Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наш путь – политика прагматического




реализма *

 

Наш народ, проходя свой путь реализации самоопределения и суверенитета, свой путь обретения свободы, вынужден, обречен на данном этапе быть между молотом и наковальней. Если абстрагироваться от второстепенного, ими являются сегодня Россия и США, США и Россия. При четком понимании исторической и содержательной неоднозначности этих сил и полюсов влияния (Запад – Восток: США – Россия) для Беларуси.

Каков разумный путь политического поведения в данных условиях? ДОСТИЧЬ АДЕКВАТНОГО РЕАЛЬНОСТИ ПОНИМАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЫНЕШНЕГО СВОЕГО БЫТИЯ прежде всего. Понять, во-первых, что ныне быть нейтральным и полностью суверенным нашему государству пока не дадут. Одна сторона влияния будет продолжать втягивать республику в «коллективную безопасность», другая, реагируя на это с некоторым опозданием, – в хитроумное «партнерство» с НАТО. Одна сторона фактически давно втянула Беларусь в зону опаснейшей тихой долларовой экспансии; другая, идя на очевидные политические и экономические жертвы, будет стимулировать вхождение Беларуси в еще трудно прогнозируемую «единую рублевую» или какую-нибудь иную «зону» либо какой-нибудь иной союз... Это соревнование влияний будет, естественно, нарастать. Понять, во-вторых, что биполярность политико-экономического поля влияния, в котором оказалась Беларусь, – это, может быть, и есть тот парадоксальный подарок исторической судьбы, которым становящемуся государственному суверенитету следует мудро распорядиться, чтобы не попасть НИ ПОД ЖЕЛЕЗНУЮ ПЯТУ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИМПЕРСКИХ ПРИТЯЗАНИЙ США, НИ ПОД ЖЕЛЕЗНУЮ ПЯТУ ВОЗМОЖНЫХ ИМПЕРСКИХ ПРИТЯЗАНИЙ РОССИИ, А, ПОЛЬЗУЯСЬ СИЛОЙ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ ОБОИХ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЛИЯНИЕ, СТАНОВИТЬСЯ И БЫТЬ САМОЙ СОБОЙ.

Это значит: активно идя на сотрудничество, не дать превратить себя в Смоленскую или любую иную область великой России, но и не позволить агрессивному националистическому меньшинству БНФ во главе с экзальтированным Зеноном Позняком втянуть Беларусь в сферу откровенно враждебных отношений с великим восточным соседом. Это значит: активно идя на сближение, не дать Соединенным Штатам Америки превратить себя в передовой плацдарм идейно-политического и прочего давления на Россию, в антироссийскую колонию, и вместе с тем освоить, закрепить, всемерно развить разумные экономические, научно-технические и государственные связи с великой страной классической буржуазной демократии и динамического капиталистического уклада экономической жизни.

От такого понимания нужно идти к соответствующей практической политике. К политике терпения и терпимости, осторожного балансирования между полюсами и мировыми лидерами, активного равновесия отношений, к политике РАЦИОНАЛЬНЫХ УСТУПОК и одновременного УЖЕСТОЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ. Короче говоря, нашей внешней политикой должна стать ПОЛИТИКА РАЗУМНОГО ПРАГМАТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. В основе такой политики лежит принцип, который может быть выражен словами: СО ВСЕМИ, НИ С КЕМ В ОТДЕЛЬНОСТИ, НЕИЗМЕННО ОСТАВАЯСЬ САМИМИ СОБОЙ. Но высшие законодатели внешней политики республики – ее «главное служебное лицо», соответствующая комиссия и Президиум Верховного Совета, не являясь профессионалами и в этой области, очень долго не могли дотянуться до понимания необходимости осуществления именно такой философии и такого принципа внешней политики страны.

Разумеется, всем понятно: учится быть суверенным государство, учатся быть профессионалами его деятели, учатся и пытающиеся осмыслить эти процессы как бы со стороны... И в этом, а не только в духовном воскресении ЗАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. На таком пути неизбежны недосмотры, ошибки и в трактовках, и в деятельности. Но именно в данном случае КАЖДОМУ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА ТОЛЕРАНТНОСТЬ как норма поведения по отношению к промахам ДРУГОГО. А главное – необходима согласованная дружная работа по преодолению любой возможности конфронтации, по поиску наиболее продуктивных идей, наиболее эффективных концепций достижения конкретных успехов в общем деле. ИМЕННО ЗДЕСЬ, В НАЛИЧИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ ТАКОГО ПОДХОДА, РОЖДАЕТСЯ ИЛИ УМИРАЕТ, ТАК И НЕ РОДИВШИСЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ НАЧИНАЮЩИХ ПОЛИТИКОВ. Однако упомянутые выше лица и структуры, форсируя на основе очевидных недоработок личностные и межструктурные конфронтационные отношения, так и не смогли ни понять острой необходимости реалистических подходов, ни тем более реализовать их. Более того, постоянно твердя, что внешняя политика Беларуси – это их неприкосновенный приоритет, они, по существу, блокировали многие конкретные инициативы и мероприятия соответствующих служб Совета Министров.

В результате подслеповатый и благодушный ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ до совсем недавнего времени полностью захватил внешнеполитическое мировоззрение и практическую деятельность представителей высшей государственной власти. Действительно. Объявляется ядерное разоружение, уничтожаются мощнейшие обычные вооружения, сокращается армия, объявляется политика нейтралитета – делаются колоссальные уступки капиталистическому Западу и его, все еще направленной на нас, военной машине... Катастрофически нищающая республика несет огромное бремя дополнительных расходов, создавая комфортные условия существования западному зарубежью. Но никаких встречных условий, никаких решительных требований именно под эти добровольные уступки. Ни по оказанию помощи в преодолении последствий Чернобыля, ни по непомерным взносам в ООН, ни по членству в Совете Безопасности, ни по расходам на ликвидацию обычного вооружения...

Типично то же самое и с восточным соседом. Ядерное вооружение России, ее внушительные обычные вооружения, ее газо-и прочие проводы, ее стратегические грузы и многое другое беспрепятственно эксплуатируют геополитическое пространство Беларуси... И никаких в связи с этим специальных требований, никаких условий. Ни по Чернобылю, ни по энергоносителям, ни по общему имуществу за границей, присвоенному за долги СССР Россией, вынудившей бездомную белорусскую дипломатию (как и дипломатию всех других стран СНГ) ютиться в жалких проходных ее внешнеполитической активности... А наши высокопоставленные политики и дипломаты позволяют себе выступать лишь в роли тихих, робких, заискивающих просителей...

Главный же стратег внешней политики Беларуси спикер С. С. Шушкевич, почему-то полагая себя уже сложившимся профессионалом в этой области, продолжает в это время свой любимый пасьянс прозападного политического романтизма, обвиняя при этом в культурологическом уклоне и отсутствии восточной направленности белорусскую дипломатию, в непрофессионализме и провалах всех подряд, кроме себя и своих «дарадцаў». (Хотя, судя по удивительно поверхностной статье «Творцы нового шума, или о мифах внешней политики Беларуси» – «Советская Белоруссия», 18 декабря 1993 г. советника С. С. Шушкевича «политолога» Валерия Цепкало, в недавнем прошлом несостоявшегося дипломата МИД Республики Беларусь, можно выразить лишь опасения по поводу деятельности, направляемой подобными «дарадцамі»).

Выдержанный в духе именно такой политики, доклад министра иностранных дел Республики Беларусь на последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН был весь пронизан демонстрацией странного в наших условиях бескорыстия и уступчивости перед Западом в ущерб правам государства и народа да какой-то наивной верой в однополярный, одномерный (с единственным полюсом и единственным измерением в виде социально-политического режима США) чуть ли не райский новый «мировой порядок».

Но что же мог предложить молодой министр иностранных дел в его поистине двусмысленном положении? С одной стороны, полное отсутствие какой-либо официальной концепции внешней политики, ПЛЮС НЕОСОЗНАННЫЙ СТИХИЙНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВОСТОКУ (России) у органа, которому он непосредственно подчиняется (Президиум Совета Министров). С другой стороны, в принципе такое же отсутствие официальной концепции плюс политика ОСОЗНАННОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАПАДУ у органа, который претендует на внеш-нюю политику как на свой непререкаемый приоритет (Президиум Верховного Совета). Несмотря на высокий уровень профессионализма, приобретенный со времени назначения, ему ничеге не оставалось, как постоянно лавировать... Между полным отсутствием политики и провинциальной политикой, между ее восточной направленностью и направленностью западной, между амбициями органа высшей исполнительной власти и амбициями органа высшей законодательной власти... Неизбежно допуская в очень жесткой высокопрофессиональной среде международной дипломатии элементы любительской самодеятельности...

Но здесь несанкционированная самодеятельность на уровне любительства неизменно наказуема реальной возможностью провала любой мало-мальски серьезной затеи. Здесь считаются лишь с сильной и недвусмысленно очерченной позицией, лишь с сильным и четко определенным политическим курсом – лишь с равнозначно сильным партнером. Субъектов простого сотрясения воздуха никто всерьез не принимает. Не говоря уже о творцах нарочито и официально афишируемых на весь белый свет, но просто недопустимых в серьезной государственной работе таких «мелочей», как принципиальное различие позиций по одним и тем же судьбоносным проблемам у высших представителей власти. Скажем, по вхождению в Договор о коллективной безопасности или вступлению в Совет Безопасности у премьер-министра, министра иностранных дел и Председателя Верховного Совета.

В свете изложенного представляется абсолютно закономерным, что резиново-улыбчивый Запад, дирижируемый государственной машиной США, цинично отвернулся от нашей первой боли (последствия Чернобыля); ехидно хихикая в кулуарах международной дипломатии, оставил все неизменным по второй нашей конкретной проблеме (взносы в ООН); даже не пряча руку в карман, показал всемирно известную фигуру из трех пальцев по поводу робкой, тактически и политически неоправданной попытки войти в Совет Безопасности.

Если мы хотим, чтобы с нами вели дела на равных, уважая наши права и национально-государственное достоинство, то в международных отношениях, особенно с Соединенными Штатами Америки и Россией, которые очень долго еще будут оказывать решающее воздействие на внешнюю и внутреннюю политику Беларуси, нам необходимо всеми средствами избавляться от пороков прошлого. Во-первых, от слепого благодушия ПОЛИТИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА, слишком долго довлеющего над внешнеполитическими установками высшего руководства «незалежнай» Беларуси. Во-вторых, от столь же слепой агрессивной ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОТЧУЖДЕННОСТИ, легко перерастающей в откровенную враждебность, что присуще и сегодня представителям крайне оппозиционных полюсов общественной жизни республики от Белорусской Коммунистической партии (по отношению к Западу) до Белорусского Народного Фронта (по отношению к Востоку). Избавляться прежде всего потому, что эти две разновидности деятельности суть родимые пятна недавней ВУЛЬГАРНОЙ ИДЕОЛОГИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ, в одинаковой мере присущей и Западу, и Востоку, идеологизации, неизбежно вызывающей порочную практику двойных стандартов, в частности в отношении нарушения прав человека, и грубое вмешательство во внутренние дела суверенных государств...

Не все государства готовы сегодня к преодолению этого феномена холодной войны. Для иллюстрации вывода достаточно вспомнить хотя бы программу визита в Республику Беларусь президента США Билла Клинтона. В реализованной программе имел место визит к месту национальной трагедии белорусского народа Куропаты, но не было визита в Хатынь, к святому месту еще большей национальной трагедии того же белорусского народа; имели место встречи с лидером антикоммунистического движения, исповедующего разнузданную русофобию, но не было даже намека на желание встретиться с представителями противоположных или просто иных политических формирований. И это не просто результат технических сложностей. Это бесспорный элемент сознательной идеологизации политики. Не говоря уже о том факте, что в условия экономической и финансовой помощи странам СНГ уважаемый демократический Запад, включая, казалось бы, далекие от политики различные национальные и международные фонды, не стесняясь, если не сказать точнее, вводит откровенные идейно-политические требования.

Наш магистральный путь «возвращения в Европу», вхождения в сообщество суверенных народов и государств – ДЕИДЕОЛОГИЗИРОВАННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, политика РАЗУМНОГО ПРАГМАТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. Критерием и внутренним реактором такой политики не должны быть ни мировоззренческие идеи, ни идеологические установки, ни религиозные принципы и даже не голая НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЕЕ ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, основанный прежде всего на обеспечении экономической выгоды, экономического процветания народа и реализации фундаментальных прав человека, всех его граждан независимо от пола, вероисповедания и этнической принадлежности. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС в духе социально-политической и интеллектуальной традиции Запада. При четком понимании того, что внешняя политика государства Республика Беларусь должна вместе с тем иметь в качестве своих постоянных ориентиров ВЫСОКУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ, БЕЗУПРЕЧНОЕ ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ, УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГОГО, ОТЛИЧНОГО ОТ НЕЕ. Все остальное, в том числе и НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ, возможно только на этой основе.

К счастью, такая практическая политика начинает, кажется, пробивать себе дорогу и в среде государственных деятелей Беларуси. Об этом говорит все более плотное участие премьера В. Ф. Кебича в разработке, наряду с восточным, западного внешнеполитического направления. Об этом свидетельствует и активное вхождение (буквально в последнее время) Председателя Верховного Совета С. С. Шушкевича в разработку и продвижение самого сложного и политически небезопасного ныне (вхождение в рублевую зону России) восточного направления внешнеполитических отношений. Эти выводы подтверждает и его четко сформулированная в речи 26 января 1994 г. позиция, полностью соответствующая принципу политики прагматического реализма «СО ВСЕМИ, НИ С КЕМ В ОТДЕЛЬНОСТИ, НЕИЗМЕННО ОСТАВАЯСЬ САМИМИ СОБОЙ», принципу, если говорить более строгим и конкретным языком политологии, АКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕЙТРАЛИТЕТА.

Об этом свидетельствует, наконец, и целая серия недавних конкретных успехов белорусской дипломатии. К примеру, договор чрезвычайной важности между Республикой Беларусь и США о поддержке и взаимной защите инвестиций, который после долгой и изнурительной работы с американской стороны в своем окончательном варианте, отлаженном лишь за несколько дней до визита Билла Клинтона, предоставляет республике ощутимые правовые преимущества в сфере приватизации на всех ее этапах. Как говорят глубинные белорусы, «дай Бог i нашаму цяляці воўка з’есці». Действительно, дай Бог, чтобы очевидное отрезвление не было лишь временным тактическим эпизодом банальной политической борьбы. В специфических условиях Беларуси только подходы разумного прагматического реализма могут способствовать созданию достаточных экономических и политико-правовых оснований для будущего реального нейтралитета, для будущей реальной независимости и суверенитета. Любые проявления антиподов реализма, в том числе политика отчуждения и враждебности, неизменно связанная с вульгарной идеологизацией исторического процесса, включая ксенофобию, агрессивный национализм и антикоммунизм, пронизывающие программную статью «О русском империализме...» лидера крайне правого крыла и самого БНФ, и национального политического спектра Беларуси в целом Зенона Позняка, нет, не остановят, но могут серьезно затормозить ее движение к РЕАЛЬНОЙ СВОБОДЕ.

Post scriptum. Через полтора часа после того, как была поставлена последняя точка в этой статье, С. С. Шушкевич решением большинства Верховного Совета отзывается с поста Председателя. Таким образом, в лице С. С. Шушкевича прекратила свое существование АКТИВНАЯ НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ парламентскому большинству и исполнительной власти, имеющая, что бы там ни говорили, КОНСТРУКТИВНУЮ, СОЗИДАТЕЛЬНУЮ И ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ. С этим именем связано немало ошибок, недоработок, субъективных оценок, что явилось неизбежным результатом отсутствия серьезного опыта организационной, в том числе государственной, работы. И тем не менее...

Правительственное большинство осталось один на один с АНТАГОНИСТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИЕЙ, для деятельности которой наряду с целым рядом весьма положительных акций характерна все более набирающая силу ДЕСТРУКТИВНАЯ, РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ. На политических ристалищах республики ее представители уже показали себя отменными мастерами вульгарной психической атаки и пропаганды экстремистских взглядов...

Как все это скажется на внутренних и международных отношениях государства, словно по болотной хляби бредущего к своему суверенитету? Смогут ли главные силы общества, лидеры государства удержаться на уже явно осознанных позициях ПОЛИТИКИ РАЗУМНОГО ПРАГМАТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА И ДЕМОКРАТИИ?.. И вовне и внутри. Или и их занесет в джунгли какой-либо разновидности радикализма?.. На эти вопросы в состоянии ответить единственный обладатель абсолютных истин – ВРЕМЯ...

Платон мне друг... *






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных