Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга Иова 11 (Глава 39).




Образов животных в откровении Иову, это первая речь Господа Иову, животных семь. Центральный, 4й образ – животное невиданное, наделённое каким-то необыкновенным мистическим смыслом, это «единорог». Поскольку мы работаем с символами Священного Писания, необходимо учитывать особенности символизированной речи. В культуре с развитой символикой образы, как правило, не только многозначны, но могут иметь полярную значимость. В Писании, Предании, самый яркий пример это образы благородных животных, это лев и орёл. Лев и орёл – образы Евангелистов, и также символы сатанинских сил.

В книге Иова противоположный символический смысл могут иметь например «снег и лёд» - это символ Боговоплощения в речах Господа и в пророчестве Елиуя. Также это обозначение эфемерного и исчезающего в речи Иова в шестоглавии.

Дикий осёл – мы встречались только что с ним. Это образ пустынника в речах Господа. Это настоящий отшельник, свободный в духе человек, однако в речи Сафара дикий осёл это ну, унижение для человека, это упрямец, человек тупой.

Денница. Обычно это сатана. Однако, в речи Сафара (это в 11 главе) это чистая молитва. Там сказано: «молитва твоя как денница, от полудня воссияет в тебе жизнь».

При такой изменчивости значений, мы, для того, чтобы понять символ, должны понять общий смысл высказываний. И в этом состоит всё искусство символизированной речи. Мы должны каким-то образом догадаться, о чём идёт речь. Предполагается, что догадаться об этом человек может тогда, когда он духом проникает в смысл сказанного. В этом смысле символизированная речь убеждает в высшем смысле не насильственно, едва прикасаясь, если вообще прикасаясь к душе.

Сказанное относится и к образу единорога. Рог – «керен» по еврейски на языке Писания это, вообще говоря, символ силы. Посмотрим, что такое, скажем, рог единорога. Рог единорога это и губительнейшая сила, как в псалме 21м «спаси меня от уст львовых и от рогов единорогов, спаси смирение моё». Рог единорога это также высочайшая высота – псалом 91й: «и вознесён будет как единорога рог мой». Рог единорога это также образ великолепия в передаче благослования Божьего. Скажем, об Иосифе так говорится: «Первородного тельца краса его. Рога единорога – рога его».

Это были упоминания «рога единорога» илирог единорога. Теперь сам единорог. Единорог это знамение святости святилища.Псалом 77 «Господь избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил и устроил как единорогов святилище своё». Или в псалме 28м: «возлюбленный как сын единорогов». В Книге Чисел 23,24 гл это знамения Славы Божьей «Бог, изведший его Израиля из Египта как слава единорога в нём». Вот то, что я сейчас цитировал, это всё цитировано из греческой Библии. В масоретском тексте единорога нигде нет. В псалмах, за исключением 77го, в книге Чисел и во Второзаконии вместо единорога находим «реем». Одно из толкований «реем» это «дикий бык», но никак не «единорог». А в псалме 77м вместо единорогов – высоты небес. Вот, нет единорога в еврейском тексте.

Откуда такое расхождение между масоретским текстом и греческим текстом различных ветхозаветных книг? Ответ можно искать в книге Иова, где описан единорог. Он не просто описан, единственное место, кстати, где он описан. Он не просто описан, он дан в ряду других символических животных, и именно там нужно искать смысл этого образа, поскольку он в ряду других. В откровении Иову вот в этой своей первой речи, которую мы сейчас читаем, Господь дал образы животных, в которых прообразуется Благая Весть. Вот, если вы это не заметили, вот я сейчас обращаю ваше внимание, что три животных мы с вами изучили: ворон, горный олень и дикий осёл. Так вот, в этих образах животных прообразуется Влагая весть. В вороне, в птенцах ворона – евангельская заповедь: «не заботьтесь». Это же евангельская заповедь «не заботьтесь». В оленях, чадах оленя, дано обетование Вечной жизни, потому что душа рождается в Вечную жизнь. А в «онагре» обетование абсолютной свободы, которая конечно достигается только с присшествием Мессии, духовной, абсолютной свободы человека. А срединный образ это животное, которое носит рог спасения – единорог – это Сам Спаситель, Мессия Христос, Богочеловек.

И вот что мы должны знать о Богочеловеке поскольку Он описан через единорога. Вот одну истину мы должны держать в уме, что Бог воплотился по Своему милосердию, только по Своему милосердию. Он воспринял человеческую природу, но Сам Он в ней не нуждается, и Он от неё не зависит. Поскольку Бог принял плоть, то может быть символизирован в образе животного. Однако Он не привязан к человеческой природе и потому для Его изображения избранно невиданное животное – единорог. Вот как милость Божью нельзя превратиться в орудие. Вот милость есть милость, она не есть орудие, не есть средство.Вот как милость Божью нельзя превратить в орудие, так единорога нельзя привязать, его невозможно использовать, приручить, расчитывать на него, надеяться на отдачу, переложить на него свои дела. Вот об этом стихи книги Иова начиная с 9го стиха 39 главы:

«Захочет ли тебе единорог работать или поспать при яслях твоих? Привяжешь ли ремнём иго его и провлечёт ли он твои борозды в поле? Надеяшься ли на него, что много крепости его? Попустишь ли ему дела твои? Поверишь ли, что он воздаст тебе посев? Внесёт нечто на гумно твоё». Вот, захочет ли тебе единорог работать. Ну, по смыслу это «призовёшь ли облако гласом». Можно ли вынудить Божью милость? Нет, нужно звать, но нельзя призвать. Можно нудить, а вот нельзя вынудить. Вот, обращение к Богу не имеет другого основания кроме Него Самого и веры в Него. Бог никогда не есть средство. Кстати, это очень не простая мысль. Милость Божья не есть часть земного распорядка текущих дел, и те, кто нам это обещает… напримет «покрестите ребёнка – он болеть не будет» или «верую щим Бога дасть хорошего правителя». Вот те, кто говорят такое и обещают такое – те лгут. А крестить детей надо и веровать в Бога надо и уповать, что Бог даст хорошего правителя – надо. Ну вот не средство Бог, чтобы включать Его в текущий распорядок наших дел. Таков единорог.

В масоретском тексте именно в этом месте, вместо единорога – «реем» встречаем слово «рем». Похоже на «реем», но всё-таки не «реем». Пишется иначе. Это слово один раз встречается во всём Священном Писании. Если помните, такие слова называются «гапокслегомину» - единожды встречающиеся. Если «рем» то же, что «реем», а такого общее мнение, то в откровении Иову после дикого осла речь заходит о диком быке и что? И правильно понять этот образ в ряду других символических животных становится практически невозможно.

Однако, всмотримся в еврейский текст, руководствуясь греческим переводом. «Привяжешь ли ремнём иго его?». Вот это слово «иго», оно очень знаменательно. Если помните, речь уже была, а по-гречески это «дзюгос». Христос говорит: «возьмите иго Моё на себя…». Нельзя запрячь единорога. Человек должен возложить на себя это иго. Христос так сказал. «Возьмите иго Моё на себя..». Не пытайтесь впрягать единорога в иго. Лучше человеку это иго на себя взять. Иго, оно же карамысло весов, на котором Иов хотел взвесить страдания человеческие. И Богочеловек возьмёт на себя страдания человеческие, в этом смысле они будут взвешены. Однако, говорит Господь к Иову, «не пытайся привязать милость Божью к своим нуждам». «Не запрягай единорога».

В масоретском тексте вместо слов «привяжешь ли ремнём иго его» стоит интересный текст, непростой и очень интересный «привяжешь ли единорога на борозде верёвкой его». Казалось бы, перед нами бытовая лексика – ничего подобного. В знаменитом пророчестве Осии (это из 11й главы) говорится так: «Бог говорит: узами человеческими Я тащил их верёвками любви». Смотрите как сказано! То есть, Бог тащил людей узами человеческими, верёвками любви «и я был для них как поднимающий иго (ярмо) из челюстей их». Имеется в виду какая-то часть упряжки, но оно тоже называется тем же самым словом «иго», которое вынимается из челюстей людей и они уже больше не рабы. Вот этот вот термин еврейский «ол», это ярмо, иго, упоминается в Писании почти исключительно в символическом значении, как признак подчинённого положения. Порорк Осия говори, что Господь отнимает иго от человека, Бог тащит к Себе человека верёвками любви. Это даёт совершенно Новозаветный смысл. И в описании единорога 70 толковников могли увидеть это пророчество о Боге милостивом, поэтому они могли понять верёвку Его (единорога), как верёвку любви, которая влечёт человека к Себе Бог. А Бог только один может избавить человека от ига, а человек не может возложить не единорога ига.

Ещё раз, смотрите, это важный момент. Бог может избавить человека от ига, но человек не может возложить на единорога своё иго, чтобы заставить Его работать в своих интересах.

Вот, символы животных Книги Иова, среди этих животных единорог – центральный символ – Богочеловек. И возможно, желая подчеркнуть исключительное значение животного «реем» или «рем» в ряду семи животных, семьдесят толковников истолковали «рем» как единорог. Может быть это они так истолковали. Но нельзя исключать и другую возможность, потому что 4е животное это символ носящего рог спасения – Богочеловека, Мессии, Христа Спасителя. И те, кого называют «последние редакторы масоретского текста», правильно поняли этот символ, и от единорога, который указывал на Христа, ничего не осталось в их Писании. Могло быть и такое.

Пятое животное – страус. Как понять страуса и его место в ряду семи символических животных. Три образа животных и единорог – в них Бог учит праведника мудрости, страху Божьему, это всё ряд Новозаветный, по возрастающей идущий. Животные идут по-возрастающей – это новозаветный символ. Птенцы ворона – «не заботьтесь», чадо оленей рождаются в Новую жизнь, дикий осёл это абсолютно духовно свободный человек, и наконец Сам Господь – Мессия воплотившийся.

А теперь образы пойдут по нисходящей. Следующией три образа страшат другим страхом. В них Господь говорит о грехе. О том, как прогресс во грехе приведёт к концу света. И первое из животных в этом ряду – страут. Страус противопоставлен ворону. Как ворон научает заботиться о душе (птенцах), не о другом о чём-то, а о душе заботиться, о другом – не заботиться, и предвозвещает евангельское «не заботьтесь», так страус являет начало всякого греха, а это беззаботность о своей душе и птенцах.

Ну, следующий стих знаменитый, он чрезвычайно сложный и 70 толковников его даже не переводили, на столько он труден. Вот, его перевели на греческий уже позже. По контексту становится понятно только, что речь идёт о страусе. Ну, я вам прочитаю как это звучит в переводе с еврейского:

«Крыло веселящихся не еласа, когда она зачнёт осида и неса». То есть, когда переводили на греческий, уже не знали значения этих слов. Но вот это вот, что речь идёт о самке страуса, это догадка, потому что страус оставляет яйца в горячем песке. И поэтому он жесток к своим детям. Образ жестокого к детям страуса находим в книге плач Иеремии. Пророк говорит о том, как народ страдает от голода, нечем кормить детей и дальше цитирую «дщерь народа моего стала жестока как страусы в пустыне». Итак, речь идёт о самке страуса.

«Крыло веселящихся – страус, ибо она (самка) оставит в земле яйца свои и на прахе согреет их. И забыла, что нога разобьёт их и звери полевые потопчут. Ожесточилась на чад своих как будто они не её. Вотще отрудилась без страха ибо Бог умолчай ей о Премудрости и не уделил ей часть в разуме». Вот, становится понятным, что образы семи животных в книге Иова получают своё настоящее значение только в масштабе всемирной истории, потому что после грехопадения сказал змею искусителю в Раю «вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем её». Из этого следует, что первый рубеж обороны от нечистого духа держат не мужи, а держит жена, должна держать жена. И до того, как зло вырвется на простор мировой истории, жены должны были изменить своему назначению, то есть, забыть и чадах и придаться веселью. То есть, по Св. Писанию мы можем судить, а сейчас воочию видеть, что когда жены забывают о чадах и начинают развлекаться, это значит, что зло уже становится мировым. Так вот сказано: «Крыло веселящихся - страус». Вот есть такая весёлость, игривость такая, и игры есть специальные, которые культивируют эту весёлость. Эта весёлость окрыляет человека на беззаботность. И в апокалиптической перспективе (это страус, конь и орёл) изображается прогресс человечества в грехе, начало которого весёлость, поднимающая на крыло. Но поскольку речь о страусе, то образ этот комичен и жалок. Этой окрылённой радости образ снижен, потому что страус только бегает. Он бегает и машет крыльями. Вот, самка страуса, сказано, «вотще утрудилась без страха». Вот вне страха, если помните, вскармливаются Господом дети оленя. А беззаботный страус глупо бесстрашен.

Начало премудрости – страх Божий. О страусе сказано, что Бог умлочал ей, самке страусе, о премудрости. Самка страуса в перечне семи животных противопоставлена птенцам ворона, которые кричат Богу.

Итак, нравственный регресс, вот настоящий нравственный регресс, исторический, не как отдельное пригрешение у отдельной личности, а вот настоящий нравственный регресс начинает с преданности развлечениям. Вот эта вот преданность развлечениям приводит к забвению материнства. Человечество в весёлости забыло о душе, ожесточилась в себе и на своё, потеряло страх Божий, мудрость и разум. Небезопасная это вещь – игры, которые нам предлагает современная цивилизация.

Человечество теряет страх Божий, мудрость и разум, и тогда являются два знамения о конце света в прямую – это конь и орёл. И Господь предворяет явление шестого животного – коня и седьмого животного – орла.Они вознесутся но не без воли Божьей и во время своё падут. Так сказано в 18м стихе:

«На время Бог на высоту вознесёт, посмеётся коню и всаднику его.» И вот конь – шестое животное. Это явление апокалиптическое и глобальное. Конь что-то сделает со всей землей. Он её как-то истребит, затмит, помрачит, проглотит, сделает невидимой. Конь проносится по земле, вот делает её как бы вот невидимой. Вот конь вширь несётся. При этом конь жестоковыйный, то есть у него упругая шея, которая не сгибается, он жестоковыйный, он наглый, дерзкий, он славящийся и он гордый. Ст 19 и дальше, послушаем как это описано:

«Или ты обложил коня силою? Ты одеял шею его страхом? Обложил ли его всеоружием, дерзость персей его славою, копытом копая на поле грделиво играет и исходит на поле с крепостию, встречая стрелу смеётся ей и от железа да не отвратится. Над ним горделиво играет лук и меч и гневом он истребит землю. И да не поверят пока труба не даст знак. А как даст знак труба, говорит благо же и из далече обоняет битву со скаканием и криком». Сказано «одеял шею страхом». Шея, как место пребывания силы. Отмечены для коня и левиофана. Это из 2й речи Господа увидим. Почему в шее сила? Потому что шея не сгибается. Непокорство здесь указано, а не физическая мощь. Дерзость коня по гречески «толме». Вот, по терминологии книги Иова и Нового Завета это не дерзновение к Богу, это греховная дерзость. Потому что дерзновение к Богу именуется «атарсос» и «прессия», а здесь «толме».

Ну, если мы возьмём масоретский текст, я не буду цитировать всё, пожалуй кусочек. Только предварю, что в масоретском тексте конь это предлог для восхищения. В греческом тексте это апокалиптический образ, в масоретском тексте… так

«..всколеблишь ли его как саранчу? Величие храпа его - ужас». Величие, это вообще, слава – один из атрибутов божества «ход». Величие храпа, то есть слава хапа его ужас. То есть, нам предлагают восхищаться им.

Далее, в греческой Библии. Над ним горделиво играет лук и меч. В Апокалипсисе, когда снимаются первые печати, являются четыре коня. Лук был дан сидящему на первом коне, белом. Второй конь апокалипсиса огненный или рыжий и сидящему на нём был дан большой меч и было дано взять мир земли чтобы убивали друг-друга. Оружием владеет всадник, понятно, поэтому лук и меч, сказано, играют над конём. Лук и меч, данный всадникам, позволяют соотнести образ коня в книге Иова со всадниками апокалипсиса.

«Не поверит, пока труба не даст глас». То есть, явление коня сопровождается трубным знаком, опять таки как в апокалипсисе. Семь ангелов трубят в трубы, и каждый раз это знак горя, бедствий, когда пятый ангел вострубил – вышла саранча, которая подобна коням. Когда шестой ангел вострубил – вышла адская конница, кони и всадники.

Конь, явленный Иову, радуется звуку трубы, «обоняет битву» - сказано так. Сильный образ, потому что «обонять» в еврейском языке – того же корня, что «дух». Вот, конь духом чует битву, конь говорит по евр. «хе ах», то есть, ему хорошо, когда он обоняет битву, это глас удовлетворения. Как самка страуса противопоставлена птенцам ворона, так конь противопоставлен оленю. Горные олени рождают в Вечную жизнь, а конь самозабвенно предан земной жизни, истребляет землю, поглощает землю.

Из трёх животных нравственного регресса – страус, конь, орёл – все три возрастающе бесстрашны. Но страус – глупо бесстрашен, конь – устрашает нагло, но последнее будет хуже всего. Седьмое животное – орёл. Перед концом света явится знамение орла. В книге Иова упоминаются ястреб, орёл, коршун – три хищные птицы. Конь устрашал силой, наглостью и глобализмом – это расширяющаяся цивилизация. Конь поглощает всю землю. Конь стремителен и силён. Орёл – нет. Орёл прежде всего умён. Он неподвижен в высоте, всю землю видит. Конь воюет землю, орёл – небо. Вот стихи, посвящённые ему:

«Твоим ли знанием стоит ястреб распростёр крыла недвижимый зря на юг. Твоим ли повелением возносится орёл? Коршун же на гнезде своём сем вселяется. На выступе камня и в сокровенном месте буду четам, ищет пищу из далече учи его наблюдают. Птенцы же его валяются в крови. Где будут умервщлённые – тотчас они обретаются.». Что мы здесь прочли. Стоит зря на юг. Конь и орёл дополняют друг-друга. Конь несётся по земле вширь, орёл стоит на высоте, неподвижен, видит всю землю, ориентирован на юг. Юг, или то что на юге, то, что справа, это сторона противников Божьих. Орёл, который смотрит на Юг, это символ сознательных противников Божьих.

Сказано «на выступе камня в сокровенном месте». Смотрим масоретский текст. Стих получается трудный, но важный, в нём встречаются два важных понятия «камень и твердыня». Значит, в переводе с еврейского: «камень (орёл) обитает и ночует там. На зубце камня и твердыня». Вот камень (села) по-еврейски, это область обитания горных оленей. И орёл в значении апокалиптического символа занимает этот камень, он вытесняет тех, кто ищет вечной жизни, с места их обитания. Орёл поселяется и строит гнездо не зубце камня и твердыня «мецуда». Мецуда в символике Ветхого завета надо понимать, вот это вот действие надо понимать как попытку заместить собою Бога, потому что пророк Давид говорил Яхве «камень мой и твердыня моя (мецуда)». Вот на этой твердыне поселяется орёл. В перечне семи животных последнее, орёл, содержит в себе отношение ко всем предыдущим животным, потому что птенцы орла противопоставлены птенцам ворона. Валяются в крови, пищу себе ищут, не Божью. Горных оленей орёл вытесняет с места их обитания. Единорогу орёл враждебен, потому что смотрит на Юг, держит сторону дьявола. Также орёл лишает человека пищи. Там где на высоте в горах дикий осёл отыскивал себе в пищу зелень травную, там теперь угнездилась хищная птица. Она выслеживает себе корм, а её дети – образ души – валяются в крови, питаются кровью. И вот, последний стих из тех, что мы прочли, лучше читать в буквальном переводе с древнееврейского, что мы сейчас и сделаем:

«И птенцы его пьют кровь, где пронзённые, там он». То есть, птенцы орла не питаются мертвечиной. Они пьют живую кровь тех, кто смертельно ранен или пал насильственной смертью. Это пронзённые «халалим». И о Мессии именно так сказано у пророка Иссайи «Он пронзён за беззакония наши».

Дети орла это порождения сознательного богоборчества, отнюдь не римские легионеры, чем знаменем был орёл. Вот эти дети орла, некогда они слетелись к месту казни Пронзённого на Кресте. Так было на Голгофе. Так будет перед вторым пришествием Христовым, как сказано в Евангелии от Матфея, Евангелии от Луки «где будет труп – там соберутся орлы».

Закончилась первая речь Господа к Иову. Это было откровение Господа от сотворения мира до конца истории.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных