Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В Российской империи разработка законопроектов осущест­влялась учреждениями и лицами по выбору самодержца. В




1810 г. для централизации законодательной практики и унифика­ции юридических норм был создан Государственный совет. По букве Основных государственных законов (изд. 1832 г.) все зако­нопроекты должны были рассматриваться в Государственном со­вете (ст. 50). Следствием реализации этого правила стало возник­новение особой разновидности законодательных актов — высочай­ше утвержденных мнений Государственного совета. Необходимо иметь в виду, что император мог одобрить мнение как большинст­ва, так и меньшинства членов Государственного совета.

Самодержавный характер власти в Российской империи допус­кал возможность нарушения норм, установленных Основными го­сударственными законами самим самодержцем либо с его сан­кции. Согласно статье 63 закон «должен быть свято и ненаруши­мо исполняем всеми и каждым, как подданными, так и иностран­цами, в России пребывающими». Эта норма была сохранена в ста­тье 85 Основных государственных законов Российской империи и после 1906 г. Но так как император не был ни подданным, ни иностранцем он, единственный в России, не был ограничен за­крепленными в законодательных актах правилами.

С.Ю.Витте рассказал в воспоминаниях о том, каким образом ему, находясь на посту министра финансов, удалось добиться принятия закона о денежной реформе 1897 г. в обход Государст­венного совета. Встретив там противодействие, Витте убедил Ни­колая II собрать для решения вопроса о реформе расширенное за­седание финансового комитета под личным председательством им­ператора. Члены этого комитета в силу служебного положения

8- 227


были заведомо лояльны по отношению к позиции министра. Им­ператор пригласил на заседание председателя Государственного совета великого князя Михаила Николаевича и несколько членов Совета по его выбору. На этом заседании и решилась судьба де­нежной реформы, в ходе которой в России был осуществлен пере­ход на золотую валюту. По справедливому утверждению Витте, ему удалось добиться одобрения законопроекта потому, что он «имел за себя только одну силу, но силу, которая сильнее всех остальных, это — доверие императора»4.

В Основных государственных законах (изд. 1906 г.) предус­матривалась более сложная, по сравнению с действовавшей ранее, процедура обсуждения законопроектов, требовавшая их рассмотрения и в Государственном совете, и в Государственной думе: «Законодательные предположения рассматриваются в Госу­дарственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государствен­ный совет, Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. Законопроекты не принятые Государственным советом или Государственной думой, признают­ся отклоненными. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удосто­ившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на за­конодательное "рассмотрение в течение той же сессии. Законопро­екты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, пред­начертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются Государю им­ператору Председателем Государственного совета» (ст. ПО, 111, 113). Таким образом, предполагалась двухэтапная процедура об­суждения законопроектов, не предусматривавшая, однако, опреде­ленной последовательности обсуждения. На каждом из этапов проект мог быть отклонен. Именно на стадии обсуждения законо­проектов наиболее наглядно проявилось положение статьи 106 Основных государственных законов 1906 г. о том, что «Государ­ственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами».

Первые законодательные акты Советской власти не проходи­ли стадии специальной разработки. Так, декрет «О земле» был написан В.И.Лениным 26 октября 1917 г. и вечером этого же дня предложен им в докладе о земле на заседании Второго Всероссий­ского съезда Советов. Но уже проект Конституции РСФСР 1918 г. был разработан Конституционной комиссией, созданной ВЦИК. После обсуждения в этой комиссии проект был рассмот­рен и одобрен специально созданной комиссией ЦК РКП (б) под председательством Ленина и, с учетом внесенных поправок, пред­ставлен на рассмотрение и утверждение Пятого Всероссийского съезда Советов.


В 1918 — 1924 гг. разработка и обсуждение законопроектов осуществлялись, как правило, комиссиями тех государственных органов, которым Конституцией было предоставлено право изда­ния законодательных актов. Законопроект, прежде чем поступать на обсуждение законодательного органа государственной власти, направлялся заинтересованным ведомствам и учреждениям для рассмотрения и получения конкретных замечаний, возражений и предложений. И только после доработки с учетом полученных за­мечаний, предложений и пожеланий законопроект подготавливал­ся к заседанию соответствующего законодательного органа.

Конституция СССР 1924 г. установила принципы и опреде­лила процедуру рассмотрения общесоюзных законодательных актов. Все законопроекты, в которых определялись общие нормы политической и экономической жизни СССР, должны были рас­сматриваться в обеих палатах ЦИК СССР (Союзном совете и Со­вете национальностей). Устанавливалось, что в случае разногла­сий между палатами «вопрос передается в создаваемую ими согла­сительную комиссию» (ст. 23). А «при недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного совета и Совета национальнос­тей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного совета или Совета национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного съезда Советов Союза Советских Социалисти­ческих Республик» (ст. 24). С незначительными изменениями такой порядок рассмотрения законопроектов существовал в СССР до 1991 г. включительно.

Принятие Конституции СССР 1936 г, обогатило практику разработки и принятия законодательных актов вынесением наибо­лее важных из них на всенародное обсуждение. Разработка зако­нопроекта Конституции осуществлялась Конституционной комис­сией, созданной ЦИК по предложению Седьмого съезда Советов СССР. Председателем комиссии был избран И.В.Сталин. На пер­вом заседании комиссии 7 июля 1935 г. было образовано 12 под­комиссий, в состав которых вошли партийные, государственные, профсоюзные, военные деятели, ученые, представители союзных республик. В течение февраля — марта 1936 г. подкомиссии подго­товили проекты разделов будущей Конституции, на основе кото­рых был создан «Черновой набросок проекта Конституции СССР». В процессе последующих обсуждений был выработан ряд промежуточных и окончательный текст проекта Конституции СССР, одобренный Президиумом ЦИК СССР и вынесенный по его решению на всенародное обсуждение. 12 июня проект был опубликован в печати. Во всенародном обсуждении проекта Кон­ституции СССР приняли участие 51,5 миллионов человек или более 60% взрослого населения страны. 5 декабря 1936 г. Чрезвы­чайный Восьмой Всесоюзный съезд Советов утвердил новую Кон-


ституцию СССР. Впоследствии всенародно обсуждались проекты закона «О государственных пенсиях» (1956 г.), основ законода­тельства СССР и союзных республик о браке и семье, о здравоо­хранении, о народном образовании, основ земельного законода­тельства, проект Конституции СССР 1977 г.

Положение о том, что «проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного со­вета СССР либо Президиума Верховного совета СССР, приня­тым по их инициативе или по предложению союзной республики, могут быть вынесены на всенародное обсуждение», закреплено в статье 114 Конституции СССР 1977 г. Одновременно как общее правило устанавливалось: «Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного совета СССР, обсуждают­ся палатами на их раздельных или совместных заседаниях. В слу­чае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий» (там же).

В Российской Федерации, согласно Конституции 1993 г., для разных категорий законодательных актов предусмотрены различ­ные процедуры рассмотрения.

Положения глав 1, 2, и 9 Конституции Российской Федерации могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием, которое в случае выдвижения такого предложения, поддержанно­го тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федера­ции и депутатов Государственной думы, должно быть созвано в соответствии с федеральным конституционным законом. «Консти­туционное Собрание либо подтверждает неизменность Конститу­ции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации» (ст. 135). Поправки к гла­вам 3—8 Конституции «принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона» (ст. 136).

Законопроекты федеральных конституционных законов и фе­деральных законов вносятся в Государственную думу (ст. 104, п. 2), где рассматриваются в комиссиях, а затем с заключением одной или нескольких комиссий выносятся на обсуждение депу­татов Государственной думы на пленарном заседании. В Консти­туции разъяснено, что законопроекты «о введении или отмене на­логов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, дру­гие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при на­личии заключения Правительства Российской Федерации» (ст. 104, п. 3).

Федеральные законы принимаются Государственной думой и в течение пяти дней после их одобрения большинством голосов депутатов Думы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат при-


(нятые Государственной думой федеральные законы по вопросам: (а) федерального бюджета; 6) федеральных налогов и сборов; в) [финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова-(ния, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации междуна­родных договоров Российской Федерации;а д) статуса и защиты (государственной границы Российской Федерации; е) войны и (мира.

Федеральные конституционные законы обязательно рассматри-(ваются и в Государственной думе, и в Совете Федерации (ст. 108).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных