ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 1. Теоретические основы самосознания личностиТИТУЛ!! Разделы: Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРИЯназвание главы 1.1. Основные понятия 1.2. Проблема самосознания личности в современной науке
1.3. Изучение структурных компонентов самосознания в отечественной психологии. 1.4. Изучение структурных компонентов самосознания в зарубежной психологии. 1.5. Развитие самосознания в студенческом возрасте 1.6. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. 1.7. ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ ГЛАВА 2 Эмпирическая часть исследования развития самосознания студентов. 2.1.Методики исследования развития самосознания студентов-психологов 2.2. Анализ развития самосознания студентов ВВЕДЕНИЕ Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором личностное развитие, как качественное преобразование всех психических сфер, играет важную роль. Сегодня психологу как профессионалу недостаточно владеть только знаниями и умениями, он должен быть гибким и адаптивным, что позволит ему успешно реализовать свой потенциал в деятельности. Именно поэтому формирование и развитие самосознания в рамках обучения в высшем учебном заведении - это актуальная проблема. При этом следует отметить, что явную остроту проблема формирования сознания приобретает относительно психологического образования, что связано со спецификой профессии: личность самого психолога является одним из основных средств его деятельности, а потому качество и результативность его деятельности обусловлены спецификой его личности, и, в частности, спецификой самосознания. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Общая тенденция развития самосознания уже на этапе профессиональной подготовки (обучения) проявляется в качественном и количественном усложнении когнитивных, аффективных и поведенческих его подструктур. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности, в этом проявляется гетерохронность и неравномерность становления самосознания личности студента. Недостаточно изученным остается вопрос о влиянии процесса обучения на развитие самосознания студентов. Проблема развития самосознания личности является одной из ключевых в современной психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Теоретической основой работы послужили исследования самосознания как отечественных авторов (В.В.Столина, А.Г.Спиркина, Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, И.С.Кона, М.И.Лисиной и др.), так и зарубежных (У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.). При разработке проблемы исследования мы также опирались на концепции развития профессионального самосознания личности (А.А. Деркач, О.В. Москаленко, А.Г. Спиркин, В.В. Столин). Проблема исследования: как изменяется структура самосознания студентов психологов разных курсов педагогического ВУЗа в процессе профессионального обучения? Цель исследования: изучение развития самосознания в процессе обучения в педагогическом ВУЗе (на примере студентов-психологов). Объект исследования: самосознание личности. Предмет исследования: процесс развития самосознания в условиях высшего образования (на примере студентов-психологов). В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что процесс развития самосознания выражается в повышении степени интегративности и усложнении его структуры от I к IV курсу. Задачи исследования: -Проанализировать и определить основные понятия исследования: «самосознание», «профессиональное самосознание», «компоненты самосознания», «развитие», «образование» в психологических подходах. -Провести теоретический анализ особенностей самосознания личности. - Провести эмпирическое исследование развития самосознания студентов в процессе их обучения в ВУЗе. - Изучить процесс становления самосознания личности. -Выявить различия между курсами и уровнем развития компонентов самосознания. - Выявить уровень интеграции структурных компонентов в самосознания студентов. - Выявить роль уровня развития самосознания в процессе обучения в ВУЗе. Методы и методики исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались четыре взаимодополняющие методики: 1) методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан) - для анализа самооценки как главного компонента самосознания; 2) тест-опросник самоотношения (В.В Столин, Р. С. Пантелеев) - для выявления специфики в иерархической модели структуры самоотношения личности; 3)-методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева - для изучения ценностных ориентаций студентов; 4) методика «Уровень притязаний» В. Гербачевского - для изучения мотивации к личностному росту. Методы математико-статистической обработки данных: 1) U-критерий Манна-Уитни - непараметрическое сравнение двух независимых выборок, использовался нами с целью выявления различий между значениями. 2) Коэффициент корреляции r-Спирмена - непараметрический метод, который использовался нами с целью статистического изучения связи между явлениями. Эмпирическая база исследования: Выборочную совокупность исследования составили студенты Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, факультета социального управления. Всего в исследовании приняли участие 62 студента психолога, 17 студентов I курса; 13 студентов II курса; 13 студентов III и 19 студентов IV курсов. Возраст исследуемых 18 лет - 22 года. Отбор испытуемых осуществлялся на основе положения: В исследовании принимали участие студенты психологи, не случайно. Такая выборка позволит нам наиболее глубоко изучить явление, а также использовать полученные результаты для помощи специалистам, т.к. известно, что развитие и повышение уровня самосознания - это важный этап при обучении психологов, оно стимулирует саморазвитие личности психолога. Анализ результатов с I по IV курс позволит нам глубоко изучить явление и представить результаты в динамике. Исследование проводилось в три этапа: 1. Постановочный (01.09.14.г - 01.11.14.г) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. 2. Исследовательский (01.02.14.г - 15.02.14.г) - разработка комплекса мероприятий и их проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы. Исследование проводилось однократно. 3. Интерпретационно-оформительский (20.02.14.г - 31.06.14.г) - обработка и систематизация материала. Оформление выпускной квалификационной работы. Практическая значимость работы: анализ результатов позволит выявить закономерности самосознания студентов, опираясь на уровень развития социальных компетенций. Исследование данной темы позволит нам разработать рекомендации для студентов и преподавателей по развитию самосознания и максимально эффективному их использованию в организации учебного процесса. Глава 1. Теоретические основы самосознания личности Основные понятия Понятие самосознание было введено У. Джемсом. В современной науке нет единого подхода, в определении содержания этого понятия. В своей работе мы будем опираться на основные понятия, обозначим их ниже. Самосознание -(англ. self-consciousness) осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в том числе самосознание (интроспекция, рефлексия) [25]. страницы указываются, только если есть цитаты Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|