ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часто драматургическая развязка, драматургический финал не являются окончанием номера. Здесь нужно употреблять термин «фальш-финал».В этом случае номер, как правило, заканчивается дивертисментом (дивертисмент здесь предлагается трактовать как заключительный фрагмент выступления, в котором на первый план выходит техническое мастерство исполнителей). Таким образом, в структуре номера возникает драматургический финал (фалып-финал) и собственно финал-концовка номера, чаще всего выраженная в дивертисменте. И необходимость в такой структуре возникает, как правило, тогда, когда в номере действуют острохарактерные персонажи, острые и условные маски, когда возникает клоунада и эксцентрика. Например, те же музыкальные эксцентрики Амвросьева и Шахнин «разговаривали» друг с другом посредством музыкальных звуков, при помощи своих музыкальных инструментов они «выясняли Стр. 136 отношения», конфликтовали; из тромбона лилась вода, и т. д. и т. п. То есть во время исполнения основной части номера просто не было времени для момента, в котором они проявили бы свое виртуозное4 музыкально-инструментальное мастерство (тогда бы остановилось драматургическое развитие номера). Однако в конце, уже после костюмного разоблачения, они все-таки, что называется, «ан фрак» виртуозно исполняли фрагмент рапсодии, которую никак не могли сыграть, пока были персонажами-клоунами. Если бы этого дивертисментного финала не было, у зрителя осталось бы впечатление о клоунах, которые не очень умеют играть на музыкальных инструментах, а просто разыгрывают забавную сценку. Когда же в финале появляется дивертисментный момент, зритель понимает: «Да, это музыканты с большой буквы, они блистательно владеют музыкальными инструментами, а до этого они только шутили. Это не просто шутники, это музыканты-виртуозы!». Образно выражаясь, золотое содержание, проба сразу возрастает: ведь бижутерия и золото 96-й пробы могут блестеть одинаково, однако уважение к высокой пробе выше, чем к веселенькой, но дешевой побрякушке. Зритель это понимает, ценит, живо реагирует, а самое главное — ждет от артиста высокого мастерства. В цирке, например, есть закон, который безусловно экстраполируется на эстраду: клоун только тогда имеет право все время падать с проволоки, когда он блистательно владеет техникой эквилибра, и в грамотном сценарном построении номера всегда надо найти момент, когда этот клоун сможет продемонстрировать свое мастерство в чистом виде. Почему же чаще всего такое дивертисментное построение появляется в финале, следуя за фалыш-финалом? Дело в том, что такой дивертисментный финал является высшим проявлением технического мастерства исполнителя в его жанре. Поставить его в начало или в середину — значит убить номер: главное уже состоялось, дальше, по большому счету, удивлять нечем: все остальные трюки классом ниже. Таким образом, нечем «подогревать» интерес зрителя. Все сказанное выше относительно специфики сюжетного и фабульного построения имеет универсальную закономерность для всех без исключения жанров эстрадного номера. Стр. 137 1 Бойко А. Пластические и эстрадно-цирковые жанры // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1988. С. 116. 2 Тимофеев Д. Использование художественного опыта эстрады в преподавании теоретических дисциплин // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. С. 25. 3 Дуков Е. Ночь и город // От заката до рассвета. Ночь как культурологический феномен. СПб., 2005. С. 8, 16. 4 Райкин А. Воспоминания. С. 344-345. 5. Хаит А. Его величество зритель: Интервью / Запись Г. Замковец // Советская эстрада и цирк. 1984. № 8. С. 6. 6 Гурович А. Приятный вечер // Советская эстрада и цирк. 1985. № 2. С. 19. 7 Там же. С. 19. 8 Наумов Н. Политика сквозь призму театра кукол // Политическое кабаре на стыке 9 Захаров Е. Скетч // Эстрада России. XX век. М., 2004. С. 612. 10 См.: Дмитриев Ю. Искусство советской эстрады. С. 18. 11 Райкин А. Воспоминания. С. 325-326. 12 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 4. С. 247. 13 Трюк // Цирковое искусство России: Энциклопедия / Под ред. М. Е. Швыдкого. Стр.138 ГЛАВА 8 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|