ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные виды сервиса
Вопросы выделения классификационных групп сервиса рассматривались в работах многих авторов, например, В. М. Семёновым в работе «Сервис промышленных товаров», В. В. Кулибановой в диссертации «Организационно-экономический механизм сервисного сопровождения сложной техники на основе маркетинговой концепции», Н. М. Комаровым в книге «Менеджмент сервиса бытовой и офисной техники» и другими авторами. Однако практически все авторы рассматривают сервис либо как работы технического характера (техническое обслуживание), либо как инструмент маркетинга. Достаточно распространена классификация сервиса по времени его осуществления. В соответствии с данным признаком выделяют предпродажный и послепродажный сервис, который обеспечивает сбыт и поддержание потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации. Данные виды сервиса охватывают период сервисного сопровождения овеществлённого товара, но не распространяются на сервис в сфере производства продукции и оказания услуг. При этом в указанной классификации торговый сервис рассматривается как часть предпродажного сервиса. Поэтому в данном учебном пособии предлагается выделять группы сервиса на этапе производства (оказания услуг) и сервис на этапе обращения и эксплуатации (рис. 3.).
Рис. 3. Виды сервиса
Виды сервиса на этапе производства товаров и оказания услуг включают сервис как неотъемлемую содержательную составляющую процесса оказания услуг, так и «внутренний» сервис промышленного производства. К данному виду сервиса принято относить сервис на этапах хранения, транспортирования, обслуживания производственной инфраструктуры, подразделений предприятия и оборудования и т. д. Сервис на этапе обращения и эксплуатации, как правило, связывают с сервисным сопровождением овеществлённых товаров. К данному виду сервиса относятся предпродажный сервис, сервис на этапе продажи и послепродажный сервис. Предпродажный сервис включает все виды деятельности в области продвижения товаров на рынок и подготовки товаров к продаже. К данным видам деятельности относятся: · маркетинговые коммуникации по стимулированию сбыта и привлечению покупателей (осуществление прямого маркетинга; создание электронных информационных носителей; разработка проспектов, каталогов, буклетов, прайс-листов, бонусных программ; проектирование фирменных упаковочных материалов и т. д.); · приём и распаковка товара; · придание готовой продукции товарного вида (монтаж, наладка, сборка и т. д.); · проведение различных форм оценки соответствия реализуемой продукции установленным требованиям (идентификация, испытания, экспертиза и т. д.); · приведение всех заявленных характеристик товара в соответствии с установленными требованиями; · формирования необходимого пакета сопроводительной технической документации и т. д. Сервис на этапе продажи может осуществляться как посредническими организациями и индивидуальными предпринимателями по оптовой и розничной торговле, так и специализированными структурными подразделениями фирмы-производителя. При этом элементами данной группы сервиса являются: · мерчандайзинговые операции; · демонстрация товаров потенциальным потребителям; · предоставление информации о потребительских характеристиках товара; · консультация потребителей о правилах эксплуатации товаров; · обучение при необходимости способам обращения с товаром; · заключение договора о продаже, сроках гарантийного и послегарантийного обслуживания; · финансово-кредитное обслуживание; · упаковка и оформление товара; · передача товара потребителю; · обеспечение комфортных условий покупателям. Послепродажный сервис оказывается потребителям с момента передачи товара до момента окончания срока его (товара) эксплуатации и утилизации. Он направлен на обеспечение работоспособности, безотказности и долговечности эксплуатации приобретенного товара. Данный вид сервиса содержит: · транспортирование (в соответствии с установленными требованиями) и доставка товара потребителю; · распаковка и расконсервация товара; · комплектация изделия необходимыми дополнительными деталями и приспособлениями и их продажа; · предпусковая подготовка, установка, монтаж и пуск изделия на месте эксплуатации; · проверка безопасности установки и готовности изделия к эксплуатации; · демонстрация изделия потребителю, инструктаж и обучение правилам эксплуатации; · техническое и информационное сопровождение изделия в процессе его эксплуатации; · осуществление по необходимости текущего ремонта; · предоставление на время текущего ремонта изделия аналогичного назначения и качества; · обеспечение изделия запасными частями; · оказание помощи при утилизации изделия. Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный. Содержательная составляющая данных видов сервиса может частично совпадать, а деление носит формальный характер и зависит от формы оплаты (гарантийный сервис уже заложен в стоимость товара, а послегарантийный оплачивается дополнительно) и перечнем гарантийного сервисного сопровождения, установленного фирмой-производителем на основе действующих нормативно-правовых актов. Сведения о сроках и содержании гарантийного сервиса содержатся в сопроводительных документах (паспортах) на товар. Здесь же указываются адреса центров гарантийного обслуживания. В роли данных центров, как правило, выступают либо сервисные службы фирмы-производителя, либо независимые специализированные сервисные организации и индивидуальные предприниматели (по договору с фирмами-производителями), либо сервисные центры посреднических организаций или фирм-потребителей под руководством фирм-производителей. Сроки, стоимость и перечень послегарантийного сервиса устанавливаются на основе дополнительного договора с потребителем на добровольной основе. Предпродажный и послепродажный сервис являются, по сути, сервисным сопровождением (подкреплением) основного товара, выраженного в овеществлённой форме. Помимо сопутствующего сервиса (по аналогии с сопутствующими услугами) можно выделить основной и дополнительный сервис, проявляющийся при оказании основных или дополнительных услуг. Сопутствующий сервис принято делить на жёсткий (прямой, базовый) и мягкий (косвенный) сервис [3]. Жёсткий сервис направлен на поддержание работоспособности, безотказности и заданных параметров работы товара. Мягкий сервис направлен на повышение эффективности эксплуатации и расширение спектра потребительских свойств товара. В учебном пособии под общей редакцией профессора Новицкого «Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса» даётся следующая классификация видов сервиса: · технико-технологический сервис по удовлетворению потребностей человека в различных видах техники и технологии, обеспечивающий должный уровень качества жизни в соответствии с современными стандартами. При этом технический сервис обеспечивается такими техническими средствами, как приборы для приготовления пищи, воздухо- и водоочистители, средства для хранения пищи, теле-, радио и видеотехника, компьютерные устройства. А технологический сервис заключается в удовлетворении потребностей человека в различных видах одежды, обуви, в предметах домашнего обихода путём их изготовления по индивидуальным заказам и восстановлением потребительских качеств данных изделий, выполнением работ по их облагораживанию и преданию им новых свойств; · информационно-коммуникативный сервис; · торгово-бытовой и жилищно-коммунальный сервис; · социальный сервис (здравоохранение, образование, наука, культура). К социальному сервису относится широкий круг услуг в области социально-бытового обслуживания, в организации свободного времени населения (развлечения, туризм, гостиничное обслуживание, кинематограф, театры, музеи и т. д.). К этому перечню следует отнести прокат видеофильмов и пользование на дому информацией культурно-просветительного характера. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|