ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Драматургическая структура номера должна иметь определенный простор, «воздух», который давал бы артисту возможность импровизировать в рамках сценария.Иногда эстраду называют искусством малых форм. Под этим термином чаще всего подразумевают внешний признак, временные Стр.104 рамки номера. Но можно ли назвать «малой» содержательную часть этой формы? С одной стороны, «В Греческом зале» М. Жванецкого в исполнении А. Райкина — малая форма, вернее — короткая. С другой стороны, за этим блицем виден потрясающей силы образ спившегося народа, встает трагедия нации! Такой силы образ не всегда встретишь и в большом произведении. Этот пример дает понять, что речь идет не о «малости», а о сознательном сужении темы, об ограничении ее, то есть — о концентрированное™, спрессованности, или, как принято говорить в отношении эстрады, — о локализации. Лаконичность — важный признак художественной структуры эстрадного номера, налагающий соответствующий отпечаток на принципы его драматургического построения. «Общим для всех родов и жанров эстрады свойством, — точно определяет профессор С. Клитин, — является лаконизм. Это понятие распространяется буквально на все стороны эстрадного искусства»8. Принцип лаконизма объединяет большинство признаков эстрадного номера, которые перечислены выше: краткость, самостоятельность, законченность. В музыке — в сонатной форме — существует главная и побочная тема. В литературе — основная и побочная сюжетные линии. Подобное построение драматургической структуры номера невозможно — оно лаконично по своей природе. Поэтому, думается, правильнее было бы называть эстраду искусством лаконичных форм, ибо такая формулировка точнее определяет как формальные, так и содержательные признаки. Лаконичность проявляется и в подаче темы, и в отборе выразительных средств. Именно поэтому на эстраде огромное значение имеет яркая красноречивая деталь. Осознанная лаконичность в отборе выразительных средств, специальное сужение темы, концентрация внимания на детали — определяющие принципы драматургической структуры эстрадного номера. Лаконичность проявляется даже в таком формальном признаке, как количество исполнителей — не более четырех человек*. Однако бывают зрелища, формально обладающие признаками эстрадного номера, но занято в них гораздо больше четырех исполнителей. * Такое условие содержалось практически во всех положениях о всесоюзных и всероссийских конкурсах артистов эстрады. Стр.105 Эстрада ли это? Безусловно. Но это уже не эстрадный номер в строгом понимании, а аттракцион или развернутая интермедия. И. Шароев чрезвычайно точно назвал одну из своих книг «Многоликая эстрада». У эстрады действительно очень много граней, форм, разновидностей. Иногда кажется, что в ней нет никаких правил, а лишь одни исключения — настолько различны ее проявления. Одной из основных форм эстрадного представления является концерт9. Но все ли из того, что мы подчас видим в концерте, есть эстрадные номера? Например, в большом праздничном концерте играет симфонический оркестр, но исполняет не симфонию, а небольшое произведение. В подобном концерте могут сменять друг друга солисты-инструменталисты, оперные певцы, артисты классического балета, филармонические чтецы. И все они исполняют короткие произведения, фрагменты крупных форм — арию из оперы, сцену из балета, отрывок из поэмы, драматические артисты могут сыграть инсценированный рассказ А. Чехова или сцену из спектакля... Необходимо подчеркнуть различие между филармоническими и эстрадными жанрами. Анализ этого отличия убедительно проведен С. Клитиным, который пишет: «Так называемые серьезные, „академические", „филармонические" жанры (трудно пока решить, как правильнее их называть) являются жанрами достаточно сложными, как по заключенному в их произведениях содержанию, так и по форме, требующей определенной слушательской подготовленности. <...> Легкие концертные (эстрадные) жанры отличаются прежде всего большей общедоступностью, легкостью художественного языка, не требующего особой предварительной подготовки для его понимания. Им свойственна жанровая раскованность: новые синтетические соединения здесь образуются и распадаются достаточно легко и свободно. <...> Благодаря этому легкие жанры концертного искусства содержат в себе большую долю развлекательности и занимательности»10. Эстрадный концерт может состоять не только из собственно эстрадных номеров. Терминологическая неопределенность здесь возникает от слова «эстрадный»: если к существительному концерт добавляется прилагательное эстрадный, то, следуя этой формальной логике, и номера в нем определяются как эстрадные. Эстрадный номер может существовать самостоятельно или в эстрадном концерте, но эстрадный концерт не обязательно состоит из Стр.106 одних только эстрадных номеров. В него могут входить номера и филармонических жанров — художественное чтение, сцена из драматического спектакля, исполнение классических музыкальных произведений (вокальное и инструментальное). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|