Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статистика РСФСР, СССР, РФ




В РСФСР и СССР была создана единая система государствен­ной статистики. Согласно «Положению о государственной статис­тике», утвержденному СНК РСФСР 25 июля 1918 г., Централь­ный статистический комитет народного комиссариата внутренних дел, как орган государственной статистики, «прекращал свое дей­ствие, оставаясь ведомственным органом указанного комиссариа­та». Ведение статистики в РСФСР возлагалось: а) на Централь­ное статистическое управление (ЦСУ) и образуемые им органы; б) на статистические организации отдельных ведомств; в) на гу­бернские и городские статистические организации; г) на губерн­ские, районные, уездные, волостные и сельские административ­ные и административно-хозяйственные органы.

На ЦСУ возлагалось «общее попечение о развитии правиль­ной постановки статистики в государстве и расширении статисти­ческих знаний». Кроме того, в функции центрального статисти­ческого учреждения государства входило: утверждение планов статистических работ ведомств; ведение статистики — здравоохра­нения и санитарии; демографической; землепользования; потреб­ления и продуктообмена; сельскохозяйственного производства; труда, военной и просвещения; транспортной; объединение про­мышленной общегосударственной статистики; производство работ по кадастру; производство общегосударственных переписей насе-


tefl


ления, промышленных, профессиональных, сельскохозяйствен­ных и т.п. и разработка собранных переписями материалов; объ­единение и согласование работ по городской статистике, произво­димых городскими организациями; издание периодических изда­ний, сборников, обзоров, монографий по вопросам ведения ЦСУ; организация статистической библиотеки, музея и архива статисти­ческих материалов; а также «производство других статистических работ, не вошедших в предыдущие пункты, кои могут быть возло­жены на ЦСУ законом или постановлениями центральной Совет­ской власти».

После образования СССР было учреждено ЦСУ СССР. В ян­варе 1931 г. ЦСУ СССР было преобразовано в сектор народно­хозяйственного учета Госплана СССР, в декабре 1931 г. — в Центральное управление народно-хозяйственного учета СССР при Госплане СССР (ЦУНХУ СССР). С 1941 г. ЦУНХУ СССР пре­образовано в ЦСУ Госплана СССР, а с 1948 г. — в ЦСУ при Со­вете министров СССР.

Единство принципов организации советской статистики позво­ляет рассматривать ее материалы как единый комплекс историчес­ких источников. В истории создания этого комплекса отчетливо выделяются два периода: 1) 1918-1930 гг.; 2) 1930-1991 гг. В первый период ведущим способом сбора статистических данных было проведение единовременных переписей и обследований; во второй период основой сбора данных служили годовые отчеты го­сударственных и кооперативных предприятий. Проследим этот процесс на примере двух базовых объектов статистического изуче­ния — промышленности и сельского хозяйства.

В первый период статистическое изучение промышленности проводилось в двух основных формах: текущего учета и сплош­ных переписей промышленных предприятий. Задачей текущей статистики была регистрация таких показателей, которые изменя­лись в относительно короткие промежутки времени: движение ра­бочей силы, расход топлива и электроэнергии, движение сырья и полуфабрикатов, выпуск продукции и т.д. Регистрация менее по­движных показателей, характеризующих промышленное предпри­ятие — техническое оборудование, земля, пути сообщения и т.п. — входила в задачи промышленных переписей. Такие переписи были проведены ЦСУ в 1918, 1920 и 1923 гг.

Всероссийская промышленная перепись 1918 г. проводилась одновременно с профессиональной переписью занятых в описыва­емых предприятиях рабочих. В «Положении» о проведении пере­писей формулировались следующие задачи: «1) Освещение совре­менного положения промышленности в стране с экономической и технической сторон в связи с той важной ролью, каковая будет принадлежать промышленности в нашем новом народнохозяйст­венном устроении. 2) Изучение динамики нашей промышленности за последнее пятилетие (период с 1913 года по июнь 1918 года


включительно) в целях выяснения тех изменений, которые про­изошли в ней в связи с войной и по другим причинам. 3) Выяв­ление характера нашей промышленности в условиях мирного до­военного времени».

Программа промышленной переписи включала следующие ос­новные разделы: общие вопросы (сведения о предприятии, вла­дельце и проч.); организация и управление предприятия, админи­страция и технический персонал; земля и пути сообщения; техни­ческое оборудование; годовое потребление топлива, сырья и полу­фабрикатов за период с 1913 г. по июнь 1918 г. включительно; за те же годы — выработка изделий; финансовое состояние предпри­ятия; организация труда (учет рабочих по полу и возрасту, вели­чина заработной платы).

Перепись должна была охватить все предприятия обрабаты­вающей и добывающей промышленности (кроме сельского хозяй­ства, лесоводства и рыболовства), имеющие механический двига­тель и не менее 16 рабочих или не менее 30 рабочих при отсутст­вии механического двигателя. Все владельцы и администраторы предприятий с установленным ЦСУ цензом были обязаны по ука­занию местных переписных органов и командированных ими лиц сообщать все требуемые программами сведения и справки, пред­ставлять в распоряжение командированных лиц бухгалтерские книги, инвентарные списки и прочие материалы, которые могли оказаться необходимы в связи с работами. Все сведения учитыва­лись по состоянию дел на 31 августа 1918 г. Перепись 1918 г. ох­ватила 9 750 предприятий 31 губернии европейской части страны.

В 1920 г. по краткой программе, включившей всего 12 вопро­сов, была проведена общая перепись крупных, мелких и кустар­но-ремесленных предприятий, а в 1923 г. — перепись городской промышленности. Вследствие различий в объектах статистическо­го изучения, материалы публикаций разработок данных промыш­ленных переписей 1918, 1920 и 1923 гг. несопоставимы между собой.

В 1926 г. переписи промышленности были заменены ежегод­ными обследованиями фабрик и заводов. Предприятия на основа­нии данных годовых отчетов предоставляли ЦСУ, в соответствии с вопросами, включенными в опросной бланк, сведения по основ­ным показателям производства. С 1930 г. ЦСУ приступило к не­посредственной обработке данных годовых отчетов предприятий. При разработке данных обследований 1926—1930 гг. была введе­на новая классификация отраслевой структуры промышленности. Старое деление по производствам было заменено двумя основны­ми экономическими группами: производство средств производства (группа «А») и производство средств потребления (группа «Б»).

Трудности непосредственного учета средств производства и продукции миллионов крестьянских хозяйств, разбросанных на огромной территории, объективно делали единственно возможным


способом систематического изучения хозяйственных процессов. выборочные обследования. Поэтому ЦСУ была проведена только одна сплошная сельскохозяйственная перепись — в 1920 г. Учи­тывались: количество членов семьи (с разделением по полу и воз­расту), полевые и приусадебные посевы, данные о скоте, о сель­скохозяйственном инвентаре, о промысловых занятиях и т.п. Перепись проходила в обстановке гражданской войны — этим объясняется как ограниченность охваченной ею территории (25 губерний Европейской части РСФСР), так и различная степень достоверности собранных данных. По оценкам исследователей, наиболее достоверны сведения о населении и инвентаре и наиме­нее точны — о посевах.

Распространенным способом статистического изучения сель­ского хозяйства в 1920-е годы были выборочные обследования крестьянских хозяйств. Применялись два основных их варианта: динамические («гнездовые») переписи и обследования крестьян­ских хозяйств, выбранных из поселенных списков на основе принципа механической выборки.

Динамические («гнездовые») переписи крестьянских хозяйств — ежегодные обследования всех дворов в одних и тех же «гнездах» (волостях) — наиболее массовый источник среди выборочных статистических обследований советской доколхозной деревни. Они проводились в 1919-1927 и 1929 гг. В 1920-1926 гг. «гнез­довыми» переписями были охвачены более 600 тысяч хозяйств, в 1927—1929 гг. — 750 тысяч хозяйств. В большинстве губерний «гнезда» включали 3-5% крестьянских хозяйств. Программы об­следований состояли из следующих разделов: наличное население (в том числе данные о земледельческих занятиях); землепользова­ние; рабочий и продуктивный скот; сельскохозяйственный и транспортный инвентарь. Непрерывная перепись одних и тех же хозяйств в течении ряда лет позволяла получить представление о тенденциях их развития и динамике этого процесса. Однако мате­риалы «гнездовых» переписей не были представительны для того, чтобы распространить сделанные на их основе выводы на более обширную территорию. Поэтому параллельно с «гнездовыми» проводились переписи крестьянских хозяйств, отобранных по принципу механической выборки. По времени проведения они по­лучили наименование весенних и осенних опросов.

В ходе весенних и осенних опросов 1921 — 1929 гг. обследова­лись от 3% (1922 г.) до 10% (1926—1929 гг.) крестьянских дво­ров. 10-процентная выборка при равномерном охвате всей терри­тории обеспечивала представительность собранных данных в мас­штабах губерний и областей.

Весенние опросы имели целью сбор сведений о состоянии крестьянского хозяйства к моменту окончания весеннего сева. Эти данные были необходимы для определения размеров сельскохо­зяйственного производства в текущем году, прежде всего, валово-


го сбора хлебов. Программа опроса включала вопросы: о числен­ности населения и работников в хозяйстве (отдельно мужчины, женщины, с выделением отсутствующих более месяца); о числе наемных сельскохозяйственных рабочих (годовых и сроковых); о полевых посевах под урожай текущего года по отдельным культу­рам (в том числе на арендованной земле); о размере гибели ози­мых и их пересеве яровыми; о размерах приусадебных и огород­ных посевов (всего и с разбивкой по культурам); о поголовье скота (по видам и возрастным группам); о количестве взрослой птицы (по видам); о количестве сельскохозяйственного инвентаря (по видам); о способах обработки земли весной.

Сведения об урожайности продукции земледелия и продуктив­ности скота, необходимые для исчисления валовых сборов хлебов и продукции животноводства, получались в ходе осенних опро­сов. Программа осеннего похозяйственного обследования предус­матривала детальное выяснение размеров урожая хлебов и других полевых культур. По каждой культуре следовало указать: пло­щадь посева, с которой собран урожай (в десятинах); сколько на­молочено (снопов, возов, телег); сколько после обмолота получе­но зерна и соломы; качественную оценку собранного урожая (по пятибалльной шкале — хороший, выше среднего, средний, ниже среднего, плохой).

Опрос каждого главы хозяйства проводился силами волостных статистиков с привлечением работников волисполкомов, учителей, добровольных корреспондентов (главным образом из крестьян) и других лиц. Вопросы задавались устно и записывались со слов опрашиваемого. Опасаясь повышения налогообложения, крестья­не в ответах стремились занизить сведения о величине посева, ко­личестве скота, урожайности. Поэтому данные опросов необходи­мо сверять с материалами других статистических обследований.

В результате коллективизации отпала необходимость в получе­нии сведений о производственных возможностях каждого отдель­ного крестьянского хозяйства. С 1930-х годов в сельском хозяйст­ве основной формой статистического учета становится анализ го­довых отчетов колхозов, совхозов и МТС.

Второй период характеризуется унификацией способов сбора данных органами государственной статистики. С начала 1930-х годов основным источником статистической информации становят­ся годовые отчеты, составлявшиеся по стандартным формам в де­лопроизводстве предприятий, учреждений и организаций. На ос­нове отчетов разрабатывались статистические данные в масштабе отраслей и регионов. Переписи (за исключением специальных — например, промышленного оборудования) сохранили значение ос­новного способа сбора статистических данных о народонаселении.

Соединение в годовом отчете данных статистического учета и бухгалтерской отчетности предприятия делало возможной логи­ческую и документальную проверку полноты и достоверности


представленных сведений. Проверки проводились местными ста­тистическими органами и отраслевыми органами управления в плановом порядке. Например, ЦУНХУ Госплана СССР и Народ­ным комиссариатом земледелия была разработана «Инструкция к составлению годового отчета в колхозах за 1935 год». Подготов­ленный правлением колхоза по утвержденной СНК СССР форме такой отчет докладывался общему собранию колхозников и ут­верждался не менее чем двумя третями от списочного состава чле­нов коллектива. Затем за подписью председателя правления, председателя ревизионной комиссии и счетовода колхоза доку­мент представлялся в двух экземплярах: в районный земельный отдел — теми колхозами, которые не обслуживались машино-тракторными станциями (МТС), а в МТС — теми, которые ими обслуживались. Годовые отчеты колхозов проверялись логически, т.е. методом сопоставления показателей в разных таблицах, по­скольку в правильно составленных отчетах показатели, характе­ризующие итоги хозяйственного года, должны были согласовы­ваться друг с другом.

В послевоенные годы, когда за счет укрупнения колхозов общее их количество уменьшилось, все большее значение стала приобретать документальная проверка годовых отчетов. Проверка могла производиться районными и другими органами сельского хозяйства и статистики, которым был подотчетен колхоз, как на основе имевшихся у этих органов документов, так и непосредст­венно на месте, по документации материального и бухгалтерского учета в делопроизводстве хозяйства. В помощь проверяющим ЦСУ издавало специальные «Указания по проверке достовернос­ти данных годовых отчетов колхозов за... год».

После проверки районными органами сельского хозяйства (а до 1958 г. — обслуживавшими колхозы МТС) годовые отчеты, признанные недоброкачественными, отсылались обратно правле­нию колхоза для доработки и вторичного утверждения. Доброка­чественные и исправленные после доработки отчетные документы колхозов использовались для обобщения статистических данных в масштабе района. Подсчитывались: общее число колхозников в хозяйствах района, общая площадь их земельных угодий и т.п. Кроме того делались расчеты: процента колхозников, принимав­ших участие в работе колхозов; величины денежного дохода в среднем на один колхоз и т.д.

Эти разработки, направлялись в вышестоящие органы управ­ления сельским хозяйством и служили основой для составления сводных отчетов колхозов в масштабе областей, краев, автоном­ных и союзных республик, а затем в целом по стране. Для орга­нов государственной статистики годовые отчеты предприятий яв­ляются первичными материалами статистического наблюдения.

С начала 1930-х годов статистика промышленности также ос­новывалась на данных годовых отчетов предприятий. С 1932 г.


регистрационными признаками предприятия являлись наличие промфинплана (техпромфинплана) и годовая отчетность. Реги­страции подлежали государственные, коммунальные и коопера­тивные предприятия. Первоначально статистическими органами разрабатывались годовые отчеты только крупных промышленных предприятий. Небольшие предприятия до 1964 г. учитывались на основании специальных переписей, которые только с этого време­ни были заменены текущим учетом и годовой отчетностью. В се­редине 1970-х годов в СССР насчитывалось примерно 50 тысяч крупных и более 150 тысяч небольших предприятий.

Характер и масштабы деятельности промышленных предпри­ятий (в особенности крупных) требовали делопроизводства суще­ственно более значительного по объему и сложного по составу до­кументов. В 1970-е годы по данным Госстандарта СССР только на одном предприятии обрабатывалось от 1,5 до 5 млн управленчес­ких документов, более половины которых составляла счетная (бухгалтерская) и отчетная документация. Годовой отчет предпри­ятия содержал статистические данные по основным показателям производственной и финансовой деятельности: объему промыш­ленной продукции, ее качеству, себестоимости, производительнос­ти труда, стоимости основных производственных фондов, важней­шим статьям бухгалтерского баланса и т.д. В основе этих данных лежали сведения материалов делопроизводства предприятия.

Годовые отчеты предприятий в соответствии с ведомственной подчиненностью последних направлялись в отраслевые управле­ния и министерства, а также в финансовые и статистические орга­ны. Данные отчетов разрабатывались ими как первичные материа­лы для составления статистических сводок по регионам, отрас­лям, по всей промышленности и по всему народному хозяйству страны в целом.

Вплоть до начала 1990-х годов данные отчетов государствен­ных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений и организаций составляли информационную основу системы статис­тики в СССР. Высокая степень сохранности годовых отчетов как документов, подлежащих постоянному хранению в архивах, бла­гоприятствует их использованию в качестве исторического источ­ника.

В Российской Федерации не сформировалось принципиально новой системы статистики по сравнению с советским периодом отечественной истории. Основу государственной статистики по-прежнему составляют отчеты предприятий, учреждений и органи­заций. Статистический учет в частновладельческих предприятиях (как образованных на базе государственных, так и вновь создан­ных) ведется в рамках их делопроизводства, впитавшего отечест­венные традиции в этой сфере.

Новым направлением публичной статистики в условиях идей­ного плюрализма и многопартийности стало изучение политичес-


ких предпочтений граждан. Это направление развивается в форме исследований результатов референдумов, выборных кампаний, опросов общественного мнения.

Так, накануне выборов в Государственную думу в декабре 1999 г. восемь общероссийских центров социологических исследо­ваний в средствах массовой информации опубликовали результа­ты опросов избирателей с прогнозом итогов выборов. На вопрос о том, как распределятся голоса избирателей, поданные за тех или иных кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, со­циологи — Агентства региональных политических исследований (АРПИ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), Российского независимого института соци­альных и национальных проблем (РНИСиНП), Независимого ис­следовательского центра РОМИР, Фонда «Общественное мне­ние», Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) и Центра социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова (ЦСИ МГУ) — дали разные прогнозы. Все про­гнозы социологов объединяет то, что ни один из авторитетных ис­следовательских центров не сумел предсказать результата голосо­вания в пользу межрегионального движения «Единство» — свыше 23%. Даже ЦИПКР и ЦСИ МГУ, данные которых (18%) оказались ближе всего к цифрам официальных итогов выборов, ошиблись более чем на 5%. ИСПИ РАН, точнее других указав­ший результат голосования в пользу КПРФ (24%), утверждал, что «Единство» поддержат только 6% избирателей. На второе место (19%) социологи ИСПИ РАН ставили избирательный блок «Отечество —Вся Россия» (ОВР), на третье (14%) — блок «Яб­локо». Согласно официально названным итогам, первый на­брал чуть больше 13% голосов, второй — менее 6%. Наиболее точно (12%) результат ОВР предсказали социологи АРПИ и РНИСиНП. Официальный итог голосования в пользу «Союза правых сил» (8,6%) не угадал никто. Наиболее близкий к офици­альным результатам прогноз (7%) дали ИСПИ РАН, РОМИР и Фонд «Общественное мнение». Показательно, что указанный про­гноз регистрировал максимум предпочтений, которые респонден­ты восьми общероссийских исследовательских центров накануне выборов отдавали этому политическому объединению.

Очевидные расхождения между результатами выборов, офици­ально утвержденными Центральной избирательной комиссией, и опубликованными социологическими прогнозами делают необхо­димой проверку тех и других данных по первичным материалам.

В настоящее время большая часть материалов статистики Рос­сийской Федерации в силу различных причин (прежде всего, вследствие ограниченного доступа к ним исследователей) еще не может быть использована в качестве исторических источников. Опубликованные данные статистических разработок результатов


референдумов, выборных кампаний, опросов общественного мне­ния не полны и несут на себе печать политических предпочтений их создателей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных