Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сухие цифры в их сопоставлении и при соответствующих комментари­ях никого не могут оставить равнодушными. В этом случае документ может стать сильнейшим выразительным средством.




Все, кто хочет попробовать стать сценаристом, эстрадным дра­матургом, работать в шоу-бизнесе, на эстраде, в юмористике, что-то придумывая, сочиняя, создавая, — никоим образом не должен игно­рировать поток событий и фактов реальной жизни. Это именно тъ почва, на которой и могут произрасти самые яркие и самые интерес­ные плоды вашей фантазии, которые должны принести вам успех. славу и, может быть, даже какие-то деньги...

От использования документальных материалов в работе драма­турга перейдем к этапам создания сценария, к некоторым его фор­мам... Как правило, последовательность такова — творческая заяв­ка, сценарный план, полнометражный литературный сценарий.

Создание новой программы, после какого-то количества творче­ских размышлений, собеседований, согласований, начинается с пер­вичного звена для всей технологической цепочки — написания ТВОРЧЕСКОЙ ЗАЯВКИ.

Речь идет о кратком, размером в полторы-две страницы печат­ного текста, внятном изложении того, что сценарист вкупе с режис­сером-постановщиком или без оного предлагает.

Творческая заявка должна содержать идейно-художественный замы­сел будущей программы, обоснование общественно-социальной зна­чимости выбранной темы, жанр, драматургический ход и общие очер­тания предлагаемой постановки.

· · · · · · ·

Любая заявка на патент какого-то нового устройства, машины. приспособления, на открытие всегда содержит текст, в котором объясняется, в чем суть открытия, чем новая конструкция отлича­ется от всех предыдущих, в чем ее новизна.

В отличие от науки и техники, на эстраде и в шоу-бизнесе возможны некоторые возвраты к прошлому в стиле «ретро», но в новое редакции. В новой, более современной форме возможны

Стр. 324

заимствования мотивов ранее существовавших произведений и постановок с указанием на них. Возможны просто инсценировки, а также напи­сание новых слов на известные песенные мотивы — подтекстовки. И все это при соблюдении определенных правил, за исполнением которых следит Российское авторское общество — РАО, в недале­ком прошлом прямо называвшееся Управлением охраны авторских прав.

Наивная опаска, состоящая в том, что если что-нибудь и вправ­ду дельное хорошо изложить в Творческой заявке, то лучшее из нее непременно «украдут», — не должно смущать ни одного настоящего творческого работника. Во-первых, нельзя же предлагать «кота в мешке», надо изложить свои мысли. Во-вторых, если очень хорошо придумано — все равно украдут, и вы с этим ничего не сделаете. В-третьих, если крадут, значит здорово придумано, плохое никто не возьмет. В-четвертых, один раз придумали хорошо — придумайте еще лучше! И, наконец, в-пятых, волков бояться — в лес не ходить. В конце-то концов, наверное, остались у нас в стране еще и честные люди!

Творческая заявка, как правило, должна содержать предполагаемые и желательные сроки реализации постановки, намеченную концертную площадку, имена солистов и названия занятых коллективов, а главное, написана четким и ясным, внятным и понятным литературным языком.

Далее следует составить хотя бы приблизительный сценарный план будущей программы. Придумать разумную последовательность эпизодов, «блоков», порядок прохождения номеров, последователь­ность появления на сцене солистов и коллективов с учетом реаль­ных обстоятельств.

На самом деле заранее составляемый сценарный план всегда прибли­зительный и предварительный, и надо иметь в виду, что в процессе ра­боты он все время будет меняться и уточняться.

Он может сокращаться или увеличиваться, и это связано не с тем, что не удалось договориться с каким-то исполнителем, причи­на в другом. По мере разработки заявленного в самом начале драма­тургического хода, или придуманных предлагаемых обстоятельств, могут возникнуть определенные трудности, непреодолимые препят­ствия, может измениться ситуация в городе или в мире. Наконец ваш драматургический ход сегодня могут просто украсть ваши

Стр. 325

шустрые конкуренты. Но даже не касаясь такого экзотически-кри­минального хода событий, вспомним А. С. Пушкина, который, со­здавая Евгения Онегина, совсем не предполагал поначалу, что в финале героиня его романа в стихах выйдет замуж. Известна его зна­менитая фраза: «Что моя Татьяна сделала, взяла да и выскочила замуж за генерала!».

В этом, с одной стороны, конечно же, есть элемент авторского кокетства, а с другой, — большая художественная правда. Иногда создаваемый автором материал начинает диктовать свои условия, а герои — жить своей жизнью. Для эстрады это положение имеет более мягкий характер, эстрада условна и реалистична все же не до такой степени, но совсем упускать из виду эти обстоятельства не следует.

А. Райкин в свое время долго готовил и репетировал большой са­тирический монолог* старого одесского еврея, который, сидя на солн­це, на скамеечке, рассуждал о жизни, в частности, о том, почему у всех стран есть свои министерства обороны. Зачем они, когда ни у кого нет«министерства нападения»? И все было хорошо, и смешно, и остро, п современно, и монолог должен был войти в новый эстрадный спек­такль, но... Внезапно разразилась Израильско-Арабская война, мы вста­ли на сторону арабов, и этого еврея-одессита выводить на сцену стало просто невозможно**.

Сценарный план это еще не сценарий, это его каркас, не более того. И выдавать его за сценарий не следует, он даже не подпадает под требования о регистрации в Охране авторских прав как само­стоятельное творческое произведение.

Далее, на основании составленного, продуманного Сценарно­го плана и согласованного со всеми полагающимися инстанциями и заинтересованными лицами из тех, кто решает «Быть посему! или «Не быть...», сценарист пишет Литературный сценарий. Для эстрадного представления он занимает не менее 18-20 страниц тек­ста, причем в этот объем не входят тексты песен, исполняемых со­листами, тексты монологов, произносимых на сцене, к примеру. Г. Хазановым или Е. Петросяном, если они написаны другими авто­рами, а не автором данного сценария.

* Автор — И. А. Виноградский.

** Это был первый еврей, погибший в той семидневной войне с нашей стороны.

Стр. 326

Сам Литературный сценарий может содержать описания массо­вых сцен, задуманных автором совместно с режиссером-постановщи­ком, сюжетные разработки для кино- и телефрагментов, и непре­менно — все виды конферанса, монологи, фельетоны, интермедии, репризы, миниатюры, сценки. Все это тот текстовой материал, пре­вращающий Сценарный план в полноценный Сценарий, который можно «пускать в работу», начинать репетировать, работать с раз­личными службами концертной площадки и даже красочно расска­зывать о нем на брифингах журналистам, по радио и телевидению, создавая будущему эстрадному представлению полагающуюся ре­кламу...

Еще несколько слов о некоторых технологических приемах, при­меняемых при сценарных разработках.

Говорят, что количество сюжетов, которые варьируются в теат­ре и на экране, — что-то около полутора сотен, можно сказать, «всего-ничего»...

И все существующее многообразие произведений для театра, кино, эстрады, телевидения связано с их «клонированием», варьи­рованием, модификациями и гибридизированием различных сюжет­ных ходов...

Похожая точка зрения высказывалась и по поводу многообразия существующих анекдотов, кочующих из века в век, от народа к наро­ду и лишь слегка изменяющихся в связи с той или иной ситуацией.

И тем не менее работа режиссера-постановщика театрализован­ных шоу-программ вкупе со сценаристом часто заключается именно в выборе и использовании той или иной схемы, драматургического хода, того или иного приема, позволяющего создать стройную и ло­гически развивающуюся программу эстрадного представления.

При этом должны решаться сразу несколько проблем.

Первая из них, достаточно функциональная и внешне простая, -использование тех или иных готовых номеров, исполнителей, кол­лективов, если это некая данность, изначально обусловленная заказ­чиком, вытекающая из ситуации предварительных договоренностей и прочих соображений.

И даже если мы поставим вопрос так: есть ли драматургическая необходимость как-то оправдывать в той или иной сценарной раз­работке появление на сцене, к примеру, Аллы Пугачевой? Может быть, достаточно руководствоваться тем соображением, что Алла Борисовна так хороша сама по себе, что достаточно просто написать

Стр. 327

ее имя на афише и потом объявить из-за кулис и успех обеспечен? Но и в этом, казалось бы, элементарном случае мы будем вынужде­ны ответить примерно так: «Успех успехом, звезды эстрады звезда­ми, но тогда — нужен ли режиссер и сценарист? Может быть, необ­ходим только спонсор и технические службы, связанные с транспор­том, светом, звуком...»




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных