ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кооперативный стильПри кооперативном стиле руководства производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников. Выделяют девять отличительных черт кооперативного стиля [19]: 1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает активное участие членов группы в принятии решений и их широкое повседневное сотрудничество. 2. Дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников. 3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач. 4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений. 5. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе. 6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства. 7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей. Руководитель создает условия для реализации личных и профессиональных интересов членов организации. 8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно-бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации деятельности на достижение высоких результатов работы организации. 9. Ориентация на развитие персонала и всей организации. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала строится на базе потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их организационно-целевой и трудовой мотивации. Американские исследователи Б.Басс и А.Баретт отмечают, что эффективность использования кооперативного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач. К кооперативному стилю наиболее склонны уверенные в себе руководители,чаще всего достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств. В своем идеальном варианте кооперативный стиль требует от руководителя, прежде всего, умения и стремления вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, за которые именно он несет общую ответственность. Руководитель ожидает от своих сотрудников деловой поддержки. Свои решения он принимает, учитывая соображения, в том числе и возражения, подчиненных. Его основное правило: «делегировать полномочия, насколько это возможно, и приказывать, насколько это необходимо». Такой руководитель признает способности сотрудников и сознает, что сам он не может все знать и предусмотреть. Неизбежный для производства контроль руководитель осуществляет по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля, как это имеет место при авторитарном стиле руководства. В определенных рамках используется также самоконтроль сотрудников. Руководитель широко информирует сотрудников не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При кооперативном стиле руководитель не прибегает к своим статусным символам, формальной власти, поскольку не нуждается в них. Он пользуется, прежде всего, не формальным, позиционным, а деловым авторитетом, связанным с выполнением им функции эксперта. Таким образом, использование кооперативного стиля предъявляет к руководителю следующие требования: · открытость; · доверие к сотрудникам; · отказ от личных привилегий; · способность и желание делегировать полномочия; · невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль через официальные инстанции; · контроль по результатам; · обоснование перед сотрудниками фактов неколлегиального принятия решений (например, в случаях их срочности, чрезвычайной ситуации). При кооперативном стиле сотрудники рассматриваются как партнеры, которые могут решать текущие задания самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта; выраженная потребность в самостоятельности; тяга к творчеству и личностному росту; интерес к работе; ориентация на перспективные жизненные и организационные цели; высокая значимость мнения о них коллег. Применение кооперативного стиля требует от сотрудников: желания брать на себя ответственность; готовность и способность отвечать за свои действия; самоконтроль; наличия контрольных прав, желания и умения их использовать. По оценкам Е.Е.Лавлера, для успешного использования кооперативного стиля необходимо: 1. проведение с сотрудниками регулярных обсуждений с целью обеспечения их участия в принятии важных решений и обмена информацией; 2. достаточная квалификация руководителей в области групповой динамики и техники принятия решений; 3. получение и предоставление всем членам группы информации о результатах их деятельности, и в том числе деятельности руководства; 4. открытая информационная политика, использующая как формальные, так и неформальные каналы распространения сведений, имеющая в своем распоряжении развитые коммуникации, не зависящие от структурных подразделений и иерархических уровней; 5. забота о непрерывном профессиональном развитии, повышении квалификации, в том числе с помощью специальных тренинговых программ; 6. повседневная пропаганда «образцового» поведения руководства организации, например, с помощью устранения статусных символов и должностных барьеров (в том числе различных привилегий руководства), смягчения иерархических различий, систематического проведения мероприятий, направленных на демонстрацию значимости каждого работника в успехе организации. Преимущества кооперативного стиля состоят, прежде всего, в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников. Однако его использование имеет и некоторые недостатки, связанные, прежде всего, со сложностью обеспечения рассмотренных выше предпосылок, условий его эффективности. Кроме того, оно может замедлять процесс принятия решений. Тренерский стиль К кооперативному стилю примыкает, так называемый, тренерский стиль (или кочинг-стиль, от английского «coaching» – тренерство, репетиторство). Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования кооперативного стиля. Тренерский стиль направлен на выявление руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью прогноза дальнейшего развития, обеспечения самоконтроля и устранения факторов, препятствующих оптимизации деятельности и личностному росту. Он предполагает индивидуальный подход к сотруднику, определение его личных и деловых качеств, выяснение трудового потенциала работника, его способностей и возможностей; обеспечение устойчивой конструктивной обратной связи как для определения трудовых достижений, так и для выявления недостатков в работе; совместный поиск возможностей их решения; укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем. По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет: · сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту; · выработать у него готовность к решению трудных задач и получению выдающихся результатов; · определить высокие, но реальные стандарты деятельности; · сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним; · воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность. Конечно, использование тренерского стиля требует от руководителя наличия времени и соответствующей подготовки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|