Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Золотой век Римской литературы. Формирование классического стиля. Характеристика исторической и культурной ситуации.




(44 до н.э. – 14 н.э.) Хронология датируется временем правлением первого императора Октавиана Августа. Устанавливается Прицнципат «первый». Августа воспринимают как спасителя от кризиса. Август официально восстанавливает древнюю римскую республику. На самом же деле он создает раннюю римскую империю. В литературе преобладают темы о возвращении к старым обычаям, о возрождении Рима; гражданин должен ставить интересы государства превыше собственных, тема войны с точки зрения того, что война – проклятие(в частности проклятие Гражданским воинам), о наступлении эпохи мира (Рим, который был на краю гибели с мог вернуться из небытия). За образец римская литература этого периода берет греческую классику. Попытка объяснить кризис республиканских институтов. Август как спаситель, поставивший чужие интересы выше личных, его прославление. Противопоставление эпохи гражданских войн и современности.

Август большое внимание уделял пропаганде в литературе, свои идеи он активно пропагандировал в своих речах. Расцвет историографии и поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий). Эпос – один из наиболее важных жанров. Политическое красноречие уходит в прошлое, зато развивается торжественное (в виде свазорий и контраверсий). Формируется художественно-дидактическое направление историографии (Тит Ливий). Римская любовная элегия (Тибулл, Проперций). Золотой век – тяжелое время для театра, упадок драматургии, расцвет пантомимы (считался низким, презираемым жанром). Авторы пытаются писать драмы, но им так и не удаётся вернуть зрителя в театр.

Появляются литературные кружки вокруг богатых и знатных людей. Основных было 3: Гай Меценат кружок, куда входили Гораций, Вергилий, Тит Ливий, Проперций, кружок приближенных к Августу,

2 Марк Валерий Мицелла (Овидий) выходили за рамки того, что распространял Август,

3 кружок - Гай Озиний Поллион и пр.

Поллион образовал первую общественную публичную бибилиотеку. Озиний Поллион был богатым просвещённым римлянином, после его смерти библиотека стала носить его имя. Основал рецитации (публичные выступления поэтов и риторов со своими произведениями с дальнейшим их обсуждением). Римляне пытаются переплюнуть греков с их литературой, в их стиле, но лучше. Подражание Гомеру. Тема золотого века (5 веков Гесиода), но теперь говорят о том, что Золотой век вернулся. У римских авторов появляется понятие цикличности. Концепция удревления рода Юлиев (пошли от Энея). Как Эней возродил троянский народ в Риме, так Август (его потомок) возрождает Рим. Лукреций «О природе вещей», Катулл стали популярны. Постепенно из литературы начинает уходить политическая тематика.

 

20. Публий Вергилий Марон — ранний период творчества. «Буколики», «Георгики». «Буколики» - композиция эклог (разбор IV и VI эклоги).

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.). Родом с севера Италии, впоследствии перебрался в Рим, где усиленно сочинял риторику, философию и др. науки. После неудачи с риторикой активно налегает на греческую философию. Увлекался точными науками, медициной математикой. В конце своей жизни решил совершить путешествие, но подхватил болезнь и умер по пути.

Вергилий, как Гомер для римской литературы. Без Гомера невозможна греческая литература, без Вергилия – римская. Самый прославленный поэт Рима. Считается, что Вергилий начинал вместе с кружком неотериков. Писал эпиллии, идиллии, эпиграммы. Первую славу Вергилию принес сборник «Буколики», подражает Феокриту. 7 лет Вергилий пишет «Георгики», за основу взята поэма «Труды и дни» Гесиода, но Вергилий подражает философскому эпосу Лукреция. Больше 10 лет он пишет «Энеиду», первый национальный римский эпос. Формально считается недописанной. Приписываются идиллии, эпиталамии и сатуры (виден александрийский стиль).

Буколики (41-39 гг. до н.э. (3 года)). Написано в самый разгар гражданский войн. С этим сборником пришла первая слава. Буколики – попытка уйти от страшной реальности. Это пастушечьи стихи. Выбирает жанр идиллии. Буколическая поэзия развивается на фоне Аркадии – полумифической страны. Вергилий пытается давать географические описание – смесь описаний Феокрита и северной Италии. Говоря о персонажах он идеализирует их быт и персонаж и у него идеальны и несколько абстрактны, похожи на вымышленных героев. Буколики – 10 стихотворений, поделенные на идиллии (картины) и эклоги (поэтические выборки). Использует прием чередования (нечетные стихи в форме диалога, четные в повествовательной форме). Героями Вергилия являются пастухи и пастушки. Новые темы: золотой век, возвращение к гесиодовской периодизации. Но в периодизации отсутствует понятие героического века. Акцент именно на Золотом веке, появляется элемент характерный для Рима (век воинов), римляне - дети Марса. Земля и земледелие может принести счастье в Италию. Мечты о сытой жизни, где мать-земля всех накормит.

Меценат приводит Вергилия в кружок и знакомит с Августом. Поэма Георгики посвящена именно Августу.

Георгики пишет 7 лет. Закончена поэма в 29 году до н.э. Поэму он посвятил Меценату и Августу. Поэма о земледелии. Подражает поэме Гесиода «Труды и дни». Жанром является дидактический эпос, это наставления, поучения. Пытается осмыслить судьбу римского государства. Поэма состоит аз хаотичного вида наставлений и описания разных земледельческих работ. 4 части, каждая какой-то части хозяйства: 1 - о земледелии, 2 - садоводству и виноградарству, 3 - скотоводству, 4 - пчеловодству. Описывает занятия, важные для центральной Италии. Композиция. Прием чередования: первые 2 книги посвящены природе неодушевленной, 3, 4 книги одушевленным предметам. 1,3 книга содержат мрачные прогнозы и описания, 2, 4 наоборот рисуют светлые картинки, радостные события, заканчиваются хорошими пожеланиями. Метафоричность. Падёшь скота – смерти во время гражданский войн. Заново рождающийся пчелиный рой – заново рождающееся римское государство. Вергилий заимствуют форму Гесиода, но поэма эта наполнена философскими размышлениями, а не наставлениями земледельцу. 3 часть о скотоводстве заканчивается картиной мора скота, но в этой части Вергилий говорит о гражданской войне, где погибло множество римлян. В 4 книге он представляет возрождение Рима, как стро-во нового улья. Он также касается темы золотого века. Он говорит о золотом веке, который приближается. Также вплетает современные события (убийство Цезаря), в 4 книге говорит о создании нового храма. В прологе 3 книге он говорит, что напишет новую поэму, посвященную трудам Августа.

Эклога IV посвящена Азинию Поллиону и приветствует рождение какого-то не названного по имени ребенка. Поэт, как бы в пророческом вдохновении, предсказывает будущее новорожденного. С его появлением на свет связывается приход иного, благодатного времени. Ему будет дано принести на землю то главное, чего жаждала в те годы душа каждого римлянина, — мир. Сама природа обновится, станет доброохотно приносить все нужные человеку плоды, — словом, с рождением таинственного ребенка ожидается возврат «золотого» века Сатурна. Не трудно угадать отражение концепции, на сей раз не эпикурейской, а стоической, что развитие мира идет по спирали и что по прошествии известного количества «веков», не совпадающих, впрочем, с понятием сто- или тысячелетия, мир вернется к тому состоянию, когда-то уже бывшему, когда волк и ягненок бродили вместе по лугам и деревья плодоносили без всякого ухода. Но кому же, какому таинственному младенцу поэт предсказывает миссию обновления жизни во всем мире? Концепция слишком величественна, предсказания слишком определенны, чтобы не вызывать законного стремления осветить поэтическое предвидение исторической критикой. Перед наукой Вергилием поставлен вопрос большой ответственности, вопрос, который может увести отвечающего в глубины мистического и дебри суеверного, но на этот раз исследователь не может успокоиться мыслью, что тайны никакой нет и что не стоит тратить время на разгадку несуществующего, ибо тайна (историческая, а в устах Вергилия и мистическая) действительно налицо. Под новорожденным обновителем мира разумели многих младенцев: самого Октавиана, — что было бы наиболее убедительно ввиду его деятельности как умиротворителя государства, но уже одно то, что Октавиану было в то время за двадцать лет, опровергает такое предположение; видели в мальчике и сына Марцелла, любимого племянника Цезаря; видели и сына Поллиона, который вот-вот должен был родиться. Но все эти концепции встречают непреодолимые препятствия, о которых здесь, в пределах короткой статьи, было бы неуместным распространяться. В это тревожное время, когда сознание мыслящего римлянина металось от одной философской доктрины к другой и впитывало различные религиозные учения, наводнившие Италию, могло ли таинственное содержание эклоги IV пройти мимо всех тех, кто искал правды, мира и равенства людей? В эклогу IV стали вчитываться с предубеждением, подготовленным восточной идеологией, в ней стали находить то, что соответствовало обновлявшемуся человеческому сознанию; она не могла не показаться христианам отвечающей библейским пророчествам.

Эклога VI, по своему стилю самая «александрийская» из эклог. Три шаловливых представителя пастушеского, но вместе с тем и мифологического мира, двое мальчишек и девочка-нимфа, застают в пещере спящего с похмелья Силена, отца козлоногих обитателей леса, опутывают его плетеницами из цветов, мажут ему лицо соком тутовых ягод и заставляют его спеть им те песни, какие давно были обещаны. Проснувшийся Силен соглашается и отвечает шалунам песней, вовсе не соответствующей их игривости. Он поет о сотворении мира, следуя философской концепции эпикурейцев, затем переходит к различным мифологическим темам и включает в свою космогоническую фантазию несколько стихов, посвященных тому же поэту Галлу, о котором говорится в эклоге X. Ученые пытались уточнить, кого же Вергилий разумел под Силеном, предполагали, что в его гротесковом образе отразился кто-нибудь из преподавателей философского «сада», но эти попытки также остаются бесплодными и оставляют за нами право думать, что Силен эклоги VI просто Силен популярной народной мифологии, наделенный по воле поэта какими-то сверхъестественными познаниями.

 

21. Римский национальный эпос «Энеида». Содержание и композиция поэмы. Значение мифа об Энее. Источники поэмы. Образ Энея. Язык и стиль Вергилия.

От Вергилия ожидали традиционной в римской литературе исторической поэмы с мифологической перспективой, с упоминанием о троянском происхождении рода Юлиев, в состав которого входил усыновленный Юлием Цезарем Август. Но когда Вергилий приступил к осуществлению плана, акценты переставились; он дал мифологическую поэму с исторической перспективой, с увязкой мифа и современности.

Энеида – это мифологический, исторический.

Прежде, чем начать писать, создал план, который показал Августу. Каждую песнь обрабатывал как небольшой эпилий. Пытался переписывать многие эпизоды, в конце жизни торопил в себе поэта. Посчитал, что должен пройти путь Энея и посмотреть те острова, которые он описывает. Но умер в дороге. Эпос был издан его друзьями и родственниками без каких-либо изменений.

По названию поэмы не сложно догадаться, что она посвящена Энею. Эней был сыном Анхиза и Венеры. Анхиз – двоюродный брат Приама. Миф об Энее уже в середине III в. получил в Риме официальное признание. Рим считался обновленной Троей. Разрабатывая сказание об Энее, Вергилий создавал поэму не только о началах римской империи, но и о предках Августа. Вергилий приступил к своему труду вскоре после окончания «Георгик». Варгилий вступал — по античным представлениям — в «соревнование» с Гомером.

Сюжет «Энеиды» распадается на две части: Эней странствует, затем воюет в Италии. На каждую из этих частей Вергилий отвел по шести книг. Первая половина поэмы тематически приближается к «Одиссее», вторая — к «Илиаде». Основная концепция «Энеиды» заключена во вступительных стихах. «Я пою брань и мужа, который... был много кидаем по землям и по морю... и многое претерпел на войне»; из этой формулировки античный читатель уже видел намерение автора объединить тематику обеих гомеровских поэм. Эней «беглец по воле рока». В отличие от гомеровского эпоса, полностью уходящего в прошлое, у Вергилия миф всегда переплетен с современностью, и испытания Энея являются лишь многозначительным началом уготованного роком римского величия.

Злоключения Одиссея были вызваны гневом Посидона; странствия Энея обусловлены «злопамятным гневом лютой Юноны». Вражда Юноны (у греков Геры) к троянцам — гомеровская традиция, осложненная римской политической мотивировкой: Юнона — покровительница Карфагена, векового врага римлян. Композиционным образцом для первой половины «Энеиды» послужила та же «Одиссея». Повествование начинается с последних скитаний Энея, и предшествующие события даны как рассказ героя о его приключениях.

Четвертая книга — повесть о любви Дидоны к Энею. Гомеровский эпос намечал любовную тему, но не разрабатывал ее. Вводя патетику любовной страсти в большой героический эпос, Вергилий следует за поэмой Аполлония Родосского. Гордая царица Дидона — фигура «героического» уровня. Она полюбила Энея за его страдания, но она связана обетом верности покойному мужу и мучается сознанием загорающейся страсти. Борьба между чувством и долгом, победа чувства и любовное безумие — первый акт ее трагедии. Наконец, во время грозы, застигнувшей Дидону и Энея на охоте, они находят убежище в пещере. Вместо брачных факелов и радостных кликов. Быстро наступает перелом: боги напоминают Энею о предназначенной ему роком миссии, и он готовится к отъезду из Карфагена. Трагическую развязку любви Вергилий разработал с особенной тщательностью; с каждым новым этапом развивающегося действия нарастают душевные муки Дидоны. Первое изумление и упреки сменяются гордым чувством оскорбленного достоинства, презрением и ненавистью; достоинство вскоре оказывается попранным — Дидона шлет смиренные мольбы об отсрочке отъезда. С силой навязчивого представления преследует ее мысль о смерти, но когда она видит уже ушедшие в море троянские корабли, ею в последний раз овладевает приступ мстительной ярости, и в исступленных проклятиях по адресу Энея и его потомков она предсказывает непримиримую вражду народов и грядущее рождение мстителя (Ганнибала). Затем она всходит на костер; царица и основательница Карфагена, в спокойном сознании величия своей деятельности, пронзает себя мечом, который некогда подарен был ей Энеем.

За «странствиями» наступают войны. Им посвящена вторая половина поэмы (книги седьмая — двенадцатая), составленная на материале италийских преданий и сведений об италийской древности и предназначенная быть римской параллелью к «Илиаде». Эней становится своего рода Ахиллом.
По просьбе Венеры Вулкан (у греков Гефест) изготовляет для Энея оружие и покрывает щит сценами грядущего — от волчицы, вскармливающей основателей Рима, до битвы при Акциуме и триумфа Августа (параллель к изготовлению доспехов Ахилла в 18-й книге «Илиады»). С девятой книги начинаются военные действия. По гомеровскому образцу они разбиты на ряд эпизодов с преобладанием отдельных героев в каждом. Главные действующие лица получают разные характеристики с точки зрения воинской доблести. Вергилий, разумеется, не хотел умалить храбрости италийских витязей, но придал Энею более высокие моральные качества. Твердой и благородной доблести Энея противопоставлены страстная, безрассудная удаль Турна.
Заключительная сцена единоборства построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора, с повторением многих деталей и отдельных выражений гомеровского рассказа, вплоть до весов, которые держит Юпитер. Турн побежден; Эней уже готов пощадить его, но замечает на его плече перевязь погибшего Палланта и, подобно Ахиллу, мстящему за Патрокла, вонзает меч в грудь противника.

«Энеида» — поэма Италии. Перечень италийских племен, картины италийской древности, — все это служит одной цели, выдвижению Италии как центральной территории римского государства. Самый Рим подается только в перспективе будущего. Прославление Италии в «Георгиках» было актуально-политическим «отступлением», в «Энеиде» оно становится одним из важнейших моментов художественного замысла. Италийский патриотизм, выходящий за пределы полисной или племенной ограниченности, придает поэме Вергилия новую тональность, незнакомую греческому эпосу. «Национальные» поэмы европейского классицизма примыкали в этом отношении к «Энеиде», как к своему античному образцу.

Вергилий исходит из идеала римской «доблести», как она рисовалась идеологам становящейся империи. Идеал этот, приближающийся к «мудрецу» стоической философии, воплощен в образе главного героя: благочестие, рассудительность, милосердие, справедливость, храбрость, — все эти качества налицо у Энея. У Энея гораздо менее активное отношение к жизни, чем, например, у гомеровских персонажей. Его «ведет рок», и все сколько-нибудь значительное, что он предпринимает, совершается по повелениям богов, а не по личному побуждению. Эта своеобразная пассивность — новое качество римской «доблести»; идея сознательного подчинения року, выдвинутая стоической философией, в частности Посидонием, получает теперь художественное воплощение у поэта римской империи. В отличие от гомеровских героев, Эней всегда ощущает себя человеком долга и исторической миссии, носителем обязанностей по отношению к окружающим и к потомству.

Отличия от Гомера

У Гомера описываются события далёкого прошлого. Энеида – тоже формально о прошлом, однако находясь о прошлом, Эней постоянно думает о будущем Рима, о судьбе своего государства. Вергилий говорит о золотом веке, который во время правления Августа. Образ самого Энея – это новый тип эпического героя. Его главное достоинство – покорность богам. Менее активное отношение к жизни, чем у гомеровских героев. Побеждает чувство долга и покорность богам. Эней – в первую очередь человек долга.

Язык и стиль: Опять приём с чередованием – песнь с энергичным действием, спокойная песнь и так по очереди. Помимо Гомера подражает греческой классической трагедии (Дидона – Медея Еврепида и т.д.). Противопоставление личного чувства и чувства долга. Лирические мотивы – знаменитые части, которые часто заимствуются из хоровых партий трагедий. В первую очередь географические описания, редкие версии редких мифов. Эпосы Гнея Невия и Квинта Эния тоже повлияли на «Энеиду».

монологи и речи. Каждая глава - небольшой эпилий, малый эпос. Все время говорит о будущем Рима. Вергилий придерживается возвышенного тона, старательно избегая всего того, что могло бы показаться «низменным». Проблему обновления большого эпоса Вергилий разрешил таким образом, что построил свою поэму эпизодами, каждый из которых является отдельным эпиллием и одновременно входит как часть в общее композиционное построение. Единство это — в воле судьбы, которая ведет Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков его — к власти над миром. Оракулы и вещие сны, чудеса и знамения, руководящие действиями Энея и предвещающие грядущее величие Рима, — все это обнаружения воли рока, движущей силы поэмы. Идеологическая и художественная стороны слиты здесь в нераздельном единстве.

Вергилия при жизни признали лучшим поэтом Рима, а его сочинения были признаны классическими. Именно к сочинениям Вергилия было написано большее количество комментариев в эпоху поздней античности. Главным произведениям повезло, они сохранились целиком.

 

22. «Энеида» - тема судьбы и предсказаний (разбор 6 песни)

Сцена схождения в Аид. Одиссей идет, чтобы узнать, дойдет ли до дома, Эней спрашивает, куда и зачем плывет.

Проплывая вдоль берега Италии, Эней делает остановку у города Кум. Здесь находился знаменитый оракул Аполлона, а неподалеку античное верование помещало вход в преисподнюю. Пророчица Сивилла дает предсказание о борьбе, которая ожидает Энея в Лациуме, а затем сопровождает его в царство мертвых для свидания с отцом Анхисом. Эней и его спутники отправляются к храму Аполлона (построенному Дедалом, когда он улетел от Миноса. Идет подробное описание ворот (на них изображена легенда о лабиринте Минотавра, девушки и юноши, тянущие жребий итд). Эней идет в пещеру к приюту Сивиллы – она говорит ему, что для того, чтобы спуститься в подземное царство, Энею необходимо найти золотую ветку в садах при храме. Если он ее легко вытащит, то, значит, ему можно идти вниз, а если она не будет поддаваться – значит, нечего там делать. Ну он, конечно же, ее достает. Так же Сивилла говорит, что надо похоронить того, кто умер на корабле (и да, там РЕАЛЬНО погиб чувак). Ну, в общем, они спускаются в Аид. В изображении Вергилия сливаются три круга представлений — о тенях гомеровского царства мертвых (короче, там всякие Страхи, Заботы, Нищета и иже с ними (и опять-таки, тупой Эней в первый момент чуть не ринулся на них с мечом, ибо решил, что может ИХ убить (идиот), затем о загробном суде (ну не совсем так, Вергилий еще рассказывает о Хароне, который отгоняет от лодки не погребенных и сажает нормальных. Ему показывают золотую ветвь и он берет их с собой (по дороге в толпе Эней видит своих знакомых), в общем, они переплыли, а там Цербер (ему дали булку со снотворным и он отрубился) там дальше они идут – души младенцев, потом тех, кого предали и поля скорби – где влюбленные души (ибо они все еще любят и страдают. Там он видит Динону говорит ей, но она не отвечает и убегает), потом там еще герои (они все хотят с нм поболтать), в общем потом две дороги – одна в Тартар, другая в Элисий), с вечными муками Тартара («ада») для преступников и с вечным блаженством Элисия («рая»), и наконец — об «очищении» душ после смерти для их нового «воплощения». Это дает возможность развернуть большое многообразие сцен, окрашенных в самые различные лирические тона и насыщенных актуальным идеологическим содержанием. Книга завершается обширным «смотром душ»: Анхис показывает Энею будущих деятелей Рима, носителей той военной и гражданской славы, в которой римляне усматривали свое превосходство над интеллектуально и художественно более высокой культурой Греции.

В заключение Анхис выпускает Энея и Сивиллу через ворота «лживых грез»; царство сказки кончено. Значение шестой книги в общей композиции «Энеиды» состоит в том, что герой приобщился к тайнам мироздания и теперь точно имеет право осуществить свою миссию – основать город. Также 6 книга – своего рода дань Августу и всем известным правителям.
Анхиз пророчит правителей, тиранов Рима: Ромула, Тарквиниев, Цезаря и Помпея, обожествляет Августа. Называет Гракхов, Сципионов. Тема переселения душ! Сивилла пророчит трудный путь и войну с латинами.

 

23. Квинт Гораций Флакк — поэт «золотой середины». Первый этап творчества - «Эподы» и «Сатиры».

Квинт Гораций Флакк (65-8) родился 8 декабря 65 года в Веннуссии, отец его был вольноотпущенником, который владел участком земли и его богатство позволило ему отправить сына учиться в Рим, где учился грамматике и философии у Арбелия. Потом едет в Афины для завершения своего образования. В Афинах узнает об убийстве Цезаря и конфликте Брута, Кассия и Марком Антонием, Октавианом Августом. Гораций присоединяется к республиканцам и участвует в сражении при Филиппах (42 год). Республиканцы проигрывают. Гораций выжил, не попал под суд и получил шанс вернуться в Рим. Жил тихо и пытался начать карьеру ритора. Переводил греческие произведения на латынь и оставался приверженцем эллинофильства. В 38 году он выпустил первый сборник стихотворений «Эподы», потом его пригласили в кружок Мецената через Вергилия. От Мецената он получает в подарок имение. Всю свою жизнь Гораций старался держаться дальше от сильных мира сего. Придерживался золотой середины. Отказывается от должности секретаря Августа. Гораций часто посвящает свои стихи Меценату и Августу, но видно, что с Меценатом он был дружен. Отказывается от славы эпического поэта. От Горация дошли все его произведения. Дошли в том порядке, как их расположил Гораций. Все твор-во можно разделить на 2 периода: 1 – «Эподы», 2 книги сатир, 2 период: 4 книги кармин (Оды), «Юбилейный гимн», «Эпистолы». «Эподы» - 31-30, содержат 17 стихотворений. Греческие ямбы, где гораций основывается на ямбах Архилоха. В отличие от греческих ямбов, Гораций пишет на политические темы. 7, 16 – посвящены теме гражданских войн. Осуждает войну, алчность. Также пишет о золотом веке. Гораций переносит золотой век на острова блаженных. Многие эподы строит на личной инвективе. 10 эпод посвящен поэту Ливию и содержит вариант литературной пародии, пожелание счастливого пути с напутствиями (желает массу бед и скорой смерти). «Сатиры» 1 книга 32-33 (10 сатир), а 2 книга – примерно 36 (8 сатир). Начиная с Горация все книги сатир в римской литературе начинаются с обращения к Гаю Луцилию. Гораций пишет о поведении человека в быту, в семье. С сатирах много автобиографических моментов, парадирует философию стоиков, высмеивает парадоксы. Именно в сатирах он обращается к правилу «золотой середины». Человек должен довольствоваться малым, наслаждаясь внутренней независимостью. Радоваться немногому, что есть в жизни. Развивает тему погони за наследством. Часто встречаются мифологические образы. 1 книга сатир была написана в подражание. Использует прием диатрибы (жанр импровизационной устной беседы или проповедь на моральную тему, всегда основывалась на примерах реальной жизни). Гораций добавляет римский колорит. Гораци помещает своих героев в небольшие драматические сценки (судебный процесс, путешествие, пир), вводит персонажей из паллиаты, некоторые сатиры носили х-р мимов. Можно выделить 3 сатиры о лит-ре. 1книга – 4, 10; 2 – 1. Гораций сравнивает свои сатиры и сатиры Луцилия. Пытается определить стиль сатиры, речь должна быть разнообразной. Смеясь говорить правду. Сатиры поставили Горация на один уровень с Вергилием, становится одним из лидеров кружка Мецената.


 


 

1. 24. Второй этап творчества Горация (Квинт Горций Флакк) - «Оды» и «Послания». Язык и стиль Горация.

К 23 году он выпускает 3 книги Од «Кармины» (88 стихотворений), через 10 лет Гораций пишет еще одну книгу Од. Расположены как того хотел Гораций, объединены темой и размером. Написаны они алкеевой строфой, тематика: римское гос-во и его интересы и граждане. Каждая книга смотрится как единое целое, принцип расположение берет у греков. В каждой книге 1 и последняя ода содержат общую тему, (обращение к народу, восхваление Августа) имели одинаковое кол-во строф. Много обращений к славному прошлому. Можно выделить 4 темы: увещевательные оды, рассуждение, (золотая середина, рассуждение о жизни и ее длине, живи сегодняшним днем, тематика гражданских войн, позор войне, осуждение богатства, предложение разделить богатство, рассуждение о смерти, появляется образ Фортуны). Любовная лирика Горация, (близок к Анакреонту, череда легких увлечений, ироничное отношение к серьезным переживаниям, нет индивидуальных черт). Застольная лирика близка к Алкею, много его терминов и образов (множество обращений к друзьям, временам года, скромный Вакху, но все равно присутствует золотая середина). Дружеская лирика (чувствуется искренность в отношениях с друзьями, не боится проявлять чувства). Использует форму обращения, диалог или монолог встречаются редко. Иногда обращается к божеству или неодушевленному предмету, коллективу, иногда это некое «ты». В 17 году Август поручает ему написать «Юбилейный гимн» по случаю празднования годовщины основания Рима. Сохранился почти целиком, начинается со стандартного обращения к богам. 2 части: 1 – обращение к богам о материальном благополучии Рима (урожай и численность населения), 2 часть – моральное возрождение римлян, милосердие в покоренным врагам.В 20 году начинает писать «Эпистолы» послания. В 1 книге 20 писем, написанных гегзаметром. Рассуждает на философские темы, говорит о себе. Форма писем в поэзии новый жанр для Рима. Здесь он отражает интеллектуальную жизнь верхушки римского об-ва. Искусство жить состоит в том, чтобы достичь спокойной жизни, нужно освободиться от порочных страстей, жить добрыми и честными устремлениями. 2 книга состояла из 3 писем. Освещают проблему драмы, театра и поэзии. 1 адресовано Августу, содержит размышление о его литературной политике, рассуждение о том, что публика потеряла интерес к серьезной драме. 2 к Луцию Флору и рассуждает о поэтическом дилетантизме. 3 обращение к Луцию Калькурнию Пизону и 2 его сыновьям или трактата «Арс поэтика» рассуждение о проблемах поэзии. 1 часть – о поэзии (Гораций говорит о необходимости гармоничности, целостности, стройности любого поэтического произведение. Отношение к греческим образцам, пишет о том, что расставаться с ними нельзя, но нужно и писать самостоятельно, а не слепо подражать, поддерживает идею тщательной обработки текстов), 2 – о драме (говориться о развитии античной драмы, сравнивает римскую и греческую драму, общие мотивы с поэтикой Аристотеля, говорит о классической трагедии, героях и темах, роли хора, выделяет 5 актов), 3 – о личности поэта (говорит о том, что поэт должен быть мудрецом и учителем жизни, основа и источник для писателя – здравомыслие, рассуждает о том, что талант и наука должны быть в равной степени развиты в поэте. Выделяет 3 задачи поэта: услаждать и радовать слушателя, учить и наставлять, взволновать чувства).Гораций выступает против архаических форм, говорит о необходимости последовательности и пропорциональности всех части про-ния. Говорит о Гомере, Алкее, Эсхиле, а из римских лучшими считает Лукреции, Катулле, Вергилии. Язык Горация был конкретным, ярким, вещественным. Часто использует мифологические сравнения, но не любит называть их имена. Композиция. Самое эмоциональное у него начало, в конце показывает какую-то спокойную картину. Гораций поэт для элиты римского об-ва. Сохранилось множество комментов к его про-ниям. В Средние века использовались афоризмы из его про-ний, популярной стала Арс поэтика. Его одам подражали.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных