ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава V. Сметно-нормативная база для капитального ремонтаНемного истории. Сметно-нормативная база для строительства при командно-административном методе управления хозяйством менялась очень редко. Например, база 1969 года была заменена Госстроем СССР лишь в 1982-84 годах, просуществовав 15 лет (фактически же использовалась по 2002 г.), и это при естественном, неизбежном процессе, как мировой, так и внутренней инфляции. Затем была попытка разработать новую базу в уровне цен 1991 года, но начался бурный инфляционный процесс, и создание новой базы удалось осуществить лишь в начале XXI века. Сам факт появления новой базы вызывал необходимость упомянуть о существовании «Системы нормативных документов в строительстве» как о некоем организующем и систематизирующем факторе. Система, в виде СНиП 10-01-94, существовала с 1994 года до 01.10.2003 г. (когда была признана недействующей постановлением Госстроя РФ № 164 от 10.09.2003 г.) и определяла место и значение каждого методического и нормативного документа, касающегося строительного комплекса. В ее разделах был дан порядок отнесения документа к одному из восьми ее разделов. В каждом из разделов, по группам документов определенного тематического назначения, документу присваивался очередной порядковый номер. Номер раздела и порядковый номер составляют шифр и место группы документов, например. МДС 13... относится к группе распорядительных документов, МДС 81... к группе документов, касающихся сметно-нормативного дела (то есть, это «наш» основной номер, увидев его на документе, предназначенном для строительства, надо с ним немедленно ознакомится, и вообще необходимо изучать все документы, которые относится к восьмому разделу бывшего СНиП 10-01-94). СНиП 10-01-94 уже как бы не действует, но на рекомендованных действующих методических и нормативных документах шифры все же остались... Нельзя не упомянуть о существовании «Свода правил по определению стоимости строительства...» (СП 81-01-04) и хотя с момента его выхода в свет прошло более девяти лет, он является родоначальником всех имеющихся на сегодня специализированных нормативно-методических документов по сметному делу. Для нас он интересен тем, что в нем были даны понятия о материалах (документах) обязательного применения, материалах рекомендательных и справочных. Считаю необходимым познакомить Вас с основными положениями нескольких постановлений Госстроя России по вопросу перехода на новую сметно-нормативную базу, то есть, попросту, привести некоторые выдержки из них. С 1 сентября 2003 года установлен окончательный срок осуществления перехода на новую сметно-нормативную базу в строительстве, следовательно, и в капитальном ремонте. Это заставляет нас получить необходимые в практике работы, представления о порядке ввода в действие той сметно-нормативной базы строительно-монтажных, ремонтно-строительных и пуско-наладочных работ, с которой мы уже вплотную сталкиваемся после этого последнего, ранее неоднократно переносимого срока и последствий этих переносов. Все дело в том, что к декларируемым самим Госстроем срокам перехода его Управление ценообразования практически не было готово. Первое постановление Госстроя России о переходе на новую базу было опубликовано еще 11.02.1998 года за № 18-12. В нем датой перехода был установлен 2001 год. Действительно, тогда впереди было еще два года... Не буду говорить о причинах срыва этого срока, но ниже приводятся выдержки из следующего постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.01.2001 г № 8, продлившего сроки перехода: «В целях реализации концепции ценообразования в строительстве в условиях рыночных отношений и во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 № 18-12 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве», а также установления единого порядка поэтапного перехода в 2001 году на новую сметно-нормативную базу в строительстве Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Установить, что: а) сметная документация на строительство объектов социальной сферы, включая реконструкцию и капитальный ремонт, должна составляться на основе новой сметно-нормативной базы начиная со 2-го квартала 2001 г., а по объектам производственного назначения - начиная с 3-го квартала 2001 года. Последующая индексация стоимости строительной продукции должна производиться к уровню цен, учтенному в сметно-нормативной базе 2001 г.; 2. Разрешить: а) наряду с применением новой сметно-нормативной базы использование нормативов, введенных в действие Госстроем СССР с 1 января 1991 (1984) г., для расчетов за выполненные работы в соответствии с ранее заключенными договорами на строительство; б) администрациям субъектов Российской Федерации в соответствии с принятыми в регионах постановлениями по переходу на новые сметные нормы и цены обеспечить в 1 полугодии 2001 г. разработку и представление на регистрацию в Госстрой России: — территориальных сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции; — территориальных сборников сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов; — территориальных сборников единичных расценок на ремонтно-строительные работы; — территориальных сборников единичных расценок на общестроительные работы... Наступил декларированный срок перехода на новую сметно-нормативную базу в строительстве. И что же? Снова, уже 7 апреля 2001 года за № 16 Госстрой РФ выпускает очередное постановление «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве», где извещает об успехах по созданию ГЭСН-2001 с уровнем цен на 01.01.2000 года, проводимом комплексе мероприятий по разработке и внедрению и т.д. и т.п. Главное, там сказано, что: В целях внедрения новой сметно-нормативной базы постановляется: 1. С 01.01.2003 считать утратившими силу нормативные документы Госстроя СССР (Приложение № 1), составленные в уровне цен, предусмотренными сметно-нормативными базами 1991.г. и 1984 г. (Действительно, в этом приложении приведен список отмененных документов. Все отменено, даже СНиР-91р на ремонтно-строительные работы, а вот ЭСНр-86 забыли, вероятно потому, что их ранее разрабатывал Минжилкомхоз РСФСР, хотя жилищно-коммунальный комплекс в тот период (2003 г.) также был в ведении Госстроя России). 2. Установить переходной период до 01.01.2003 г., в течение которого допускается использование сметных нормативов в базисном уровне цен 1991 г. (1984 г.) для расчетов за выполненные работы по договорам на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт, заключенным до введения в действие настоящего постановления. (То есть только до 7 апреля 2001 года). А также есть пункт 10, где Главгосэкспертизе при Госстрое России с 01.01.2003 поручается не принимать к рассмотрению проектно-сметную документацию по вновь начинаемым строительством объектам, составленную на основе сметно-нормативной базы 1991 г.(1984 г.). И в завершение, в постановлении есть пункт, где признается утратившим силу Постановление Госстроя РФ от 12.01.2001 № 8 «О порядке перехода...)! Наступил 2003 год. Россия так и не перешла на новую сметно-нормативную базу. И 27 января 2003 года Госстрой России выпускает постановление № 14 «О внесении изменений и дополнений в постановление от 08.04.2002 г. № 16», где говорится, что в пункте 1 слова «с 01.01.2003 считать утратившими силу» заменить словами «с 01.09.2003». Также «считать утратившими силу», в пункте 8 слова «с 01.01.2003 не принимать к рассмотрению», и заменить словами «с 01.09.2003 не принимать к рассмотрению». Кроме этого постановления в 2003 году было выпущено еще три письма, посвященных подтверждению срока перехода с 1 сентября 2003 года. Формально переход состоялся. Теперь, когда мы разобрались с федеральными «установками» на переход, вернемся к нашей основной теме. Когда наступил период вхождения в рыночную экономику, уже в самом его начале стала видна несостоятельность действующих тогда сметно-нормативных баз строительства и капитального ремонта (а заодно и текущего ремонта). Именно с началом перехода к основам рыночной экономики в 1990 году была предпринята первая попытка разработать новую сметно-нормативную базу для строительства в ценах 1991 года. До завершения ее разработки, что бы как-то упорядочить ситуацию с переводом сметных цен 1984 года в цены 1991 года, Госстроем были предложены коэффициенты: 1,25 - на трудовые затраты и заработную плату основных производственных рабочих, 1,7 - на затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов и заработную плату машинистов, и коэффициенты на строительные материалы, в зависимости от отрасли строительства, в среднем они составляли величину К= 1,68. Полумера в виде начала разработки таких баз в ценах 1991 года успехом не завершилась. Требования Госстроя о ее внедрении не увенчались успехом, погубил их бурный и продолжительный всплеск инфляции и, как следствие, появление института индексации сметной стоимости прямых затрат. Кроме того, было указано составлять сметную документацию в двух уровнях цен: в ценах 1984 года и рядом в ценах 1991 года (то есть, пересчитанную с указанными выше коэффициентами). Однако пока нормативы 1991 года начали разрабатываться, инфляция начала расти такими темпами, что к началу 1992 года параметры коэффициентов, заданные Госстроем Союза были фактически превышены в десятки, а затем, в последующие годы, и в сотни раз! А раз есть индексация, то «сметная Россия» решила: будет ведь только стоимостная часть единичной расценки изменяться, поэтому не будем мучиться с переходным периодом от базы 1984. к базе 1991 г.! К тому же и база-то полностью не была создана, полного комплекта сборников СниР-91 так и не было выпущено. И продолжили работать с базой 1984 года в строительстве и базой 1986-87 годов в капитальном ремонте. Однако сметчики (как заказчики, так и подрядчики) облегчив себе жизнь, увлекшись индексациями стоимостной составляющей единичных расценок, по существу оторвались от учета затрат труда - главного мерила производственного, технологического процесса на объектах, оторвались от необходимости объективного подхода к оценке стоимости в текущем уровне цен. А составлять сметы и работать по ним все-таки было необходимо, и расцвела индексация по уровню фактических тарифов и рыночных цен. Нормативная база 1991 года явочным порядком ушла в небытие, как по причине неразработки части новых сборников, так и по причине массового применения рядовыми сметчиками базисных цен 1984 года с применением регулярной индексации, признаваемой органами власти. Что касается сметно-нормативной базы ремонтно-строительных работ, то, как правило, имея в основе значения ресурсов и технологий из нового строительства, эта база элементных сметных норм обычно появлялась позже на два года, то есть в 1971 году и в 1986 году, да еще год уходил на так называемую «привязку» на местах к местным условиям и„ в первую очередь, к транспортным схемам доставки материалов и конструкций и к стоимости местных строительных материалов. Исторически сложилось так, что нормативная база для составления сметной документации на капитальный ремонт, в первую очередь объектов социально-культурного назначения, была вторичным продуктом по отношению к сметно-нормативной базе строительства. Объективно этому способствовало разделение полномочий по созданию нормативных баз между двумя субъектами права. Разработкой сметных нормативов для строительства ведал общегосударственный Госстрой, а уже после этого сметные нормативы для капитального ремонта, с учетом его специфики, разрабатывались и вводились в действие на уровне имевшихся тогда республик. В России, например, по поручению Совета министров, этим занималось республиканское Министерство жилищно-коммунального хозяйства. И лишь затем, на местах, республиканские ЭСНр «привязывались» к местным условиям области (региона), получая при этом, как продукт «привязки» - ВРЕР (ведомственные районные единичные расценки). Причем не требовалось никакого согласования состава ВРЕР с республиканскими Госстроями! Так было после 1969 года, а также и после 1984 года. По существу это же повторилось и при формировании новой сметно-нормативной базы 1991 года. Общеизвестно, что как ранее (после 1969 г.), так и в настоящее время, сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений (любого назначения), используя только одну сметно-нормативную базу для ремонтно-строительных работ не составить без нормативов для нового строительства. Как же было сложно работать сметчикам в периоды времени переходов от одной базы к другой - новой! В каждом из разделов локальной сметы было два подраздела. Один - расценки для капитального ремонта в ценах 1987 года, причем со своими коэффициентами перехода. Другой - расценки для нового строительства в ценах 1984 года, тоже со своим уровнем индексации перехода. А пока проводилась «привязка» в переходной период, то и вовсе была неразбериха с индексацией! Таким путем работая в двух базах, сложением двух итогов в одном разделе, получали сметную стоимость прямых затрат. И длилось такое положение минимум по два года. Развитие рыночных отношений в строительном комплексе, начиная с 1990 года, настоятельно требовало изменений в подходе к сметно-нормативной базе. Жизнь требовала как реального учета затрат при проектировании и составлении сметной документации, так, особенно, и при расчетах за выполненные работы. Все больше и больше появлялось самостоятельных подрядных предприятий, которые не могли функционировать по старым правилам. Им была необходима реальная прибыль, а для этого было необходимо использовать законы рынка, законы спроса и предложения, иметь реальные сметные цены текущего периода производства работ. До этого на протяжении многих лет, считалось: «смета - закон для стройки». Ни шагу в сторону от утвержденной сметы (некоторое исключение было для капитального ремонта), за превышение полагались различные наказания! В бухгалтерском учете строительных и ремонтно-строительных трестов и их подразделений (управлений и участков) при формировании плановой и фактической себестоимости данные из сметной документации принимались как планово-учетные цены; по ним формировалась величина плановой прибыли, которую предприятие должно было передавать государству. Но, на самом деле, велсятакже учет в разнице стоимости материалов и других ресурсов. Эта разни- ца могла вести как к удешевлению стройки, так и к ее удорожанию. Фактическая прибыль отличалась от запланированной и установленной государством. Если прибыль была больше запланированной предприятию, то 10 % из сверхплановой поступало в распоряжение самого предприятия. Если же план по прибыли не выполнялся, то можно было пытаться доказать объективность причин (государственное повышение тарифов и цен и прочее) и если это удавалось доказать, то государственный план по прибыли должен был корректироваться в сторону уменьшения плановой цифры. Но такие случаи, как правило, были очень редки, все заканчивалось в лучшем случае разносами на всех уровнях, а то и организационными выводами. Но наступили времена реформ, распада государства, инфляции, и одновременно возникало все больше элементов рыночных отношений во взаимоотношениях заказчиков и подрядных предприятий. Случилось так, что российские строители и ремонтники при появлении независимой Российской Федерации, остались с прежней (союзной) нормативно-методической литературой и сметно-нормативной базой, один на один с рынком. Госстрой России (как его только не называли за 14 истекших лет...) лишь в 1994 году начал понемногу набирать обороты по созданию российского строительного законодательства, в том числе и в части сметного ценообразования и сметного нормирования. Такое положение не могло долго продолжаться, и, начиная с 1996 года, в начале в Санкт-Петербурге и некоторых других регионах, а затем и в центре, вынужденно начали разработку новой нормативной базы. Например, в период с 1996 г. по 1998 г. по инициативе РЦЦС Санкт-Петербурга и поддержке со стороны союза предпринимателей и промышленников, а также администрации города, инициативная группа ведущих специалистов-сметчиков переработала нормативы базы 1984/87 гг., причем без какого-либо привлечения бюджетных средств. Поэтому, уже в 1999-2001 годах в Санкт-Петербурге начала применяться новая местная сметно-нормативная база для строительного комплекса в виде показателей ресурсов (ПРС, ПРМ, ПРР и ПРП) и на их основе - единичные расценки (ЕРС, ЕРМ и ЕРР). Следует отметить, что именно эта разработка впоследствии и была использована в Москве, в Госстрое РФ, где была принята за основу и после некоторого «причесывания» послужила базой для выпуска и утверждения в виде новых федеральных СНиП - ГЭСН-2001. В Российской Федерации, на уровне СНиП утверждены и введены в действие по состоянию на начало августа 2004 года: — сборники ГЭСН-2001 сорока семи наименований на строительные и специальные работы; — сборники ГЭСНм-2001 на монтажные работы в количестве 41 наименования; — сборники ГЭСНр-2001 на ремонтно-строительные работы 19 наименований; — сборники ГЭСНп-2001 на пусконаладочные работы в количестве девяти наименований (книг). Кроме этого имеются «Дополнения и изменения к сборникам ГЭСН-2001 на строительные работы. Выпуск 1» и «Нормы и расценки на новые технологии в строительстве» (КЦЦС, г.Москва, 2004 г. 426с), Известно, что Госстрой России утвердил ряд «Изменений и дополнений» и ввел их в действие с 9 марта 2004 г. своими постановлениями: № 38 от 09.03.2004 г. к ГЭСНр-2001. Выпуск 1. № 40 от 09.03.2004 г. к ГЭСНп-2001. Выпуск 1. № 41 от 09.03.2004 г. к ГЭСН-2001 (строит.) Выпуск 2. № 42 от 09.03.2004 г. к ГЭСНм-2001. Выпуск 1. Каждый из видов ГЭСН-2001 состоит из Указаний по применению и собственно сборников со своими техническими частями (у ряда сборников есть еще указания к разделам сборников). При чем перечень наименований сборников ГЭСН-2001 аналогичен перечню сборников 1984 года. Но следует отметить, что с вводом в действие МДС 81-35.2004 с 9-го марта 2004 г. утратили силу все Указания по применению ГЭСН-2001: (МДС 81-28.2001, МДС 81-29.2001, МДС 81-27.2001 и указания к ГЭСНр-2001). От выпуска Сборника № 21 «Электротехнические работы» (по структуре 1984 года) отказались, его содержимое перенесено в сборник № 8 на монтажные работы, а под этим номером в 2001 году выпущен сборник «Временные здания и сооружения»). Также имеются все 19 сборников ГЭСНр-2001 (в двух частях) на ремонтно-строительные работы. Продолжается их совершенствование и расширение номенклатуры за счет применения новых материалов и технологий ремонтно-строительных работ. Об этом регулярно, с начала 2003 года, предоставляется информация в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» в виде проектов дополнений в ГЭСНр. Перечень сборников Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001)
На монтажные работы комплект ГЭСНм-2001 должен состоять из 41 сборника. Разработаны и уже утверждены 40 сборников. ГЭСНп-2001 на пусконаладочные работы имеются в полном составе -9 сборников. Здесь особое внимание следует обратить на содержание «Методических указаний по применению этих нормативов, касающихся состава сметной документации», несмотря на их формальную отмену в связи с вводом в действие МДС 81-35.2004. В этом документе практически дана замена лишь всех таблиц и пояснений к ним, но только по коэффициентам учета влияния условий производства работ на нормативы ГЭСН-2001. Остальными же методическими материалами из отмененных «Указаний по применению...» всех видов ГЭСН-2001 пренебрегать не следует, и можно рекомендовать разумно их использовать на правах «обычая делового оборота». Именно все виды ГЭСН-2001, о которых шла речь, и должны служить для регионов основой для разработки местных ТЕР (Территориальных Единичных Расценок), что должно быть давно выполнено в соответствии с требованиями постановлений Госстроя Российской Федерации. К сожалению, пока это не так... Примером таких региональных ТЕР-2001, составленных в сметных ценах по состоянию на 01.01.2000 года, являются ТЕР-2001, разработанные и утвержденные правительством Санкт-Петербурга. (ТЕР-2001 СПб). Кроме того, разработчики в Санкт-Петербурге двинулись далее по пути совершенствования новой сметно-нормативной базы, то есть по пути разработки укрупненных расценок (УР) и прейскурантов. Так, уже вышел в свет сборник УР-2001 СПб (2003 г.), издан Прейскурант на наружные сети водопровода и канализации в Санкт-Петербурге (ПР-2001 СПб). УР-2001 СПб, состоящий более чем из 40 разделов, позволяет определять стоимость предстоящего строительства еще на стадии обоснования инвестиций, на стадии проекта, при проведении торгов. Кстати, ряд разделов может по аналогии применяться и при капитальном ремонте жилых зданий, особенно постройки последней трети 20-го века. В 2004 г. опубликовано Дополнение, выпуск 1 к УР-2001 СПб. КЦЦС (Москва) и РЦЦС (Санкт-Петербург) постоянно ведут пополнение сметно-нормативной базы строительства и капитального ремонта, откликаясь на внедрение новых технологий и материалов, публикуя в своих журналах новые ГЭСН и ТЕР. Конечно, хорошо иметь новую сметно-нормативную базу, но как она вписывается в систему взаимоотношений субъектов договора строительного подряда? Одних только сметных нормативов недостаточно. Необходимо методическое обеспечение порядка составления сметной документации, чтобы в итоге действия сметчика получилась грамотно составленная, достоверная сметная документация, удобная и доступная для работы заказчика и подрядчика, простая для расчетов за выполненную работу. То есть, наличие таких методик, которые рекомендуют: как, кто, где и почему устанавливают «правила игры» для достижения конечного результата: составления и использования грамотного сметного документа. Такие рекомендации приведены в некоторых методических документах Госстроя РФ, наименования которых, приведены ниже. ПЕРЕЧЕНЬ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|