Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение межличностных отношений ребенка в классе




Методом социометрии

Цель исследования: выявить социометрический статус ученика в классе и его ожидания (самооценку) в отношении этого статуса.

В качестве основного метода исследования в данной работе предлагается использовать беседу. При использовании метода бе­седы необходимо соблюдать ряд требований.

1. Исследователь должен четко осознавать цель беседы.

2. Необходимо заранее продумать план беседы, исходя из предварительной информации об учащемся, четко сформулировать вопросы.

3. Содержание и формулировка вопросов должна учитывать возрастные особенности ребенка.

4. Необходимо заранее подготовить протокол для записи результатов исследования.

5. Начало беседы должно быть направлено на установление психологического контакта с учащимся.

6. После завершения основной части диалога необходимо поблагодарить ребенка и выразить удовлетворение по поводу общения с ним.

7. При анализе полученных данных необходимо учитывать всю зафиксированную в протоколе информацию: словесные выска­зывания детей, их тон, мимику, жесты, паузы и т.п.

Объектом исследования для каждого студента являются 3-4 ученика начальных классов. Учеников для исследования желатель­но подбирать из одного класса.

Ход исследования

На первом этапе работы студент методом наблюдения выявляет несколько учащихся (желательно связанных между собой дружескими отношениями), у которых он будет опре­делять социометрический статус. Дальнейшее наблюдение за этими учениками направлено на получение информации, необходимой для установления психологического контакта и формулирования вопросов беседы.

Центральный этап исследования – выявление социометрического статуса ученика в классе в процессе частично стандартизированной беседы на основе количества отвержении и выборов по трем параметрам: интеллектуальному, волевому и эмоциональному.

По каждому параметру делаются последовательно три положительных и три отрицательных выбора. В процессе беседы устанавливается основание выборов. В заключение выясняется, сколько выборов и отвержений ученик ожидает для себя по каждому из параметров.

Возможные вопросы для беседы

I. 1. Если бы ты полетел в космос с ребятами из своего класса, кого бы ты выбрал командиром корабля?

1. Почему бы ты его выбрал?

2. А если бы он не смог лететь, то кого?

3. Почему?

4. А если бы и он не полетел (например, заболел)?

5. Почему ты выбрал его?

6. А кого бы ты ни за что не выбрал?

7. Почему?

8. А кого бы еще ты не выбрал?

9. Почему бы ты его не выбрал?

10. А кроме него?

11. Почему?

II. 1. Если бы тебе надо было решить трудную задачу, к кому из класса ты обратился бы за помощью?

2. Почему бы ты к нему обратился?

3. Назови, пожалуйста, еще двух ребят, к которым ты мог бы обратиться.

4. Почему бы ты обратился к каждому из них?

Остальные вопросы аналогичны вопросам 1. 7-12.

III.1. Как ты думаешь, сколько ребят из твоего класса выберут тебя командиром корабля?

2.А сколько ребят скажут, что тебя нельзя поставить командиром?

IV.1. С кем бы ты поделился своей тайной?

Остальные вопросы аналогичны 1. 2-12.

V. 1. Сколько ребят, по твоему мнению, обратятся к тебе за помощью при решении трудной задачи?

2. Аналогично III.2.

VI.1. Сколько ребят поделятся с тобой своей тайной?

2. Аналогично III.2.

Все ответы фиксируются в протоколе следующего вида:

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных