ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекция 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителяОсновные понятия:
Не позволяй своему языку опережать свою мысль. Сократ Сущность и содержание культуры общения руководителя Руководитель должен стремиться достичь такого уровня общения, который обеспечивал бы ему полное взаимопонимание с людьми, что возможно лишь при высокой культуре общения. Культура общения руководителя – это такой уровень развития его коммуникативных качеств, который позволяет эффективно и компетентно выстраивать взаимоотношения с людьми в процессе профессиональной деятельности [17]. По своему содержанию культура профессионального общения руководителя может быть представлена следующими структурными компонентами: · мотивационно-целевым; · познавательным; · информационным; · организационно-деятельностным. Мотивационно-целевой компонент культуры общения характеризует ее мотивационную сторону, элементы которой – положительные мотивы и установки общения, отношение к окружающим, умение привлекать к себе людей, общительность и коллективизм, справедливость и доброжелательность. Познавательный компонент включает умение адекватно воспринимать и познавать поведение других людей; войти в образ партнера по общению и почувствовать его социально-психологическое состояние; наблюдать и понимать не только слова, но и мимические и жестовые сигналы собеседника; быть услышанным и понятым другими. Информационный компонент предполагает умение точно выражать свои мысли, чувства и отношения с помощью не только речевых, но и неречевых средств общения. Организационно-деятельностный компонент характеризует деятельную сторону культуры общения руководителя, связанную с взаимодействием людей, с организацией их совместной работы. В качестве структурных элементов в этот компонент входят: умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая наилучшим образом отвечала бы его индивидуальным особенностям; требовательность к себе и другим в сочетании с уважением, чуткостью, принципиальностью; умение правильно воспринимать и учитывать критику, перестраивая свою деятельность в соответствии с ней. Для каждого руководителя характерен определенный уровень культуры общения, во многом зависящий от степени развития коммуникативных качеств личности. К таким качествам относятся: уважительность, доступность, привлекательность, внимательность, справедливость, дипломатичность, доброжелательность и др. Формирование этих качеств – важнейшая задача каждого руководителя. Таким образом, культура общения руководителя подразумевает такой уровень развития его коммуникативных качеств и навыков, который позволяет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Она проявляется в конкретных коммуникативных управленческих действиях. Иметь высокий уровень культуры общения для руководителя означает в совершенстве владеть навыками осуществления конкретных коммуникативных действий. Он должен уметь: · в ситуациях делового общения ставить перед собой комплексные цели и осмысливать полученные результаты; · продумывать сценарии возможного поведения людей в сложных и экстремальных ситуациях общения; · выстраивать взвешенную стратегию выхода из конфликтных ситуаций; · строить социально ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами; · правильно выстраивать личностно ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами; · эффективно использовать все средства психологической защиты от уловок-манипуляций, используемых партнерами по общению; · грамотно вести спор, дискуссию и диалог, умело располагать к себе разных по возрасту, статусу, социальному положению партнеров по общению; · взвешенно и разумно вести переговоры; · одерживать победу в споре; · заинтересовывать и при необходимости располагать к себе собеседников; · общаясь с людьми, грамотно и тактично излагать свои мысли, свободно используя все средства языка и проявляя высокую культуру речи (в ее лексическом, фонетическом и грамматическом аспектах); · правильно выстраивать и психологически оптимизировать общение с представителями СМИ, государственных и общественных организаций; · профессионально критиковать своих подчиненных, используя при этом приемы конструктивной критики; · эффективно выстраивать деловые и субординационные взаимоотношения с начальниками, подчиненными, коллегами по службе; · создавать здоровые морально-нравственные отношения в коллективе, побуждать коллег к безупречному исполнению их служебных обязанностей; · во всех ситуациях делового общения соблюдать этикет и нравственные нормы поведения. Культура общения руководителя наглядно проявляется в сфере межличностного общения. Высокая коммуникативная культура и компетентность руководителя подразумевают овладение конкретными навыками взаимодействия с людьми, такими как умение: · эффективно устанавливать первоначальный контакт с собеседником, используя при этом эффект первого впечатления; · ориентироваться в ситуациях общения, наблюдать и оценивать собеседника; · не только слушать, но и слышать своего собеседника, используя технологию профессионального слушания; · не просто смотреть на собеседника, но видеть в нем даже то, что скрыто от наблюдения, т.е. выявлять его истинные намерения и мотивы поведения; · владеть словом, голосом, интонацией, ясно излагать свои мысли, искусно побуждать, а при необходимости бесконфликтно склонять или принуждать собеседника принять свою точку зрения; · профессионально управлять разговором с помощью правильно сформулированных отрытых, закрытых, информационных, зеркальных вопросов; · быстро распознавать и эффективно нейтрализовыватъ всевозможные уловки-манипуляции, используемые партнерами по общению; · искусно вовлекать оппонента в совместную выработку решения; · убеждать партнера по общению; · искусно преодолевать фонетический, стилистический и логический барьеры недопонимания в разговорном общении; · используя сигналы, подаваемые глазами и мимикой собеседника, узнавать его истинное психическое состояние; · понимать больше, чем произнесено партнером по общению, используя знание о языке жестов и телодвижений; · управлять инициативой, дистанцией в межличностном общении, располагая тем самым к себе собеседника и подводя его к нужному выводу. Это лишь неполный перечень тех коммуникативных знаний и навыков, которыми в совершенстве должен владеть руководитель, выполняя свои повседневные служебные обязанности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|