Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОГРАММЫ ЭСТРАДНЫХ ТЕАТРОВ МИНИАТЮР




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕАТР МИНИАТЮР». - ДЕМОКРАТИЗМ ЖАН­РА. - УГЛУБЛЕННЫЙ СИНТЕЗ ЭСТРАДЫ И ТЕАТРА - ОДИН ИЗ СУЩЕ­СТВЕННЫХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕАТРА МИНИАТЮР. -СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ЖАНРА ТЕАТРА МИНИАТЮР НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРА А. И. РАЙКИНА. - ДОМИНАНТА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ТЕАТРЕ МИНИАТЮР. - ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ЖАНРА.

Программы театров миниатюр в России имеют давнюю и инте­ресную историю, а соответственно и определенные традиции — осо­бенности драматургического пострения, специфику художественного языка, выработанную больше чем за столетие, свои, определенные приемы выразительности.

Поэтому начинающему эстрадному автору, пишущему для теат­ра миниатюр, можно посоветовать основательно изучить этот исто­рический материал. Во-первых, это позволит фантазии автора «сво­бодно гулять» по эстетическому полю жанра «театр миниатюр», точ­но попадать в своих сценариях в стиль и форму этого вида эстрадных представлений, избавит его от неизбежного для неопытного челове­ка попыток «изобретения велосипеда».

Кроме того, напомним еще раз, что новое — это хорошо забытое старое. Изучая историю театров миниатюр в России, можно почерп­нуть много интересных забытых идей, экстраполировать ходы и дра­матургические приемы в современные программы, наполнить их акту­альным сегодняшним содержанием. В этом смысле начинающему эстрадному драматургу, решившему написать несколько миниатюр, хочется посоветовать в первую очередь внимательно прочесть две прекрасные работы. Это монография Л. И. Тихвинской «Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917» и книга Е. Д. Уваровой «Эст­радный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. (1917-1945)».

Стр. 261

ТЕАТР МИНИАТЮР — театральный коллектив, работающий преимуще­ственно над малыми формами: небольшими пьесами, сценками, скет­чами, операми, опереттами наряду с эстрадными номерами (моноло­гами, куплетами, пародиями, танцами, песнями). В репертуаре театров миниатюр преобладают юмор, сатира, ирония, не исключается и лири­ка. Труппа малочисленна, возможен театр одного актера, двух актеров. Лаконичные по оформлению спектакли рассчитаны на сравнительно не­большую аудиторию, представляют некое мозаичное полотно. Термин ТЕАТР МИНИАТЮР введен А. Кугелем в 1908 году, получил широкое рас­пространение в России. Непосредственным предшественником являет­ся западноевропейское кабаре»1.

· · · · ·

Формы театра миниатюр очень разнообразны. Поэтому когда вас приглашают на спектакль в эстрадный театр миниатюр, заранее ни­когда нельзя точно сказать, что именно вы увидите.

Как правило, спектакль театра миниатюр имеет какой-то свой пусть не очень замысловатый сюжет, какую-то свою смысловую те­матическую линию. Это, если можно так выразиться, некий каркас, на который нанизываются те или иные самостоятельные, но близ­кие по темам, смыслу, гражданской позиции миниатюры, фельето­ны и монологи.

И здесь, точно так же, как при создании того или иного обозре­ния, сценарист и режиссер могут идти двумя путями. Первый -иметь набор литературных материалов разных жанров на интересу­ющую и волнующую их тему, подобрать тот или иной драматурги­ческий ход, который легко и органично соединил бы эти материалы в единое целое. Второй — наоборот — найти, придумать, сочинить этот самый сквозной ход, сюжет, каркас, «смысловой ящик» и подо­брать для него соответствующие материалы. И тот и другой путь не прост, но вполне возможен.

В наши дни каждый известный артист эстрады гордо называет свой, даже слегка театрализованный концерт — ТЕАТРОМ. Так поступает и Г. Хазанов, и Е. Петросян, и Е. Шифрин, и К. Новикова. В этих маленьких театриках часто присутствуют в некотором коли­честве и партнеры главных исполнителей, и декорации, и музыкаль­ное сопровождение. Звучат разного рода произведения различных эстрадных авторов: монологи, фельетоны, куплеты, мозаики, юмо­ристические песенки и песенки философского содержания... Но

Стр. 262

точно определить жанр того, что происходит на сцене, редко представ­ляется возможным.

Наверное, недаром в начале века только что родившийся тогда Театр А. Райкина именовался «Театр эстрады и миниатюр». Этим как бы подчеркивался тот факт, что эстрада — это одно, а ми­ниатюры — совсем другое. Понятие, более близкое к театру.

Впрочем, в театре А. Райкина все было более или менее понят­но, был явный лидер, солист, и остальная труппа ему подыгрыва­ла. При этом в труппе часто выступали замечательные артисты, имевшие возможность работать самостоятельно, такие как В. Ля-товицкий и М. Максимов, В. Татосов, М. Светин и, конечно же, С. Райкин.

Спектакль театра А. Райкина всегда имел какое-то свое яркое «фншное название, определявшее смысл и характер того, что будет показано уважаемой публике.

А. Райкин был артистом универсальным, он одинаково легко ра­ботал в самых разных эстрадных жанрах, исполнял монологи от лица самых различных персонажей, пел куплеты, юмористические песен­ки с лирическим оттенком. Ему была доступна пантомима, но глав­ным его «коньком» всегда была мгновенная трансформация, пере­ход из одного сценического образа в другой — так называемые «мас­ки». Он разработал специальную технику, позволявшую за доли секунды изменить костюм персонажа. А. Райкин «изобрел» особый жанр мини-миниатюр, так называемые «МХЭТки» (Малый Художе­ственный эстрадный театр), часто представлявшие из себя театра­лизованные анекдоты.

Сцена делилась на две части, и интермедийный занавес поднимал­ся попеременно, то в левой ее части, то в правой, а исполнитель успе­вал передвинуться, буквально перебежать-перескочить из одной «вы­городки» в другую, из одной ситуации — в следующую. Три-четыре реплики с партнером — и финальная, «ударная», очень смешная фра­за. — после чего занавес на этой части сцены падал и поднимался на противоположной ее стороне. При этом движение падающего занавеса усиливало саму эту финальную реплику, давало знаменитое, известное по цирковым клоунским антре — «АПП!»

О А. Райкине и его театре написаны десятки серьезных театро­ведческих работ, часть из них указана в разделе «Рекомендуемая ли­тература» данной книги.

Стр. 263

Хочется отметить, что театр А. Райкина был театром демокра­тическим, в истинном смысле этого слова — народным. Недаром шут­ки, прозвучавшие из его уст, мгновенно расходились среди населе­ния — все эти «колик-чество», «как-чество», «белый мор», «хромая-сома», «деф-сыт», и т. д. и т. п. Это был театр сатирический, всегда занимавший четкую гражданскую позицию. Сам Аркадий Исаакович всегда говорил, что его театр внимательно рассматривает негатив­ные явления нашей жизни.

Сегодня, к сожалению, вряд ли кто-нибудь из театроведов, по­литиков, философов сможет внятно объяснить, что такое современ­ная сатира, гражданственность, публицистика наших дней. Кто они, отважные «витии», работающие в этих жанрах? Но это совсем не значит, что все это безвозвратно ушло, исчезло, умерло. Если бы каждый общественный строй до конца мог уничтожить тот или иной литературный или театральный жанр, ни одного из этих, временно подвергшихся «остракизму» жанров сегодня у нас не осталось бы. Но, к счастью, это не так.

И когда-то имевшие место соображения о том, что появившееся кино «съест» театр, а потом телевидение «съест» и то и другое, не оправдались. И вроде бы даже вконец устаревшая опера тоже живет на белом свете, да еще и рядом с рок-оперой, и, видимо, правду го­ворят, что есть на свете и «вечные истины», и бессмертные произве­дения, и исключительно живучие жанры.

Хочется отметить еще два обстоятельства. Первое — в театре А. Райкина, рядом с глубокими, острыми, смешными и публицисти­ческими произведениями всегда имели место и просто эстрадные но­мера других жанров. Это была или блистательная Н. Хорева со своим пластическим этюдом (среди профессионалов этот жанр имел назва­ние «каучук»), или замечательная акробатическая пара Т. Птицына и Л. Маслюков. В театре миниатюр хороший номер любого жанра ни­когда не остановит, не испортит программу, а только украсит ее.

И второе. Среди тех, кто подражал А. Райкину, а их число, как говорится, миллион, были люди и очень талантливые. Например, саратовский артист Л. Горелик, имевший очень похожий на «рай-кинский» свой эстрадный театр миниатюр. Порой он просто копи­ровал райкинские программы, но часто находил и какие-то свои яркие краски.

Среди эстрадных театров советского периода нельзя не отметить сатирический театр писателя-юмориста, замечательного эстрадного

Стр.264

драматурга В. Полякова, с его острыми злободневными программа­ми, состоящими из ряда монологов, миниатюр, пародий и фарсов одного этого автора. К сожалению, так сложилось, что после трех прекрасных спектаклей театр был запрещен. Уже одно это говорит о том, как он тревожил умы и волновал сердца...

В 70-80 годах XX века сначала в Киеве, а затем в Минске рабо­тал еще один эстрадный театр миниатюр «одного автора» В. Перце-ва. Он назывался «Христофор». Время от времени возникали и по­том, увы, угасали разного рода студенческие эстрадные театры.

Театр эстрадных миниатюр, с таким трудом приживавшийся на нашей российской почве, в былые годы был очень популярен за ру­бежом.

Тот же В. Поляков на всесоюзных семинарах по эстрадной драма­тургии, регулярно проводившихся тогда Министерством культуры СССР, рассказывал, что в те годы, когда у нас на всю страну было 3-4-6 таких театров, в одном Берлине их было более 200, а в Париже чуть ли не вдвое больше. А то, что они имели название «Политическое кабаре», сути дела не меняло.

Некоторое время существовавший при Петербург-концерте Те­атр миниатюр под руководством заслуженного артиста России В. Границына, к сожалению, сейчас распался, а существующий при петербургском Театре эстрады имени А. Райкина «Наш театр» под руководством Л. Стукалова по своему репертуару к эстраде не име­ет отношения. Там нет миниатюр и других форм эстрадной драма­тургии.

Что касается практики телевизионного театра миниатюр под ру­ководством Е. Петросяна «Кривое зеркало», то анализ его практики заслуживает отдельного и большого разговора.

Сегодня у нас в Петербурге в жанре самом близком к класси­ческому театру миниатюр работает Театр «Буфф» под руководством народного артиста России И. Штокбанта и Театр Политехническо­го института «Глагол», с программами которого лучше познакомить­ся не в пересказе в том или ином учебнике, а, что называется, - в живом плане.

От сборного, и даже театрализованного концертного представления спектакль театра миниатюр отличается более строгим драматургическим построением, более широким набором затронутых современных тем, ча­сто более острым их решением и, как правило, — превалированием слова

Стр. 265

Над музыкой, вокалом и хореографией. Хотя эти жанры не исключают­ся, они должны быть представлены достаточно хорошими исполните­лями, и в гораздо меньшем объеме, чем жанры вербальные.

В заключение этой главы хочется сказать следующее.

Об успехе того или иного эстрадного спектакля, театрализован­ного концерта, шоу-программы часто судят по количеству «реакций» зрительного зала, по количеству «смехов» на протяжении тех или иных монологов, куплетов и миниатюр.

Это — грубый, поверхностный расчет. И неспроста даже такой серьезный человек, как спикер нашего парламента господин Миро­нов, недавно в своей статье в «Известиях» вопрошал: «Когда же мы перестанем быть „хохочущей нацией"»?

Характерный пример:

В дни, когда в Государственном концертном зале «Россия» народ­ный артист Е. Петросян отмечал свой юбилей театрализованной кон­цертной программой «В обед — сто лет!», у памятника А. С. Пушкина собралось несколько сотен человек. Они выступали с лозунгами убрать с экранов бесконечное «Кривое зеркало» с «новыми русскими бабка­ми», профанирующими то, что блистательно делали когда-то В. Тон-ков и Б. Владимиров, и требовали более осмысленных телепередач.

Дело не в количестве смеха на эстраде и в телеэфире, а в его ка­честве. Важно, к каким струнам человеческой души прикасается этот смех, делает ли он нас лучше, чище, добрее, человечнее.

Ни Ч. Чаплин, ни А. Райкин никогда не гнались за количеством «смехов» у зрителей. Они обращались к их сердцам, к их душам, к их человеческому сознанию. Идти таким путем — высокий долг каж­дого, кому природа позволила и, может быть, даже поручила работать в таком массовом, важном и остром виде искусства, как эстрада.

1 Уварова Е. Д. Театр миниатюр // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 654.

Стр.266

ГЛАВА 20






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных