Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тит Макций Плавт. Особенности сюжетов, композиций его комедий. Основные маски полиаты. Приемы комического.




Тит Макций Плавт (? - 180/184 до н.э.) из Умбрии. Был популярен, но не сохранилось его полных биографий. Считается, что он мог быть участником ателланы (так начинал карьеру). В Рим он перебрался в последние десятилетия 3 века до н.э. Он был современником 2 Пунической войны (война Рима с Ганибалом) и участвовал в ней. Написал 100-130 комедий, дошло 20. Плавт самый ранний, полностью сохранившийся латинский автор, от которого сохранились сочинения полностью, а не во фрагментах. Плавт первый римский автор одного жанра (комедии паллиаты – это переделка новой бытовой греческой комедии Минандра и его современников). В паллиате в прологе говорил, что переделал комедию, называл имя и название комедии драматурга, которого взял. За образец берет новоаттичекую комедию. Первые постановки – 200 г. до н.э.

Что изменилось с переходом персонажей (старик-отец и т.п.) на Рим? Появляются комедии, где раб или прасит является главным персонажем, появляются персонажи ростовщик и сводник. Действие происходит в Греции, поэтому раб может быть умнее своего хозяиная, поэтому римляне и смеялись над этим. Элемент смешения греческой и римской культуры. Упоминаются римская еда, военная римская лексика и т.п. Плавт очень любит порассуждать на моральные теме: об отечестве и долге перед государством (происходит раб или парасит). Впервые Плавт использует описание внешности персонажа, которое вложено в уста самого героя, мы видим и описание одежды. Плавт использует комическую беготню и побои, что пользовалось огромным успехом. Аристофан убирал это из своих комедий, но в Риме данные приемы были очень актуальны. Популярны шутки над ленью рабов, об их пьянстве и воровстве у хозяев. Хвастовство рабов, любят рассказывать друг другу о своих «подвигах». Рабы – носители интриги. Сравнение с подвигами героев, обычно, Геракла, сравнение своих действий с героями трагедий, сравнивают с деяниями римских полководцев.

Элементы римского быта в ПАЛЕАТЕ: римские органы власти, эдилы, сенаторы, всадники, римская военная терминология — легионеры, когорты, элементы юридической терминологии и судебного дела, римские боги и обряды, быт, праздники, еда, элементы наказания рабов.

Комедия-интрига — композиция комедий Плавта. Считались лучшими комедиями Плавта. В центре раб или парасит, с ними связаны главные комические элементы. Новые виды: 1) тема двойников (Менехмы — два брата) 2) тип народной комедии 3) тип комедии, основанной на мифологическом сюжете (Амфитрион).

У Плавта есть ещё переделки сказок, мифов и т.д. Задача – увлечь, рассмешить. Его комедии – комедии-карикатуры, грубоватая ирония, комедия фарса, комизм слов и комизм действия. Комедия-матори (подвижная комедия, комедия действия).

Система комических приёмов:

Описания персонажа – персонаж сам описывает свою внешность.

Побои во всех возможных вариантах – пользовались большим успехом у публики (побои рабов хозяевами, комическая драка, рабы дерутся друг с другом).

Шутки над ленью, пьянством или хвастовством рабов (Монолог двух рабов о краже хозяйского вина). Комическая беготня, хвастовство рабов – часто называют себя величайшими полководцами, с мифическими героями (Гераклом). Пьянство – рабы, которые напились и поэтому не выполнили поручение, пьяная сходка рабов и т.д.

Прием снижения, когда великолепная речь о славе и доблести, произносится рабом или гетера использующая элементы сакральных римских формул.

Прием пародии на трагедии. Рабы говорят о том, что они составляют собутыльничий сенат. Й Он все сводит к еде. Хвастается на тему того, сколько он может съесть. Когда мы поедим? Сколько нас покормят? Хвастливый воин становится популярным. Он рассказывается о невероятном кол-ве своих подвигов. Повар ворует с кухни или снижение. Себя сравнивает с великими героями мифов.

Эффект упрямого повторения одного и того же слова или одной и той же фразы. Ростовщик и сводник. Обыгрывается их страсть к деньгам. Они все оценивают с точки зрения денег. Они повторяют одно и то же слово или фразу, до 20 раз. Но интонация этой фразы всегда менялась, чтобы развеселить публику. Словесный комизм.

Каламбуры. У Плавта встречаются каламбуры, двойной смысл. У Плавта около 70 вариантов слов обозначающих «обмануть».

Говорящие имена – дополнительная характеристика для персонажей.

Музыкальная часть комедии. Хора в Риме не было. Он усиливает музыкальную сторону, добавляет кол-во кантиков (монологи в драме в форме арии). Кантики он использует и для пародии на трагедию, и для пародии на преувеличения. Кантики являются самостоятельным целым, могут не связывать напрямую с сюжетом. Часто кантики содержали любовные признания, жалобюы или огорчения.

Диалог – большое количество гипербол и комизма.

Использовал прием контаминации. Пролог римской паллиаты. В прологах римский автор сообщал имя греческого автора и название оригинальной комедии. В прологах дается краткий пересказ сюжета, т.к. была несколько иная публика – её нужно было заинтересовать. В прологе просьба к публике, о том чтобы они досмотрели комедию, не сбегали и благожелательно относились к актерам. Пролог произносил особый персонаж, чаще всего руководитель труппы, в образе мелкого божества или персонаж, не являющийся действующим лицом комедии. Стиль пролога меняется, здесь очень много шуток и каламбуров, колкости к другим авторам паллиат. Диалоги Плавта отличаются большой агрессивностью, грубостью шуток, словесными дуэлями. Литературный язык он сочетает с разговорным языком. Использовал говорящие имена. Использует описание жестов, которые совершают персонажи. В текст комедии включен текст ремарок. Плавт считался одним из самых популярных авторов. Плавт прививает аудитории вкус к комедии. Плавт был самым удачливым автором комедии.

 

6. Кружок Сципионов. Тв-во Квинта Эния. Римская драматургия периода Республики: трагедия-котурната и претекста.

Много сочинений: драма, поэзия, проза.

По окончании второй пунической войны Рим продвигается на Восток – в страны эллинизма. Сближение с греческой культурой идёт быстро и разгорается борьба между эллинофилами и сторонниками римской старины. Литература теперь выступает как средство идеологического воздействия. На греческом языке о своих походах пишет виднейший римский деятель Сципион старший. Он и его группировка начинает организовывать римскую литературу, окружать себя молодыми писателями и направлять их творчество в нужное для них русло. Группировка была эллинофильской.

Цицелий Стаций, считается, что он был вольноотпущенным галльским рабом (220-180). Сохранилось 40 упоминаний его трагедий, целиком ничего не дошло. Он почти не пользовался контоминацией. Его паллиаты были максимально приближены к оригиналу. Высмеивал типичные маски греческой комедии (в «Друзьях юности»). Считается, что он входил в тройку самых удачливых комедиографов

Кружок Сципиона. Эпоха получила название эллинофильство. Публий Корнелий Сципион Эмиллиан, один из основателей эллинофильства. Был поклонником всего греческого, вокруг него было много творческих личностей. В этот кружок входили: греческий историк Полибий, Теренций и Квинт Эний (драматург), Гай Луцилий (автор римской сатиры). Основой римского об-ва должно быть понятие хуманитос (человечность), переход от социальных, к общечеловеческим ценностям, не зависимо от социального статуса. Они пытались подробнее изучить человеческую натуру. Хотели соединить римские идеалы с греческим образованием. В Риме выработан новый идеал общественной жизни. Видели идеал творчества в соединении греческого образования с римскими обычаями, римским менталитетом, римской культуры.

Понятие «хуманитос», человечности – как уход от социальных проблем к проблемам внутричеловеческим.

Публий Теренций (родовое имя) Афр (190-159) из Карфагена, был продан римскому сенатору Публию Теренцию Лукану. Был отпущен на волю. Он был одним из основных авторов кружка Сципиона. Приписывается 6 комедий, которые сохранились. Первая комедия поставлена в 166 году, последняя в 160. Его комедии тоже классический образец паллиаты, но они очень сильно отличаются от комедии Плавта. Теренций был близок к Менандру. Более внимательно исследует характер человека. Из 6 – 4 комедии основаны на комедиях Менандра. Для других комедий, старался выбирать малоизвестные греческие сюжеты. Комедии получили названии статерии (статичные, спокойные). Действие разворачивается в зависимости от характера героя. Комедии Теренция построены на сочувствии персонажам. Теренций предлагает понять своих героев и посочувствовать им, волею судьбы они не могут найти выход из сложной ситуации. Гуманные маски Теренция, набор персонажей тот же, что и у Плавта, но он дается в мягкой трактовке. Старуха забитая жизнью, помогающая своему сыну, молодой юноша тоже вызывает сочувствие. У него впервые появляются бескорыстные гетеры, а сводник и ростовщик тоже оказываются довольно положительными героями, рабы в комедиях Теренция тоже вносят путаницу, но нет грубых шуток и агрессии. В конце происходит счастливый случай. У Теренция появляется прием парных масок, не один старик, а два. Один характер, но с двух точек зрения. Говорящие имена. Прологи Теренция. Он делает их по принципу Плавта, но прологи Теренция являются уникальным материалом по истории римского театра, т.к. он вступает в полемику со своими соперниками. Это один из наиболее ранних примеров критики.

Теренция обвиняли в несамостоятельности и плагиате (переписать уже переделанную комедию паллиату). Его комедии большим успехом не пользовались и публика сбегала. Это комедии для римской образованной публики, а не для широкой. «Свекровь» была переделана 3 раза. Цезарь называл его Полуменандром. Но он вошел в обязательную программу изучения за стиль. В раннее Средневековье античную драму узнавали именно по комедиям Теренция.

Квинт Эний 239-169 гг. до н.э. из Колабрии. Из достаточно зажиточной семьи, получил хорошее образование. В образовании делал упор на греческую философию и литературу. Поклонник Пифагора. Жизнь совпала с второй Пунической войной. Знаток греческой лит-ры. Он писал на 3 языках: на осском, греческом и латыни. Написал поэму о 2 Пунической войне, участвовал в ней. В 204 году переезжает в Рим и посвящает себя литературной деятельности. Входит в кружок Сципиона.

Критикует первых римских поэтов за грубость языка, недостаточное внимание к стилю, за необразованность - незнании греческой философии (никто из них не приводил цитаты греческих философов). Продолжает вводить в римскую лит-ру идеи греческой философии, риторики, поэтики. Всё лучшее было создано в Греции, считает он. Квинт Эний пишет и комедию, и трагедию, и эпос, а также создает стиль раннего римского эпоса. Пишет первые эпиграммы, а также первый сборник сатуры, дидактические наставления. Он тоже переписывает греческие комедии и трагедии. Комедиографом известным не стал. Но он положил начало серьезной римской трагедии (котурнаты). В основу котурнат кладет трагедии Еврипида. Сохранились лишь фрагменты. По стилю был ближе всех к Еврипиду. Пытается понять природу и характер бога, показывает противостояние человека и бога. Показывает бессилие человека и тиранию божества. Считается, что он первым начал переделывать Эсхила. В его трагедиях иногда появляются смелы мысли о невмешательстве богов в жизнь людей и смелы мыли о том, что человек может распоряжаться своей жизнью.

Квинт Эний останавливает свое внимание и на римском эпосе, пишет «Анналы» Начал излагать войну от основания Рима от Энея до современных самому Квинту дней. Эпос был разделен на 18 книг. Квинт Эний начинает свой эпос с обращения к музам и говорит о том, что во сне ему явился Гомер и вселился в него. Первые книги все равно посвящены основанию Рима. «Анналы» написаны латинским гекзаметром, который стал обязательным размером для римского эпоса. Анналы принесли ему славу и до Вергилия считались лучшим римским национальным эпосом.

Квинт Эний получил прозвище Второй Гомер. Подражал стилю и приёмам Гомера. Классические эпитеты, сравнения, гомеровские формулы. Создал латинский гекзаметр, который стал обязательным стихотворным размером для всего римского эпоса. Создал торжественный архаический стиль. Весь пласт олимпийских богов участвует в поэме, но бога римские. Поэма имела большой успех.

Римская сатира. Произведения Квинта Эния были прародителями этого жанра. «Сатуры» переводятся как «смесь». Это сочинения различной тематики, разного размера, здесь и проза и поэзия. Здесь и комедийные персонажи паллеаты, диалоги. Есть несколько стихотворений автобиографического содержания. «Лакомые блюда» это скорее всего переделка греческой философии, поэма гастрономического характера. Переделка некоторых диалогов Платона и ранней эпиграммы. «Проптерикус» излагает современные нравы, характеры и обычаи в стихах. Сохранились и 2 эпиграммы, прославляющие Сципиона и 2 эпитафии представителям рода Сципионов. Квинта Эния часто цитировали в период поздней республики. А более поздние поэты начинают критиковать Квинта Эния.

Гай Луцилий – (180-102гг), создатель римской сатиры. Из его произв-й сохр. Более 1300 строк. Выходец из богатой семьи. Знаком со Сципионом, восхвалял его в сатирах, 1й поэт благородно происхождения, в отличии от остальных (гражданин Рима). Начал карьеру с пародий языка эпической, трагической поэзии. Высмеивает слишком частое употребление греч. слов, он за хороший столичный латинский язык. Сборник его сатир важен т.к. был национальным по содержанию, за исключением ранних римских эпосов, был первым. Был поклонником греческой философии, в греческой поэзии щаимствовал многие обороты, сравнения и эпитеты. Встречаются сатиры автобиографического содержания. Пытается показать современность глазами своих знакомых.

Вторая тема сатир – бытовые зарисовки: битва двух гладиаторов, выступление оратора, сетование старика, ссора двух гетер, похоронная процессия.

Среди пороков называет погоню за богатством, страсть к роскоши, скупость, хвастовство, суеверие, сословная спесь, сословное чванство.

Мы видим упоминание отдельных сословий, он не боится о них говорить.

Критикуя современный Рим, идеал видит в ранней республики, когда была римская доблесть.

Критика общества – либо порицание, либо похвала. Идеальный образ жизни в гуще реальных событий, быть активным политическим лидером, принимать активное участие в политической борьбе. Идеальный гражданин как активная политическая личность. Посвященные сочинения истории, философии, физике, риторике и грамматике. Соотношение здорового тела и здорового духа. Отношение к философии было характерно для римлян, через греческую философию осмыслялась римская действительность. «Познай, что ты не бог, а человек. Познай, к чему ты способен, что тебе подобает».

Сатиры его были реальным оружием политической борьбы, смело рассуждает о многих современных пороках и недостатках. Всегда ЛИЧНОСТНАЯ сатира, называет людей по именам, сатиры не абстрактны. Нет вымышленных персонажей, политическая полемика.

 

7. Римская драматургия периода поздней республики: комедия-тогата, ателлана и мим.

В театре этого периода происходит кризис. Борьба между литературной драмой и формами театра в литературной обработкой (примитивные форма народного театра). Побеждают последние, более примитивные, более вульгарные. Авторов очень много, но интересы переносятся на ателлану и мим в литературной обработке. Эпоха Поздней Республики начинает развиваться сатира (Гай Луциллий и Марк Варрон). Трагедия катурната и претескты. Претекста развития не получила. Претекста и Персы Эсхила – первые примеры исторической драмы, которая в античность развития не получила.

Начал трагедию Квинт Эний (катурната) он был первым римским самостоятельным драматургом. Марк Пакувий (220 -?) прожил 80-90 лет. Писал и трагедии, и претексты. Приписывается 12 катурнат и 1 претескта. Получил прозвище Ученый. Связано это с: 1) с тем, что он начал переделывать не только Еврипида, но и Эсхила и Софокла, используя приём контоминации; 2) он создает высокий стиль римской трагедии (архаизирует язык, придумывает и новые слова и научные термины). Первый драматург, пишущий только трагедии. Относились к нему по-разному. Прозвище его звучит слегка иронично. Трагедии его были написаны для римской элиты (образованная публика. Трагедия декламации, где почти нет действия, но много рассуждения.

Луций Акций (170-85 гг. до н.э.) младший современник Марка Пакувия. Из Умбрии. Со 140 года в римском театре идет соперничество Марка Пакувия и Луция Акция, после смерти Пакувия Луций остается не превзойден. Становится как бы королём римской трагедии. Его творчество считается вершиной развития римской трагедии. Его твор-во – наивысший расцвет катурнаты. Работал на широкую публику, чтобы его трагедии были всем понятны. Часто трагедии использовались, как средство политической борьбы. 45 трагедий, несколько произведений по филологии, по истории римской поэзии, драмы. От Марка Пакувия он взял прием контаминации нескольких греческих драматургов. Соединял трагедии разных драматургов, но на один сюжет. Ввел трагедии фиванского цикла, аргосского и аттического циклов. Мифологические сюжеты слегка меняли характер и значение. Орестея напоминала современный Рим и свелась к противоборство двух политических группировок (Агамемнон и Эгисф). Луций Акций пытается вернуть простоту стиля в трагедию, делает ее понятной для всех. Эго стиль – стиль современной римской драмы, диалоги приближаются к стилю разговорного языка. Старается передать эмоциональную обстановку. Резкие выражения по поводу его современников. Он был вольноотпущенником, но не боялся выступать против элиты, показывал в мифических героях представителей римской аристократии, не кому не угождал и не боялся. «Пусть ненавидят, лишь бы боялись» - говорил он. Он был близок к Цицерону и принимал участие в политической жизни. Акций выступал за возвращение Цицерона в Рим. Учеников у него не было и после смерти Акция трагедия приходит в упадок. Он был последним писателем трагедии классического образца. Больше великих трагиков не было. После его смерти – упадок римской трагедии.

Комедия и трагедия меняются.1 век до н.э. палиата теряет свою значимость.

Появляется комедия тогата в 1 в. до н.э. – национальная римская комедия. От «тога» - национальная римская одежда. Строгое указание сентата, которое запрещало выводить в качестве героев римских граждан был снят. Это и обусловило появление тогаты. Популярностью этот жанр популярен недолго, большим успехом не пользовалась, существует она где-то 50 лет. Не перешла в римский театр эпохи империи. Не сохранилось почти ничего, только маленькие фрагменты. Порядка двадцати имён, но самые популярные: Луций Аффраний, Тит Квинций Атта, Тит Титиний, их биографий нет. Славились как популярные авторы. Есть 500 маленьких фрагментов. Действие тогаты происходит в Риме и Италии (чаще всего). Персонажи носят латинские имена и одеты в римские одежды. Меняется ситуация хозяин-господин. Ра никогда не является главным героем, уходит на 2 и даже на 3 план. Рабов почти нет и занимают они самое низкое место, они не носят интригу, не умней своих хозяев. Основные персонажи – среднего достатка горожане или ремесленники, представители определенной профессии, часто профессия вынесена в заглавие.

Женские персонажи становятся более значимы (свободные римские или италийские гражданки). Это свободные гражданки. Появляется пародия на самостоятельную образованную женщину – пародии на разные профессии (юрист, политик, врач). Большое место уделяется теме женского приданного и ее положения в семье.

Два вида тогат: трабея (один из видов парадной римской тоги)посвящена высшим слоям общества и табернария (таверна) пермсонажи – завсегдатаи кабаков, грубая и простонародная тогата. Вместо тогаты, паллиаты, претексты и катурнаты приходя ателлана и мим. Ателлана на рубеже 2-1 века приобретает литературную обработки и ставится на городских праздниках. Изначально ставилась после трагедии, но позже приобретает самостоятельное значение. Сохранилось около 300 фрагментов. Новий и Луций Памопоний. Сохранились 4 персонажа, но иногда к ним добавлялись персонажи из паллиты (воины и паразиты).

Для ателланы характерна грубость и вульгарность. Бытовая и политическая тематика, частые политические выпады, пародия на грекоманию, элинофильство. В ателлану проникают политические намеки и насмешки, но после преследований авторов, они уходят из ателланы. Авторы - Нувий и Луций Помпоний. Теперь насмехаются над эллинофильством. Популярностью пользовались драки, беготня, подтекст. Называлась по маске и профессии «Мак трактирщик», «Маки близнецы», «Пак, провалившийся на выборах»

Мим. Ателлану очень быстро вытеснил мим. Мим – небольшая бытовая сценка с политическим намеком (могли принимать участие женщины), актеры могли выступать без масок. К тому же там выступали женщины в качестве актрис. Беготня за наследством, приданным и т.п. Мим во многом схож с ателланой, но меньше вульгарности и постоянных персонажей. Тематика – повседневная жизнь сельского или городского населения. Значение придавалось песне, музыки, танцу.

Состязание двух авторов мимов. Месть Цезаря Децему.

Децем Лаберий (106-43) римский всадник, но скрывал это, потому что тайно писал мим. Шутит против Юлия Цезаря и «пожелал» принять участие в соревнованиях мимов, что исключило его из сословия всадников. Позже жалуется на то, что Цезарь заставил его так опозориться. Позже Цезарь вернул Лаберию перстень всадника. Всё равно своего положения он уже поправить не мог.

Публий Сир – вольноотпущенник из Сирии. Мимы построены на импровизации, задавал лишь тему. В империю самым популярным жанром становится пантомима, которую образованные люди вообще не воспринимали. Соревнование стало для него признаком его заслуг. Его мимы построены на импровизации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных