Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Chairman of the Supreme Council




Mr Nil GILEVICH

Chairman of the Supreme Council Committee on Education and Culture

Mr Leonid YEVMYENOV

Foreign Policy Advisor to the Chairman of the Supreme Council

Minsk

BELARUS

 

5–9 December 1994

 

Accompanied by Mr Peter Johnston, interpreter

 

Programme Organiser

 

Ms Ceinwen Jones

 

Overseas Visitors Section

 

Information Department

 

Foreign and Commonwealth Office

 

London SW1A 2AH

Беларусь:

от седой древности к современности *

 

На Западе, в том числе и в Великобритании, мало знают о Беларуси и ее народе. Поэтому хотя бы несколько слов.

Сегодняшняя территория страны, ее народ в XVI в. входили в состав высокоразвитого федеративного государства Европы – Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского. Это было государство с хорошо разработанной системой права, развитой экономикой, культурой и военным искусством. Его воины вместе с другими соседними народами остановили продвижение крестоносцев с Запада на Восток, татаро-монголов с Востока на Запад, они не раз стучались в ворота Великого княжества Московского. Государственным языком был тогдашний белорусский язык. Славянская культура на этих землях была на высочайшем уровне развития.

В результате тихой экспансии соседей с Запада и военной интервенции с Востока в XVIII в. территория Беларуси была поделена, а государство полностью прекратило свое существование. Государственными на землях Беларуси стали другие языки. Белорусский язык был вытеснен и изгнан из сферы образования и воспитания.

Лучшие представители белорусских шляхетских родов и белорусского народа оплодотворяли чужие культуры, содействуя развитию соседних и дальних народов.

Годы советской власти, принеся белорусскому краю мощный экономический и общекультурный взлет, не дали ему возможности возродиться в качестве суверенной страны и независимого национального государства. Это была лишь 1/15 часть СССР, на которой коренное население страны – более 70% имело практически права культурного меньшинства. Вот почему как исторически должное белорусы оценили Декларацию о государственном суверенитете и независимости и Закон о государственном языке.

Ныне в результате перехода в новое экономическое и политическое качество Беларусь представляет собой причудливое сочетание высокоразвитой страны мощного машиностроения, электронной, химической и других видов промышленности, развитой науки и высшего образования с элементами слаборазвитой страны: высочайшие темпы инфляции, спад производства, обнищание населения, упадок культуры и науки. Такова сегодня особенность нашей страны как страны переходного периода, главным содержанием которого являются политическое и экономическое реформирование, возрождение и спасение от деградации культуры и народа.

 

 

О СУВЕРЕНИТЕТЕ, НЕЗАВИСИМОСТИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

От Декларации о независимости, государственном суверенитете и демократизации страны до реального суверенитета и реальной демократии – путь нелегкий и долгий.

Декларация о государственном суверенитете была лишь первым шагом.

Второй шаг – Закон о государственном языке.

Третий шаг – придание Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.

Четвертый шаг – принятие Конституции Республики Беларусь, которая родилась не без помощи экспертов стран Запада.

Пятый шаг – избрание первого Президента.

Шестой шаг – учреждение Конституционного суда.

Седьмым шагом будут выборы нового парламента, к которым мы уже готовимся.

Все это ступеньки поистине революционной эволюции от имперской зависимости к реальному национально-государственному суверенитету, от тоталитарной одноклассовой диктатуры к плюралистической демократии.

Мы идем к этому твердым шагом.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ

БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

 

В этой области деятельности нас волнуют сейчас две коренные проблемы.

Первая: преодоление последствий тоталитарного давления на общество и человека со стороны государства, преодоление путем ДЕМОКРАТИЗАЦИИ всех отношений государство – общество – человек.

Вторая: преодоление инфляции государственной власти, которая наступила в связи с выводом КПСС – КПБ из состояния монопольного обладания государственной властью.

Преодоление первой коренной проблемы связано с принятием Конституции и учреждением Конституционного суда. Главные принципы Конституции выражены в утверждениях: развитие собственной государственности – неотъемлемое право белорусского народа; человек – высшая ценность общества и государства; демократия в стране – плюралистическая; основанные ветви власти в границах своих полномочий – самостоятельны; нормы международного права в республике – приоритетные; все формы собственности – равноправные; отношения всех сообществ, религий, вероисповеданий строятся на основе равенства перед законом; государственным языком является белорусский язык при безусловном обеспечении права каждого гражданина пользоваться русским и другими языками страны. Верховный Совет – высший представительный и единственный законодательный орган государства.

Преодоление второй коренной проблемы тесно связано с введением института президентства и созданием так называемой президентской «вертикали власти».

Согласно Конституции Республики Беларусь, Президент – глава белорусского государства и высшее должностное лицо, представляющее республику в международных отношениях и внутри страны. Белорусский Президент является также главой исполнительной власти, который непосредственно руководит системой органов исполнительной власти сверху донизу. Именно в этом главный смысл концепции президентской вертикали власти. При нем же действует и Кабинет Министров. При всем этом наш парламент счел необходимым строго следовать принципу разделения властей, учитывая в этой связи и немалый европейский опыт.

Что же касается других элементов президентской «вертикали власти», то совершенно очевидно, что в демократическом государстве любая централизация власти должна рационально сочетаться с реализацией политических прав человека на его активное участие в управлении делами государства на любом уровне общества. Наверное, поэтому стремление ограничить это право на базовом уровне общества встретило противодействие молодого Конституционного суда республики, который «пришел к выводу о неконституционности норм Закона от 6 октября 1994 г., предусматривающих упразднение местных Советов первичного территориального уровня».

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО

РЕФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

 

Решая вопросы правового обеспечения политического и экономического реформирования общества, мы серьезно изучаем проблему цивилизованного взаимоотношения исполнительной и законодательной властей.

Мы не можем допустить, чтобы отношения этих ветвей власти пришли в состояние кризиса, разрешаемого с помощью танковых орудий. Однако мы не можем согласиться и с тем, чтобы любая критика квалифицировалась как противостояние законодательной и исполнительной властей. Ибо если умирает взаимная критика, умирает и демократия.

Мы серьезно интересуемся ныне проблемами местного самоуправления, проблемами отношений центральных и местных властей.

Актуальными для нас являются вопросы, связанные с механизмом реализации принятых законов. Наши избиратели выражают сегодня неудовлетворение тем, что многие принятые за эти годы законы не работают.

Великим демократическим достижением является принятие Конституции. Но каков механизм ее наиболее эффективной реализации? Каков механизм воспитания в обществе высокой конституционной и в целом правовой культуры?

Как сделать так, чтобы Конституция, установленные ею государственные символы уважались в нашей стране так, как в развитых странах Европы и Америки?

В поисках рациональных ответов на все эти вопросы мы будем приветствовать любую практическую и теоретическую помощь ученых и политиков этих стран.

 

 

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЫХОДА

ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА

 

Они связаны с необходимостью:

1. Удержать от полного развала и банкротства те промышленные и сельскохозяйственные объекты государственной собственности, которые еще держатся на плаву и поддерживают своими вливаниями государственный бюджет.

2. Создать элементарные условия для приемлемого снабжения производства энергоносителями.

3. Путем структурной перестройки создать новые промышленные и сельскохозяйственные производства, отвечающие потребностям сегодняшнего внутреннего и внешнего рынка, имея в виду необходимость выхода из состояния абсолютной зависимости от экономики, энергоносителей и рынков России.

4. Удержать традиционные рынки сбыта для традиционной белорусской продукции в России, других странах бывшего СССР, восстановить рынки бывшего содружества социалистических стран, выйти на рынки развитых стран Европы и Америки.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных