Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В научных исследованиях самосознание рассматривается как процесс и как результат




Самосознание как процесс. Процесс познания может быть представлен в виде нескольких параметров. Согласно К. Ясперсу, таких параметров четыре: 1) осознание себя в качестве активного деятеля, 2) осознание собственного единства, 3) осознание собственной идентичности, 4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей). Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Безусловно, мы говорим о некоторой условности завершения, поскольку остановки и прекращения самосознания явление редкое и связано с экстремальными для человека событиями жизни.

Самосознание как результат. Самосознание как результат, описывается в терминах Я-концепции [1].

Я-концепция -(англ. self-concept) развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов Я-концепции часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально - ценностный (аффективный) компонент, который отражает переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. К этому компоненту относят: систему самооценок (англ. self-esteem); 3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-концепция целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности. Однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутри личностных конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности). В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека. В Я-концепции выделяют: 1) на уровне «организм—среда» — физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности. Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция, формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение [25, с.478].

Близким к понятию «самосознание» является понятие «самооценка» - (англ. self-esteem) ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [27, с. 120].

Необходимо отметить в структуре самосознания, наличие уровня притязаний личности. Автор К.Левин, отмечал, что это стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным [42].

Среди всех видов самосознания, профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу [22, с. 44].

 

ЛИТЕРАТУРА: лит-ра – в общем списке в конце

1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. – С. 110–133.

22. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. – 192

25. Мещеряков Б., Зинченко В. Современный психологический словарь. – М.:АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.-490, [6] с.

27. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия, 2004. — 320 с.

28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

 

 


1.2 Проблема самосознания личности в современной науке

 

В современных научных исследованиях проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В научной литературе используются такие психологические термины, как: «самосознание», «Я», «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я», анализ основных понятий был представлен в предыдущей главе. Авторы многих исследований [4, 16, 36, 37, 41] пытались соотнести основные понятия и упорядочить терминологическое поле проблемы.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что «самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений» [32, с. 612].

По мнению В. В. Столина, «самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок» [37, с. 48].

В.В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности».

В.В. Столин определяет идентичность как самосознание личности, которое имеет многогранную структуру.

Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В.В. Столин пишет о том, что «самосознание трёхголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого».

Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р.Пантелеев во многом опирается на представление о самосознании В.В. Столина о «конфликтном личностном смысле»[74, с.134].

В.В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности». «Выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности», — пишет В.В. Столин и задает важный для психологии самосознания вопрос: «Какие же среди перечисленных образований самосознания являются ключевыми, выполняющими роль основных единиц самосознания на уровнях индивида и личности?» (74. с 133-134).

В качестве такой «единицы самосознания» В. В. Столин предлагает «не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной и эмоциональной формах, и не образы + самооценки», а «конфликтный личностный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков, которые таким образом являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе». В свою очередь, «смысл ] "Я" запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую В(когнитивной и эмоциональной сферах», — рассуждает далее) В. В. Столин о механизмах самосознания (74, с. 155).

Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В. В. Столин пишет о том, что «самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого» (74. с. 165-166).

Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р. Пантилеев во многом опирается на представление о самосознании В.В.Столина о «конфликтном личностном смысле».

Самоотношение, по мнению С. Р. Пантилеева, не является «ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты! «образа Я», наоборот, «знание о себе и самоотношение ест следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, — и лишь вторично, в феноменологически, превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе». Отсюда «самоотношение может быть понято, как лежащее на поверхности сознания, как непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта, — продолжает свои рассуждения С. Р. Пантилеев. — При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, ег объективной позиции в социуме» (85. Психология самосознания, 2000,1 с. 222)

74. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

А. Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. [37, с. 149].

Таким образом, самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Под сознанием понимается форма отражения объективной действительности в психике человека высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому как писал С. Ю. Головин. А самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира [10].

Важным компонентом самосознания, является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности.

С точки зрения целеполагания, субъект деятельности определяется как человек, способный самостоятельно целеполагать. То есть критерий самостоятельного генерирования целей является главным критерием в определении человека как субъекта деятельности [15].

Для решения проблемы человека как субъекта особое значение имеет принцип деятельности, в том числе, и для раскрытия человека как субъекта истории. Именно на его основе выясняется, каким образом человек в процессе материального, предметнопреобразующего взаимодействия с природой выступает тем самым и в качестве субъекта своего собственного развития как существа общественного, в качестве субъекта истории. Но, в то же время принцип деятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не только совокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческого индивида [34].

А. В. Брушлинский субъектом называл человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности: «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов» [7, с. 9].

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что речь идет именно о субъекте, а не индивиде, индивидуальности и т.п. [7].

Первый существенный критерий становления субъекта это выделение ребенком в возрасте от одного до двух лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов [7].

Следующий наиболее важный критерий - это выделение у детей в возрасте от шести до деаяти лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.).

Третьим критерием субъекта следует считать сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми, прежде всего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке, как субъекте, можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения [7].

Четвертый критерий развитость навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающие человеку взгляд на себя со стороны. В отличие от остального сущего человек всегда соотнесен со своим бытием. Соотнесенность проявляется, прежде всего, в направленности познавательной, этической и эстетической активности взаимодействующих людей не только друг на друга, но и на себя. Именно рефлексивное отношение каждого из нас к себе наиболее рельефно выражает отношение к бытию. Способность к рефлексии, направленной на себя, ключ к превращению человека в субъекта.

Таким образом, субъект это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решение о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания [7].

В. С. Мерлин выделяет следующие компоненты самосознания [23]:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 23 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

4. Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно [23].

Рассмотрим функции самосознания по В. А. Аверину [1]:

1. Самопознание - получение информации о себе.

Исследователи считают, что для общей характеристики процесса самопознания необходимо учитывать и следующее важное положение. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей относительного и абсолютного. В. А. Аверин считает, что «относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдаются расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, то есть новое в психологическом развитии человека еще не стало содержанием его знания. Недостаточно четко осознавая появившееся новое в себе, человек как бы с опозданием его "открывает" и до этого времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они уже на самом деле не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективному его проявлению» [1, с. 83]. Постоянная изменчивость знания о себе в процессе самопознания не означает, что знания не могут быть истинными. Знания, которые на данном этапе развития человека верно и полно отражают представления о его реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя. Итак, по мнению ученых, самопознание как процесс проявляется в непрерывности его движения от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. [3]. В своих работах исследователи показали, что основным условием, определяющем непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему "Я", совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью дифференцированного регулирования поведения [28].

Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Познание других начинается с наблюдения за внешними его проявлениями в деятельности или в общении. Психологические особенности личности, содержание ее внутреннего мира взгляды, социальные установки, отношения, ценности, эмоциональность, характер и другие всегда проявляются или прямо, или в разнообразных косвенных формах в тех или иных действиях, поступках, в целостной линии поведения [28].

2. Эмоционально-ценностное отношение к себе.

А. В. Поддубная отмечает, что к эмоциональному компоненту относится процесс само понимания, который обуславливает изменение представлений о себе, посредством формирования проблем, задач и их решения происходит соотнесение нового знания с некоей системой ценностей. Происходит возникновение "жизненных" задач и задач на определение своих возможностей [28].

Решая "жизненную" задачу, человек определяет и особым образом осваивает качества, характеризующие его потенциально и ассоциируемые им с его "подлинным" существованием. Нет необходимости специально подчеркивать, что решение задач является существенно важным аспектом в образовании смысла знаний о себе, следовательно, самопонимания [28].

Самопонимание, как процесс, проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе. По мнению исследователей, самопонимание функционирует как процесс построения и коррекции образа "Я" (наполнение самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми и его жизнедеятельности). Знания о самом себе человек получает путем анализа ситуаций, в которых оказывается, их классификацией. Отношение личности к другим и отношение общества к личности в ситуации согласия, препятствий, конфликта, кризиса способствуют организации мышления о самом себе, постижению своего внутреннего "Я". Через оценки и ценности других людей, включенных в отношения личности, субъект приобретает свое место, место своего "Я" в обществе. Принимает или нет, как характеризует и переживает самого себя в качестве носителя систем социальных отношений, своеобразного социального объекта, по какой внутренней структуре построены когнитивные элементы самопонимания, какими являются и какую природу имеют отправные социальные точки самопонимания, т.е. прежние включения в социальные группы (самоотождествление с социальными группами разного типа), как они представлены в самопонимании - все это имеет личностное значение [28].

По мнению ученых, становление самопонимания происходит по нескольким направлениям: 1) открытие и осмысление своего внутреннего мира, когда начинается анализ своих эмоций не как производных от внешних событий, а как состояния своего "Я", и проявляется чувство своей особенности, непохожести на других, 2) появляется способность осмысления необратимости времени, понимание конечности своего существования (именно это понимание заставляет задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о значении самого себя для общества, для самого себя), осмысление своих целей, жизненных устремлений, сущности и смысла самой личности, своего бытия, 3) формируется целостное и ценностное представление знаний о самом себе, отношений к себе, причем само понимание не только выступает как характеристика анализа особенностей своего тела, внешности, привлекательности; осмысляются знания о себе в зависимости от конкретного случая, связанного с анализом собственных морально-психологичских, интеллектуальных качеств [28].

3. Саморегуляция поведения.

На психологическом уровне саморегуляция представляет собой интегративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к определенному способу взаимоотношения со средой [24].

Как отмечают многие авторы, система психической саморегуляции имеет иерархическое строение и включает два уровня произвольный и непроизвольный. Произвольная саморегуляция - это сознательная саморегуляция, которая всегда индивидуально и личностно окрашена. Благодаря произвольной саморегуляции возможности приспособления к различным трудным условиям могут возрастать и расширяться. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности [28].

С. Л. Рубинштейн в ходе исследования психической активности субъекта также выделял две формы регуляции: побудительную и исполнительскую. Побудительную реакцию он связал с формированием стремления, выбором направленности, активности; исполнительскую с обеспечением соответствия активности объективным условиям [32].

К. А. Абульханова-Славская в структуре личностной саморегуляции выделяет мотивы, чувства, волю, рассматривая их как детерминанты регуляции поведения и деятельности человека. Она отмечает, что «личностная регуляция, преодолевая внешние и внутренние препятствия, выступает как волевая линия деятельности. На этом уровне регуляция осуществляется не как действие одного мотива, а как сложное личностное решение, в котором учитываются желательное и нежелательное и их конкретно изменяющееся отношение по ходу деятельности» [2, с. 112].

Развивая идеи С. Л. Рубинштейна о становлении человека субъектом своей жизнедеятельности, К. А. Абульханова-Славская, говорит о трех уровнях развития саморегуляции, представляющих собой соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности). Если на первом этапе личность согласовывает свои особенностями с нормами деятельности, на втором совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей, то на третьем уровне личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности. На этом уровне личность может выходить за пределы деятельности, повышая меру трудности, осуществляя такие формы личностной регуляции, как инициатива, ответственность и т.д. С ее точки зрения это и есть психологический механизм "авторской позиции личности" в профессиональной и любой другой деятельности.

В отечественной психологии доказано, что процесс развития личности проявляется в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании саморегуляции. Только тот, кто готов управлять собой и изменять внешние обстоятельства, кто признает себя субъектом собственной жизнедеятельности, при наличии соответствующих умений действительно демонстрирует высокий уровень развития саморегуляции, без чего невозможно представить руководителя любой организации. Говоря о высшей стадии развития личности, Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «здесь человек начинает "творить жизнь", становясь относительно независимым от внешних условий и собственных свойств, самостоятельно изменяя и трансформируя и то, и другое» [28, с. 56].

К видам самосознания можно отнести: осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»), осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»), познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»), эмоциональное, чувственное представление о себе [4], а также сенсорное самосознание, телесное самосознание, и среди них - профессиональное самосознание личности.

В нашем исследовании самосознание рассматривается как осознание себя, своего Я, как субъекта деятельности в обучении и профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с. <http://www.zao4ka.ru/files/uchebniki/psyhology/PSIL.rar>

2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. - С. 110-133.

3. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. Самара: «Бахрах М», 2003. - С. 333393.

7. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 933.

10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: Харвест, 1998. 800

15.. Козиев В. Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980. 19 с.

25. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь, 1988. - 220 с.

28. Поддубная А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь. Вып.№1 - М.: МОСУ, 2000. - С. 5357.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000 712 с.

34. Сергиенко Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект. // Проблема субъекта в психологической науке. М.: ИПРАН, 2000. с. 13 27.

36. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303

37. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издво МГУ, 1983. 284 с.

41. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: МГУ. 1977. - 150 с.

 

1.3.Изучение структурных компонентов самосознания в отечественной психологии.

В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Налчаджян, В. Н. Козиев, А. А. Бодалев и др.). При этом в изучении и понимании Я-образа акцентируют внимание на разных подходах. Образ Я понимается как установочная система (И. С. Кон); в системе ценностей человека его Я обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его Я составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение (Бодалев А. А.); Я - как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа Я, понятия Я (И. И. Чеснокова).

Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе). В рамках изучения индивидуального сознания рассматривается строение самосознания (В. Д. Балин). С позиций личностной идентификации исследуют структуру Я-концепции (А. Б. Орлов). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И. И. Чеснокова, В. С. Мерлин).

Разнообразие теоретических подходов обусловливает необходимость проведения анализа данной проблематики.

Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, вслед за А. Буземаном останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания [2].

Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития [9].

И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция). Подчеркивается процессуальность самосознания, несводимость его к конечному результату. Здесь имеется в виду процесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным. Самосознание, согласно И. И. Чесноковой, представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем и понятие своего собственного "Я"[8].

Наиболее частные, существенные черты личности выделяются как постоянные, устойчивые, преходящие - изменчивые. В зависимости от изменения ситуации, в которой личность живет и действует, возможно, изменение этого соотношения - какие-то компоненты изменчиво переходят в устойчивое и, наоборот. Самый важный устойчивый компонент - «более или менее постоянное содержание самооценки, в которой отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе». Этот относительно устойчивый компонент является, по мнению автора, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности.

Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.

Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции.

Вслед за И. И. Чесноковой в теории А. А. Налчаджяна рассматривается соотношение изменчивости и устойчивости самосознания, со временем оно приобретает относительно устойчивую структуру, «ядерные» образования и подструктуры, которые в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные особенности [5]. Благодаря этому центральные образования сохраняют свою идентичность и непрерывность в течение всей жизни индивида, и это обстоятельство переживается человеком как устойчивость своего «Я»: личность убеждена и непосредственно переживает себя сегодняшнюю как ту же самую, что и вчера, и уверена, что завтра тоже каких-либо кардинальных изменений с ней не произойдет. Центром личности и ее самосознания является «Я». «Я» - центральная организующая, интегрирующая и регулирующая инстанция психики. «Я» осуществляет свои функции на сознательно-подсознательном уровне. Структурой самосознания, принадлежащей «Я», является Я-концепция.

Я-концепция состоит из взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых «Я - образов» («актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.). «Я - образы»- являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции, ее различных подструктур (устойчивых Я - образов). Они входят в состав «потока психики» (в частности, «потока сознания») и нередко, в зависимости от быстроты изменения внешних ситуаций, быстро сменяют друг друга. Ситуативные или оперативные «Я - образы» составляют следующий слой структуры личности. Психические качества и свойства личности составляют завершающий слой структуры. Автором описаны подструктуры самосознания.

«Телесный Я-образ» личности является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. В структуру настоящего (актуального) Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это система приписываемых себе качеств, относительно «устойчивый Я-образ». Это актуальное Я играет огромную роль в жизнедеятельности человека: мотивирует активность; детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми и т.д.

«Динамическое – Я» представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. «Динамическое - Я» меняется в зависимости от достижения успехов или неудач личности. Центральное место в структуре «динамического - Я» занимают: притязания личности; ее идентификация; представления желательных статусов и ролей.

«Фантастическое – я» - это представление о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно. С достижением зрелости структура «фантастического – Я» постепенно свертывается.

«Идеальное - Я» включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. «Идеальное - Я» становится целью человека, к которой он стремится.

Будущее или возможное Я - представление индивида о том, каким он может стать. К своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

«Идеализированное Я» - это тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас. Эти образы являются ситуативными образами Я - концепции. Важная роль в формировании «идеализированного -Я» принадлежит механизмам самоатрибуции и интроекции.

«Представляемое Я» - это такие образы и маски, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, слабости своего реального Я. Это ситуативные Я-образы -защитно-адаптивные подструктуры самосознания.

«Фальшивое Я» - это искаженное актуальное Я. Механизмами этого образа Я являются самообман, дискредитация и вытеснение.

З. В. Диянова и Т. М. Щеголева, анализируя данную проблему, отмечают, что не у каждого человека представления о себе складываются в устойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных образов «Я», не оформляясь в «Я-концепцию», концепция является показателем зрелости самосознания, вершиной самосознания. Это наиболее осознанный, рациональный ее компонент. Самосознание включает и другие компоненты, менее осознанные. Таким составляющим является самоотношение - система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание [3].

В исследованиях А. Б. Орлова самосознание определяется особенностями самоотождествления и самопринятия. В процессе персонализации личность самоотождествляется с «персоной». В процессе персонификации принимаются не только персональные, но и теневые стороны личности, возникает кризис самоотождествления. Личность осознает две различные психологические инстанции: личность не есть сущность, сущность не есть личность. Орлов отождествляет персонифицированную личность с «ликом», с «полноценно функционирующей личностью» [6].

Структура личности, предложенная Орловым, характеризует и ее самосознание, определяет сущность внешнего и внутреннего Я [6].

Представляет интерес созданная О. А. Белобрыкиной психологическая модель самосознания личности. Модель отражает сущностные характеристики самосознания и самосмысловой сферы личности, показана динамика их развития. Ощущение самотождественности составляет базис развития самосознания и самосмысловой сферы личности.

Автором были выделены психологические образования (подструктуры) самосознания (эмоционально-оценочный компонент; волевой компонент; когнитивный) и самосмысловой сферы личности (первичный (целостный) образ Я; общая самооценка; первичная Я - концепция; частная самооценка; совокупность Я-образов (их дифференциация, содержательно-смысловое насыщение, подвижность, пластичность и иерархия); глобальная Я - концепция; самосознание) [1].

Исходя из уровневой концепции самосознания, Столиным определяется уровневое его строение, то есть каждый уровень имеет сложную структуру, отражающую разнообразные процессы, модальности «Я», механизмы самосознания [7].

На органическом уровне самосознание отражает физическое «Я» человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. Самочувствие можно рассматривать как некоторые обобщающие характеристики (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности. Следовательно, самочувствие - биологический аналог самоотношения человека. Хотя самочувствие не определяет поступки человека, но в то же время образ «Я» может влиять на выбор того или иного поступка и на форму поведения.

Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. «Я-образ» на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей - половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а также представители животного мира. Идентификация может быть различной по полноте - сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

Сам выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то ради более ценного и значимого. Его осуществление требует и различных личностных проявлений, иногда противоречащих друг другу (быть мягким и требовательным, принимать решения и быть осторожным, выбирать между профессиональным долгом и личными симпатиями). Человек вынужден отказаться от важного ради более важного для него. Тогда одно и то же действие приобретает для личности противоречивый смысл. Шаг, сделанный в сторону одного мотива, тем самым отдаляет от другого мотива и в силу этого обладает для личности конфликтным смыслом, и называется поступком.

Пока поступок не совершен, конфликтный смысл реально не возникает, хотя потенциально он существует (личность должна сделать выбор). Конфликтный смысл может восприниматься личностью сознательно как необходимость выбора либо переживаться как субъективная трудность в виде слабоосознанного ощущения внутреннего дискомфорта. Осознание и переживание личностью конфликтного смысла начинается после совершения поступка. Выбор личности приводит к тому или иному поступку, который, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл «Я», запускающий работу самосознания. После совершения поступка личность сознательно оценивает сделанный выбор либо переживает его. Если личность воспринимает поступок как выбор, она может по-разному относиться к нему. Так, она может отвергнуть реальный выбор, осмыслить его как ошибочный, потому что выбор часто зависит от эмоционального состояния, дефицита времени (зачастую на обдумывание поступка просто нет времени, кроме того, человек не всегда чувствует ситуацию выбора и потому не взвешивает все «за» и «против», поступая импульсивно). В результате возрастает вероятность ошибочного решения. Личность может сделать выбор, неадекватный самой себе, принятым ей ценностям.

Анализ выделенных нами подходов в исследовании структуры самосознания, позволяет определить сложность данной проблемы, ее многоплановость. В отечественной психологии структурными компонентами самосознания называются: когнитивный («Я-образы»); эмоционально-оценочный (самоотношение); поведенческий (регулятивный), и, в зависимости от исследовательских задач ученые выделяют какой-либо компонент, который выступает предметом их изучения и который описывается как структура или процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореф. … канд. психол. наук - Н., 2000.

2. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. - Т. 4. - М.: Педагогика 1984. - С. 229 - 231.

3. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. - Иркутск, 1998.

5. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. - Ереван, 1988.

6. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. - 1995. - № 2.

7. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.

9. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

 

1.4. Изучение структурных компонентов самосознания в зарубежной психологии.

Зарубежные исследования по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата. Изначально, с момента оформления психологии как самостоятельной науки, ее целью было раскрытие основных элементов психической жизни человека при помощи метода интроспекции (самонаблюдения) в лабораторных условиях. Так В.Вундт основной задачей психологии считал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение связей между ними. В этом смысле самосознание понимается как способность человека связывать воедино индивидуальные психологические переживания.

В противоположность господствующему в 19 веке взгляду на человека как на существо, принципиально осознающее свое поведение, З.Фрейд [29] выдвинул положение о решающей роли в жизни человека бессознательного его личности. При этом бессознательная сфера психики остается практически недоступной для восприятия самим человеком ее огромного содержания. Только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Поведение человека, по Фрейду, является более детерминированным, нежели произвольным, а само значение и причины нашего поведения редко бывают, доступны сознанию. Структурная модель психической жизни по Фрейду, как известно, предлагает в качестве составляющих личности три процесса: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид является полностью неосознаваемой, в то время как Эго и Суперэго доступны осознанию. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Суперэго представляет собой моральную сторону личности. Целью психоанализа, по Фрейду, является максимально глубокое раскрытие бессознательных психических процессов и их представление сознанию для интеграции. В концепции Фрейда Эго, сознание и самосознание - явления однозначные. Эго и есть собственно самосознание человека, его восприятие и оценка собственной личности, ее поведения. Деятельность самосознания определяется существованием бессознательной сферы личности [30]. Задачей Эго является разработка для индивидуума такого плана действий, с помощью которого можно удовлетворить требования Ид в рамках ограничений социума и сознания самого человека. Эго вырабатывает защитные механизмы для удаления из сознания неприемлемых инстинктивных импульсов и охранения человека от переживания тревоги, а также - для снижения субъективно воспринимаемого давления на Эго со стороны Суперэго. С помощью самосознания личность регулирует свои действия и поступки, контролирует их, опираясь на разнообразные оценки их внешнего проявления другими людьми, на собственные оценки мотивации своих действий и степени их эффективности. Самосознание, таким образом, служит для приспособления индивида и его существованию на "поле боя" между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Для Э.Эриксона, К.Хорни, Э.Фромма и др. наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Создатели эго-теорий отказались от декларированного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуальных мотивов в природе человека. Эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Таким образом, можно говорить о понимании принципиально возросшей роли самосознания человека в процессе организации им самим своей жизни.

Так Э.Эриксон, исследуя становление сознательного Я индивида, как биосоциального существа, настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. С позиций Эриксона именно эго, являясь автономной структурой личности, составляет основу поведения и функционирования человека. Основным направлением развития эго является социальная адаптация. Человек, взаимодействуя с окружающим в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. Развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей [36]. Эриксон детально разработал уровневую концепцию развития самосознания и личности в целом. В теории Эриксона описаны 8 стадий личностного развития. На каждой стадии психосоциального развития индивид неизбежно испытывает определенный кризис, означающий новый поворотный пункт в его формировании как члена общества. Перспективы благоприятного личностного развития неизбежно зависят от того, с каким психологическим багажом ребенок, подросток вступает в следующую стадию своего жизненного пути. Теория Эриксона ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинство, раскрывающиеся в различные периоды развития. Каждый личностный и социальный кризис представляет своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справляется с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет единственный ключ к пониманию жизни [2]. По Эриксону конфликты играют жизненно важную роль в развитии самосознания, так как рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. Если конфликт разрешается удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то эго вбирает в себя новый позитивный компонент, например в подростковом возрасте - идентичность, что гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, то развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент, например - диффузия идентичности [37].

В работах психологов аналитического направления не выделено четкое представление о самосознании как самостоятельном феномене, здесь оно почти сливается с пониманием сознания как такового. Все-таки основное внимание психоаналитические концепции уделяют проблеме бессознательного. Проблема самосознания возникает здесь в связи с прояснением бессознательного материала, проработка которого рассматривается в целом как способ разрешения невротических конфликтов, то есть, как необходимое условие приращения психического здоровья.

Г. Олпорт считал, что понятие личности включает единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Согласно Олпорту, для познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности как эго или стиль жизни. В связи с этим он ввел новый термин - proprium, представляющий собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. По сути, это не что иное, как самость. Proprium это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой - формирование уникальности человеческой жизни. Олпорт выделил семь проприотических функций, в результате развития которых формируется "Я" как объект субъективного познания и ощущения. Это ощущение своего тела, ощущение идентичности, чувство самоуважения, расширение самости, образ себя, рациональное управление самим собой и проприативное стремление. Над этими аспектами стоит еще один, который собирает воедино, синтезирует их - познание самого себя. Познание самого себя, по Олпорту, есть субъективная сторона "Я", которая осознает объективное "Я". Как легко заметить, речь здесь идет о самосознании и его определяющей роли в развитии личности. Поведение зрелой личности, по Олпорту, автономно и мотивировано осознанными процессами, тогда как поведение незрелой личности направляется преимущественно неосознанными мотивами.

Один из постулатов социально-когнитивной теории А.Бандуры гласит, что поведение человека в значительной мере регулируется предвиденными последствиями. Посредством нашей способности представлять действительный исход символически, будущие события можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Бандура особую роль отводил способности человека к саморегуляции, с помощью которой, осознавая последствия своих действий, он может оказывать влияние на собственное поведение. С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения внешней модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их собственных действиях. С другой стороны, многие наши поступки регулируются посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижения, превышение или неудачу. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступками; они хвалят себя или разочаровываются в своих достоинствах; и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из множества, доступных им. Для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки Бандура использует термин саморегулирование. Саморегулирование поведения состоит из трех компонентов: процессов самонаблюдения, самооценки и самоотчета. Самоэффективность человека обеспечивается его умением осознавать свои способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Бандура предположил, что самоэффективность приобретается из четырех источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем [24].

Социально-когнитивную теорию принято считать граничащей с бихевиоризмом. Если в собственно бихевиористских теориях нет места самосознанию, то видно, что в концепции Бандуры аспектам самосознания отведена довольно существенная роль в ходе регулирования человеком своего поведения и выстраивании собственной жизни. В этой концепции отчетливо предполагается также и структура процесса самоосознавания.

Альтернативой психоанализу и бихевиористскому подходам в психологии личности выступает гуманистическая психология, где человеческое "Я" не является фатально приговоренным к антисоциальным побуждениям, как считают фрейдисты, приписывая бессознательным и необузданным влечениям главенствующую роль в жизни человека. Психологи и педагоги этого направления отклоняют и бихевиористский подход к человеку, согласно которому его поведение можно адекватно изучать по аналогии с реакциями животных [16]. Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй и др.) утверждают, что люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и инстинктов [11, 12, 20, 28]. Каждый человек является активным творцом собственной жизни и обладает свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими и социальными воздействиями. Гуманистическая психология имеет глубокую экзистенциальную основу. Экзистенциализм отвергает представление о том, что человек является продуктом либо наследственных факторов, либо - влияния окружающей среды, особенно - раннего развития. Каждый человек в нашем мире несет ответственность за то, кто он есть и кем или чем он становится. С точки зрения экзистенциалистов люди осознают, что они в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночества и тревоги. Гуманистическая психология в качестве основной модели принимает человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей и живущего в осознанной последовательности случайностей и неопределенностей. Она подчеркивает значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Единственной реальностью для человека с точки зрения феноменологического подхода является реальность субъективная или личная ("здесь и сейчас"), но не объективная. Материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Именно внутренняя система отсчета человека или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. В поле феноменального человеческого опыта находится самость. Этим термином психологи обычно обозначают тот аспект личной самотождественности, который неизменим и устойчив. Гуманистические психологи тем самым придают особое значение представлению человека о себе, а значит, и самосознанию в жизненном процессе, в стремлении личности к развитию и самосовершенствованию.

Теория К.Роджерса уделяет пристальное внимание концепции самости и переживаниям, связанным с самостью. Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени является функцией уникального восприятия человеком окружения. Субъективное восприятие и переживания, по Роджерсу, не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому [20]. Таким образом, Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Конструкт самости является столь неотъемлемой частью роджеровской теории, что ее можно определить как теорию "Я". Самость определяется Роджерсом, как организованный, последовательный гештальт, составленный из восприятий свойств "Я", или "меня" и восприятий взаимоотношений "Я", или "меня" с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый [20]. Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. "Я" человека может состоять из наборов восприятий, отражающих многие специфические "роли" в различных жизненных контекстах. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какие, как мы полагаем, мы должны быть. Этот последний компонент "Я" называется Я-идеальное, то есть - "Я", которое человек больше всего ценит и к которому стремится. Я-концепция по Роджерсу, символизирует главную часть сознательного опыта индивида. Переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. Переживания же, находящиеся в конфликте с "Я" и его условиями ценности, не допускаются к осознанию и точному восприятию, так как угрожают целостности личности. Как только появляется серьезное несоответствие между "Я" и переживанием, целостная Я-структура разрушается, и тогда человек ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Таким образом, Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между осознанным "Я" и переживанием. Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности между реальным "Я" человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизиться к своему идеальному "Я", а именно в этом суть актуализации по Роджерсу.

Р. Бернс определяет Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя [3]. Тогда по аналогии с аттитюдом в ней можно выделить три структурных элемента: 1) когнитивный - "образ Я" (характеризует содержание представлений о себе); 2) аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности); 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении). Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующая в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: Я-реальное или представление о том, какой я есть, Я-идеальное или представление о том, каким меня видят другие. Эти модальности включают в себя несколько аспектов - физическое Я, социальное Я, интеллектуальное Я и эмоциональное Я. Бернс выделяет три функции Я-концепции. Она определяет то, как индивид будет действовать в конкретной ситуации, как он будет интерпретировать действия других людей, а также - представления человека о том, что должно произойти, то есть его ожидания. Рассматривая психоформирующее воздействие на личность, Р.Бернс акцентирует - и это безусловно верно - роль родительского влияния в жизни ребенка, подростка. В воспитательно-образовательном процессе происходит тесное соприкосновение Я-концепций взрослых и детей. Однако в теории Бернса, в тени остается вопрос о социально-этическом, духовно-культурном содержании чувств и установок учителей и родителей в воспитании. Социальная среда рассматривается Бернсом лишь в плане непосредственной адаптации к ней ребенка, подростка. Затушеван тот факт, что в личности преломляется социальное бытие общества, утверждаемые им моральные ценности.

Интеракционистскую школу (Ч.Кули, 1912; Дж. Мид, 1934 и др.) отличает социально ориентированный взгляд на проблему человека. Интеракционисты считают, что личность, как и общество в целом, является продуктом ролевого взаимодействия между людьми [17]. По Ч.Кули представление человека о себе самом складывается под влиянием окружающих людей, является результатом усвоения им мнения других людей о себе и состоит из трех компонентов. Это, во-первых - представление о том, каким меня видит другой человек, во-вторых - представление об оценке меня на этой основе, в-третьих - самооценка, основанная на двух предыдущих представлениях. Согласно теории "зеркального Я", предложенной Кули, образ Я формируется в результате межличностного взаимодействия исключительно под влиянием социальных факторов. По мнению Дж.Мида, формирование образа Я происходит в результате взаимодействия человека с другими людьми в следствии "навязывания" личности представлений о себе ее микросоциальным окружением. Включаясь в отношения с людьми, индивид "начинает действовать по отношению к себе так же, как окружающие действуют по отношению к нему" [17]. Источником самосознания по Миду оказывается способность принимать роль другого или уподобление себя другому человеку. С точки зрения интеракционистов самосознание личности прямо отражает реакции на нее других людей. Интеракционисты справедливо указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей.

Итог??

ЛИТЕРАТУРА:

2. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М.,2006. 192 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,2006. 422 с.

11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.,1999. 425 с.

12. Маслоу А. Психология бытия. М.,2007. 304 с.

16. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988. 429 с.

17. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 2008. 200 с. Начало формы

20. Роджерс К. Становление человека: Взгляд на психотерапию.М.,1959.416 с.

24. Савчук А.В. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Пермь,1999. 217 с.

28. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,2008. 386 с.

29. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.455 с.

30. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 448 с.

36. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,2006. 592 с.

37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,2006. 456 с.

 

1.5 Развитие самосознания в студенческом возрасте

Студенчество – важный период в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей, мировоззрения. Возрастные границы студенчества условны: от 16-17 до 21-22 лет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных