Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часто важную часть подготовки к созданию сценария большой эстрад­ной программы представляет работа драматурга с документальными материалами.




Делая сценарные разработки для разного рода юбилейных про­грамм, как государственного или общегородского масштаба, так и корпоративных заказчиков, и сценарист, и режиссер сталкиваются с необходимостью ознакомления и использования в своей работе ряда документальных материалов. Так бывает и при подготовке к очередному Дню Победы, юбилею того или иного города, крупного предприятия, фирмы, компании или отдельного, скажем так, частно­го, или, как сейчас любят говорить, физического лица — известного артиста, ученого, общественного деятеля.

Документальный материал может быть представлен фотографи­ями, рисунками, газетными вырезками, кино- и телефрагментами, это могут быть те или иные предметы, реликвии, раритеты.

Кроме того, это и так называемые «живые герои» — свидетели тех или иных отмечаемых событий, или те, кто принимал в них не­посредственное участие.

Например, при праздновании очередного юбилея санкт-петербург­ского Дворца культуры имени Ленсовета отыскался человек, который был на самом первом киносеансе в этом дворце 60 лет назад и сохранил

Стр. 317

свой входной билет с соответствующей печатью. Всю свою жизнь он прожил невдалеке от дворца культуры, видел, как его закладывали, строили, некоторое время сам работал в нем. Биографии этого челове­ка и дворца культуры тесно переплетались, что дало возможность, если можно так выразиться, «утеплить» и «очеловечить» сухой историче­ский материал. Ведь и вправду со времен лозунга «Мир — хижинам, война — дворцам!» дворцы и «хижины», наши жилые дома, — прожи­ли большую и многотрудную жизнь. Они — как люди: у каждого своя биография, своя история, своя особая память.

В свое время к празднованию юбилея спортивного общества «Динамо» юбиляры отыскали легендарного человека.

Он в молодости был членом этого спортивного общества, занимал­ся боксом, был чемпионом города. Потом воевал на фронте в Великую Отечественную войну, попал в плен, в концлагерь... Однажды фаши­сты решили позабавиться, устроили там, за колючей проволокой, боль­шой спортивный праздник, сценарий которого придумал кто-то из глав­ных гестаповцев. Охрана вызвала на соревнование заключенных, там был и футбол, и волейбол, был и бокс. И во время поединка на ринге наш боксер на глазах у тысяч заключенных и охранников «вчистую» нокаутировал эсэсовца. И не сносить бы ему головы, но в это время начался налет авиации, возникла паника и нашего героя удалось «при­крыть». Он остался жив, закончил после войны медицинский инсти­тут и спокойно жил себе в Душанбе, пока его не отыскали и не привез­ли в Москву на большой советский праздник — Юбилей всесоюзного спортивного общества «Динамо». С эстрады о его удивительной судь­бе кратко рассказал народный артист СССР М. Ульянов. И когда этот седой, крупный, все еще хранящий военную выправку человек, в луче прожектора пошел через зал на эстраду — весь зал встал, при­ветствуя его...

В середине 70-х годов ушедшего века на очередном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады к финальному третьему туру с очень хо­рошими результатами подошел конферансье Росконцерта А. Василь­ев. Для Заключительного концерта ему был придуман и написан фе­льетон гражданского характера, основанный на газетной статье, в ко­торой рассказывалось следующее.

В Ереване из-за дорожно-транспортного происшествия в воду упал переполненный пассажирами троллейбус. И так случилось, что в это

Стр. 318

время, после своей 10-километровой пробежки домой, возвращался 12-ти кратный чемпион мира по подводному плаванию Ш. Карапетян. Увидев, что произошло, спортсмен быстро сбросил одежду, нырнул, выбил под водой ногами лобовое стекло троллейбуса и стал вытаски­вать людей. Он вытащил около 40 человек. Более 20-ти из них выжи­ло. Сам Шавраш Карапетян с воспалением легких попал в больницу. Во время Всесоюзного конкурса, по счастливому совпадению, он ока­зался в Москве, снимался в какой-то телепрограмме, его удалось най­ти, привезти в Театр эстрады и посадить в зрительный зал.

А. Васильев кратко рассказал о том, что недавно случилось в Ере­ване. Он говорил о том, что все мы — жители одной страны, одного вре­мени и должны быть уверены друг в друге, в том, что если внезапно случится беда, стоящий рядом с тобой, идущий тебе навстречу незнако­мый прохожий — поможет тебе, даже рискуя собственной жизнью. В фи­нале фельетона артист говорил: «На этом я хотел бы завершить свой монолог, сейчас я перестану быть участником Всесоюзного конкурса и стану просто зрителем этой эстрадной программы. Я спущусь в этот пе­реполненный зал, встану где-нибудь там, у стенки, но перед этим я хочу совершить свой гражданский долг — преподнести букет цветов челове­ку, о котором я вам сейчас рассказал»...

Конечно же, зал встал, аплодируя и Ш. Карапетяну, и расска­завшему о его подвиге артисту эстрады. Поначалу в центре зала у всех на глазах продолжало сидеть только наше уважаемое жюри. Но потом, поняв, как нелепо это выглядит, вслед за Б. Бруновым вста­ло и оно и тоже стало аплодировать, что для членов жюри такого ранга было тогда исключительной редкостью...

Сегодня, пользуясь современной видеотехникой из серии фото­графий и соответствующего к ним текста, как правило, удается со­здать 3-5-10 минутный лирико-исторически-юмористический теле­фильм «на заданную тему» и вкрапить его в ткань юбилейной по­становки...

Интереснейшие материалы к юбилею Петербург-концерта уда­лось отыскать в Музее Большого петербургского цирка. Нашлись и киноматериалы с записью выступлений джаз-оркестра Л. Утесова в программе теа-джаза, и съемки танца в номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», где бешеную чечетку отбивает народный артист СССР, Лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премии Н. Черкасов, и многое другое.

Стр. 319

Сегодня невозможно без улыбки читать газетный отчет о собра­нии зрителей московского завода «Авиатор». 1500 человек (!) всерьез обсуждают, как помочь... Московскому мюзик-холлу поднять свой ху­дожественно-политический уровень. При этом было решено ввести в его руководство «партийца», слесаря-универсала товарища И. Оглоблина*.

При подготовке к празднованию Международного Дня пожилых людей в Петербурге для театрализованной концертной программы в БКЗ «Октябрьский», для «блока» под названием «Сударыня-осень», посвященного пожилым женщинам. Совет ветеранов отобрал 10 кандидатур, заслуженных жительниц нашего города.

Одна из них со своей «зениткой» дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы, другая в блокаду работала на хлебозаводе, третья ушла на пенсию будучи капитаном дальнего плавания...

Они по очереди были приглашены в Союз концертных деятелей Петербурга, и с каждой из них была проведена беседа. Материалы этих бесед были обработаны, переведены в диалоги с ведущим программу заслуженным артистом России Н. Поздеевым. Далее были проведены еще по одной встрече с каждой из приглашенных в программу дам. И во время программы это был самый лучший, самый трогательный, самый поддержанный зрительным залом блок, в дальнейшем трансли­ровавшийся по телевидению. Эти интервью воссоздавали в программе удивительно красочную и многогранную мозаику жизни нашего горо­да, всей нашей страны. Судьбы отдельных людей, как в гранях алмаза. преломлялись в таинственном кристалле Истории, играя всеми цвета­ми радуги...**

Использование на эстраде документальных материалов, есте­ственно прошедших определенную обработку, — дело не простое, требующее труда, но достаточно интересное и выигрышное...

* Невольно приходит в голову мысль о том, что если уже несколько лет ничего невозможно сделать с Петербургским мюзик-холлом, может быть, использовать этот ста­ринный, испытанный у нас в России метод? Собрать собрание. Рабочих. Ввести «партий­ца». И так ведь у нас многое «возвращается на круги своя»...

** К слову сказать, не так давно наши СМИ сообщили, что в самодеятельном кон­церте на встрече представителей великих держав в Шанхае одно из произведений Брам­са на рояле прекрасно исполнила государственный секретарь США К. Раис. А наш ми­нистр иностранных дел господин Лавров с большим успехом спел частушки на англий­ском языке, наверняка написанные на основе документальных материалов.

Стр. 320

Любое творчество, особенно в своей начальной точке движения, почти всегда в той или иной степени ассоциативно. Общеизвестно, что сегодня люди, и в особенности молодые, очень мало читают. И даже новости, сообщаемые телевидением, «проглатываются» до­статочно бездумно, и более того — бездуховно, многие годами жи­вут, поверхностно относясь к происходящему в мире вокруг них. А ведь тот или иной интересный факт, событие, анекдот, даже про­стая реплика могут стать центром кристаллизации для будущего сюжета эстрадного представления, миниатюры, монолога*.

Приведем несколько конкретных примеров.

В недавно вышедшей в свет книге под названием «Тамада» содер­жится список малоизвестных праздников, существующих в разных странах, и забавных исторических дат. В упомянутом списке есть та­кие праздники, как День супругов, День тещи, есть День рождения складного зонтика и День рождения стриптиза...

Во время недавней дискуссии на тему о том, что нам делать с праздником 7 Ноября, Днем Октябрьской революций, тихо прозву­чало предложение служителей православной церкви объявить его Днем добрых дел.

Как тут не вспомнить, что в 2003 году, в День рождения Санкт-Петербурга компанией «Третье тысячелетье» проводился праздник «Марафон добрых дел», и не где-нибудь, а в зале Дворца спорта «Юби­лейный». И был придуман большой театрализованный пролог, во вре­мя которого к хозяину города Петру Великому слетал — на лонжах, разумеется, Ангел со шпиля Петропавловской крепости. Далее высве­чивались огромные песочные часы, движение серебристо-белого пес­ка в них регулировали одетые в старинные костюмы Хранители вре­мени. И в сполохах бутафорского огня и снопах искр запаивались изящные стеклянные шарики, содержащие небольшую порцию песка, соответствующую Одной Минуте Времени Юбилейного Дня 300-ле­тия Санкт-Петербурга, которые затем укреплялись в прекрасно выпол­ненный «Памятный знак» со шпилем Петропавловки...

И была ритуальная встреча на Неве Первого луча солнца юбилейно­го дня, и Открытие Дома добрых дел для добровольных благотворителей

* Литературоведы, к примеру, выяснили, что даже у такого великого и вполне самодостаточного писателя, как Ф. Достоевский, в его романе «Преступление и наказание» имеются целые фрагменты текстов из полицейских хроник тогдашних газет...

Стр. 321

и спонсоров, и праздничный благотворительный завтрак для Ветера­нов войны и труда, и, конечно же, Большая праздничная концертная программа, в которой впервые прозвучала новая песенка под тем же названием «День добрых дел»...

Даже такая серьезная газета, как «Известия», поместила целую статью, посвященную исполняющемуся в этом году 70-летию Бура-тино — сказочного персонажа, придуманного А. Толстым. Чем не по-вод для хорошего детского эстрадного представления?! Пригласим гостей этого литературного ряда — Чебурашку, Маленького прин­ца, Дядюшку Римуса из Америки, и закатим бал-карнавал...

Газеты порой приносят факты, которые сами просятся на эстраду.

 

На очередных выборах Президента России «Новая газета» напе­чатала диалог двух реальных председателей избирательных комиссии, в котором один жаловался на то, что он очень волнуется за явку изби­рателей. Второй относился к этой проблеме спокойнее. Он сообщал своему коллеге, что у него на участке — большая областная психиат­рическая больница и ее пациенты, не лишенные по суду избиратель-* ных нрав, конечно же, дадут стопроцентную явку на выборы. Они и сами выдвинули кандидатов из своей среды: двух Путиных, трех На­полеонов, и одного Кащея Бессмертного... Чем не эстрадно-пародий­ная программа или хотя бы миниатюра?!

Вообще существует такой термин, как «анекдот сюжета», из ко~ торого следует, что хороший сюжет, хороший спектакль, кинофильм можно коротко пересказать, объяснив, в чем там собственно дело. Плохой сюжет надо пересказывать долго.

Есть еще один пример — когда парадоксальный факт, попавшим из жизни в печать, разбудил авторское вдохновение, приведя к рож­дению смешной миниатюры, с успехом исполнявшейся на эстразе Н. Поздеевым и

А. Пильчевским.

Это сообщение состояло в следующем. Якобы некоторое время на­зад ряд итальянских газет наперебой стал сообщать о небывалой исто­рии. Где-то на Севере Италии, в Альпах, в маленьком городском ро­дильном доме вот уже 12 месяцев молодая женщина не может разре­шиться от бремени. Более того, когда врач стал ее выслушивать, то обнаружил, что находящийся в чреве синьоры младенец... читает сти­хи Петрарки! Но и это еще не все! Газеты на другой день сообщили. что с юным синьором удалось установить голосовой контакт.

Стр. 322

И вступить с ним в беседу. И выяснить, что он вообще не намерен появлять­ся на свет, пока в мире не будет восстановлен порядок и не восторже­ствует справедливость, в том числе и материальная. Он не хочет, ро­дившись, жить в бедности, он утверждает, что, пока мы, младенцы, еще сидим каждый в чреве своей матери, мы равны, а как только появились на свет, так один едет домой на роскошном кадиллаке, а другого везут чуть не на телеге. Позор, синьоры, как вы там живете, так дальше жить нельзя! Ряд газет возмутилось, обвинив еще не родившегося парня в коммунистической пропаганде. Началась дискуссия. На каком-то эта­пе стало ясно, что это на самом деле ловкий и веселый розыгрыш, га­зетная «утка», на которую попались тысячи людей...

И была написана миниатюра, исполнявшаяся в эстрадных кон­цертах. Сидели в чепчиках два «близнеца», решившие не покидать теплого, насиженного местечка, пока там, в мире, не решат пробле­мы настоящего детского пособия, социальной защиты детей и их матерей, экологической безопасности, терроризма, и так далее...

Несмотря на явную парадоксальность ситуации, а, может быть, именно благодаря ей, миниатюра имела на публике большой успех.

В большой 400-страничной книге А. А. Рубба «Размышления о нетрадиционном театре» приводится фрагмент из сценария А. Си­лина, посвященного 30-летию Победы над фашистской Германией, могущий служить ярким примером умелого обращения с очень су­хими цифрами. С разрешения автора книги приведем его целиком.

«Тихо и проникновенно звучат голоса актеров...

Война... От Бреста до Москвы 1000 километров... От Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600... Это если считать по прямой... Так мало, правда?

2600 километров в те годы, если поездом, — около 4 суток... Само­летом — примерно 4 часа...

Перебежками и по-пластунски — 4 года!

Четыре года это 1418 дней. 34 тысячи часов. И более 20 миллио­нов погибших наших людей...

Двадцать миллионов погибших на 2600 километров — это значит 7 с половиной тысяч убитых на километр. 15 человек на каждые 2 мет­ра земли!

Двадцать миллионов за 1418 дней это значит 14 тысяч убитых ежедневно... 600 человек в час! 10 человек каждую минуту! Каждый 8-й житель нашей страны...»1

Стр. 323

Кто-то еще подсчитал, что если бы каждому погибшему на тон войне мы посвятили одну минуту — всего одну МИНУТУ МОЛЧАНИЯ, — всей стране пришлось бы молчать 40 лет...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных