Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАКОНЧЕНА КНИГА САНАТСУДЖАТЫ 16 страница




 

143, 12. Против Бхаратов. Здесь кауравы названы по общему предку, так как оба рода, кауравы и пандавы, происходят от общего корня, но название бхаратов сохранилось больше за пандавами.

143, 13. Война несомненно преступна. Такое высказывание совершенно противоположно «наставлению Видулы», о котором Кришна даже и не упоминает, передавая пандавам о своих встречах. Это является лишним доказательством, что «Наставления Видулы» — интерполяция, чуждая духу МБх-ы в целом.

143, 19. Владыка Дурвазас — Солнце, Сурья.

143, 23. Скрывала проступок — буквальный перевод; но по существу проступка ещё не было, было лишь желание разузнать недозволенное.

143, 30. Не сверху палимый. Карна совершал полуденную молитву под прямыми (зенитными) лучами солнца, когда же он её закончил, солнце начало склоняться к западу.

 

ГЛАВА 144

 

144, 5. В броне. Как сын Солнца, Карна родился в золотой, непроницаемой и сросшейся с кожей броне, которую Индра хитростью заставил его снять. По-видимому, в этом сказании есть нечто общее со славянским поверием о счастливой примете «рождения в рубашке» (ср. поговорку: «он в рубашке родился»). Основанием такой приметы служит физиологический факт отхождения плотных оболочек вместе с плодом, что бывает редко и является опасным для жизни ребёнка; вероятно, счастливое избежание этой первой жизненной опасности и дало повод считать таких детей особенно «счастливыми».

Труднозримый — редко встречающийся, редкий по своим качествам. «В отчем доме», то есть незамужней.

144, 9. Рама — здесь говорится о Балараме, брате Кришны, а не о Раме, сыне Дашаратхи.

 

ГЛАВА 145

 

145, 17. Кто царю виноват. Мысль этой шлоки не совсем ясна. Слово «раджакилбишам» буквально значит «царей, взявших на себя вину», но такое словарное значение не укладывается в текст. Множественное число подлинника заменено единственным числом обобщения.

 

ГЛАВА 146

 

146, 25. Рама — здесь какой-то раджа.

146, 29. Сын Ганги — Бхишма.

146, 39. За жён брата я умолял, то есть просил, чтобы муни дал им детей вместо брата.

146, 41. Он зачал трёх сыновей. Возможно, что такие сыновья и считались «сынами богов». Обычай получения детей от жреца при бесплодии мужа существовал в древности у народов месопотамской культуры и, по-видимому, в Египте.

 

ГЛАВА 147

 

147, 12. Вместе с братьями — двоюродными, то есть с Пандавами.

147, 16. Белоконный, то есть Арджуна (ср. Бхагавадгита, 1, 20—21, где описывается, как Арджуна выезжает на упряжке белых коней).

147, 31. Шлоки 31—36 — размер ануштубх.

Дочь Субалы — мать Дхритараштры.

147, 35. Сын реки — Бхишма (ср. 146, 29).

147, 38. Великий в обетах — Бхишма, держащий обет безбрачья и отказа от царства.

 

ГЛАВА 148

 

148, 1. Пропущено обращение рассказчика: «владыка народа».

148, 28. С согласья Вахлики, которому после Дэвапи принадлежало право на престол.

148, 32. Шлоки 32—36 — размер ануштубх.


ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
ИМЁН И ТЕРМИНОВ

 

 


 

А

 

АВИНДХЬЯ — «Ненуждающийся», не терпящий недостатка; имя одного придворного Раваны.

АГАСТЬЯ — имя ведического риши, главы южных отшельников, обитавшего на горе Кунджара, учителя и советника Рамы.

АГНИ — Огонь. Одно из выдающихся ведических божеств, «ближайший из богов», а потому — посредник между людьми и богами, возносящий жертвы на небо.

АДЖА — «влечение, погоня», погонщик, как эпитет Индры; агнец, овен (и в смысле знака зодиака); имя одного царя рода Икшваку.

АДЖАНА — «Движущийся, погоняющий», имя одного нага.

АДЖАЙКАПАДА — «Одноногий погонщик» или «Одноногий агнец», имя одного из рудров; название созв. Овна.

АДЖАМИДХА — «Бычья моча», имя предка Притхи-Кунти; моча коровы считалась священной жидкостью, употребляемой в некоторых очистительных обрядах.

АДЖАТАШАТРУ — «Не имеющий врагов» или не имеющий соперников; эпитет Шивы; имя одного царя из города Каши (Бенареса).

АДИТИ — «Безграничная». Слабо персонифицированное ведическое божество, мать главных богов, которые называются поэтому Адитьи.

АДИТЬЯ — «Сын Адити». Один из главных богов. В ведические времена их было 7, затем число их расширилось до 12 (ср. 12 главных богов Олимпа). В ведические времена так преимущественно назывался Варуна, в эпические — Сурья, бог Солнца.

АДХИРАТХА — «Колесничий», имя приемного отца Карны.

АДХОКШАДЖА — «рожденный под осью», эпитет Вишну-Кришны. Миф, объясняющий этот эпитет, рассказан в т. наз. 19-й кн. «Махабхараты» («Харивамса») шл. 9082 и сл.

АЙЛАВИЛА — сын Илавилы, жены Вишравы, имя по роду матери Куберы.

АЙОДХЬЯ — «Непобедимый», название города в северо-западных предгорьях Декана.

АЙРАВАНА — владыка нагов; в санскрите есть ряд слов, обозначающих и змею, и слона: слон уподобляется змее из-за своего хобота; таково и слово «нага», оно может обозначать и змею, и слона; обычно нагами назывались змии-мудрецы, но бог мудрости Ганеша изображался слоноголовым, отсюда близость Айраваны и Айраваты.

АЙРАВАТА — 1) имя белого слона Индры; с тремя другими слонами он поддерживает землю; 2) имя одного змия, нага.

АКРУРА — «Не жестокий», мужское имя, имя дяди Кришны со стороны отца.

АКШАМАЛА — «Носящий венок», в ж. р. имя жены Васиштхы.

АМАРАВАТИ — «Обитель бессмертных», название города Индры.

АМБАРИША — Сковорода, диск, солнце, имя одного царя из рода Икшваку.

АМБИКА — «Матушка», женское имя; сын Амбики — Дхритараштра.

АНГАДА — имя мужское и женское (с долгим а); по-видимому, «дающий члены, тело»; имя одного из предводителей «лесного народа».

АНГАРАКА — «Уголь» (горящий); планета Марс.

АНДРАКА (АНДРА) — имя одного царя и его племени.

АНДХАКА — «Слепой», имя одного асура, сына Кашьяпы от Дити (Ограниченности); имя одного царя и его племени, часто упоминаемого наряду с Вришни (тоже имя царя и его племени); оба царя — сыны Крошту от Мадри; сатвиты же от Каушальи (обе — жены Дашаратхи).

АНУРА — «Безбедерный», имя асура; имя возничего Солнца.

АПАНА — название одного из жизненных токов («ветров»), нисходящий ток тела; см. Прана.

АПСАРА — «небесная красавица»; апсары — жены гандхарвов, небесных музыкантов; они любят игру в кости и содействуют удаче в этой игре; обладают способностью менять облик; Веды относятся к апсарам, как и к другим оборотням, со страхом, заклинают их, как способных вызвать безумие; апсары часто соблазняли отшельников, к которым они для этой цели посылались богами. Урваши — одна из выдающихся апсар, в которую влюбился царь Пурурава. Апсары — служанки Индры, подающие воинам прохладительные напитки. Этимологически слово объясняется по-разному; если разлагать слово ап+сара, то его можно понимать как «движущийся в воде» («водяница»), что соответствует сказанию о происхождении апсар из океана при его пахтаньи богами; но можно разлагать слово и так: а+псарас и понимать его как «без наслаждения», что соответствует некоторым взглядам Вед на апсар. Можно понимать это слово и как «прекрасноблуждающая». Наиболее вероятно сближение апсар с водяницами, ундинами; это подтверждается общностью сказаний о тех и других.

АРДЖУНА — «Белый», дневной свет, утренняя заря, серебро. Имя третьего сына Панду, рожденного женой Панду, Кунти, от Индры; эпитет Индры.

АРУДЖА — «Неразбивающий», здоровый; имя злого духа, ракшаса.

АРУНДХАТИ — название одного целебного растения; мифологически — супруга 1) Васиштхы, 2) Дхармы; название созвездия, считающегося супругой «Семи Ришей» (Б. Медведица) — Кассиопея (?); по схолиасту — одна из 7 звезд Б. Медведицы, соседняя со звездой Васиштха.

АСУРА — «живой», бесплотный, одушевленный; этим словом обозначались живые, бесплотные существа в противопоставлении воплощенным, боги. В ведические времена так часто называли главенствующую двоицу Митру-Варуну; особенно часто «асура» называлось высшее небо (Асура-Мадхи зороастрианцев); позже название асура сохранилось лишь за низшими духами, противниками богов; впрочем такой смысл слова встречается в Ригведе.

АТАСИ — название одного кустарника.

АТМАН — этимологически — возвратное местоимение «себя»; философски — Абсолютный субъект, замкнутый в самом себе; одно из основных понятий индийской философии, объяснению которого посвящены многие места Упанишад и других философских трактатов.

АТХАРВА — (Веда). См. Веда.

АХУКА — (аху, анху — узкий, тонкий) имя одного царя и его племени.

АЧЬЮТА — «непоколебимый, стойкий», непреходящий; эпитет Вишну-Кришны и некоторых других богов; эпитет царя.

АШВАМЕДХА — жертвоприношение коня, особо торжественный и дорого стоющий ритуал, имевший и политическое значение, так как совершался раджей, претендующим на суверенитет. Ещё в предреволюционные годы у марийцев существовал подобный обряд, во многих чертах совпадающий с древнеиндийским.

АШВАТАРА — «Хищник», имя одного гандхарва; одного нага.

АШВАТТАМАН — «Лошадиная сила», имя сына Дроны, одного из вождей кауравов; с помощью Шивы и свиты его оборотней, нежити, Ашваттаман нанёс тяжкий удар Пандавам (это описано в кн. X). Таким образом, книга X свидетельствует о жестокой борьбе вишнуизма и шиваизма.

АШВИН — «всадник», обычно в двойственном числе — боги утренних и вечерних сумерок, вскачь сопровождающие Солнце. Ашвины отличаются красотой и даром целения (ср. греческие Диоскуры и всадники бабы Яги).

АШОКА — «без горя», название дерева, начало цветения которого знаменует начало весны; с ашокой связано много поверий, это дерево, приносящее счастье (ср. Наль, XII, 101).

АШТАКА — Восьмой, восьмиричный, то есть рожденный за 1/8 часть установленного вена; раджа, внук Яяти.

Б

 

БАДАРИ — название различных растений: хлопкового дерева, одного из видов мимозы и пр. Название одного из истоков Ганги, где была пустынь Нары-Нараяны.

БАЛА — «Сильный», имя старшего брата Кришны, именуемого также Баладэва, Баларама, Баладхара. Он считался воплощением змия Шеша-Ананты, Вечности, на котором покоится Вишну.

БАЛАРАМА — см. Бала.

БАЛИ — «Приношение, дар», имя одного дайтья, сына Вирочаны, завладевшего тремя мирами. К Бали пришёл Вишну в образе карлика и просил дать ему столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Получив согласие, Вишну перешагнул через три мира, низвергнул Бали в подземное царство, властелином которого тот стал. Имя брата Сугривы; Бали отнял у Сугривы царство и был убит Рамой.

БАРБАРА — название народа.

БИБХАТСУ — «испытывающий отвращение», брезгливый, разборчивый, эпитет Арджуны, выражающий отрешенность от всего мирского.

БИЛЬВАПАТТРА — «лист растения бильва»; бильва — из породы цитрусовых, плоды его ценятся; незрелые, они употребляются как лекарство; имя одного нага.

БРАМА — (м. р.) верховное божество индуизма, олицетворение священного писания и молитвы; творец Вед; первое лицо браманической троицы: Брама — Вишну — Шива. В эпосе часто именуется Предок, Дед.

БРАХМАЧАРЬЯ — первый из предписываемых законом периодов жизни — ученичество, за которым следует период жизни домохозяина и, наконец, период отшельничества. Так как в период брахмачарья, длящийся 12 лет, предписывалось половое воздержание, то слово приобрело позже значение «целомудрие».

БРАХМО — (ср. р., обычно транскрибируется Брахман) философское понятие, аналогичное Атману (см. это слово), абсолютная субстанция, единая Реальность, Бытие, в противоположность относительной реальности и быванию проявленного мира. Учение о таком Абсолюте является основной темой Упанишад.

БРИХАСПАТИ — «владыка слов», ведическое божество, аналогичное египетскому Тоту; учитель богов; планета Юпитер; олицетворение благочестия; автор военного трактата.

БРИХАТ — «великий, обширный»; «речь», название одного гимна (самана), написанного размером «брихат»; сборник гимнов (саманов).

БУДДХИ — «разум», третий модус души по системе Санкхья (см. введение к Санатсуджатапарван).

БХАВАН (БХАВА) — воздействующий, творящий, осуществляющий; эпитет Шивы.

БХАГАВАН — этимологически употребляется как местоимение 3 лица при вежливом обращении; «владыка» (в обращении к богам и людям). В Эпосе часто употребляется, как эпитет Вишну-Кришны.

БХАГИРАТХИ — эпитет Ганги как «дочери» царя Бхагиратхи, который с помощью Шивы низвел Гангу с неба и направил в море.

БХАРАДВАДЖА — потомок Бхарадваджи; планета Марс. Бхарадваджа (Жаворонок) — ведический риши, сын Брихаспати.

БХАРАТА — «Поддерживающий» воин; 1) сын Шакунталы и Душьянти, отец Куру, родоначальника рода кауравов и бхаратов; 2) имя сводного брата Рамы. В санскритском личное имя пишется с кратким «а», название же рода с долгим; в русском тот или иной смысл приходится вкладывать согласно контекста. В переводе, в тех местах, где нужно было подчеркнуть, что речь идет не об отдельном лице и не о семье Пандавов, а о племени, слово писалось через строчное «б», а не прописное.

БХИМА — «Страшный», имя второго из братьев Пандавов; сын Ветра (Ваю) и Кунти, жены Панду; его также зовут Бхимасена («Страшное войско») или Врикодара «Волчье Брюхо».

БХИМАСЕНА — см. Бхима.

БХИШМА — «Страшный», имя старшего из представителей рода куру в период событий, описываемых в Махабхарате; Бхишма — сын Шантану и богини реки Ганги, правнук Бхараты, дед Дхритараштры и прадед Дурйодханы и братьев Пандавов. О роде Бхишмы см. V, 148.

БХОГАВАТИ — «Рогатый», название горы (м. р.); название подземного города и страны нагов, мудрецов-змиев.

БХОДЖА — «Щедрый», название племени, его города, имя царя этого племени.

БХУРИШРАВА — «Многославный», имя сына Сомадатты.

БХУТАПАТИ — «владыка существ», слабо ипостазированное божество; эпитет Шивы и некоторых других богов.

 

В

 

ВАДЖАПЕЯ — название укрепляющего напитка, употребляемого при жертвоприношении Сомы; он предназначен только для браминов и высших князей.

ВАДЖРАБАЛА — «Сильный, как гром», мужское имя.

ВАДЖРАВЕГА — «Быстрый, как молния», имя одного ракшаса.

ВАЙДЖАЯНТА — «победный», название стяга Индры; вообще стяг; название чертога Индры.

ВАЙНАТЕЯ — сын Винаты, имя Гаруды по отцу.

ВАЙТАРАНА — «Переправа», название южной реки подземного царства, аналогичной греческому Стиксу.

ВАЙШАМПАЯНА — сын, потомок Вишампы («защитник народа»), имя старого ведического учителя, ученика Виасы; от его имени ведётся повествование Махабхараты; ремарками «Вайшампаяна сказал» отмечены те части текста, которые являются прямым повествованием Вайшампаяны; части с ремаркой о том, что повествует кто-либо иной (Маркандея, Брихадашва), относятся к «обрамленным» повестям поэмы; это вставки в основное повествование, рассказываемое царю Джанамеджае из рода Бхаратов.

ВАЙШРАВАНА — сын, потомок Вишравана — Кубера (Кувера), владыка сокровищ.

ВАКА (БАКА) — имя ракшаса, брата Хидимбы, об убийстве которого повествуется в МБх-е (1, 143).

ВАКРА — «Кривой», имя ракшаса; так называется планета, находящаяся в попятном движении, в частности Марс, Сатурн.

ВАЛЬМИКИ — (от вальмика — муравейник) имя сына Гаруды; имя риши, которому приписывается создание Рамаяны.

ВАМАДЭВА — «Благой бог», имя одного риши.

ВАМАНА — «Карлик», имя одного из слонов, поддерживающих землю (южного); имя одного нага; имя одного из сыновей Гаруды.

ВАНА — «Подкоп» или «Бор», имя одного ракшаса.

ВАНГА — имя народа и его страны (бенгальцы); «древесный хлопок».

ВАРАНАВАТА — «Удерживающий», «Запрещенный», название города, находящегося в трёх днях пути от Хастинапуры на берегу Ганги.

ВАРУНА — имя ведического божества (греческий Уран); старший сын Адити (Безгранности), олицетворение звездного неба, с его непреложно закономерным движением. В послеведические времена Варуна утратил свое первенствующее значение и превратился в повелителя вод, став «собственным отражением» (небо отражается в воде).

ВАРУТХИНИ — «Несущая щит», «войско», имя одной апсары.

ВАРШНЕЯ — относящийся к Вришни; родовое имя Кришны.

ВАСАВА — происходящий от Васу; родовое имя Индры (Васу — «благой», эпитет многих богов).

ВАСАНТА — «время года, приносящее свет» весна, персонификация её.

ВАСИШТХА — «Лучший, богатейший», имя выдающегося риши.

ВАСУДЭВА — «тот, чей бог Васу», поклонник Васу; имя царя из рода Вришни, отца Кришны, родовое имя Кришны.

ВАСУКИ — (васу — благой, хороший) имя нага.

ВАСУМАНАС — «Обладающий имуществом», богатый; имя одного царя.

ВАСУШЕНА — «Богатое войско», другое имя Карны.

ВАХЛИКА (ВАХНИКА) — «Жертвователь», 1) брат Шантану, отца Бхишмы; 2) название страны.

ВАЮ — ветер, как явление природы и как персонификация, божество ветра; отец Бхимасены, второго из братьев Пандавов.

ВЕДА — веденье; в единственном числе с добавлением Риг-, Сама-, Яджур-, Атхарва- название четырех книг, сборников ритуальных гимнов с их «дополнениями». Во множественном — название или трёх, или четырёх названных книг. Обычно первой и главной, наиболее авторитетной Ведой считается Ригведа, но иногда и какая-либо другая Веда, например, Самаведа. Разные разряды жрецов исполняли в зависимости от их роли в обряде жертвоприношения гимны одной из Вед. Хотя все 4 Веды считались откровением Брамы и пользовались безусловным авторитетом, между ними отмечается антагонизм, выражающий противоречие разного ранга жрецов. Так, запрещалось одновременно исполнять гимны Ригведы и читать заклинания Яджурведы, считавшиеся нечистыми. Каждая из Вед имела свои «Дополнения» (анга, шакха). Дополнения, касавшиеся разъяснения обрядов назывались Браманами; существуют дополнения, излагающие разные науки, например, науку управления, военную науку; изучение этих дополнений вменялось в обязанность кшатриям. Но самым важным дополнением являлись философские трактаты Араньяки, наставления отшельникам, пребывающим в лесу и непосредственно связанные с Араньяками Упанишады, где излагается философия индийцев, основная тема которой учение об Абсолюте, как безусловном Бытии (Брахмо) и абсолютном Субъекте (Атман).

ВИБХИШАНА — «Пугающий», «ужасный», имя благочестивого ракшаса, брата Кубера и Раваны, которому Рама поручил управление Ланкой после гибели Раваны.

ВИВАСВАНТ — «светоносный»; утреннее Солнце (ср. Гар-эм-хути египтян), один из Адитьев, отец Ямы-Дхармы; позднее Солнце вообще.

ВИВИНШАТИ — «Двадцатая часть» (виншати — двадцать), имя одного из 100 сыновей Дхритараштры (ср. латинсткое «секст», тюркское алты — «шестой», как мужское имя).

ВИДЕХА — «Бестелесный», название народа и страны. Царь Видехи, Джанака, был отцом Ситы. Столица страны называлась Митхила, почему Сита называется иногда митхилийкой, иногда — видехийкой.

ВИДЕХИЙКА — см. Видеха, Сита.

ВИДУЛА — женское имя.

ВИДЬЮТАПРАБХА — зарница, молния; буквальный перевод слова: «возникновение блеска» (см. также прим. к V, 110, 21 и введение к «Путешествию Бхагавана»), «блисковица». Эти блисковицы назывались апсарами, возникшими из воды, водяницами (см. Апсара).

ВИКАРНА — «Изменение», мужское имя.

ВИНА — струнный музыкальный инструмент, род лютни.

ВИНАТА — «Муравей» (ж. р.), имя матери Гаруды и Аруны, дочери Дакши и супруги Кашьяпы; почему Гаруда часто называется Вайнатея.

ВИРАТА — «Прекращение», «конец», мужское имя; царь матсьев.

ВИРУПАКШАНА — «Имеющий изуродованный глаз», имя одного ракшаса.

ВИЧИТРАВИРЬЯ — «Разнообразный отвагой», имя сына Шантану от Сатьявати. С женой Вичитравирьи риши Виаса родил Дхритараштру, Панду, Видуру.

ВИШВАВАСУ — «Всеблагой», имя одного гандхарва.

ВИШВАДЭВА — «все боги», особый класс богов; эпитет некоторых богов: Индры, Брихаспати и др.

ВИШВАКАРМАН — «Всетворящий», имя творца мира; подобно Праджапати, этот образ мало персонифицирован; архитектор богов.

ВИШВАМИТРА — «Друг всех», имя знаменитого риши, часто называемого вместе с Джамадагни.

ВИШИШТХА — «Отличный, отменный», имя одного риши.

ВИШНУ — имя божества, маловыдающегося в Ведах, но в послеведическое время достигшего значения верховного божества; второе лицо браманической троицы; олицетворение Солнца. Поклонение Вишну отличалось роскошью культа и было распространено преимущественно среди кшатриев, тогда как аскетический шиваизм был религией бедных классов, Вишну неоднократно воплощался; в начале насчитывалось 9 его воплощений, из которых предпоследнее Рама, а последнее Кришна; 10-е, грядущее воплощение должно произойти в конце мирового периода. Основная часть МБх‑ы — вишнуитская; шиваизм был внесен в поэму позже, при браманической её обработке и многие шиваитские части легко выделяются из целого. Более того, в поэме можно видеть следы большой борьбы вишнуизма и шиваизма наряду с явными признаками борьбы классов: кшатриев и браминов. Так, битва Рамы, как представителя касты кшатриев с Парашурамой, как представителем касты браминов, весьма показательна. Сторона пандавов, находящаяся под защитой Кришны, воплощения Вишну, явно вишнуитская. Очень знаменательно, что кауравы лишь тогда наносят тягчайший удар пандавам, когда сын Дроны, то есть брамин, Ашваттаман, получает помощь от Шивы и его войска оборотней. Браманизм (индуизм) с его стремлением объединить различные религиозные течения Индии, позже провозгласил тождество Вишну и Шивы и включил оба соперничающие божества в браманическую троицу: Брама–Вишну–Шива, но полностью замазать антагонизм культов не удалось. В вишнуизм входит ряд культов под видом культов разных воплощений Вишну: Рамы, Кришны, Бхагавана и пр. Вишну покоится в водах Вечности на змие Ананта (Шеша) до конца миропроявления.

ВИШНУПАДА — «шаг Вишну». Основная ведическая легенда о Вишну гласит, что Вишну явился данаву Бали, овладевшему тремя мирами, и просил его дать ему столько пространства, сколько он сможет отмерить тремя шагами. После согласия Бали, Вишну из карлика превратился в великана и прошел тремя шагами мир. Легенда обоснована на «трёх шагах Солнца» с востока, через зенит, на запад. Поэтому зенит называется Вишнупада.

ВИШУНДА — имя одного нага; «шунда» — жидкость, вытекающая у слонов во время течки из виска; опьяняющий напиток.

ВРИКАСТХАЛА — «Волчье место», название деревни.

ВРИКОДАРА — «Волчье брюхо», «пасть», прозвище Бхимы.

ВРИТРА — «Враг», имя злого духа (затмения, тучи), убитого и растерзанного Индрой, отчего Индра носит эпитет «Убийца Вритры».

ВРИШНИ — «мужественный», «овен», имя племени, к которому принадлежал Кришна; часто оно упоминается вместе с андхаками.

 

Г

 

ГАВАЯ — «Бык», имя одного «лесного человека».

ГАДА — «Яд», имя младшего сводного брата Кришны.

ГАДЖА — «Слон», имя одного «лесного человека».

ГАДХИ — «Певец», имя царя города Каньякубаджи, отца Вишвамитры.

ГАЛАВА — название разновидности черного (эбенового) дерева; имя брамина, ученика Вишвамитры.

ГАНГА — название священной реки Индии; воды Ганги очищают от грехов; это — дочь Химавата (Гималая) и мать Бхишмы, жена Шантану; Ганга была низведена с неба при помощи Шивы и близка его культу.

ГАНДИВА — оружие (лук) богов, сделанный из дерева ганди, откуда и название. Он переходил от одного бога к другому; Гандива — символ молнии, громового удара. Арджуна получил его от своего отца, Индры, как об этом повествует «Восхождение на небо Индры».

ГАНДХАМАНДАНА — «Пьянящий ароматом», «благовонный», название горы, известной своими ароматными лесами; название самих лесов.

ГАНДХАРА — «Благоуханный», название страны и её царя; Гандхари — дочь царя Гандхара; особенно часто так называется жена Дхритараштры, мать Дурйодханы.

ГАНДХАРВА — небесный музыкант; в Ведах обычно говорится об одном таком музыканте, но Эпос знает их множество; обычно говорится, что они живут на небе или в поднебесье, но иногда упоминается, что гандхарвы живут и в воде, таким образом они особенно связаны с Сомой-Месяцем, как их покровителем, который и сам изредка называется гандхарвой; гандхарвы — мужья апсар, водяниц и отцы лечебных корней, их знатоки.

ГАНЕША — «Владыка сонма», слоновоголовый бог мудрости, сын Шивы; в Индии воззванием к нему принято начинать книги; в МБх‑е III, 39, 80 Ганешей назван сам Шива.

ГАРИ — см. Хари.

ГАРУДА — имя легендарной птицы, сына Кашьяпы от жены Винаты, почему Гаруда так часто называется Вайнатея; Гаруда есть одно из олицетворений Огня и Солнца. Только родясь, он сиянием своих лучей приводит в трепет богов. Аруна (утренняя заря) — младший брат Гаруды, возничий колесницы Солнца. Вероятно имя происходит от глагола «гар» — глотать, что выражает поглощающую силу огня. Гаруда исконный враг змей (нагов), ведущих свой род также от Кашьяпы; существует особая легенда для объяснения этой вражды; змея один из символов не только огня, но и воды, так что в легенде отразилась борьба стихий. Но Гаруда тесно связан с Вишну, это его «колесница» (вахана), Вишну летает на этой птице, а змея есть один из важнейших атрибутов Шивы, так что во вражде Гаруды и нагов отразилась также и вражда культов Вишну и Шивы, имеющая не только социальные, но и национальные корни, ибо Шива несомненно есть исконное божество дравидов (ср. также борьбу «крылатого Солнца» Гар-эм-хути и змия Апопи-Сета в египетской религии).

ГАРУТМАН — см. Гаруда.

ГАУРИ — «Корова», «земля»; дочь Химавата Ума, жена Шивы.

ГИРИША — «владыка горы», эпитет Шивы.

ГОВАРДХАНА — «Взращивающий коров», название горы возле Матхуры. Когда Индра навел страшный ливень, желая утопить коров Кришны, Кришна поднял гору Говардхану и держал её как крышу над своим стадом в течении семи дней (Харивамса, Прем Сагар).

ГОВИКША — «Надсмотрщик коров», имя одного вождя «лесных людей».

ГОВИНДА — «получающий коров», эпитет некоторых богов, особенно Вишну-Кришны, о котором рассказывается, что он был пастухом. Эта легенда свидетельствует, что в личности Кришны произошло слияние нескольких мифологических и исторических течений: Вишну, как солнечный бог, слился в Кришне с Бхагаваном, пастушьим богом, а Кришна, один из царей народа вришни, отождествился с мудрецом Кришной, учеником Гхоры Ангирасы, о котором говорится в Чхандогья упанишаде. Подобный же процесс наблюдался и в культе Шивы.

ГОВРАТА — «давший обет коровы», то есть аскет, давший обет следовать в умеренности своих потребностей образу жизни коровы.

ГОДАВАРИ — «Ссужающий коров», название реки в Дакшинапатхе.

ГОМАТИ — «Коровья», название реки, притока Инда, а также одного из притоков Ганги, о котором упоминается в III кн. МБх‑ы.

ГОМУКХА — «коровья морда», «крокодил»; название особого музыкального инструмента; сын Матали, возничего Индры.

ГОПАЛИ — «Пастушка», имя одной апсары.

ГРХИТАЧИ — (грхита — жертвенное масло), имя одной апсары.

ГУНАКЕШИ — «та, чьи волосы убраны в пряди», имя дочери Матали, возничего Индры.

ГУРУ — «тяжелый», важный, почтенный, духовный учитель; родитель (особенно с двойственном числе).

ГУХЬЯКА — «потаённый, пещерный», название класса богов, входящих в свиту Куверы, владыки сокровищ, хранителей его кладов. Название происходит от того, что эти духи прячутся в пещеры (пещерик, пещур).

ГХАТОТКАЧА — (гхата — горшок, уткача — торчащие волосы), имя ракшаса, сына ракшаски Хидимбы и Бхимасены; Гхатоткача был убит Карной (эпизод о Хидимбе, см. кн. I МБх‑ы).

 

Д

 

ДАДХИМУКХА — (дадхи — простокваша, мукха — лицо, голова) имя нага; имя «лесного человека», шурина Сугривы.

ДАЙТЬЯ — сын Дити (Ограниченности), асур, враг суров (богов).

ДАКША — «Деятельный, способный, духовная сила, воля». Как персонификация отождествляется с Праджапати; индивидуальность Дакши, как и Праджапати очерчена слабо: то он один из сыновей Брамы, то один из 10 Праджапати; его сыны очерчены ещё слабей, но зато его дочери получают более выдающуюся роль, как жены разных богов: Кашьяпы, Дхармы и др. Самая выдающаяся из дочерей Дакши — Парвати–Дурга–Сати–Ума–Шакти считающаяся также дочерью Химавата). Эти имена выражают различные смыслы символа; Парвати — супруга Шивы. Дакша не позвал Шиву на жертвоприношение, не выделил ему части, за что разгневанный Шива нарушил обряд; Дакша, в свою очередь, расторг брак дочери с Шивой и та добровольно сожгла себя, чтобы в следующем воплощении встретиться с мужем; этой легендой оправдывался обычай самосожжения вдов, которые, по имени жены Шивы, назывались «сати».

ДАКШИНА — правый, праведный, южный; дойная корова, обычный дар жрецу-брамину за совершение ритуала; вообще дар жрецу.

ДАМАЯНТИ — «Укротительница», жена Наля (см. вып. I).

ДАМБОДБХАВА — «Насильник», имя царя.

ДАНАВА — злой дух, согласно позднейшим представлениям данавы — враги богов, они дети Кашьяпы от Дану, откуда и название (по роду матери); часто Эпос объединяет данавов и дайтьев в их общей вражде к богам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных