Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Марк Туллий Цицерон — оратор, философ, политический деятель. Особенности ораторского искусства. Письма.




Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.) представитель сословия всадников родом из Арпина. Был эллинофилом, учился в греческой школе в Риме, где изучал риторику у греческих учителей. Стремится изучать и философию, и риторику у лучших греческих мастеров. С 80 годов начинает адвокатскую практику, занимается переводами греческих авторов (Ксенофонта). Философию изучал у лучших представителей эпикурейства и стоицизма. Учился актерскому мастерству у Эзопа и Росция также как и Гортензий. Ездил на Родос, где занимался риторикой. Также был известным политиком. Использовал и аттицизм, и азианизм в своих речах (в этом заключается уникальность его стиля), благодаря чему выработался его собственный язык красноречия. Главное – не истина, а выиграть процесс. У ораторов была распространены практика выступать и как защитник, и как обвинитель (таких речей у Цицерона 4). В первую очередь прославился, как судебный оратор. Главное – правдоподобно объяснить самое невероятное событие. Часто использовал прием градации. Часто находит один пункт для построения защиты и строит все на нем, не замечая все остальное. Поэтому множество повторов. Прямые улики против подзащитного – Цицерон не говорит о них или опирается на косвенные улики, если наоборот косвенные данные против подзащитного – то они выдаются за ложь. Невероятное преувеличение – то, что в жизни тяжёлое, в речи должно быть показано, как невыносимое. Необходимо найти выгодный пункт для построения защиты и напирать только на него. Неоднократные повторы одного и того же. Много анафор, восклицаний, подбор каждого слова, смех и насмешка над соперником – как внешность, частная жизнь, анализ прошлых деяний, которые часто переносятся в будущее, слухи и сплетни, предположение (а что могло было бы быть, если бы Катилина захватил Рим), вместо подлинных фактов происходит исторические аналогии (это обытие могло проиойти и теперь).

Идеал – Луций Глюцилий Красс

Творчество. Целиком дошло 58 речей Цицерона (политические и судебные речи по уголовным и административным делам) датировка от 81-43 годов. Дошел первый сборник писем (397 писем адресованных Титу Аттику) 28 писем брату Квинту и около 400 писем разным лицам всего около 800. Дошло 12 философских сочинений Цицерона (7 трактатов по истории риторике («О подборе материала», «Об ораторе», «Подразделения риторики», «Оратор», «Брут», О лучшем роде ораторов», «Топика»), посвященных римскому красноречию с отсылками к греческому). Эти 7 трактатов – Цицерон выделяет в первую очередь те знания, которые необходимы для оратора. Он выделяет право, знание истории и литературы, философии (учение о природе, учение о нравственности, логика). Знание логики помогает обработать содержание речи и логично и верно эту речь построить. Знание этики помогает выбрать тот приём, который вызовет у слушателей ту реакцию, которой оратор добивается. Только познав людей, можно воздействовать на их умы и души. Важны природный талант, опыт и знания. Сомое главное – знание. Именно это и даёт основное содержание речи. Фрагменты недописанных речей.

Сборник писем – самое раннее дошедшее до нас собрание писем. Вошли письма с 68-43 года. Это не литературное письмо, а реальный документ. Опубликованы после смерти Цицерона. Переписка очень разнообразная и по объему и тематике. Короткие записки, письма-рекомендации, подробные отчеты о деятельности магистратов в провинциях, личная переписка. Стиль зависит от того, кому письмо адресовано и тематики письма. Круг адресатов очень широкий. 397 писем (самые искренние) обращено к Пампонию Аттику, 28 к брату Квинту, 20 писем к брату Марку Бруту (много советов именно литературного плана), 420 писем к различным лицам. Пишет он и политикам и представителям патрицианских и плебейских семей. И к его покровителям, и к тем, кому он сам покровительствует. По-разному оценивает одну и ту же ситуацию и одних и тех же людей. Тит Пампоний Аттик лучший друг, письма к которому наиболее искренние, письма к нему не имеют запретных тем. Здесь перед нами предстает реальный человек без своих приемов и манипуляций. Здесь Цицерон жалуется на несправедливую судьбу, мы видим его нерешительность, советуется с другом.

Вторая группа писем обращена к семье и близкому кругу, где он менее открыт и правдив. Чаще говорит о внешних проблемах. Отдельным блоком идут письма к брату. Где советует как управлять провинцией. В письмах Квинту Цицерон рассуждает о современной литературе. Поддерживает брата в его литературных начинаниях. Переписка Цицерона – подлинный неотредактированный документ. Здесь реальные факты, психологический срез эпохи, именно этим она и интересна. Нет никакой стилизации, опубликованы в соём изначальном виде. Язык и стиль писем приближен к разговорному, весёлому, часто шутит. Сам себя он совсем по-другому оценивает, скромничает и иронизирует. Не уверен в принятии своих решений, требуется долгое убеждение.

Научные и философские про-ния делят на 3 части: риторические, философские, политические. Сам он их так не делил. Основные: Трактат о гос-ве (дошла треть, подражание «Государству» Платона) написан в форме диалога (подражание греческим философам), участники – представители кружка Сципионов. Здесь он рассматривает формы правления. Накладывает идею идеального государства на Рим. Ранняя республика — идеальная модель гос-ва. Возвращается к идее Платона об идеальном государстве. Написано в виде беседы: Цицерон и его брат. Говорит о том, что преходяще, но бессмертна посмертная слава. Идеальный правитель – подлинный римский сенатор. «Законы» Цицерона – упрощенный пересказ законов Платона. Это диалог Цицерона с братом. У Платона заимствует идею о высшем разуме. О пределах добра и зла, где он излагает стоицистские принципы - «Тусскуланские беседы» (философское сочинение) тоже в форме диалога, но напоминают отдельные лекции о добре, зле, смерти, страдании. В основу положена этика Эпикура и учение стоиков. «О судьбе», «О дружбе» (как высшая моральная ценность), «О полезном и прекрасном», «О природе богов», «Об обязанностях», «О пределах добра и зла». Все философские сочинения переплетены с римским бытом. В эпоху золотого века он становиться обязательным автором для изучения. Его стиль был признан классическим (золотой стиль Цицерона). Сборник писем тоже стал примером для подражания. Философским сочинениям подражали отцы церкви поздней античности. Риторические трактаты стали своеобразным учебником в Средние века. Образование риторов шло по системе трактатов Цицерона. Много идей Цицерона заимствует Вальтер. Речи Цицерона долго являлись образцом всех аничных речей

 

14. Марк Туллий Цицерон — теоретик и историк красноречия («Об ораторе», «Брут», «Оратор»).

Трактаты по риторике: «О подборе материала, Об ораторе, Подразделения риторики, Брут, Оратор, О лучшем роде оратора, Топика» Написаны в разное время, но составляют единую теорию. Говорит нам о том, какая подготовка необходима для будущего оратора: история права, литература, история. Каждый оратор должен быть знатоком философии (разделы посвященный этике и логике) Логика необходима, чтобы правильно обработать содержание речи, чтобы верно и логично выстроить речь, этика необходима для того, чтобы правильно выбрать тот прием, который вызовет у слушателя необходимую реакцию. Только познав людей можно правильно воздействовать на их души. Данные оратора: природный талант, навыки/опыт, знания. На первое место Цицерон ставит знания. Цицерон выделяет обязанности оратора:

1) оратор должен найти, что сказать (тема, предет),

2) найденное надо расположить по порядку,

3) придать словесную форму найденному

4) утвердить все в память (заучить)

5) произнести речь (как итог большой работы оратора)

Кроме этого есть дополнительные задачи: оратор должен расположить к себе аудиторию, изложить ясно и четко сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свои положения фактами, аргументами и доказательствами, опровергнуть доводы противника, самое важное – заключение, где он должен четко и ярко подвести итог своей речи, снизить положение противника, а свои положения продемонстрировать в блеске. Произнося речь говорить надо громко, ясно и красноречиво, но манера произнесения должна соответствовать содержанию речи.

Кроме образования, каждый оратор должен обладать природный даром/талантом: быстрота и подвижность ума, находчивость в развитии любой мысли, хорошая память, внешние данные (громкий звучный голос, приятная внешность, высокий рост, крепкое телосложение. (Внешние данные Луция Лицилия Красса). Цицерон пишет о необходимость использования юмора. Особенно разработана а трактате «Об ораторе». Рассуждает о том, что такое смех и когда нужно вызывать у аудитории смех. Откуда юмор, нужно ли оратору вызывать смех, в какой степени он должен быть в речах, какие существуют виды смешного (1 - осмеивает предметы, 2 - слова). Впервые Цицерон включил в риторику шутку и юмор, как один из приемов оратора.

Умение оратора воздействовать на чувства аудитории. Обращаться к чувствам лучше всего во вступлении и заключении. Люди чаще всего руководствуются не законами, а чувствами и эмоциями и оратор должен уметь манипулировать ими.

Цицерон считается прекрасным стилистом, выделяет несколько стилей речи, применяет в творчестве все три: 1) спокойный, тихий или низкий (подходит для убеждения), 2) средний, азианский (для наслаждения, большое количество ритоических приёмов), 3) высокий или величественный (для волнения аудитории и максимального воздействия на её чувства). Самый важный – высокий. Приемы: декорум (принцип уместности) — стиль речи зависит от содержания. Начало обязательно должно быть сдержанным, повествование должно быть правдоподобным. Изложение должно быть очень ясным и очень чётким. Если дело простое, то доказательства простые, а если сложное, то использовать этос (для изображения характеров и нравов) и пафос (для более сильного чувства). У Искората Цицерон заимствует ритм, периоды и музыкальность речи. Каждое слово должно быть подобрано, каждая фраза должна быть ритмичной, но слова надо брать из обыденной речи. Следует избегать архаизмов и редких слов. На практике мы видим, что Цицерон часто нарушал свои же собственные правила. Говорит о том, что нельзя начинать с обращения или риторического вопроса, но часто нарушал это правило. Речи произносились и составлялись устно. Речи, которые сейчас считаются лучшими были переделаны позднее, когда были дописаны. Иногда речи писали несколько человек, которые распределяли между собой части. Цицерон писал заключения. Для Цицерона характерен выбор слов, подбор материала.

Катилинарии — заговор Катилины не носил такого глобального х-тера, каким его выставил Цицерон. Воздействия на чувства: риторические вопросы, подробный разбор прошлых грехов Катилины, обращение к сенаторам. Самое страшное — Катилина может разрушить моральные устои республики, т. е. он виноват в кризисе поздней республики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных