Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В поле нашего внимания сейчас те эстрадные программы, которые из­начально заказываются и делаются для телевидения.




Стр. 279

Наверное, не стоит подробно говорить и о таких телепрограммах, построенных на юморе, как «Аншлаг-аншлаг» под бурным руковод­ством Р. Дубовицкой. Все их стационарные передачи и путешествия на теплоходах во всех своих элементах состоят из выступлений извест­ных эстрадных артистов и авторов, соединяемых всякий раз, что назы­вается, «на живую нитку» теми или иными диалогами.

Тут трудно подметить какие-то закономерности и что-то брать в качестве примера. Хотя эта наивная непритязательность и вправ­ду дает некоторое ощущение легкости существования всех участни­ков очередного проекта — как на подиуме, так и за кулисами, и на палубе судна и в его баре, что, может быть, и не так плохо...

Еще одна телепередача, связанная с эстрадой, называется «Сме-хопанорама».

По своей структуре она также фрагментарна и представляет собой некий эстрадно-исторический «ликбез». Хотя деятельность на этом поприще Е. Петросяна — собирателя и коллекционера разнообразных материалов, связанных с прошлым и настоящим нашей эстрады, — за­служивает всяческого уважения.

К слову сказать, «Смехопанорама» изначально была реализована на концертной эстраде как спектакль-обозрение, как вариант ответа на очень популярную тогда телепередачу «Кинообозрение». И лишь по­том трансформировалась в телесериал.

Сложнее дело обстоит с телепередачей «Кривое зеркало», название которой созвучно с известным в прошлом артистическим кабаре.

Это — эстрадное зрелище, с некоторыми постоянными действую­щими лицами, каждый раз с новой программой. Оно тоже состоит из отдельных эстрадных номеров, монологов, куплетов, музыкальных мо­заик, в лучшем случае соединенных каким-то нехитрым сюжетом. Иногда «отыгрываются» те или иные комедийные ситуации, иногда основой номера служат просто какие-то всем известные недавно имев­шие место события. По жанру это типичное эстрадное обозрение. При этом рамки его обозначаются не развитием и завершением той или иной сюжетной линии, достижением какого-то результата, развязкой интриги, а просто отведенным телевизионной сеткой временем. Даже в выступлениях по телевидению команд КВН содержится больше стройности в построениях.

Стр. 280

Нужна ли драматургическая стройность в чисто-юмористичес­ки передаче, не претендующей на изысканность драматургии? Ска­жем так — может быть, и не помешала бы... Но можно оставить • так как есть. Как иногда говорят, за это у нас не судят!

Уже отмечалось, что очень многие наши телепередачи являют­ся слепками с заграничных проектов. Здесь и «Поле чудес», и «Кто ючет стать миллионером?», и запрещенные у нас сейчас «Куклы», •• -Скрытая камера». Идти на наше телевидение с какими-то свои­ми предложениями может только безнадежный оптимист. Это -государство в государстве со своими законами, вкусами и тенденци­ями. И если вы их не знаете, не «варитесь в этой каше», ваши шансы на самореализацию близки к нулю.

Но иногда само телевидение ищет сценариста для разработки той •ли иной темы. Здесь уже несколько проще. При учете того, что те­левидение само выставит те или иные, разумные или безумные усло­вия и пожелания. Но, вступив в контакт, уже можно вести ту или иную творческую игру, что-то предлагать, что-то оспаривать, что-то пробовать реализовать в работе с режиссером, которого сразу же выставит телеканал. Станут ли сценарист с режиссером соавторами, определится в процессе работы.

Что касается роли эстрадных постановок на радио, то сегодня она ограничивается трансляцией тех или иных реально существую­щих «живых» концертных программ, редкими интервью с «класси­ками эстрады», артистами и авторами, а также вкраплением более али менее относящихся к делу

шуток во время бесконечных «песен­ных марафонов». Наше телевидение существенно потеснило радио, почти лишив его самостоятельного творчества. Хотя те же американ­цы, которые любят подсчитывать все на свете, утверждают, что ауди­тория радиопрограмм почти ни в чем не уступает телевизионной аудитории. Это и слушатели автомобильного радио, и пенсионеры, и домохозяйки, любящие слушать радио во время приготовления обедов и ужинов на кухне...

Впрочем, один из преподавателей Санкт-Петербургского госу­дарственного университета культуры недавно жаловался, что неве­ста его сына чуть было не отказалась выйти за него замуж по той причине, что у него на кухне нет телевизора...

Это реальный факт, некий, пусть мелкий, в известной степени:мешной, но характерный штрих к портрету нынешнего поколения, требующего, чтобы все вокруг него уже сегодня «было его достойно».

Стр. 281

Нас же больше интересует, кто подумает о том, что такое современ­ный, «достойный нового поколения» смех и юмор.

При желании создать на телевидении ту или иную эстрадную, юмори­стическую, да и просто развлекательную программу, и сценарист и ре­жиссер сталкиваются с необходимостью обосновать тот факт, что дан­ная программа, или тем более — сериал, — являются социально-значи­мыми, общественно-необходимыми и актуальными.

При этом понятия актуальности, современности программы и в особенности ее социальной значимости трактуются очень произ­вольно.

Нужны ли стране, народу, электорату смешные и развлекатель­ные программы? Вроде, да. Чтобы отвлечь... А, может быть, нужнее передачи патриотического свойства? А, может быть, еще нужнее -религиозные?

Важность социально-художественных потребностей, тем, приоритетов все время меняется, уследить за ними трудно, но к ответам на подоб­ные вопросы сценарист должен быть готов.

Недавно в газетах появилось сообщение о том, что правительство Индии, озабоченное растущей рождаемостью в стране, издало телеви­дению указ, предписывающий их индийскому телевидению выводить на экраны в вечерние часы побольше музыкальных и развлекательных передач. Задача — заставить молодежь сидеть у телевизоров и таким образом отвлечь от секса. Тоже проблема! Постановили с этой целью даже цены на телевизоры значительно снизить...*

· · · · · ·

Занимаясь сценарными разработками разного рода эстрадных программ для телевидения, надо всегда учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, протяженность по времени. Эстрадная программа в зрительном зале может продолжаться один час с небольшим, если это программа в одном отделении. Или — около двух часов, если речь идет о двух отделениях. Хотя есть программы, которые растягива­ются и на три часа, и даже более.

* Может быть, в целях исправления демографической ситуации в России, следует в вечерние часы убрать с экранов ужасающую телерекламу?

Стр. 282

Например, театрализованный концерт, посвященный 60-летнему юбилею народного артиста России Е. Петросяна в ГКЗ «Россия», на­чавшись в 19 часов вечера, закончился в 2 часа 30 минут ночи...

И тем не менее, кроме некоторых материальных, проблем, свя­занных с арендой зала, в данном случае не возникло. Другое дело -телевидение, с его достаточно жесткой «сеткой». Тут только какой-нибудь очень важный правительственный концерт может выйти за отведенные ему временные рамки, естественно, если это прямой эфир. А если это запись, то телевидение «нарежет» столько, сколько ему нужно. Да еще и аплодисменты, и «смех в зале» у кого-то «при­берет», а кому-то добавит...

Очень часто для той или иной юмористической передачи на телевидении бывает отведено 26 минут. Почему такая странная ци­фра? Она — удобна. 26 минут юмора, 4 минуты рекламы — итого 30 минут. Уж куда удобнее!

Соответственно, в данном случае из этих параметров и следует исходить. Если это чисто текстовая передача, значит, сценарий ее должен состоять из 13 страниц машинописного текста (30 строк на страницу, 60 знаков в строке, всего 1800 знаков). Практикой прове­рено, что такая страница текста займет 2 минуты звучания. И не надо пугаться этого «ремесленнического расчета». Такова специфика ра­боты драматурга на телевидении.

Любая эстрадная телепередача, — фрагмент ли это театрализо­ванного, тематического концерта, несколько миниатюр, сюжетная разработка, — должна, как здание, построенное по проекту архитек­тора, быть соразмерна в своих отдельных частях, гармонична в сво­ем построении. Тот или иной Пролог не должен сразу же переходить в Эпилог, заявленная тема должны иметь свое развитие. В основа­нии даже короткой 26-минутной телепередачи всегда должна лежать какая-то четкая мысль, посыл. Вы должны знать, а зритель понимать, что именно вы хотели бы всем этим сказать.

Ответственность и мастерство драматурга имеют на телевидении очень большое значение. Ведь любому из нас выключить телевизор гораздо проще, чем встать и выйти из зрительного зала...

Еще очень важно при сценарных разработках для телевидения помнить о тех его возможностях и приемах, которых в помине нет и ве может быть в реальном концертном зале. Это и стоп-кадр, кото­рый может возникнуть в любом нужном вам месте, и рапид, то или

Стр. 283

иное укрупнение кадра, та или иная деталь, возможность совмеще­ния двух разных планов, двух и более игровых площадок, создание полиэкрана. А также включение в сюжет прямой трансляции с ули­цы, из другого концертного зала, с места событий. Все это открыва­ет широчайшие возможности для тех или иных сюжетных поворо­тов и юмористических построений в подготовке эстрадного сцена­рия для телевидения. Естественно, этим не следует чересчур увлекаться, смысл происходящего не должен уж очень мелко дро­биться на те или иные трюки.

Более того, эстрадный драматург, даже достаточно опытный и хорошо ориентирующийся в том, что должно и может происходить на эстраде в реальном концертном зале, при работе для телевидения, тем более при разработке самостоятельного сюжета, очень часто ост­ро нуждается в консультациях и поддержке режиссера. При этом часто именно режиссера телевизионного. И в этом, как бы вынуж­денном соавторстве нет ничего зазорного.

И наконец, может быть, несколько спорное положение или, ско­рее, деловой совет. При работе с телевидением полезно учитывать характер зрительской аудитории. Это аудитория не просто массо­вая. Она еще и структурированная. Юмористическую передачу для детей смотрят преимущественно детишки и мамы с бабушками. Новогодний ночной театрализованный концерт — взрослые и ча­сто уже пригубившие пару рюмок люди. Соответствующим обра­зом должен быть структурирован и образный строй передачи, и речь персонажей, выбран доступный ряд упоминаемых событий, характер юмористических и сатирических реприз. В любом слу­чае не следует допускать как излишней развязности, так и чрез­мерной заумности текстов и ситуаций, явной тенденциозности в освещении даже общеизвестных фактов. Любой намек, особенно насмешка, каламбур, сравнение, иносказание никоим образом не должны никого обижать. А юмористу, в особенности сатирику, удержаться от острого словца бывает порой достаточно сложно. Но именно в чувстве такта, чувстве меры, наличии хорошего вкуса -не просто залог успеха, но и важнейший показатель профессио­нальности.

Артисты эстрады хорошо знают, что микрофон не только уси­ливает звук, но и подчеркивает все речевые и вокальные недостатки исполнителя.

Стр. 284






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных