Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законодательство Российской Федерации (РФ)




До декабря 1993 г. в РСФСР (с 1992 г. — Российской Феде­рации) действовала Конституция, утвержденная 12 апреля 1978 г. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, зафиксировала новые реалии, сложившиеся в Российском государстве после развала СССР. Прекращалось действие Конституции РСФСР 1978 г., утверж-


денной на основе Конституции СССР 1977 г. Поскольку Россий­ская Федерация — Россия признавалась правопреемницей СССР в п. 2 Раздела Второго «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции Российской Федерации 1993 г. разъяснялось: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Консти­туции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

В государстве вводилась сложная система законодательных актов, включающая Конституцию РФ, федеральные законы, за­конодательные акты «равноправных субъектов Российской Фе­дерации».В отношении последних устанавливалось, что «респуб­лика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ст. 5, п. 1,2). Кроме того, в состав «правовой системы» РФ включались «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации»(ст. 15, п. 4).

В Конституции РФ определена иерархическая соподчинен-ность этих актов. Согласно ст. 15, п. 1, «Конституция Россий­ской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое дейст­вие и применение на всей территории Российской Федерации. За­коны и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федера­ции, не должны противоречить Конституции Российской Федера­ции».

На второе место в иерархии нормативных актов современного Российского государства Конституция 1993 г. ставит «общепри­знанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации*. В ст. 15, п. 4 разъяс­няется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В Конституции есть прямые указания на случаи, когда применима эта норма. Эти ситуации касаются: прав и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства (ст. 62); предоставления политического убежища, а также выдачи другим государствам лиц, преследуемым за политические убеждения, а также за дейст­вия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ст. 63); суверенных прав и юрисдикции на конти­нентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации (ст. 67); прав коренных малочисленных наро­дов (ст. 69).

Места с третьего по пятое в иерархии правовых актов Россий­ской Федерации занимают соответственно: федеральные консти­туционные законы; федеральные законы; законы субъектов фе­дерации. Ст. 76 трактует их субординацию следующим образом:


«1. По предметам ведения Российской Федерации принимают­ся федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Феде­рации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации издаются федеральные зако­
ны и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норма­
тивные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным
конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федера­
ции республики, края, области, города федерального значения,
автономные области и автономные округа осуществляют собствен­
ное правовое регулирование, включая принятие законов и иных
нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Рос­
сийской Федерации не могут противоречить федеральным зако­
нам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоя­
щей статьи. В случае противоречия между федеральным законом
и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует фе­
деральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нор­
мативным правовым актом субъекта Российской Федерации, издан­
ным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действу­
ет нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, согласно ст. 108, «принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Рос­сийской Федерации». К числу таких вопросов относятся: установ­ление обстоятельств и порядка введения чрезвычайного положе­ния как на всей территории Российской Федерации, так и в ее от­дельных местностях (ст. 56, 88); принятие в Российскую Федера­цию и образование в ее составе нового субъекта Российской Фе­дерации (ст. 65, п. 2; ст. 66, п. 5; ст. 137, п. 1); установление государственного флага, герба и гимна Российской Федерации, их описание и порядок официального использования (ст. 70, п. 1); порядок назначения и проведения референдумов (ст. 84, п. В); определение режима военного положения (ст. 87, п. 3); порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114, п. 2); установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118, п. 3); полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и иных федеральных судов (ст. 128, п. 3); порядок деятель­ности Конституционного Собрания для подтверждения либо для разработки и принятия новой Конституции Российской Федера­ции (ст. 135, п. 2).


Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание — парламент (ст. 94). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной думы (ст. 95). Государственная дума является низшей, а Совет Федерации — высшей палатами парламента.

Таким образом, в России XIX —XX вв. формы государствен­ного устройства, государственные институты, осуществлявшие за­конодательную власть, и разновидности законодательных актов неоднократно менялись (см. таблицу 1).

Таблица 1


Форма

государственного устройства


Институты

законодательной

власти


Разновидности законодательных актов


 


Российская им­перия (по фев­раль 1917 г.):

по апрель 1906 г.

апрель 1906 г. — февраль 1917 г.


Император

Император, Государственная дума, Государст­венный совет


Уложение, устав, грамота, уч­реждение, положение, наказ (инструкция), манифест, указ, мнение Государственного сове­та, доклад, удостоенный высо­чайшего утверждения

Закон, а также явочным по­рядком ранее существовавшие разновидности законодательных актов


 


Государство с юридически не­определенным «образом прав­ления» (февраль — октябрь 1917 г.)


не было


Наряду с сохранившими силу законодательными актами Рос­сийской империи, значение временных законов имели постановления Временного правительства


 


РСФСР

(октябрь 1917 —

1922 гг.; 1990-
1993 гг.)

СССР

(1922-1991 гг.): октябрь 1917 —

1923 г.


Съезд Советов, ВЦИК, СНК РСФСР


Конституция, декрет (соби­рательное наименование, вклю­чающее разновидности законо­дательных актов первых лет Со­ветской власти: декреты, поста­новления, распоряжения, инст­рукции и др.), кодекс



Форма

государственного устройства


Институты

законодательной

власти


Разновидности законодательных актов


 


1924-1936 гг.

1936-1988 гг. 1988-1991 гг.

1990-1991 гг.

1992-1993 гг.


Съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК СССР

совет

Верховный СССР

Съезд народных депутатов, Вер­ховный совет СССР

Съезд народных депутатов, Вер­ховный совет РСФСР и Съезд народных депу­татов, Верховный совет СССР

Съезд народных депутатов, Вер­ховный совет РФ


Конституция, декрет, поста­новление, распоряжение, кодекс

Конституция, закон, кодекс, Основы законодательства

Конституция, закон, кодекс, Основы законодательства

Конституция, закон, кодекс, Основы законодательства

Конституция, закон, кодекс


 


Парламентская республика Российская Фе­дерация (1993 г. -настоящее время)


Федеральное

Собрание

(Государственная

дума и Совет

Федерации)


Конституция, федеральный кон­ституционный закон, федераль­ный закон, кодекс. Конституция РФ 1993 г. включает в «право­вую систему» государства «об­щепризнанные принципы и нор­мы международного права и международные договоры Рос­сийской Федерации», которые имеют в этой системе более высокий ранг, чем федеральные законы






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных