ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В соответствии с нормативно-правовыми актами
Классификацию услуг и сервисной деятельности, построенную по отраслевому принципу, предлагают многие авторы, поэтому в современной социально-экономической литературе не всегда используется один и тот же перечень отраслей услуг. В рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) на территории Российской Федерации вышеуказанный перечень был закреплён в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Данный классификатор в 2003 году был заменён на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), так как именно вид экономической деятельности (и сервисной в том числе) определяет отраслевую принадлежность того или иного вида товара (услуги). ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описание при производстве продукции и оказании услуг. В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования [7]. Разделы и подразделы ОКВЭД обозначаются буквами. Код группировок состоит из 2–6 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: X X. – класс; X X. X – подкласс; X X. X X – группа; X X. X X. X – подгруппа; X X. X X. X X – вид. В соответствии с ОКВЭД деятельность в области пошива и ремонта швейных изделий отнесена к 18 классу подраздела DB «Текстильное и швейное производство». Деятельность в области сертификации и экспертизы продукции, процессов, работ и услуг носит ярко выраженный прикладной характер, является межотраслевым видом деятельности и относится к подклассу 74. 2 «Технические испытания, исследования и сертификация». Полный перечень видов деятельности данного подкласса представлен в П. 1.1. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий отнесена к 72 классу и включает: · консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники (код 72.1); · разработку программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.2); · обработку данных (код 72.3); · деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов Интернет (код 72.4); · техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники (код 72.5); · прочую деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код 72.6). Деятельность гостиниц и ресторанов отнесена к 55 классу (раздел Н). Полный перечень видов деятельности гостиниц и ресторанов в соответствии с действующей версией ОКВЭД на февраль 2011 года представлен в табл. 1.
Таблица 1 Виды деятельности гостиниц и ресторанов
Основным видом деятельности ЖКХ по ОКВЭД является управление недвижимым имуществом (группа 70.32). Однако оказание данных услуг непосредственно связано с такими видами деятельности, как: · чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования (подгруппа 74.70.1); · деятельность в области дизайна (подгруппа 74.87.4); · уборка территории, восстановление после загрязнения и аналогичная деятельность (группа 90.03); · монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (подкласс 45.3). Непосредственно деятельность туристических агентств (подкласс 63.3) отнесена к классу 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность». В соответствии с ОКВЭД деятельность туристических агентств включает: · деятельность туристических агентств (код 63.30): ü деятельность организаторов туристических поездок (туроператоров); ü деятельность туристических агентов (турагентов); ü деятельность экскурсоводов, гидов-переводчиков; · организацию комплексного туристического обслуживания (код 63.30.1); · обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами (код 63.30.2); · предоставление туристических информационных услуг (код 63.30.3); · предоставление туристических экскурсионных услуг (код 63.30.4). Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности» туристскую деятельность определяет как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий и подразделяет данную деятельность на деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Причём под реализацией в данном случае понимается «деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором» [2]. К деятельности третьих лиц (по ОКВЭД) в данном случае можно отнести: · деятельность гостиниц и ресторанов (55 класс); · деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (92 класс); · предоставление персональных услуг: стирка, химическая чистка, парикмахерские услуги и услуги салонов красоты, физкультурно-оздоровительная деятельность, прочие персональные услуги (93 класс); · транспорт и связь (раздел I); · розничная торговля (52 класс); · рекламная деятельность (группа 74.40); · здравоохранение и предоставление социальных услуг (85 класс); · финансовое посредничество (65 класс) и т. п. Наиболее полно и содержательно классификация услуг представлена в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) ОК 002–93 [8], сгруппированному по целевому и функциональному назначению. Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания. В классификаторе принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждая группа разделена на подгруппы, которые, в свою очередь, разделены на виды деятельности. В ОКУН использована последовательная система кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число. К услугам населения согласно общероссийской классификации относятся следующие группы: 01 – бытовые услуги; 02 – услуги пассажирского транспорта; 03 – услуги связи; 04 – жилищно-коммунальные услуги; 05 – услуги учреждений культуры; 06 – туристские и экскурсионные услуги; 07 – услуги физической культуры и спорта; 08 – медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги; 09 – услуги правового характера; 10 – услуги банков; 11 – услуги в системе образования; 12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 80 – прочие услуги населению. В данном классификаторе комплекс услуг ограничен в силу отсутствия услуг по обслуживанию производства и общества и услуг, появившихся за период с 1993 года. Однако разработчиками оставлена возможность расширения групп за счёт свободно оставленных кодов. В ОКУН очень чётко и однозначно определены такие группы услуг, как: 012000 – ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи (П.2.1); 040000 – жилищно-коммунальные услуги (П.3.1); 061000 – туристские услуги (П.4.1); 804000 – услуги по работе на вычислительной технике и связанное с этим обслуживание, включая услуги по программному обеспечению, системному анализу, по обработке данных и т. п. При этом гостиничные услуги, и услуги средств размещения в целом, разнесены в разные отраслевые группы: 062000 – услуги средств размещения для временного проживания туристов; 041200 – услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания (услуги коммунальных гостиниц, мотелей, общежитий и прочих мест проживания) в рамках жилищно-коммунальных услуг (код 040000); 082100 – проживание в санаториях, профилакториях, домах (базах) отдыха, пансионатах, специализированных санаторных круглогодичного действия и летних (сезонных) детских базах отдыха в рамках оказания санаторно-оздоровительных услуг (код 082000). Услуги средств размещения для временного проживания туристов в перечне ОКУН включают: · услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, кроме коммунальных (услуги гостиниц (в том числе квартирного типа), мотелей, клубов с проживанием, меблированных комнат, общежитий); · услуги специализированных средств размещения(услуги лагерей труда и отдыха, туристских приютов и стоянок, туристских, спортивных баз, баз отдыха, домов охотников (рыбака), конгресс-центров, общественных средств транспорта (туристские поезда, круизные суда, яхты), наземного и водного транспорта, переоборудованного под средства размещения для ночлега, услуги кемпингов (площадок для кемпингов, автофургонов); · услуги индивидуальных средств размещения (услуги квартир, комнат в квартирах, домов, коттеджей, сдаваемых внаём). При этом в пояснениях к соответствующему разделу ОКУН указано, что услуги по проживанию туристов в пансионатах, санаториях, профилакториях, домах отдыха отнесены к санаторно-оздоровительным услугам. Вышеприведённая классификация, разработанная в 1993 году, не вполне соответствует современным международным и отечественным нормативным актам. Например, гостиничные услуги (и услуги средств размещения в целом) в соответствии с ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» [9] включают: · услуги коллективных средств размещения: гостиниц, апартотелей, сюит-отелей, мотелей, молодёжных гостиниц (хостелов), курортных отелей, кемпингов, баз отдыха, туристических баз, рекреационных центров (центров отдыха), туристских деревень (деревень отдыха), прогулочных кораблей, детских оздоровительных лагерей; · услуги индивидуальных средств размещения: гостевых комнат, шале, бунгало, стационарных фургонов. Ещё более подробная классификация гостиничных услуг для временного проживания туристов в зависимости от типов средств размещения вытекает из ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения». Данный стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 18513:2003 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Терминология». В соответствии с вышеуказанным стандартом услуги средств размещения туристов включают услуги: гостиниц, отелей, гест хаузов, гостевых комнат, пансионов, апартотелей, комплекса апартаментов, сельских хижин, молодёжных гостиниц (хостелов), баз отдыха (туристских баз), центров отдыха, туристских деревень (деревень отдыха), кемпингов, шале, бунгало, мотелей, курортных отелей, сельских гостевых комнат, ферм хаузов, постоялых дворов, горных приютов, сюит отелей, бордингхаузов, прогулочных кораблей, автодома, жилых фургонов-автоприцепов, домов-фургонов, передвижных домов на колёсах, стационарных фургонов, складного автоприцепа, палаток и платочных городков, туристских фургонов, детских оздоровительных лагерей [10]. В отечественной и международной практике дополнительно можно встретить услуги ротелей – передвижных гостиниц; флотелей и ботелей – плавающих гостиниц; аквателей – стационарных кораблей-отелей; флайтелей – отелей, оборудованных посадочной площадкой и т. д. Виды туристских услуг, определённые в ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» практически совпадают с перечнем данных услуг ОКУН, а вот принятый в 2009 году ГОСТ Р 53522 – 2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Общие положения» внёс изменения в данный перечень. В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 53522-2009 туристскими организациями оказываются следующие виды туристских услуг: ü услуги туроператора, осуществляющего деятельность в сфере внутреннего туризма (данные услуги в соответствии с п. 5.2 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги по размещению (проживанию) туристов, услуги по организации перевозки туристов, а также следующие отдельные или комплексные услуги: услуги по организации питания туристов, экскурсионные услуги, информационно-рекламные услуги, услуги гидов-переводчиков, услуги по организации конференций, услуги по организации досуга туристов, услуги инструкторов-проводников, консалтинговые услуги, услуги по обучению специальным туристским навыкам, прочие виды услуг); ü услуги туроператора, осуществляющего деятельность в сфере въездного туризма (данные виды услуг соответствуют видам услуг туроператора, осуществляющего деятельность в сфере внутреннего туризма); ü услуги туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма (данные услуги в соответствии с п. 5.3 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги по размещению (проживанию) туристов, услуги по организации перевозки туристов, а также следующие отдельные или комплексные услуги: услуги по организации питания туристов, экскурсионные услуги, информационно-рекламные услуги, услуги гидов-переводчиков, услуги по организации конференций, услуги по организации досуга туристов, услуги инструкторов-проводников, услуги сопровождающих, посреднические услуги по страхованию, посреднические визовые услуги, прочие виды услуг); ü услуги турагента по продвижению и реализации туристского продукта (данные услуги в соответствии с п. 5.7 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: реализацию туристского продукта, сформированного туроператором; бронирование туристских услуг, в том числе бронирование, приобретение, оформление и реализацию билетов на пассажирский транспорт различных видов, бронирование мест в гостиницах и других средствах размещения, бронирование мест отдыха с полным комплексом услуг, бронирование, приобретение и реализацию билетов на развлекательные и спортивно-зрелищные мероприятия различных видов; реализацию экскурсионных услуг; доставку туристских путёвок, билетов на транспорт различных видов и на различные развлекательные, спортивные и другие мероприятия); ü отдельные дополнительные услуги туроператора; ü отдельные дополнительные услуги турагента; ü экскурсионные услуги (данные услуги в соответствии с п. 5.5 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги по организации и проведению экскурсий, услуги экскурсоводов, услуги гида переводчика, услуги сопровождающего); ü информационно-рекламные услуги (данные услуги в соответствии с п. 5.8 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: предоставление рекламных и информационных материалов, в том числе о туристских организациях, о туристских и экскурсионных услугах, о формах обслуживания туристов и экскурсантов; об уровне и степени комфорта при предоставлении отдельных видов услуг; предоставление схем, карт, описаний маршрутов путешествий и другой информации, в том числе по обеспечению безопасности на маршрутах и минимализации рисков для туристов; проведение туристских выставок, ярмарок, праздников, вечеров с целью рекламы и продвижения туристского продукта; проведение выставок и ярморок туристского снаряжения, оборудования и оснащения для туристских и экскурсионных организаций; проведение инструктажей туристов и экскурсантов, в том числе по обеспечению безопасности); ü услуги по организации перевозки туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.9 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: перевозки авиационным (в том числе вертолётным), пассажирским железнодорожным, пассажирским автомобильным, водным, санным транспортом и транспортом других видов); ü услуги по размещению (проживанию) туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.10 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги коллективных и индивидуальных средств размещения, услуги детских оздоровительных лагерей, услуги круизных и прогулочных кораблей); ü услуги по организации питания туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.11 ГОСТ Р 53522-2009 оказывают предприятия питания: рестораны, кафе, бары, столовые и предприятия других типов); ü услуги по организации досуга туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.12 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: проведение туристских слётов, праздников, встреч, вечеров отдыха, киновечеров, дискотек, физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий; организацию концертов, спектаклей и аналогичных развлекательных мероприятий, анимационных программ; предоставление настольных спортивных игр, бильярда, боулинга, игровых автоматов и т. п.; другие мероприятия по организации досуга); ü консалдинговые услуги (данные услуги в соответствии с п. 5.14 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: проведение консультаций по вопросам заключения договоров о реализации туристского продукта и оказанию туристских услуг, оформления документов для получения виз, организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах; разработку стандартов организации по различным направлениям (видам) туристской деятельности; разработку индивидуальных и групповых туристских маршрутов различных видов и категорий сложности); ü услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-переводчиков; ü услуги по обучению специальным туристским навыкам (данные услуги в соответствии с п. 5.15 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: обучение основам туристских навыков при проведении путешествий с активными методами передвижения и спортивных туров; обучение основам альпийских навыков и безопасности в туризме; обучение навыкам горнолыжного и водного туризма; обучение стандартам и правилам работы персонала в туристских организациях и предприятиях туристской индустрии); ü прочие виды услуг (в соответствии с п. 5.16 ГОСТ Р 53522-2009 данные услуги предоставляются в зависимости от вида и целей путешествия и включают в себя: содействие в оформлении въездных и выездных документов при организации международного туризма; содействие в приобретении (оформлении) страхового полиса на период путешествия или экскурсии; организацию встреч и выезда туристов; обеспечение безопасности массовых туристских мероприятий; услуги проката туристского оборудования, инвентаря и снаряжения; индивидуальное обслуживание туристов на маршрутах; обустройство мест массового и индивидуального отдыха туристов; услуги по реализации сопутствующих товаров, в том числе сувенирной продукции, средств гигиены, парфюмерно-косметических и других товаров); Хотя пункт 5.1 ГОСТ Р 53522-2009 в перечне туристских услуг не указывает услуги при самодеятельном туризме и бытовые услуги, однако виды данных услуг перечислены в п. 5.4 и 5.13 данного стандарта. В соответствии с вышеизложенным туристские услуги также включают: ü услуги при самодеятельном туризме (услуги по обеспечению безопасности на туристских маршрутах; предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий; услуги по обучению специальным туристским навыкам; консалтинговые услуги); ü бытовые услуги (услуги по ремонту и подгонке одежды, обуви, снаряжения туристов; услуги парикмахерских, бань, саун, душевых, прачечных; услуги химической чистки; фото-видео услуги).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|