Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 3 страница




Глава II

ЗНАКИ ВРЕМЕНИ В ПРЕДМЕТАХ И ЧИСЛАХ

«Я чувствую, но тем не менее не могу этого понять. Я не в состоянии это постичь, но и забыть тоже не могу. А когда я думаю, что полностью это понял, я не в состоянии это измерить! Как же я могу обладать чем-то, что кажется безмерным? Это не соответствует ни одному правилу, тем не менее оно безупречно».

Ганс Сакс, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера, акт II, сцена 3

Моменты синхронии <гасто бывают настолько мимолетными и ускользающими, что их трудно в полной мере осознать. Переживая драматическое ощущение связи, мы не всегда понимаем его. Значимое совпадение — не один специфический феномен; существует множество различных типов синхронии. Мои исследования позволили мне выделить определенные фундаментальные категории, на которые подразделяются все синхронные события. Эти категории следует воспринимать как полезные параметры для идентификации исследуемого типа синхронии. После того как некаузальное событие классифицировано и природа такого типа события определена, можно переходить к следующему этапу— дешифровке. Однако описанные здесь категории не являются жестко разграниченными одна от другой. Границы, разделяющие эти категории, достаточно неопределенные. Элементы из одной группы могут переходить в другую и сливаться с ее элементами, размывая различия. Все представленные в данной книге классы принадлежат к одному и тому же семейству синхронии. Это поможет вам понять, что они являются хотя и разными, но взаимосвязанными вариациями на одну общую тему.

0пава II. Знаки времени в предметах и числах 37

^^ятттттяишттт................... гомнишишшиши!........ шин шин шшня.............................. iniinwmnimiHuw..........

j «Сила совпадения» представляет собой справочник для оп-; ределения и практического применения. Различные категории в этой книге произвольно организованы в группы сходных ти-

• нов опыта. Моя цель состояла в том, чтобы упростить и дрояс-: нить сложный феномен; очистить его от научного и философ-

• ского «жаргона», который препятствует пониманию обычными читателями личных значимых совпадений. Понимание следую-

Мцих 17 классов обеспечит читателю ясный обзор синхронии во многих из ее разнообразных проявлений. Мы познакомимся с тем, как синхронные события влияют на личные дела человека путями, представляющимися почти что магическими. Что еще важнее, вы сможете найти среди предлагаемых категорий собственную нишу для вашего личного значимого совпадения и одновременно исходную точку для разгадывания смысла такого совпадения.

Неодушевленные предметы

Джон Миллер коллекционировал различные записи с ранней, юности. Он был настоящим аудиофилом-фанатиком. Его собрание грампластинок, компакт-дисков и пленок огромно и все еще продолжает расти. Для него жизнь без его частного собрания музыкальных произведений и записей чтецов немыслима, это была бы "вовсе не жизнь. Тем не менее одну из музыкальных записей он никак не мог достать — это был саундтрек к постановке, сделанной по телевизионному сериалу «Си-би-эс» в начале 1960-х годов. Озаглавленная «Первая мировая война», эта постановка представляла собой собрание титров к старому фильму, которое было представлено в форме документального произведения из семи частей, озвученного актером Робертом Райаном. Но именно тревожащая, пробуждающая разнообразные ассоциации музыка, сочиненная композитором Мортоном Гулдом для этой программы, более всего запала в память коллекционера записей.

Несмотря на годы поисков, мистер Миллер так и не нашел ни одного экземпляра этой записи. Насколько ему удалось выяснить, коммерческая запись этого произведения никогда не выпускалась. Спустя четверть века после того, как сериал был

выпущен и практически полностью забыт, деловая поездка привела нашего героя в город Лансинг*, что в штате Иллинойс. Обнаружив, что у него остается целый час до назначенной встречи, Миллер рассеянно просмотрел несколько полок с звуковыми записями в местной публичной библиотеке. Как раз в это время в нем вдруг возникла безотчетная уверенность, которой он не испытывал никогда прежде. «Я найду саундтрек ц постановке “Первая мировая война”», — промелькнуло у него в голове, но он почти сразу же отбросил эту мысль, показавшуюся ему полубредовой. Ведь такой записи вообще не существует. Однако не прошло и минуты, как он обнаружил копию оригинального саундтрека. Это событие словно громом его поразило. Ему показалось, что в этот чудесный момент слились все годы, начиная с его отрочества, когда он посмотрел программу и влюбился в ее музыкальное сопровождение. Он вспомнил то ощущение уверенности, которое посетило его буквально за мгновения до находки, но не смог понять, каким образом он мог узнать, что все так случится.

Вскоре после удивительной находки Миллер посетил одну из специальных распродаж в магазине записей в центре Чикаго, где в буквальном смысле десятки тысяч кассет и пластинок были свалены в непромаркированных контейнерах. Обозревая эту хаотичную «свалку» грамзаписей, мистер Миллер внезапно почувствовал ту же уверенность, какая пометила его в Лансинге. «Я найду сейчас редкую пластинку с записью Джона Бэрримора, о существовании которой я даже не подозревал», — подумал он. На этот раз он не пытался отмахнуться от посетившей его мысли, но принялся наугад просматривать огромную стопку пластинок. Не успел он просмотреть и десяти пластинок, как нашел альбом «Джон Бэрримор на радио», в который вошлй записи, не выпускавшиеся ни до, ни после выхода этого альбома.

У мистера Миллера не было власти над собственными пре- когнитивными ощущениями. Он не мог запустить их в действие по желанию и намеренно пуститься на поиск редких записей. Описанное им чувство посещало его помимо воли. Все, что он делал в ответ, это подчинялся собственному ощущению, воспринимая его как руководство к действию и поступая так, как оно ему подсказывало. Вид синхронии, переживаемой мистером Миллером, соединяет его с неодушевленными предметами — в его случае, с пластинками грамзаписи. Хотя нерегулярная позторяемость его опыта может и не являться распространенной, многие люди вспоминают о похожих некаузальных находках, которые хотя бы один раз имели место в их жизни, о каком-то волшебном обретении конкретного предмета, о котором они мечтали.

Парапсихолог Алан Вон в годы учения в университете зарабатывал себе на обучение, работая на полставки в публичной библиотеке Акрона, и мечтал приобрести девять симфоний Бетховена, которые в то время только что были выпущены роскошным комплектом грампластинок в исполнении знаменитого Артуро Тосканини в сопровождении оркестра «Эн-би-си». Этот комплект стоил гораздо больше, чем мог позволить себе Алан, однако он поместил заказ на него через библиотеку, где работал, для своего товарища, тоже желавшего приобрести е^о. Когда заказ был получен, Алан с удивлением обнаружил, что фирма прислала два комплекта, хотя чек был приложен только на стоимость одного. Второй комплект явился даром провидения небогатому студенту, влюбленному в музыку.,

Вон рассказывает также историю женщины, которая хотела приобрести в качестве рождественского подарка для своего отца запись «Юморески» Дворжака в специальной аранжировке. Ее отцу больше всего нравилось это произведение в исполнении скрипки и фортепиано, однако работник местного магазина грамзаписей объяснил покупательнице, что пластинок с этой вещью в таком исполнении у них нет, так как их давно перестали выпускать. За несколько недель до Рождества этот же работник магазина был немало удивлен получением грамзаписи «Юморески» в исполнении скрипки и фортепиано, поскольку магазин такую запись не заказывал, полагая, что ее просто не существует в природе. Более того, что было неслыханной ошибкой, на коробке стояла этикетка не той компании, которая необъяснимым образом прислала ее, а другой. В связи со столь экстраординарным происшествием магазин бесплатно подарил запись своей покупательнице, чей отец в это Рождество получил идеальный, хотя логически немыслимый подарок.

В этих историях по существу содержится ключ к пониманию, хотя бы частичному, механизма, участвующего в этом психическом феномене: человек должен глубоко, скорее, даже страстно мечтать о каком-то предмете. Не имеет абсолютно никакого значения, если человек, интересующийся или, скорее, поглощенный желанием получить какой-то предмет, не знает многих его деталей или даже не уверен в самом его существовании. Часто чем меньше мы знаем о предмете на сознательном уровне, тем выше наши шансы прийти в соприкосновение с ним, поскольку подсознательное меньше отвлекается на полуправду рационального разума. Имеет значение только глубочайший интерес к какому-то неодушевленному предмету. Именно высокий уровень эмоционального участия активирует синхронию. Коллекционер грамзаписей в течение полувека страстно мечтал найти саундтрек к постановке «Первая мировая война,». Он также был давним поклонником Джона Бэрримора. Эти и другие записи, к которым его неудержимо притягивало, имели для него глубокое значение и были способны неизмеримо повысить качество е?о жизни. Но посредством синхронии к нему пришли только записи, которые имели для него наибольшую личную значимость. Некаузальный принцип ни разу не привел его к менее значимым для него произведениям, независимо от того, насколько ценными и желанными они могли быть для коллекционера в других отношениях.

Еще один случай может послужить иллюстрацией того, что подобные связи могут происходить с простыми предметами. Без всякой видимой причины один человек средних лет начал вспоминать первые дни, проведенные им в университете, когда он впервые покинул родительский дом и жил один в съемной комнатке стоящего на окраине пансиона. Впервые за более чем 30 лет мужчина с нежностью вспомнил незамысловатую керосиновую лампу с колпаком из матового стекла, которая стояла на его письменном столе. Эту недорогую вещицу он купил в местном универсальном магазине, тем не менее она помогла создать атмосферу уюта в его маленькой голой комнатушке. Она каким- то непостижимым образом усиливала счастливые воспоминания его юности. Завершив учебу, он куда-то запрятал лампу и больше ее не видел. В последующие за тем десятилетия лампа была предана полному забвению, и вдруг, без всякой очевидной причины, память возвратила ему ее облик в приступе острой ностальгии.

Мужчина стал искать похожую лампу в ближайших магазинах, но не нашел. Ему объяснили, что маленькие лампы того типа, которая когда-то была у него, не выпускаются уже очень давно. Теперь они сделались такоц редкостью, что некоторые люди переплачивали за них в десять и даже двадцать раз больше, если им удавалось отыскать их. Мужчина репщл, что никогда больше ему не увидеть похожую лампу, но как-то раз он пришел в гости к товарищу и с изумлением увидел прямо на столе перед собой предмет своих ностальгических воспоминаний. Это была лампа, как две капли воды похожая на его собственную лампу из матового стекла, которую он не видел более 30 лет. Замерив его интерес, его друг преподнес ему лампу в подарок.

R этом примере синхронии желание явилось механизмом соединения мужчины и неодушевленного предмета. Но этот предмет был более чем простым материальным объектом. На сознательном уровне он являлся связующим звеном, которое соединяло мужчину со счастливыми годами его юности. На более высоком, архетипическом уровне лампа являлась символом обучения, связанным с бурным развитием его разума в студенческие годы. Термин «архетип» был изобретен тем же психологом, который подарил нам «синхронию», — Карлом Юнгом. Юнг определял архетипы как символы, общие для всего человечества, как подсознательные образы, укорененные в нашем коллективном бессознательном, находящие выражение в искусстве и религии и заряженные часто преобразующей значимостью. С древних времен лампы олицетворяли собой поиск мудрости и истины, рассеивая тьму невежества с помощью просвещения. С учетом понимания архетипического контекста, связанного с лампой, факт ее обретения с помощью синхронии означал, что мужчина, о котором шла речь, вносил в свою жизнь прежний свет, который освещал его жизнь в тот период, когда, будучи юным студентом, он стремился к знаниям, к получению образования.

Вполне соответствующим образом лампа служит традиционным символом образованности или просвещения. Интересно, что этот символ можно видеть также на картах Таро, колоде карт для предсказаний, а конкретно, на карте Отшельник. Девятая карта Больших Арканов изображает отшельника, который несет лампу, частично прикрывая ее складками своего плаща, что символизирует сокрытие тьмы невежества, из которой возникает свет. Отшельник символизирует традицию, учение, сдержанность, терпение и глубокую работу над собой, ведущую к просветлению. Вспомните, что мужчина, искавший лампу с колпаком из матового стекла, связывал ее с годами счастливого уединения в скромной комнатке университетского пансиона. Все эти архетипы, универсальные человеческие образы, соединяющие наше коллективное бессознательное с неким Высшим Сознанием, объединились в своем действии в эпизоде синхронии, который соединил мужчину и лампу. И это позволяет предполагать, что повторное появление лампы в середине жизни мужчины означало нечто большее, чем удовлетворение приступа ностальгии по ушедшей безвозвратно юности. Лампа, которая когда-то олицетворяла ранний период обучения в жизни мужчины, повторно явила себя в период зрелости как указание на то, что для этого человека вновь настало время искать просвещения, что процесс истинного обучения не завершается с окончанием университета, но должен продолжаться в более высоких жизненных университетах, независимо от возраста человека. Если бы эту очевидную истину открыл нашему герою его товарищ, он мог бы не поверить ему и отмахнуться от ненужного совета. Однако мощный личный символизм вновь обретенной лампы (или, по крайней мере, очень похожей на прежнюю), вошедшей в его жизнь в нужный момент, произвел на мужчину более глубокое впечатление, чем все слова, которые могли быть сказаны его другом.

Приведу случай наложения синхронии на синхронию. Однажды я рассеянно подумал о горной шаночке вспомогательной армии, которую я приобрел на распродаже за несколько лет до того и часто носил, потому что она мне нравилась. Через несколько минут я взялся читать последний номер журнала, где была напечатана заметка о Роджере Нуссбаумере, который, просматривая каталог магазина военного обмундирования, предлагающего делать заказы по почте, увидел фотографию того самого головного убора, который он носил когда-то, будучи новобранцем третьей роты первого эскадрона швейцарской армии. Из ностальгических побуждений он заказал" такую шапочку. В армейском магазине-складе был за- дас, состоявший из трех тысяч таких шапочек, однако на подержанной шапочке, которую получил по почте мистер Нус- сбаумер, с внутренней стороны сохранилась старая нашивка, на которой было написано «Р. Нуссбаумер, рота 3, эскадрон 1» его собственной рукой. Это была именно та шапочка, которую он носил на военной службе.

Значимые совпадения, приведенные в этом разделе, показывают, что такие события не обязательно должны вызывать кардинальные перемены в жизни или быть связанными с ошеломляющими трансформациями, чтобы «заслужить звание» истинных моментов синхронии. Фактически огромное большинство некаузальных событий бывают относительно «приземленными». Вот почему люди зачастую не обращают на них большого внимания и не всегда способны по достоинству оценить их значимость.

Числа

Числа часто служат двигателями значимого совпадения.

-Перефразируя Юнга, можно сказать, что числа — это архетипы порядка, ставшие сознательными. Критики могут возразить, что числа представляют собой полностью абстрактный продукт человеческой мысли, что это не более чем принципы количественного определения, не существовавшие до того, как их изобрели люди. Однако Юнг и другие, подобно пифагорейцам раннеклассического периода Греции, верили в то, что числа были скорее открыты, чем придуманы. Они представляют форму и ритм вселенского порядка, проницающего и организующего материю.

К распространенным случаям числовой синхронии относятся случаи с цифрами, повторяющимися со значительностью, которая чаще скорее ощущается, чем понимается на сознательном уровне. Подобный случай произошел во время лекции, которую я читал несколько лет назад на местном собрании Общества поощрения исследований и просвещения, больше известного как «Организация Эдгара Кейса». Во время своего выступления я обсуждал эзотерическое значение числа шесть,

как его использовал Платон, философ IV века до н. э., в своем диалоге «Критяне». В его символической прогрессии чисел единица представляла первопричину (primal cause) творения; число два— разделение, священный дуализм, упорядочивающий Вселенную (свет/тьмй, жарко/холодно, твердый/мягкий и т. д.); число три — единство первопричины со священным дуализмом, явленное в понятиях Бог/Богиня, Создатель/Создательница; число четыре — баланс Он/Она, который достигается посредством гармонизации противоположностей, проявляющейся в Священном Андрогине (Эрос, младенец Христос и т. д.); число пять — мужской принцип динамического действия. Число шесть, по мнению Платона, представляло вечную женственность, питающий принцип восприимчивости. Для пифагорейцев, которые были до Платона, и каббалистов, появившихся после него, число шесть было посвящено богине любви Венере «и, таким образом, считается идеальным любовным числом»). Шестерку ассоциировали с женской плодовитостью.

После лекции ко мне подошла женщина, присутствовавшая в зале, которая была явно взволнована услышанным. Она пришла на мою лекцию в надежде послушать легенду об Атлантиде и -не ожидала, что речь пойдет о символике чисел, но она объявила, что я, сам того не зная, дал ей возможность пережить трансформирующий опыт, когда рассказывал об эзотерическом взгляде древних на число шесть. Она объяснила, что в течение последних нескольких лет ее внимание постоянно словно притягивается к этому числу. Такое впечатление, что шестерка появляется повсюду, постоянно, как будто бы настаивая на том,, чтобы она обратила на нее внимание. Она получала шесть писем в шестой день шестого месяца; однажды она нашла 6 пенни в шесть утра в тот самый момент* когда на канале 6 начались шестичасовые новости. Обычно она оказывалась шестой в очереди в кассу в супермаркете, и в ее чеках часто присутствовали числа, которые* делятся на шесть. Как-то раз она увидела шесть птичек, сидевших на ветке дерева под самым ее окном. Если она видела из окна играющих ребятишек, их обязательно оказывалось шестеро. Когда бы она ни взглянула на часы, они обязательно показывали без шести минут сколько-то или шесть минут какого-то часа. Или же она наугад включала радио, и

.первым услышанным ею словом часто было «шесть». Книги : постоянно, как ей казалось, открывались на шестой главе или; шестой странице. Во всех прочих обычных разговорах ей постоянно задавали вопросы, в которых присутствовала цифра шесть, причем задавали вопросы люди, ничего не знавшие о повторении этой цифры в её ‘жизни: «Это была шестая подача в игре?» «А вы не знали, что моя дочка закончила шестой класс?» «Вы можете сделать шесть копий этого документа?» И так далее. Число шесть возникало повсюду, от номерных знаков автомобилей до коробок со стиральным порошком и телевизионных реклам. Повседневные примеры не были сверхъестественными. Но женщина не могла не заметить настойчивость в повторении числа шесть. ч

Сначала это ее позабавило, но она ощутила какое-то недоумение и почувствовала, по ее собственным словам, «как будто кто-то пытается мне что-то сказать. Но понять, что это, я не могла. Я стала советоваться с друзьями, что бы это могло значить. Большинство,из них были заинтригованы не меньше меня, кто-то советовал мне быть осторожной; говорили, что мне что- tq может угрожать. А один человек заявил, что за мной охотится Сатана,vпоскольку 666— это число Дьявола».

Однако моя собеседница не чувствовала ничего зловещего в этих повторениях числа шесть, так что она решительно отмела предположение о происках Вельзевула. Тем не менее в самой настойчивости повторения цифры шесть словно содержался намек на неотложность, срочность проблемы. Дело в том, что женщина заметила, что число шесть все время попадается ей на глаза, сначала случайно, потом все чаще и чаще, именно в тот момент в жизни, когда она никак не могла сделать выбор между замужеством и карьерой. В ее случае то и другое было несовместимо, и все более частое повторение числа шесть сейчас внезапно раскрылось ей в его полном значении. Женщина была уверена, что шестерка указывала ей на необходимость отдать предпочтение своему женскому началу, то есть сделать выбор в пользу мужа, а не работодателя!

Даже в посещении ею моей лекции проявилась синхрония, потому что, перед тем как войти в зал, она интуитивно почувствовала* что сейчас узнает нечто жизненно важное, хотя в тот момент она представления не имела, что это может быть. Все остальное содержание моей лекции в ее восприятии оказалось полностью подчинено рассказу о платоновском определении числа шесть, которое объяснило ей, почему это число преследовало ее в определенный период жизни. Пережив это откровение, как она сама его описала, женщина ощутила прекрасное, искреннее чувство освобождения и узнавания, смешанное с ощущением наставничества, пришедшего из иного мира. Интересно отметить, что, хотя эта женщина и впоследствии продолжала относиться к числу шесть с особым расположением, это число перестало встречаться ей в жизни с той же регулярностью и значимостью, словно требуя внимания, как это было до принятия ею решения выйти замуж.

Этот пример числовой синхронии типичен в том, что любой человек, сталкивающийся с цодобным повторением какого-то числа, неизбежно начинает чувствовать, что нечто важное, возможно, даже божественное, пытается пробиться к нему посредством числового символа. Как выразил это один из величайших математиков всех времен, германский гений XVIII века Карл Гаусс, воскликнувший: «Бог — первый арифметик!» Тем самым он хотел сказать, что числа не придуманы людьми для удобства измерения неизмеримой Вселенной, но внутренне присущи организующему принципу, присутствующему во Вселенной.

Значимое совпадение в жизни моей собеседницы также подтверждает тот факт, что лучше всего расшифровать символику способен тот человек, для которого эта символика предназначена. Ведь нам же не захочется, чтобы кто-то другой прочитал за нас письма от наших любимых. Точно так же мы вполне способны самостоятельно прочитать послания значимых совпадений без посторонней помощи. «Сила совпадения» предлагает основные направления и категории для привлечения внимания к этому феномену, но она не может и не имеет права давать интерпретации некаузальных событий в жизни каждого человека. Последнее слово в интерпретации принадлежит тому человеку, которому предлагается в дар синхрония.

Пожалуй, шестерка чаще других цифр бывает вовлечена в значимые совпадения, являющиеся отражением ее символики. Еще один похожий пример произошел во время празднования Хэллоуина в 1996 году. В тот день 436 человек вобрали сочетание цифр 666 в висконсинской лотерее «Пик 3». Они намеренно сделали именно такой выбор, потому что сочли его забавным и вполне отвечающим духу дня, поскольку Хэллоуин, или, иначе, День всех святых, принято связывать с Сатаной — вчерашние боги становятся сегодняшними демонами, и цифры, которые в свое время были посвящены Вейере, богине любви и женской плодовитости, были демонизированы средневековыми христианскими фанатиками. Однако использование этих Цифр в целях испытания удачи оказалось в полной мере адекватным, поскольку праздник, издревле известный как Самхэйн, считался благоприятным днем для любви, обручения и заключения брака, В любом случае 436 жителей Висконсина, сделавших ставку на цифры 666 этой ночью, выиграли беспрецедентную сумму в 178 млн долларов. По словам организаторов лотереи, такая сумма была просто неслыханной и в 4,5 раза превышала размер средней выплаты.

Однако эти числовые совпадения не были уникальными. Например, жизнь папы Пия X (1835-1914) была четко поделена на девятилетние периоды. В течение 9 лет он был викарием и дро- вел еще 9 лет в качестве приходского священника, 9 лет в качестве епископа, 9 лет — в качестве архиепископа и еще 9 лет был патриархом Венецианским. День его именин приходился на сентябрь, девятый по счету месяц и месяц наиболее важных его решений, таких как эдикт 1910 года, согласно которому все преподаватели в семинариях и все представители духовенства перед вступлением в духовный сан должны были давать клятву об отречении от «модернизма»,— акт, потрясший римскую католическую церковь до основания. Служители церкви знали о странных символах, проходивших через всю жизнь Пия X. Когда он слег от тяжелой болезни в 1912 году, поползли слухи о его приближающейся смерти, но монсеньор Фелан из Австралии заверил читателей «Melbourne Herald» в том, что его преосвященство непременно выздоровеет, поскольку «1 августа подходит к концу девятый год его папства». Папа Пий X прожил еще два года и скончался на девятый год после своего семидесятилетия.

Однако число девять показывает также, в какой степени субъективной бывает подобная символика и насколько она подвержена различным, личным интерпретациям. Среди некоторых музыкантов бытует представление о том, что девять— число смерти. Эта негативная ассоциация началась с Бетховена, который умер после завершения работы над Девятой симфонией. Следуя его печальному «примеру», многие величайшие композиторы покинули мир после завершения своей девятой симфонии, из которых наиболее известными примерами могут служить Антон Брукнер, Антонин Дворжак, Ральф Воган Уильямс и Александр Глазунов. Длительное время находившийся под давлением того, что он ощущал как тяжкую длань неминуемой судьбы, и остро воспринимавший угрозу страшной числовой символики, Густав Малер поспешил закончить десятую симфонию и тем самым разрушить зловещий стереотип. Однако он потерпел поражение. Он умер в 50 лет, и последней полностью завершенной его работой была Девятая симфония.

Лондонский музыковед Пиэрс Бертон-Пейдж написал в программных заметках о британском композиторе конца XX века сэре Малколме Арнольде: «Появилось нечто фаталистическое в самой идее о Девятой симфонии». Он упомянул о том, что советскому композитору Дмитрию Шостаковичу «груз этой музыкальной традиции внушал благоговейный трепет». Сэр Малколм тоже не сумел избежать этой фаталистической традиции, когда завершил свою Симфонию Номер Девять, ставшую для него последней.

В эзотерической символике число девять символизирует искусство, представленное девятью музайи.

Отто фон Бисмарк, «Железный канцлер» Германии, утверждал, что он унаследовал от своих предков число три в качестве счастливого талисмана. Герб его семьи имел форму трилистника с тремя дубовыми листьями (которые сами по себе являются символами победы). Бисмарк служил трем императорам, сражался и победил в трех войнах, подписал три победных мирных договора, создал Тройственный Союз, который утвердил доминирующее положение рейха в Европе, контролировал три политические партии и явился инициатором первого в современной Европе саммита трех императоров для создания гарантий долгосрочного мира. Он также зачал троих детей и владел тремя поместьями.

Возможно, по причине его освященных веками связей с божественностью (от трезубца бога Нептуна до христианской тро-

ицы) число три принято считать счастливым, хотя только люди, обладающие силой воли Бисмарка, способны, как кажется, в полной мере использовать его аспект удачливости. Но прибавим к трем десять, и,результатом будет символическая антитеза тройки. Причины для этого более древние и сложные, чем ассоциации с Иудой Искариотом, тринадцатым участником Тайной Вечери. Коннотации несчастья и неудачи, ассоциируемые с числом 13, уходят в далекое прошлое, к северным, римским, индусским и даже мезоамериканским мифам. По словам Коз- минского: «Похоже, что это суеверие совершенно универсальное и имеет чрезвычайно древнее происхождение».

Число 13 тоже играет свою роль в синхронии. Как написано в автобиографии Джона Милле, великого художника-прерафаэ- лита, в 1885 году он дал званый обед в честь своего не менее знаменитого друга, поэта Мэттью Арнольда. Один из гостей, обратив внимание на то, что за столом собралось тринадцать человек, высказал опасения, что, согласно традиции, первому человеку, который покинет это собрание, суждено умереть в ■ течение года. Пышущий здоровьем Арнольд, во всеуслышанье! объявив о своем намерении опровергнуть это суеверие, наме-

* ренно первым ушел с обеда в сопровождении двух своих това- > t рищей. Спустя полгода Арнольд скончался от внезапного сер- | дечного приступа, а один из его бесстрашных друзей,покончил 5 самоубийством на той же неделе. Другой товарищ утонул в море! в следующем феврале.

Толкователи этих синхронных смертей могут указать на то, что нет ничего сверхъестественного в числе тринадцать. Напротив, это архетипический символ незримого духовного критерия, который лежит в основе всей материальной Вселенной и

* организует ее. Эта незримая сила представляет для нашего физического мира то же самое, что наши мысли для тела. Когда Арнольд и два его товарища проявили намеренное пренебрежение к реальности мировой духовной силы, она утвердилась в собственном существовании путем отнятия существования у них.

Случай, происшедший с Вольфгангом Паули, показывает, что фатальность не ограничивается числом 13, а также демонстрирует, как могут фигурировать цифры в синхронии смерти. Подобно Юнгу, Паули был в числе первых исследователей

феномена значимого совпадения. В 1945 году он получил Нобелевскую премию в области физики за открытие принципа исключения Паули, гласящего, что никакие два электрона в атоме не могут существовать одновременно в одном и том же состоянии или конфигурации, тем самым объясняя наблюдаемые паттерны света, испускаемого электронами. Это было важное открытие, поскольку оно позволило прояснить структуру периодической системы элементов. Большую часть его профессиональной деятельности Паули занимала одна сложная проблема современной физики (константа тонкой структуры), включающая число 137. Несмотря на все его усилия, решение продолжало ускользать от него, как продолжает ускользать и сейчас от большинства современных ученых. Когда Паули на пятьдесят восьмом году жизни лег в цюрихскую клинику с не представляющим явной угрозы для жизни заболеванием, он испытал шок, увидев, в какую палату его поместили. Он признался друзьям, которые пришли его проведать: «Я иикогда отсюда не выйду». Он оказался прав. Паули скончался в больничной палате номер 137.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных