1.
2.
3.
4.
| Характеристика семейной среды
Состав семьи, профессии, образование, должности родителей.
Экономические и бытовые условия семьи.
Взаимоотношения в семье (близкие, доверительные, отчужденные, дружелюбие, недоброжелательность, конфликтность).
Отношение к ребенку, его деятельности, интересам. Форма предъявления требований (ограничение, поощрение самостоятельности и инициативы и т.д.).
Готовность родителей к сотрудничеству с учителями.
Особенности физического развития и состояние здоровья
Особенности учебной деятельности
Успеваемость по разным предметам.
Отношение к учебной деятельности по отдельным предметам.
Отношение к различным по степени самостоятельности видам учебной работы и успешность в них.
Усидчивость, дисциплинированность.
Мотивы учебной деятельности. Отношение к оценке.
(Методика И.Г. Лускановой «Изучение мотивационной сферы младшего школьника»).
Некоторые индивидуальные особенности школьника
Особенности направленности формирующейся личности – интересы, склонности, увлечения.
В каких видах деятельности наибольшая успешность и продуктивность (игровая, учебная, спортивная, кружковая и т.д.).
Самооценка (устойчивость, адекватность).
(Методика «3 оценки» А.И.Липкиной).
Особенности темперамента и характера (подвижность, скорость реакции, уравновешенность), особенности внешних проявлений чувств (ярко, сильно, почти незаметно и т.п.), устойчивость чувств, глубина переживаний, преобладающее настроение.
Доминирующие черты формирующегося характера (агрессия, стремление к лидерству, открытость, инициативность, умение организовать других, конфликтность, упрямство, замкнутость, боязнь новых контактов, незнакомой обстановки, робость, застенчивость, зависимость от мнения окружающих, доброта, стремление помочь и т.д.).
Способность к целенаправленным волевым усилиям, наличие критичности в оценке своих поступков, организованность, выдержка, настойчивость
(Методика «Наблюдение за индивидуально – психологическими особенностями младшего школьника»).
Особенности внимания: зависимость от характера деятельности; устойчивость, концентрация, переключаемость, объем.
Особенности памяти: преобладающий тип памяти (слуховая, зрительная, моторная и т.п.). Зависимость запоминания и воспроизведения от содержания материала (тексты, цифры, картины, стихи, события и т.п.).
Особенности мышления (особенности усвоения понятий, особенности решения мыслительных задач).
Особенности воображения (степень активности и творческий характер).
Особенности речевой деятельности (словарный запас, степень правильности, точности, выразительности речи, особенности устной и письменной речи).
Особенности эмоциональных проявлений школьников (особенности внешних проявлений чувств, устойчивость чувств, глубина переживаний, преобладающее настроение).
Тревожность (Методика Филипса «Школьная тревожность»).
Волевые качества (особенности саморегуляции, организованность, выдержка, настойчивость).
Воспитанность, развитие личностных качеств (Опросник Л.М.Фридмана для педагогов).
Состояние психомоторики и трудовых навыков (координация глаз-рука, навыки оперирования орудиями труда, характеристика самостоятельно изготовленных изделий).
Заключение: возможные причины отмеченных психических особенностей; роль и место тех или иных особенностей в структуре личности; характер их взаимного влияния друг на друга.
Перспективы дальнейшего развития школьника.
Психолого-педагогические рекомендации по формированию положительных качеств личности и преодолению отрицательных.
| Беседа с родителями и учителями
По материалам медицинской карты.
Беседа с учителем, анализ четвертных, годовых, текущих оценок, наблюдение.
На основе анализа материалов исследования по методике И.Г. Лускановой «Изучение мотивационной сферы младшего школьника».
Результаты наблюдений, беседы с учителем, учащимися, родителями
Наблюдение по схеме, беседа
Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
|