Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разного рода «кукольные номера» — как правило, украшение любой концертной программы.




От простейших, — когда исполнитель, а чаще исполнительница, используя особую технику «вентрологии» (чревовещания), разгова­ривает у микрофона с куклой-мальчиком или куклой-девочкой, по­давая реплики и за этого веселого «ребенка», почти не шевеля губа­ми и имитируя детский голос, — и до больших пародийных танце­вальных номеров.

В одной из стадионных программ в День рыбака в Мурманске ис­пользовались огромные, в диаметре больше метра, куклы-маски раз­ных «знаменитых капитанов». Их вывозили на стадион на поднятых стрелах подъемных кранов. Свисающие сверху костюмы землепроход­цев развевались на ветру, звучали записанные на магнитофонную лен­ту их реплики, а затем и общая шуточная песня на тему «нам сверху видно все!». Номер имел большой успех.

Стр.269

Вообще куклы на эстраде — один из древнейших жанров. За­долго до популярного у нас сейчас Буратино, по ярмаркам, горо­дам и весям на Руси ходили скоморохи, петрушечники. И именно Петрушка был любимым национальным героем их нехитрых, но порой достаточно острых и злых сюжетов. Недаром «тишайший московский царь Алексей Михайлович» издал специальный указ: гнать их отовсюду, кукол отбирать, ломать, сжигать, а исполните­лей пороть*.

Первые артисты-кукольники, бродившие в старину по ярмаркам и выступавшие в трактирах, имели интересное приспособление. Они одевали поверх кафтана или тулупа матерчатую «юбку» с вшитым в нее по подолу деревянным кольцом. И когда поднимали это кольцо на уровень плеч, а на край его выводили кукол, возникал настоящий маленький театр. С этими куклами кукловод мог разговаривать сам как главный персонаж и рассказчик, мог имитировать диалог пока­зываемых зрителям кукол. При этом он имел возможность и пере­двигаться, и приплясывать... Талантливая придумка! Она могла бы использоваться и в наши дни...

Известно, что куклы были обнаружены еще в саркофагах древ­неегипетских фараонов. Они, понятное дело, не были предназначе­ны для эстрады, у них была другая функция, но само восходящее к истокам язычества стремление людей иметь маленькие человекопо­добные фигурки говорит о многом. В этой связи мы можем рассмат­ривать и такие явления, как «каменные бабы» южнорусских степей, идолов с острова Пасхи, и т. д. Фольклор многих первобытных пле­мен, в джунглях Индонезии и сегодня сохранивших свои обычаи, как правило, включает в себя кукол как игровой элемент разного рода празднеств.

Японцы у входа в офис могут поставить большую гуттаперче­вую куклу, похожую на их босса, с той целью, чтобы любой недо­вольный им сотрудник мог, выходя с работы, дать этой кукле щел-бана или просто обругать его, сбросив свои накопившиеся за день отрицательные эмоции...

1. СВ. Шендеровичем обошлись мягче, но тем не менее... Да и расчет на обычную российскую народную любовь к гонимым интеллигентам не оправдался. Выставив свою кандидатуру на выборах в московскую городскую Думу, он в нее не прошел. Электорат решил, что кукольники во власти — это уж слишком, хватит известных артистов-вока­листов и одного кинорежиссера...

Стр.270

Сегодня артистам эстрады приходится принимать участие не только в веселых, праздничных, но и в мемориальных программах, г: священных скорбным событиям. Это требует специального репер­туара, отдельно создаваемых, порою для достаточно больших залов, спецпрограмм.

Изучая необходимые документальные материалы, мы натолкну­лись на удивительную статью, в которой рассказывалось следующее. В один из первых концлагерей, устроенных в Ленинградской области, фашисты согнали множество женщин с детьми и разлучили друг с дру­гом. Переход просеки, отделявшей детишек от их мам, сулил жестокие побои. Конечно, дети, несмотря ни на что, нарушали эту искусственно установленную границу. Им было совершенно необходимо, чтобы ка­кая-то, пусть незнакомая женщина, даже не мама, погладила их по го­ловке, сказала какие-то ласковые слова. Кроме того, все дети, кто как умел, обязательно делали себе кукол... Своя кукла, с которой можно играть, разговаривать, заботиться о ней, — была для них чуть ли не до­роже куска хлеба.

Вглядываясь в кукол разных стран, времен и народов, нельзя не заметить, как много характер этих кукол говорит о национальных,:~ецифичных чертах того или иного народа. И не зря Е. Евтушенко посвятил фрагмент одной из своих поэм русской народной игруш-же. известной под именем Ваньки-встаньки. Как символ страны, она могла бы посоперничать и с «серпом и молотом», и даже с двугла­вым орлом...

Возвращаясь к эстраде, нелишне вспомнить, что эстрадная про­грамма «Люди и куклы» с соответствующими сценарными разработ­ками была в театре у А. Райкина.

Придуманная Э. Успенским кукла Чебурашка сегодня не толь­ко стала символом-талисманом нашей Олимпийской сборной, но начала совершать международное турне, отправившись недавно в Японию. Куклы из телефильмов, герои «мультиков» приковывают к экранам миллионы людей разных возрастов...

Недаром же в упоминавшемся выше «Списке праздников раз­ных стран и народов» упоминаются такие, как «День рождения кук­лы Барби» и «День рождения Буратино»...

В общем куклы — это очень весело и очень серьезно. И на эст­раде, и в жизни...

Стр. 271

Создание современного кукольного номера, а тем более театра требует достаточно больших материальных вложений, концентри­рованных усилий квалифицированных режиссеров, авторов, имею­щих опыт в этой области. Но в случае удачи успех не заставит себя долго ждать.

Искусство играющих кукол на эстраде поистине не имеет ни географи­ческих, ни возрастных границ, так что, как говорится, «игра стоит свеч!»

Стр. 272


ГЛАВА 21

НЕМНОГО О КВН

КВН КАК ЗРЕЛИЩЕ. - СВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ИГРЫ КВН СО СТРУКТУРОЙ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - ИЗ ИСТОРИИ КВН. - ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ ИГРЫ КВН. СВЕРХЗАДАЧА СЦЕНАРИЯ ЭТОЙ ИГРЫ. - ПУБ­ЛИЦИСТИКА И КВН. - РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ В СЦЕНАРИИ ИГРЫ КВН. -АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ КАК САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИГРЫ. - СПЕЦИФИЧНОСТЬ РЕПРИЗ ДЛЯ КВН И ИХ «НЕПРОХОДИМОСТЬ» В ОБЫЧНЫХ ЭСТРАДНЫХ КОНЦЕРТАХ.

Сегодня, наверное, трудно отыскать человека, который бы не знал, не слушал, и, вероятно, не любил бы КВН — «Клуб Веселых и Находчивых».

И тем не менее мало кто, кроме самих участников этой игры, все­рьез задумывался над тем, а как это делается, как создаются эти кра­сочные и остроумные молодежные представления, какова их осно­ва, почва, истоки, структура или драматургия...

КВН — это зрелище. Может быть, пусть опосредованно, он от­носится к такому виду зрелища, как театр.

Но все-таки более тесные отношения у КВН с эстрадой — с ее импровизационностью, актуальностью, почти всегда обязательным юмором и сатирой, с открытым общением исполнителей и публики...

Но как бы там ни было, у зрелища, у театра, у эстрады — один закон. Это — успех. И его устанавливает зритель.

Нравится нам это или нет — это другой вопрос. Человеку, прыг­нувшему с парашютом, когда этот парашют не раскрылся, скорее всего очень не нравится Закон всемирного тяготения, так что с того? А человеку, вступившему в лужу и промочившему ноги, не нравит­ся Закон о сообщающихся сосудах, и что с этим делать?

Законы театра, эстрады, искусства так же объективны, как и законы природы. И с этим приходится мириться.

Стр. 273

Тут уместно вспомнить старинный анекдот о том, чем отличается шизофреник от неврастеника. Шизофреник всерьез думает, что дважды два — пять, и при этом он абсолютно спокоен. А неврастеник знает, что дважды два — четыре, но это его крайне нервирует...

Так пусть нас не нервирует зависимость эстрадных авторов, ар­тистов, режиссеров от зрителя. Трудно заставить себя сказать: «Зри­тель всегда прав!», тем более что по существу он прав далеко не все­гда. Но нам все-таки придется это сделать.

В свое время главный режиссер Ленконцерта Г. М. Полячек говорил: «Публика, конечно же, дура, она часто просто не знает, чего она хочет. Но вы покажите ей свой номер, и она сразу скажет вам — да или нет!».

Возможно, историки и театроведы и смогут отыскать корни КВН в прошлых веках, установив его связи с театром дель арте, со ско-морхами-импровизаторами, и т. д. Но если не уходить так далеко, то можно с уверенностью сказать, что КВН родился у нас в стране во второй половине XX века. И это означает, что КВН — законное «дитя прогресса». Показатель уровня цивилизации и культуры.

Для начала обратимся к официальным источникам, опублико­ванным в печати, и оценим масштаб явления, решив для себя, а сто­ит ли заниматься тем, чем никогда не занимались ни древние греки, ни Шекспир, ни Гоголь, ни Островский, ни Володин, наконец...

Сегодня в космос летают уже не только профессионалы, но и лю­бители. А в КВН играют не только любители, но и профессионалы.

Есть повод порассуждать, откуда берутся профессиональные юмористы? Где учат «на юмористов?» Юморист — это призвание, профессия, или диагноз?

М. Жванецкий по образованию «технарь». М. Задорнов — тоже. С. Альтов — специалист по лакокраскам... Среди КВНщиков много медиков. По первичному образованию. А по роду занятий сегодня -политических деятелей. Крупных и удачливых бизнесменов. Загад­ка? Но интересная...

В России движение КВН существует в НО городах. В частно­сти, это около 1000 студенческих и 2000 школьных команд, около 40 000 КВНщиков и свыше 5 000 000 зрителей в залах за один год. И ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ телезрителей. Игра за эти годы при­няла планетарные масштабы, свои команды есть более чем в 20 стра­нах мира.

Стр. 274

Есть о чем поговорить!

Но и это не все... Исторически сложилось так, что большинство «живых игр» с участием зрителей, в особенности на нашем телеви­дении, — зарубежного происхождения. Это и «Поле чудес», и «Кто хочет стать миллионером», и разного рода многочисленные «ток-шоу», и даже закрытая на телевидении передача «Куклы», благопо­лучно существующая в Англии уже несколько десятков лет. Все это разного рода импорт.

Для всех тоталитарных политических режимов вообще характер­на боязнь «живого» эфира, не прошедших цензуру острот. Воисти­ну' справедлива восточная поговорка, гласящая что «смеха боится тот, кто вообще ничего не боится...». Или в иной редакции: «Пулей можно убить одного — смехом можно убить тысячи».

Поэтому само появление такой игры, как КВН, в период креп­кой советской власти уже феномен. Хотя и случилось это в период так называемой «оттепели». Власть просто прозевала этот «выхлоп интеллектуальной энергии масс». А, спохватившись через 11 лет, за­крыла КВН. А еще через 14 лет, в 1986 году, опять... «приоткрыла». Но было уже поздно. Не зря в России говорят: «Слово — не воро­бей, вылетит — не поймаешь!»*.

«Отцами-основателями» КВН были врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и конструктор Сергей Муратов. Обрати­те внимание — ни одного гуманитария...

Но их четвертым соавтором была эпоха!

Идеология КВН с момента возникновения была такова: в мире так много талантливых молодых людей, наших ровесников, которые сами не пони­мают, как они талантливы. Так почему бы не дать им возможность проя­вить свои таланты, убедить в них окружающих и самих себя? Для авто­ров, пишущих сценарии КВН, эта идея продолжает оставаться основной.

Кстати, бессменный лидер наших КВНщиков господин Масляков считает, что КВН и большинство современных телевизионных игр -антагонисты. Инициаторы сегодняшних телевизионных игр исходят из противоположной КВНу позиции, играя «от противного»: «В мире так много отвратительных людей, включая нас самих, давайте дадим воз­можность всем в этом убедиться»...

* Даже в те периоды, когда эту пословицу продолжали так: «А у нас „на слове" так поймают, что „вылетишь", как воробей!».

Стр. 275

Возможно, последнее утверждение чересчур сильное. И тем не менее к высказанному мнению профессионалов КВН, открыто вы­сказанному в печати, стоит прислушаться...

И еще одно важное утверждение: тот первый КВН процветал на границе дозволенного. Это была игра с властью. И в соответствую­щий момент тот КВН «доигрался с огнем». Его прикрыли. Но окон­чательно уничтожить не смогли, как никто никогда не сможет ис­требить все политические анекдоты, все насмешки над властью. Они были и в фашистской Германии, они были в СССР, они есть сейчас на коммунистической Кубе... Юмор, смех, сатира — категории очень серьезные. Общественные. Политические.

Кстати, это сегодня полузабытое слово «публицистика» употреб­ляется в литературе о КВНах неоднократно.

Сегодняшний КВН, по мнению одного из его создателей, напо­минает муху, застывшую в... янтаре. Она — абсолютно реальная муха. Она как живая. Но не летает...*

Неплохо бы вспомнить, что прародиной КВН была первая в стра­не игровая телепередача «В.В.В.» — «Вечер Веселых Вопросов». А аббревиатура КВН была взята от названия первого советского теле­визора. Он тоже был КВН. Но там буквы названия были начальными буквами фамилий трех наших радиоинженеров, давших ему жизнь.

И еще один вопрос встает в русле этого анализа игры КВН.

Те, кто создавали первые КВН, ощущали не просто «клубность», а некое подлинное духовное братство. Сегодня на телевидении оно потеряно. Остались рейтинги. Реклама. Деньги. Карьера.

Среди бывших КВНщиков — депутат Госдумы Ю. Гусман. Ми­нистр М. Лесин. Предприниматели А. Тарасов и В. Симаго. Лидер нынешних коммунистов Г. Зюганов. А рядом с ними Г. Хазанов, Л. Якубович, А. Инин...

Тоже наводит на размышления...

Одна из статей, посвященных юбилею КВН, заканчивается парадом современных шуток, видимо, считающихся лучшими в на­ши дни.

Если в былые годы начала перестройки зал хохотал, когда один из игроков провозглашал популярный тогда лозунг: «Партия — наш

* Этот прекрасный образ мог бы лечь в основу хорошей миниатюры с сюжетом, в котором разговаривают две мухи — древняя, ожившая из янтаря, и современная... И рас­сказчик, что называется, «под мухой»...

Стр. 276

рулевой!», а второй выкрикивал: «Партия, — дай порулить!», то сегод­ня у нас другие темы, другой юмор...

«Если в Москве черная кошка перебежала дорогу, значит, ей круп­но повезло!»

«А это Алан, Казбек и Заур, у них свой бизнес в Москве, они умуд­рились в метро открыть вагон-ресторан»...

«В Москве появилась традиция: когда открывают новый бутик, первой в него запускают Ксению Собчак»...

Жизнь идет вперед. Она меняет все. Интересно, над чем будут шу­тить по телевидению наши внуки?!

Для создания программы того или иного Клуба веселых и находчивых надо сначала четко сформулировать тему игры. Ее девиз. Лозунг. И дальше уже можно переосмысливать, пародировать, каламбурить на этот счет.

Для юмористического или сатирического раскрытия темы в до­машнем задании может быть избрана любая форма. Это могут быть и короткие диалоги, каждый из которых заканчивается смешной •«ударной фразой», и более продолжительные, соединенные какой-то единой мыслью, единой линией, точно так же, как большие эст­радные программы. Это может быть и то или иное путешествие, та или иная «работающая» на избранную тему площадка, место дей-:твия. Или же некая придуманная парадоксальная или фанта­стическая ситуация.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных