Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реферирование научного текста.




В практической деятельности технических специалистов часто возникает необходимость ознакомления с обширными по объему иностранными материалами, перевод которых занимает много времени. В этом случае прибегают к краткому изложению содержания этих материалов – составлению реферата (summary).

Реферат отвечает на вопрос: какая информация содержится в первоисточнике. Он сообщает новые и наиболее существенные положения и выводы реферируемого источника. Цель реферата не только в том, чтобы в наиболее краткой форме передать содержание подлинника, но и выделить то особо важное или новое, что содержится в реферируемом материале. При необходимости переводчик должен дать общую оценку (положительную или критическую) изложенных положений в комментарии. По характеру изложения материала выделяют рефераты-конспекты и рефераты-резюме.

В реферате-резюме требуется более высокая степень обобщенности, в нем обобщаются основные положения подлинника. Второстепенные положения, не имеющие прямого отношения к теме, исключаются.

В реферате-конспекте обобщенно излагаются все основные положения подлинника, в том числе иногда и второстепенные.

По охвату источников выделяют монографические, сводные, обзорные и выборочные рефераты.

Монографический реферат составляется по одному источнику, сводный – по нескольким статьям, книгам или документам, обзорный – по какой-то теме или по какому-либо направлению, в виде кратких обозрений и выборочные рефераты выполняются по отдельным главам, разделам или материалам.

При составлении реферата можно использовать следующую структуру:

− библиографическое описание (автор, название статьи/книги, номер тома или издания, место издания, количество страниц, иллюстраций);

− главная мысль (идея) реферата;

− обобщенное изложение материала (содержания) реферируемой работы;

− выводы (ответы автора на поставленный в статье вопрос являются логическим развитием главной мысли);

− референтский комментарий, который может включать:

− общие замечания по излагаемой теме (работе);

− замечания по истории вопроса (связь с прошлыми и настоящими событиями и явлениями);

− фактические уточнения и разъяснения, которые обязательно должны быть оговорены референтом;

− справку об авторе и источнике, указания на другие источники и материалы по данному вопросу.

Реферирование – это сложный, творческий процесс, построенный на проникновении в сущность излагаемого. В процессе реферирования происходит не просто сокращение текста, а существенная переработка содержания, композиции и языка оригинала:

− в содержании выделяется главное и излагается сжато;

− однотипные факты группируются, и им дается обобщенная характеристика;

− цифровые данные систематизируются и обобщаются;

− если основная мысль сформулирована недостаточно четко, она должна быть конкретизирована и выделена в реферате;

− в случае необходимости происходит перемещение временных планов в последовательности от прошлого к будущему;

− язык оригинала претерпевает изменение в сторону нормативности, нейтральности, простоты и лаконичности. Исключаются образные выражения, эпитеты, вводные слова, несущественные определения, обстоятельства, дополнения. Происходит разукрупнение сложных синтаксических конструкций, сокращение количества придаточных предложений, замена их более простыми оборотами.

Информативность как основное содержание жанра реферата как бы «просачивается» через все языковые элементы и их значения и в то же время соединяет их в цельную структуру.

Реферирование – это также сложное комплексное умение, состоящее из целого ряда отдельных элементов, поэтому на протяжении всего курса обучения английскому языку необходимо научиться выполнять многие упражнения, нацеленные на отработку этих элементов:

1) выделение абзацев, содержащих основную информацию;

2) выделение основных мыслей, фактов, положений;

3) озаглавливание выделенных абзацев;

4) составление плана статьи;

5) сокращение текста;

6) передача содержания текста своими словами (перифраз).

Кроме того, расчленяя текст на смысловые куски, необходимо научиться анализировать содержание. Озаглавливание этих кусков и составление плана научит синтезировать отдельные элементы текста, а перифраз – передавать одну и ту же мысль разными средствами; сокращение текста сформирует навыки отделять основное от второстепенного.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных