ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Законодательство Российской Федерации (РФ)До декабря 1993 г. в РСФСР (с 1992 г. — Российской Федерации) действовала Конституция, утвержденная 12 апреля 1978 г. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, зафиксировала новые реалии, сложившиеся в Российском государстве после развала СССР. Прекращалось действие Конституции РСФСР 1978 г., утверж- денной на основе Конституции СССР 1977 г. Поскольку Российская Федерация — Россия признавалась правопреемницей СССР в п. 2 Раздела Второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации 1993 г. разъяснялось: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации». В государстве вводилась сложная система законодательных актов, включающая Конституцию РФ, федеральные законы, законодательные акты «равноправных субъектов Российской Федерации».В отношении последних устанавливалось, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ст. 5, п. 1,2). Кроме того, в состав «правовой системы» РФ включались «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации»(ст. 15, п. 4). В Конституции РФ определена иерархическая соподчинен-ность этих актов. Согласно ст. 15, п. 1, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». На второе место в иерархии нормативных актов современного Российского государства Конституция 1993 г. ставит «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации*. В ст. 15, п. 4 разъясняется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В Конституции есть прямые указания на случаи, когда применима эта норма. Эти ситуации касаются: прав и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства (ст. 62); предоставления политического убежища, а также выдачи другим государствам лиц, преследуемым за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ст. 63); суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67); прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Места с третьего по пятое в иерархии правовых актов Российской Федерации занимают соответственно: федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов федерации. Ст. 76 трактует их субординацию следующим образом: «1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Российской Федерации 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного 5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Рос 6. В случае противоречия между федеральным законом и нор Федеральные конституционные законы, согласно ст. 108, «принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации». К числу таких вопросов относятся: установление обстоятельств и порядка введения чрезвычайного положения как на всей территории Российской Федерации, так и в ее отдельных местностях (ст. 56, 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации (ст. 65, п. 2; ст. 66, п. 5; ст. 137, п. 1); установление государственного флага, герба и гимна Российской Федерации, их описание и порядок официального использования (ст. 70, п. 1); порядок назначения и проведения референдумов (ст. 84, п. В); определение режима военного положения (ст. 87, п. 3); порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114, п. 2); установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118, п. 3); полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и иных федеральных судов (ст. 128, п. 3); порядок деятельности Конституционного Собрания для подтверждения либо для разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации (ст. 135, п. 2). Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание — парламент (ст. 94). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы (ст. 95). Государственная дума является низшей, а Совет Федерации — высшей палатами парламента. Таким образом, в России XIX —XX вв. формы государственного устройства, государственные институты, осуществлявшие законодательную власть, и разновидности законодательных актов неоднократно менялись (см. таблицу 1). Таблица 1 Форма государственного устройства Институты законодательной власти Разновидности законодательных актов
Российская империя (по февраль 1917 г.): по апрель 1906 г. апрель 1906 г. — февраль 1917 г. Император Император, Государственная дума, Государственный совет Уложение, устав, грамота, учреждение, положение, наказ (инструкция), манифест, указ, мнение Государственного совета, доклад, удостоенный высочайшего утверждения Закон, а также явочным порядком ранее существовавшие разновидности законодательных актов
Государство с юридически неопределенным «образом правления» (февраль — октябрь 1917 г.) не было Наряду с сохранившими силу законодательными актами Российской империи, значение временных законов имели постановления Временного правительства
РСФСР (октябрь 1917 — 1922 гг.; 1990- СССР (1922-1991 гг.): октябрь 1917 — 1923 г. Съезд Советов, ВЦИК, СНК РСФСР Конституция, декрет (собирательное наименование, включающее разновидности законодательных актов первых лет Советской власти: декреты, постановления, распоряжения, инструкции и др.), кодекс Форма государственного устройства Институты законодательной власти Разновидности законодательных актов
1924-1936 гг. 1936-1988 гг. 1988-1991 гг. 1990-1991 гг. 1992-1993 гг. Съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК СССР
Верховный СССР Съезд народных депутатов, Верховный совет СССР Съезд народных депутатов, Верховный совет РСФСР и Съезд народных депутатов, Верховный совет СССР Съезд народных депутатов, Верховный совет РФ Конституция, декрет, постановление, распоряжение, кодекс Конституция, закон, кодекс, Основы законодательства Конституция, закон, кодекс, Основы законодательства Конституция, закон, кодекс, Основы законодательства Конституция, закон, кодекс
Парламентская республика Российская Федерация (1993 г. -настоящее время) Федеральное Собрание (Государственная дума и Совет Федерации) Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, кодекс. Конституция РФ 1993 г. включает в «правовую систему» государства «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации», которые имеют в этой системе более высокий ранг, чем федеральные законы Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|