударном положении, влияет и то, в каком месте от ударного слога он оказался – ближе к нему или дальше. В этой связи принято различать:

· I-ую слабую позицию, в которой гласный неверхнего подъема незначительно меняет свои артикуляторные признаки (ср.: п о ле – п о ля) и к которой относится абсолютное начало слова и первый от ударения слог (= первый предударный слог);

· II-ую слабую позицию, в которой гласный максимально ослабевает (ср.: п о ле – п о левой) и по сравнению со своим ударным аналогом существенно меняет свои артикуляторные характеристики; сюда относятся все остальные положения, кроме абсолютного начала слова и первого предударного слога.

Помимо этого, на качество безударного гласного влияет характер предшествующего согласного. Здесь принято различать 3 ситуации:

1. положение безударного гласного перед твердым согласным (t);

2. положение безударного гласного перед мягким согласным (t’);

3. положение безударного гласного перед отвердевшими согласными [ж] [ш] [ц].

Итак, для установления различной степени редукции и верного ее отражения в фонетической транскрипции необходимо выделять следующие ситуации:

  • гласные < о > < а > после твердого согласного в абсолютном начале слова или в первом предударном слоге, т. е. в I-ой слабой позиции, чередуются со звуком 1-ой степени редукции – [Λ], который по своим акустическим характеристикам приближается к звуку [а]: малыш – [ м Λ л ы ш ], опять – [ Λ п’ а т’ ], артель – [ Λ рт’ э л’ ], газон –[ г Λ з о н ], облака – [ Λ бл Λ к а ];
  • гласные < о > < а > после твердого согласного во II-ой слабой позиции, т. е. в заударных слогах и в предударных, кроме первого, чередуются со звуком 2-ой степени редукции, напоминающим по своим акустическим характеристикам нечто среднее между [а] и [ы] – [ъ]: колобок – [ к ъ лΛб о к ], колокол – [ к о л ъ к ъ л ], табакерка – [ т ъ бΛк’ э рк ъ ], карикатура – [ к ъ рикΛт у р ъ ];
  • гласные < о > < а > < э > после мягкого согласного в абсолютном начале слова или в первом предударном слоге, т. е. в I-ой слабой позиции, чередуются со звуком 1-ой степени редукции – э], напоминающим по своим акустическим характеристикам нечто среднее между [и] и [э]: пенёк – [ п’ иэ н’ о к ], пятнистый – [ п’ иэ тн’ и стыj ], еловый –[ j иэ л о выj ], неопытный– [ н’ иэ о пытныj ]
  • гласные < о > < а > < э > после мягкого согласного во II-ой слабой позиции, т. е. в заударных слогах и во всех остальных предударных слогах, кроме первого предударного, чередуются со звуком 2-ой степени редукции, максимально ослабленным – [ь]: величавый –[ в’ ь л’ич а выj ], чародей – [ ч ь рΛд’ э j ], единение – [ j ь д’ин’ э н’иj ь ], яровые – [ j ь рΛв ы j ь ]
  • гласный < а > после отвердевших согласных в I-ой слабой позиции, т. е. в 1-ом предударном слоге, чередуется со звуком 1-ой степени редукции – [Λ]: жаргон– [ ж Λ рг о н ], царевич– [ ц Λ р’ э в’ич ], шагать– [ ш Λ г а т’ ]
  • гласные < о > < э > после отвердевших согласных в I-ой слабой позиции чередуются со звуком [ ыэ ]: шептать – [ ш ыэ пт а т’ ], жених – [ ж ыэи х ], целебный – [ ц ыэ л’ э бныj ];
  • гласные < о > < а > < э > после отвердевших согласных во II-ой слабой позиции чередуются со звуком 2-ой степени редукции [ъ]: шалунишка – [ ш ъ лун’ и шк ъ ], желтизна – [ ж ъ лт’изн а ], шепоток – [ ш ъ пΛт о к ], центровой – [ ц ъ нтрΛв о j ].

Чередование гласных можно представить в таблице:

 

позиции и степень редукции после твердого согласного после мягкого согласного после отвердевших [ж] [ш] [ц]
  <а> <о> <э> <а> <о> <а> <э> <о>
I степень редукции [Λ] э] [Λ] [Ыэ]
II степень редукции [Ъ] [Ь] [Ъ]

 

Чередуются в речевой цепи и согласные звуки. Их основные разновидности под влиянием соседних согласных звуков меняют свои артикуляторные характеристики и заменяются другими согласными звуками. Эти чередования позиционны, так как обусловлены определенным положением (позицией), в которое попадает звук в речевом потоке. Они носят характер закона, не знают отступлений и исполняются всеми носителями данного языка на современном этапе его функционирования, поэтому они закономерны и обязательны. Охарактеризуем основные чередования согласных звуков.

I. Оглушение звонкого согласного в абсолютном конце слова

Если у звонкого согласного есть пара по глухости-звонкости и он попадает в речевом потоке в абсолютный конец фонетического слова, то на месте звонкого согласного выступает его глухая разновидность – звонкий согласный заменяется парным ему глухим согласным: повод – [ повъ т ], долг – [ дол к ], мираж – [ м’ира ш ], клюв – [ кл’у ф ].

II. Ассимиляции

В современном русском литературном языке действует такая закономерность: если в речевом потоке встречаются два различных по своим артикуляторным характеристикам согласных, то один из них, оказываясь более сильным, влияет на рядом стоящий согласный и уподобляет его себе. В русском языке обычно более сильным оказывается последующий согласный, поэтому чаще всего он подчиняет себе предшествующий согласный. Такое влияние одного звука на другой называется ассимиляцией (уподоблением), а направленность ассимиляции от последующего звука на предшествующий – регрессивной ассимиляцией. В фонетической системе современного русского литературного языка наблюдаются следующие ассимиляции:

  • ассимиляция по глухости – это такое чередование звуков, при котором звонкий парный согласный, оказываясь в положении перед глухим, уподобляется ему и становится глухим согласным. Последующий глухой согласный уподобляет себе по участию голоса и шума звонкий парный согласный:

 

tзв. tгл.

tгл. tгл.

Таким образом, в речевом потоке рядом стоящие согласные становятся одинаковыми по участию голоса и шума, т. е. глухими:

походка – [ пΛхо тк ъ ], книжка – [ кн’и шк ъ ], робко – [ ро пк ъ ],

берёзка – [ б’иэр’о ск ъ ]

  • ассимиляция по звонкости – это такое чередование звуков, при котором глухой парный согласный, оказываясь в положении перед звонким, уподобляется ему и становится таким же, звонким, согласным. Последующий глухой согласный уподобляет себе по участию голоса и шума звонкий парный согласный:

tгл. tзв.

tзв. tзв.

Таким образом, в речевом потоке рядом стоящие согласные становятся одинаковыми по участию голоса и шума, т. е. звонкими:

сберечь – [ зб иэр’эч ], молотьба – [ мълΛ д’б а ], футбол – [ фу дб ол ],

просьба – [ про з’б ъ ]

  • ассимиляция по месту образования– это такое чередование звуков, при котором зубной согласный <с – с’> / <з – з’>, оказываясь в положении перед передненебным, уподобляется ему и становится передненебным согласным. Последующий передненебный согласный уподобляет себе по месту образования зубной согласный:

tзубн. tпердненебн.

tпередненебн. tпередненебн.

Иными словами:

 
 


< с – с’> / < з – з’> ← <ж> / <ш> / <ш’> / <ч>

 

[ ш ] / [ ж ] / [ ш’ ] / [ ж’ ]

сшить – [ ш ыт’ ], сжечь – [ ж эч ], счистить – [ ш’ ис’т’ит’ ],

дребезжать – [ др’ьб’иэ ж ат’ ], с чесноком – [ ш’ ьснΛком ]

При этом возникший в результате ассимиляции по месту образования передненебный согласный является длительным по произношению – долгим (бифонемным).

  • ассимиляция по способу образования– это такое чередование звуков, при котором смычные зубные согласные <д – д’> / <т – т’>, оказываясь в положении перед аффрикатами <ц> / <ч> или перед щелевыми <с – с’>, уподобляются им и становятся аффрикатами. Последующий аффрикативный согласный уподобляет себе по способу образования смычный зубной согласный:

 
 


tсмычн. tаффриката

tаффриката. tаффриката.

Иными словами:

 
 


<д – д’> / <т – т’> ← <ц> / <ч> / <с–с’>

[ ц ] / [ ч ]

отсыреть – [ Λ цс ыр’эт’ ], подсолнухи – [ пΛ цс олнух’и ], учиться – [ учи ц ъ ], лётчик – [ л’о ч ик ], подчистую – [ пъ ч истуjу ], богатство – [ бΛга ц т въ ]

При этом возникший в результате ассимиляции по способу образования аффрикативный согласный является так же, как и в результате ассимиляции по месту образования, согласным длительным по произношению – долгим (бифонемным).

  • чередование согласного с нулем звука – это такое чередование согласных, при котором мгновенные согласные <т> / <д> обычно в соседстве с зубными согласными подлежат устранению. Группа согласных упрощается:

частник – [ ча с’н ик ], праздник – [ пра з’н’ ик ], проездной – [ пръjие зн оj ], честный – [ чэ сн ыj ]

Есть и другие чередования согласных звуков – ассимиляция по мягкости, удвоение согласного, диссимиляция (расподобление).

Все данные фонетические чередования звуков речи на письме не обозначаются. В этой связи, из-за расхождения звучания и написания, возникают орфографические трудности – орфограммы – трудные для написания места. Написание слов, отмеченных тем или иным типом фонетического чередования, регламентируется соответствующим орфографическим правилом. Так, слова, отмеченные редукцией гласных в речи, на письме обладают орфограммой – либо правописанием безударной гласной, проверяемой или не проверяемой ударением, либо правописанием чередующейся гласной в корнях. Слова, отмеченные фонетическим чередованием в области согласных, на письме обладают орфограммой, связанной с правописанием глухих/звонких согласных, непроизносимой согласной, двойных согласных и т. п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных