ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соединения этой специфической техники с выстраиванием драматургии эстрадного номера, проблема поиска этого синтеза.Таким образом встает вопрос о специфических выразительных средствах, которые входят в драматургическую канву номера и посредством которых в эстрадном номере создается художественный образ. Эти выразительные средства обусловливают жанр произведения эстрадного искусства. Эстрада в строгом смысле представляет собой экстраполяцию на эстрадный номер различных видов искусств. В определении типа номера чаще всего используется термин «жанр». Один из ведущих исследователей эстрады С. Клитин считает, что по значимости в классификации номера понятию «жанр» должно предшествовать понятие «род». Вероятно, на первое место в классификации необходимо поставить видовое отличие. Музыкальное искусство является основой вокальных и инструментальных номеров, цирковое — оригинальных и спортивно-цирковых, хореографическое — эстрадного танца, синтетическое искусство драматической игры театрального актера — речевых разновидностей номера. Видовое своеобразие различных искусств позволяет определить родовую принадлежность эстрадных номеров, которая аккумулирует их разновидности в определенные группы (речевой, музыкальный, цирковой, хореографический род). В свою очередь родовая специфика этих групп подразделяется на отдельные эстрадные жанры, а в ряде случаев и на поджанры. Но такая стройная система на эстраде сплошь и рядом рушится, возникают новые синтетические образования. Практика показывает, что чем неожиданнее такие синтетические образования, когда в номере, с одной стороны, доминирует какой-то один вид искусства, а с другой — используется и еще один (а то и два!), — тем порой интереснее становится номер. Таков, например, музыкальный фельетон. Музыкальная эксцентрика основана на трех видовых «китах» — театре, цирке и музыке. Как известно, в искусствознании вообще жанр обобщает родственные признаки, свойственные определенным группам произведений искусства. Трудно не согласиться с образным определением Г. Товстоногова: «Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр»15. Стр.113 Но в каждом виде искусства система жанров своеобразна. В отношении эстрады надо добавить: многообразна, как, вероятно, пи в каком другом виде искусства. «Жанр есть общая категория морфологии искусства, и его многозначность и многоплановость глубоко закономерны, так как порождены многогранностью структуры искусства. Каждый вид искусства, — отмечает М. Каган, — имеет собственный „набор" жанров, в котором рядом с жанрами для целого семейства искусств, находятся жанры, специфические только для того или иного вида»'в. На эстраде термин «жанр» трактуется неоднозначно, так как в нем заложена органичная двойственность, сочетающая авторский жанр драматургии эстрадного произведения и выразительные средства, посредством которых создается художественный образ. Драматургически эстрадные номера подразделяются на определенные группы по общности их эмоционально-смысловой структуры: комедийный номер, лирико-драматический номер, и т. д. В намеренно упрощенном смысле можно определить так: на какой тип эмоциональной реакции публики рассчитан номер? Другое значение понятия «жанр» на эстраде определяют выразительные средства, посредством которых создается художественный образ (вокал, слово, фокусы, танец и т. д.). На первый взгляд, это второе значение кажется формальным. Однако оно неразрывно связано с первым. И, что самое важное, подобное положение необходимо учитывать при создании драматургии номера. Неоднозначность понимания термина «жанр» характерна и для некоторых других видов искусств, так что эстрада здесь не является исключением. Так, в музыковедении «понятие жанра приобретает два смысловых оттенка: с ориентировкой на внутренние признаки, то есть на непосредственную характеристику музыкального содержания, и на внешние признаки»17. Подобный же двоякий смысл понятие жанра имеет и в живописи. С одной стороны, -станковая живопись, акварельная, пастель — то есть характеристика жанра по внешнему признаку (средствам). С другой стороны, присутствуют такие характеристики: портретная, пейзажная, натюрморт и т. д.* * В живописи слово «жанр» также приобрело особое значение, как характеристика бытовой тематики, т. н. бытовой жанр. Стр.114 Так и на эстраде. Например, пантомима сама по себе считается эстрадным жанром. Но в то же время такой номер может быть решен и как драма, и как фарс... Таким образом, принято двоякое значение термина «жанр»: - объединение номеров по признаку выразительных средств, - объединение номеров по характеру их драматургической Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|