Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 5 страница




Птицы олицетворяют духовный переход, и смерть представляет собой всего лишь один тип подобного перехода. Они словно являются воплощением души, покидающей свой физический дом, особенно если их появление как-то связано с окном. Согласно Сирло, окно служит символом проникновения и расстояния, с земными коннотациями, а также сознания. Таким образом, птицы, как живые метафоры полета души в направлении к духовному Иному Миру, появляются через окно земного мира — отверстие в нашем физическом существовании, через которое душе предстоит покинуть этот мир.

Одинокий орел повсеместно рассматривается как символ высот мистического просветления. В этом значении он наиболее значимым образом проявляется в таких образах птиц, как греко-египетский феникс и индуистская птица гаруда. Феникс считается символом смерти и возрождения души, а гаруда олицетворяет высшую победу над материальным существованием.

Еще одна птица, символизирующая трансформации, происходящие с человеческой душой в результате утраты физической формы, — это сова. Она по большей части, хотя и не повсеместно, рассматривается как вестница дурных новостей, особенно смерти. Но даже эта птица символизирует скорее спиритуальную, чем физическую смерть. Североамериканские индейцы киова и представители африканских племен банту, зулусов и йоруба верят в то, что после смерти шаман превращается в сову. Интересно отметить, что это представление восходит к предыстории прибрежной части Перу, где представители цивилизации наска, которая появилась на четырнадцать столетий раньше цивилизации инков, вырезали на скале в пустыне изображение фигуры с совиной головой высотой в 98 футов. Правая рука фигуры направлена в небо, а левая указывает на землю, тем самым подразумевая полет души с Земли в небеса.

Птицы, собирающиеся в стаи, чаще всего ассоциируются с предостережениями о смерти. Согласно Сирло, птичьи стаи подразумевают «утрату силы». Конечно, этрусские и римские знатоки знамений верили в то, что для полного понимания сообщения, заложенного в каждом эпизоде значимого совпадения, необходимо знать/ какая именно птица участвует в этом явлении. Когда, например, мальчик по имени Клавдий Нерон Германик поймал щенка, выпавшего из когтей громадного черного орла, пролетавшего над головами людей, приезжий священник, который видел все своими глазами, прямо на месте объявил, что этому подростку суждено в свое время править Римом. Слова священника вызвали всеобщий смех, потому что парнишка был слабоумным заикой. Тем не менее примерно 40 лет спустя он стал императором Клавдием.

Для этрусков и римлян появление орла всегда служило предзнаменованием чего-то, связанного с правлением и правителями. Дятел, стучащий по крыше храма, являлся предвестником будущих войн, а королек, вьющий гнездо в любой постройке, сулил счастье ее обитателям. Белые лебеди были священными птицами Сола, бога Света, поэтому за их поведением наблюдали, чтобы предсказать погоду. Понятно, что как только эти предзнаменования лишились своих интуитивных истоков в результате формализованных толкований, они превратились в суеверия.

Связанная с птицами символика зародилась (и остается таковой) как разнообразные архетипы, соединяющие людей с Иным Миром синхронных феноменов. Например, Донна Форман, туристка из США, впервые приехавшая в Шотландию, в один прекрасный день отправилась на прогулку из расположенного на побережье городка Обан. Через несколько часов приятной прогулки она пришла в живописную долину неподалеку от древнего местечка под названием Дальнанен (Dalnaneun), или «Птичье место». Она не знала, почему эта местность удостоилась такого наименования, поскольку, хотя там й были птицы, туристка не заметила ничего необычного ни в их численности, ни в поведении. Сразу за Дальнаненом Донне открылся вид на озеро Лох Нелл. Этб было одно из самых очаровательных мест, виденных Донной за время ее путешествий по миру. Кристально чистая вода не нарушалась ни единой рябью, простираясь вдаль между двух горных гряд. Неподвижная поверхность озера отражала ярко-голубое небо. Даже ветерок не шуршал ветками сосен, струивших смолистый аромат.

Озеро оставляло ощущение абсолютного покоя. Донна была одна, она растянулась на берегу, чтобы погрузиться в уникальную атмосферу этого поразительно безмятежного уголка природы. Удивительное спокойствие места словно проникло в самую глубину души девушки, пока она не почувствовала, что даже её сердцебиение, сделавшееся неторопливым и размеренным, при^ шло в согласие с вибрациями окружающего пейзажа. Достигнув состояния глубочайшего комфорта, Донна Форман подума*- ла, что пейзаж, на который она набрела, настолько абсолютно идеален, что уже ничто не может придать ему большего совершенства. Не успела эта мыо^ь оформиться в ее голове, как большой белый лебедь, в одиночестве и полной тишине, появился на глади озера. Безупречное видение поплыло по зеркальной воде, оставив на ней легкий след между отражениями двух горных пиков.

На мысли девушки ответила сама окружающая природа, с которой она ощутила столь глубокую личную гармонию. Ответ был лукавый, симпатизирующий: «Так ты полагаешь, что здесь идеально красиво? Ну-ка, погляди на это!» Название уголка, «Птичье место», приобрело особую значимость для Форман, которая сказала о пережитом опыте: «Если бы у меня было время вспомнить свою жизнь при приближении смерти, я вернулась бы мыслями в этот более чем совершённый миг на берегу озера Лох Нелл. Воспоминание о нем принесет мне радость, с которой я покину этот мир и перейду в следующий, какйм бы он ни был».

Опыт, полученный Донной Форман, и ее реакция на него прекрасно соответствуют стандартному толкованию символики лебедя, которая, согласно Сирло, всегда указывает на полное осуществление желания. Он упоминает также о том, что лебедь ассоциируется с «мистическим центром», тем самым местом, в котором оказалась путешественница, цереживая особый миг появления лебедя на озере Лох Нелл. В полном соответствии с этим авторы Дэвид Карсон и Джейми Сэмс, подчеркивая традиции американских индейцев, ассоциируют образ лебедя с «измененными состояниями сознания».

Как архетип лебедь в какой-то мере действительно является символом смерти, однако в большей степени это символ духовного преображения и, в соответствии с опытом американской туристки, совершенства. В известной симфонической поэме «Лебедь Туонелы» финского композитора Яна Сибелиуса лебедь проплывает по темным водам смерти. Сирло определяет лебедя как один «из важнейших символов мистического пути в потусторонний мир». Лоэнгрин у Рихарда Вагнера является по существу «рыцарем-лебедем», чья лодка была потоплена лебедем, в действительности принцем. Мальчика сочли мертвым, но он был превращен в птицу и приставлен в качестве пажа к Рыцарям Святого Грааля, к которым принадлежит и Лоэнгрин. В финальной сцене этой музыкальной драмы Лоэнгрин возвращает принцу его человеческий облик и царство. Здесь лебедь приобретает свое истинное символическое значение, олицетворяя преображение через смерть к возрождению. В греческой мифологии колесницу бога Солнца несет по ночному небу лебедь.

Эта же птица вновь появляется в еще одной опере о Граале, в последней сценической постановке Вагнера «Парцифалъ», в которой «чистый дурак» бездумно убивает священного лебедя ради забавы. Разъяренные этим поступком рыцари заставляют Персеваля внимательно наблюдать за трагической смертной агонией невинного создания, которое просто хотело жить и освещать мир своей красотой. Тронутый до слез, впервые в жизни преисполнившийся угрызениями совести и состраданием, Персеваль ломает свой лук о колено. Лебедь умирает, но в молодом человеке пробуждаются ростки просветления. Комментируя пробуждение чувствительности у Парцифаля, Сэмс и Карсон отмечают, что у американских индейцев лебедь является синонимом «пробуждающейся духовности... развития возвышенного мышления [и] других уровней осознания»

Второе место в сравнении с птицами в синхронных событиях с участием животных занимают рыбы. Как указывает Сирло, «все символы в реальности являются функциями и знаками, пронизанными Энергией». Рыбы не являются в этом смысле исключением, даже, скорее, наоборот. Рыба представляет собой очевидный архетип сил, которые движутся в глубинах подсознания. Частое появление рыб в жизни Карла Юнга, чьи исследования включали подсознательные феномены, было совершенно оправданным. Своевременное проявление «рыбьей темы» подтверждало его конкретные предположения в исследованиях или помогало, предлагая комментарий к проблемам, ожидавшим своего решения. Похоже было на то, что, когда Юнг проецировал свои сознательные и бессознательные мысли на свое естественное окружение, окружение реагировало на его мысли на языке символов, подбирая наиболее подходящий из них.

По поводу одного из таких феноменов Юнг сам признавался: «Полагаю чрезвычайно странным, что “рыбья тема” повторяется в моей жизни не реже шести раз в течение 24 часов». Эти события начались с утра, когда он обратил внимание на надпись, описывающую древний религиозный образ — наполовину человека, наполовину рыбу. На ленч ему подали рыбу, затем он услышал, как кто-то упомянул выражение «сделать апрельскую рыбу» из кого-то, то есть выставить человека дураком. Днем ему показывал фотографии рыб его бывший пациент, с которым он встретился впервые за весь год. Тем же вечером кто-то показал ему вышивку, украшенную некими подобиями рыб. На следующее утро другой пациент, которого он не видел 10 лет, рассказал ему о том, что прошлой ночью он увидел во сне большую рыбину. Через много месяцев, только что зарершив описание всех этих случаев синхронии, Юнг увидел большую рыбу, которая лежала на краю набережной неподалеку от его дома.

Возможно, наиболее загадочным морским животным, при этом наиболее близким к людям, по крайней мере, в духовном смысле, является дельфин. Греки считали дельфина настолько священным животным, что его убийство рассматривалось как тяжкое преступление. И правда, с древности и по настоящее время не иссякают рассказы о странных, удивительных взаимоотношениях людей с дельфинами. Часто в этих историях повествуется о спасений дельфинами тонущих людей.

Телепатическое чутье дельфинов недавно получило подтверждение в очень значимом совпадений, которое произошло в океаническом парке на побережье Флориды. Там в земле был выкопан длинный, узкий канал, обеспечивающий этим созданиям прямой выход в море и одновременно дающий посетителям возможность понаблюдать за дельфинами, резвящимися на мелководье. Однажды утром небольшая группа туристов шла по берегу канала, когда одна самка дельфина средних размеров подкинула носом маленький кусочек гальки в направлении одной из женщин. Камешек легонько стукнул женщину по животу, что позабавило всю группу. Однако люди были удивлены, когда эта же дельфиниха метко запустила в женщину еще одним маленьким камешком, снова легонько стукнувшим ту по животу, не причинив ей никакого вреда. Женщина, остановившись у кромки воды, ждаца возвращения дельфина. Несколько мгновений спустя все повторилось в третий раз.

«Что побудило животное действовать столь странно?» — поинтересовался руководитель группы, никогда прежде не видевший, чтобы дельфины вели себя подобным образом. «Понимаете, — ответила женщина, — этой самке дельфина было известно нечто, не известное никому, кроме меня. Только вчера я узнала, что беременна». Соответственно, среди американских индейцев дельфин является символом «дыхания жизни... и разрушает все границы и пределы физической реальности, чтобы мы могли войти в Страну Сновидений».

Кит является родственным архетипом, хотя встречается не так часто. Его успешная роль в качестве соединяющего элемента в синхронии может быть проиллюстрирована следующим значимым совпадением. Без какой-то конкретной цели фотограф по имени Майк Соларцано бродил по пляжу на гавайском острове Оаху. В течение двух предшествующих лет он проявлял все возрастающий интерес к Лемурии — древней цивилизации, которая, предположительно, явилась источником ранних культур как в Азии, так и на Американском континенте. Согласно легендам, эта цивилизация погрузилась на дно Тихого океана много тысячелетий тому назад в результате целого ряда природных катастроф. Узнав от жителей Гавайев и индейцев с тихоокеанского побережья Канады некоторые легенды, в.которых явно сохранились воспоминания о Лемурии, Майк писал книгу на эту тему и надеялся найти что-нибудь подходящее, что можно было сфотографировать для обложки книги, чтобы та выглядела интересно й необычно.

Проблуждав по пляжу несколько часов, Майк заметил изрезанный островок недалеко от берега, голый, продуваемый ветрами, который показался фотографу подходящим для его целей. Однако день был облачный, света недостаточно, и мимо Майка постоянно проходили туристы, мешая ему сделать снимок. Наконец ему удалось выбрать удачный момент, и он сделал всего один снимок. С учетом не слишком хороших условий для съемки Майк решил, что результаты будут не слишком об- надеживающими.

Изучая впоследствии все сделанные им фотографии, он наткнулся на единственный снимок прибрежного островка. Он был вовсе не так плох, как полагал Майк, но внимание фотографа привлек крохотный дефект с краю снимка. Он решил, что это пятнышко, формой напоминающее запятую, похоже на грязь. Возможно, что-то не в порядке с камерой. Когда же он изучил предположительный дефект с помощью лупы, он был очень удивлен, потому что то была не посторонняя грязь, каким-то образом попавшая в фотоаппарат, а нечто, действительно присутствующее в кадре. Когда он пригляделся еще пристальнее, его недоумение переросло в изумление. На фото, с самого краю снимка и, безусловно, далеко в море, был виден кит, который в сво

ем прыжке из воды образовал арку, выгнувшись от головы до края хвоста так, что все его огромное тело полностью оказалось в воздухе. Этот зрелищный прыжок называют «дозорным прыжком» (spy hop)у поскольку считается, что животное использует краткий миг, проведенный в воздухе, чтобы обозреть окрестности. За всю неделю, проведенную Майком на Оаху, ему едва ли удалось заметить китовый плавник.

Майк вспомнил, насколько бесцельно и даже беспечно провел он тот день, когда был сделан снимок. Он даже не подозревал о присутствии в море кита. Если бы он щелкнул затвором фотоаппарата буквально за секунду до или после того, как кит вынырнул на поверхность, он не смог бы запечатлеть его. Однако чувство изумления фотографа перед столь прекрасным совпадением сменилось благоговением, когда он внезапно вспомнил строку из книги Карсона и Сэмса о символах американских индейцев «The Medicine Cards: The Discovery of Power Through the Ways of Animals»: «В легенде одного из племен Кит ушел в океан, когда произошел сдвиг Земли и Лемурия, его Родина, погрузилась под воду». Майк вспомнил, что отправился на берег в Оаху специально, чтобы сфотографировать что-нибудь для „ обложки своей будущей книги о Лемурии.

Кроме того, кит считается также Хранителем информации, предположительно регистрирующим все сведения о прошлых событиях на планете. Это тоже соответствовало намерению фотографа написать историю затонувшей цивилизации. Вера в действительное существование такого места для синхронии значения не имеет. Некаузальная связь, соединившая посещение Майком пляжа в Оаху и желание написать и опубликовать книгу о Лемурии с чрезвычайно редким появлением кита, являющимся как раз символом Лемурии, привела к целому ряду мистических совпадений, тесно взаимно переплетенных, хотя и находящихся вне человеческого контроля.

Древним обществом с собственным специфическим совпадением является существовавшая до инков цивилизация наска. Наска обитали в засушливой перуанской пустыне недалеко от тихоокеанского побережья, к югу от столицы Перу Лимы. Наска оставили после себя десятки огромных изображений, образуемых линиями, прочерченными в земле. Эти рисунки были сделаны около двух тысячелетий тому назад. Они представлят ют изображения птиц, ящериц, пауков и множества других животных и растений, а также разнообразные геометрические фигуры, в том числе трапеции, ромбы и спирали. Для чего были сделаны эти гигантские рисунки, по-прежнему является предметом дебатов среди ученых. Несмотря на то что не она обнаружила эти изображения, Мария Рейхе, приехавшая в Перу из Германии в начале 1930-х годов, почти немедленно сделалась самой важной фигурой, связанной с линиями наска. Мария Рейхе была не археологом, а профессиональным математиком, но она провела последующие шесть десятилетий, лично изучая загадочные линии и одновременно ведя борьбу за их сохранение. Когда ей было более 90 лет, она ослепла и была прикована к постели, работа, которой она добровольно посвятила эсю жизнь и за которую получила более чем скромное вознаграждение, в конце концов принесла ей международное признание и награды от страны, которую она считала своей второй родиной.

С первого мгновения, как только она увидела фигуры наска, Рейхе увлеклась их изучением. Эти рисунки вытеснили все прочие интересы в ее жизни, как личные, так и профессиональные. Все ее-существование сосредоточилось на единственной цели. Она предпочла жизнь в одиночестве, в лачуге посреди пустыни, среди разбойников и ядовитых змей, только чтобы постоянно находиться рядом с древними рисунками. Она была безразлична к нищете, ее волновало только время, которое она может потратить — как выяснилось, десятилетия — на изучение загадочных рисунков, практически единственного наследия исчезнувшей расы. Мария Рейхе была очень сдержанным человеком и никогда публично не обсуждала причины, побудившие ее столь фанатично исследовать эти рисунки. Никогда она не проявляла никаких особых духовных наклонностей.

В самом начале своих исследований на равнине Наска она тщательно измеряла огромную спираль, словно впечатанную в почву пустыни, когда вдруг поняла, что спираль представляет собой деталь гораздо более крупного рисунка, изображающего обезьяну; спираль являлась хвостом животного. Месяцы кропотливой работы позволили в конце концов выявить этот биоглиф, загадочное изображение животного, во всей его полноте.

Но когда Мария закончила изучение правой лапы существа, последней детали рисунка, она с изумлением увидела, что на лапе не хватает маленького пальца. На левой же лапе были все пять пальцев. Мария Рейхе взглянула на свою правую руку, на которой с рождения отсутствовал мизинец. Она рассказывала, что громко рассмеялась, заметив это совпадение.

Как и рыба, обезьяна в качестве архетипа символизирует подсознательную деятельность и в некоторых культурах наделяется способностью даровать долголетие, счастье и защиту. Однако в случае с Марией Рейхе символика имела более глубокие корни. Для некоторых эзотерических толкователей отсутствие мизинца на правой руке древнего изображения животного и его современной исследовательницы может послужить ключом к поглощенности Рейхе этой работой. Они видят в этом совпадении знак того, что Мария Рейхе была древним художником, создавшим рисунки» а через два тысячелетия вновь родившимся в теле Рейхе, чтобы восстановить и сохранить эту работу.

На противоположном от Перу конце света не обезьяна, а собака сыграла роль в случае синхронии, который также вызывает воспоминания о связях с очень отдаленным прошлым. Весной 1988 года студенты Гейдельбергского университета, проводившие каникулы в Италии, посещали руины Остии, бывшей когда-то крупным римским портовым городом. Большой, как принято, открытый театр в Остии сохранился практически нетронутым, несмотря на минувшие двадцать веков. Именно здесь студенты решили немйого позабавиться. Они принялись громко подбивать одного из своих сокурсников спуститься вниз на сцену театра и перед всеми другими туристами из разных стран произнести речь на классической латыни.

Сконфуженный юноша, подбадриваемый товарищами, все- таки спустился по древним каменным ступеням и вышел на центральную арену. Здесь он произнес шутливую тираду, путаясь в латыни и сбиваясь на вульгарный немецкий диалект, к всеобщему веселью не только его соучеников, но и других иностранных туристов. Студент завершил свою буффонаду, возложив вину за свою дырявую память на богов, которым были посвящены такие места, как Остия. «Оратор» объявил, что он навсегда утратит веру в них, если только они не явят себя здесь и сейчас. Затем он низко поклонился своей аплодирующей аудитории и покинул сцену.

В этот момент его слушатели внезапно онемели от изумления, поскольку увидели, как очень крупная, черная собака зловещего вида, гораздо больше похожая на волчицу, с набрякшими сосками, медленно отделилась от стены в дальнем конце театра и вышла на центральную сцену. Она остановилась как раз в том месте, где только что стоял оратор-насмешник, оглядывая впавшую в некий странный транс аудиторию. Через несколько показавшихся всем очень долгими мгновений собака медленно и с достоинством двинулась по центральному проходу и покинула театр через главный вход, а затем исчезла среди руин Остии. Всеобщее молчание прервалось лишь после того, как незадачливый «оратор» высказал очень тихо мысль, которая, казалось, вертелась у каждого в голове: «Эта собака похожа на волчицу, вскормившую основателей Рима Ромула и Рема!»

В это мгновение синхронии символы собаки и волка слились воедино, о чем свидетельствует реакция студентов на столь драматическое появление животного на сцене театра. Сходство животного с волчицей из известной легенды об основании Рима вполне очевидно, но менее широко известна роль волка из древнего мифа как хранителя великих памятников. Театр в Остии как раз представлял собой такой монумент прошлого, в котором регулярно ставились как священные, так и почти светские постановки. Волк рассматривался также как правитель Земли мертвых, или Потустороннего мира. В традиции американских индейцев волк ассоциируется с Луной, или с Психическим аспектом жизни и известен как Учитель — роль, которую животное явно выполнило в случае с непочтительными студентами в Остии.

Поскольку собаки являются общепризнанными домашними любимцами, существует масса историй об их часто сверхъестественно синхронном поведении и взаимоотношениях с людьми. Типичный пример произошел за моим обеденным столом как- то вечером. Моя знакомая рассказывала мне, как ее громадная эскимосская лайка по имени Айвэн, которая в том момент была с нами и внимательно глядела йа хозяйку, однажды съела свечку. «Ты будешь еще такое делать?» — спросила она пса. Мне показалось, что я прочитал его мысли или выражение собачьей

морды, так что я ответил за пса: «А ты испытай меня!» За столом находился еще один наш друг Дэвид, который до того сидел, глубоко погруженный в собственные мысли, но внезапно в.удивлении поднял голову. Он сказал, что все мы сейчас были участниками синхронии, которую понял только он один. Как раз до и во время нашего обсуждения, касающегося любви Ай- вэна к свечкам, Дэвид серьезно размышлял о проблеме, которая была связана с использованием свечей в церемонии посвящения во вторую степень масонской ложи, которую ему предстояло проводить следующим вечером. Дело было не только в этом. Как раз в тот момент, когда я дал шутливый ответ от имени Айвэна, Дэвиду пришла на ум реплика, которую должен подать посвящаемый во время церемонии со свечами, а именно: «Испытай меня!»

Чаще, чем волк, но реже, чем собака, встречается в подобных историях лисица, которая является более странным архетипом, чем первые два, но тем не менее связана с каждым из них. Юнг вспоминает о синхронной встрече с этим животным, когда он шел по лесистой местности рядом со своей пациенткой. Женщина как раз рассказывала ему о том, что молоденькой девушкой видела сновидение, в котором присутствовала лиса- привидение, спускавшаяся по ступеням ее родительского дома. Именно в этот момент из деревьев на расстоянии в сто футов от них появилась живая лисица, которая несколько минут двигалась вместе с ними. Юнг отмечает, что животное вело себя так, как будто «являлось полноправным участником ситуации».

Лисица символизирует изменение формы, превращение человека (обычно женщины или девушки) в лису и все формы физических, а также психических изменений. Лисица считается наиболее волшебным животным в Японии, где ее рассматривают как Инари, вестницу бога Урожая. Среди американских индейцев бытуют верования, что лиса охраняет семьи и способствует их сохранению, помогая каждому родственнику. Интересно отметить, что все эти Мистические традиции из Европы, Азии и Америк^ непосредственно подходили пациентке Юнга. Когда она видела этот сон, то была девочкой, приближающейся к подростковому возрасту, который оказался очень плодотворным периодом в ее жизни; это вызывает воспоминания об Инари как вестнице бога урожая. Ее преданность родительской семье, которая была особенно сплоченной, также находит свое отражение, в том символике, какую связывали с лисицей американские индейцы. Хотя женщина и так в целом все это понимала, соответствующая символика, подчеркнутая значимым совцадением, утвердила ее в личной преданности семейным традициям.

Встреча с животным, которая привела к мощной трансформации в жизни другое женщины, также знаменовала поворотную точку в исследовании Юнга, поскольку побудила его к изучению глубинного психологического базиса синхронии. Эта история хорошо известна, но заслуживает своего повторения на этих страницах, поскольку представляет классический пример современного знамения, с которым нелишне познакомиться всем, кого интересует феномен синхронии.

В решительный момент лечения пациентка Юнга описывала хорошо запомнившийся ей сон, в ротором кто-то преподнес ей дорогое ювелирное украшение, имевшее форму жука-скарабея. Эта пациентка приносила Юнгу массу хлопот и, по его мнению, была «психологически недосягаемой». Это была молодая женщина, чей чрезвычайно узкий взгляд на мир не допускал существования никакой иной реальности, помимо той, что была непосредственно доступна органам чувств и рационально объяснима. Ее невозможно было свернуть с крайне рационалистической точки зрения, поэтому ее лечение зашло в тупик. Но пока она рассказывала свой сон о скарабее, Юнг услышал явственное постукивание в оконное стекло и увидел, что эти звуки издает крупное насекомое, словно пытающееся попасть внутрь комнаты. Юнг открыл окно и поймал насекомое на лету, а затем протянул пациентке со словами: «Вот ваш скарабей». Она увидала у себя в руках жука-скарабея, золотисто-зеленая окраска которого почти точно соответствовала золотому украшению йз ее сновидения. Это было настолько необъяснимо, что пациентка потеряла дар речи. Ее исключительно рационалистическое мировоззрение подверглось такому потрясению, что женщина наконец почувствовала себя открытой для дальнейшего лечения, которое в свое время принесло положительный результат. Это значимое совпадение произвело не меньшее впечатление и на самого Юнга и

'. V •

Глава II. Знаки времени в предметах и числах

подтолкнуло его к; новаторским исследованиям синхронии. Он отмечал, что ни одно насекомое, ни до, ни после описанного случая, не совершало подобного «налета» на его окно. Более того, он не мог припомнить-случая, когда бы насекомое такого вида можно было повстречать в это время года.

В Центральной Европе существовало в старину народное поверье, что, если в дом влетает жук, это знак нежданных вестей. Однако в египетской мифологии это насекомое имеет гораздо большее значение. Скарабеи являлись эмблемами Хеперы (Khepera), видимого в лучах утреннего солнца, и ежедневно подтверждали его функцию бога возрождения. Его имя одновременно означает «Скарабей» и «Тот, кто становится», или «Становящийся» («The Весотег»). Живых жуков рассматривали как физические воплощения этого бога, поэтому египтяне носили амулеты в форме скарабеев для привлечения к себе возрождающих сил Хеперы. Примечательно то, что падиентке Юнга во сне некто подарил амулет в виде скарабея, который в реальности соединился со своим животным воплощением (так, по крайней мере, полагали древние египтяне). А соединение подсознательного символа с его биологическим «двойником» произвело в душе женщины, мощный возрождающий поворот к лучшему. Она пережила некий опыт возрождения, характерный для бога Хеперы.

Джозеф Кэмпбелл, посвятивший жизнь изучению теорий Юнга о подсознательной корреляции мифа и реальности, пережил собственную вполне соответствующую ситуации синхронию. В то время Кэмпбелл, живший в Нью-Йорке, был погружен в чтение книги о мифологии бушменов, в которой роль героя отводится богомолу. В разгар чтения Кэмпбелл вдруг ощутил непреодолимое желание открыть окно. Когда же окно было открыто, Кэмпбелл пережил настоящее потрясение, потому что увидел, как по краю карниза ползет самый крупный богомол, которого ученому доводилось наблюдать в жизни. Пока Кэмпбелл изучал насекомое более пристально, богомол повернул голову и взглянул прямо на потрясенного мифолога. «У него было настоящее лицо бушмена», — вспоминал Кэмпбелл. Статистическая невероятность столь значимого совпадения еще более увеличивалась тем, что квартира мифолога была расположена на 14-м этаже дома, выходившего на 6-ю авеню, то есть в совершенно неподходящем месте для встречи со столь крупным экземпляром богомола. Кстати сказать, синхрония Кэмпбелла неким сверхъестественным образом перекликается с опытом, пережитым его предшественником. Юнг тоже получил вполне своевременный привет от насекомого у окна, которое само по себе представляет архетип. Окна считается выходом в Иной мир, находящийся' за гранью человеческой плоскости существования^

В еще одном случае синхронии, связанном с насекомым, репортер одной из газет писал заметку о некоем голливудском режиссере, которого он охарактеризовал как «комара-кровопий- цу в обличье человека», и в этот самый момент на него с громким зудением налетел огромных размеров комар. Совершенно точно, что не это насекомое явилось источником журналистской метафоры, потому что до того момента никаких насекомых в комнате вообще не наблюдалось в течение всего года.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных