ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изучение межличностных отношений ребенка в классеМетодом социометрии Цель исследования: выявить социометрический статус ученика в классе и его ожидания (самооценку) в отношении этого статуса. В качестве основного метода исследования в данной работе предлагается использовать беседу. При использовании метода беседы необходимо соблюдать ряд требований. 1. Исследователь должен четко осознавать цель беседы. 2. Необходимо заранее продумать план беседы, исходя из предварительной информации об учащемся, четко сформулировать вопросы. 3. Содержание и формулировка вопросов должна учитывать возрастные особенности ребенка. 4. Необходимо заранее подготовить протокол для записи результатов исследования. 5. Начало беседы должно быть направлено на установление психологического контакта с учащимся. 6. После завершения основной части диалога необходимо поблагодарить ребенка и выразить удовлетворение по поводу общения с ним. 7. При анализе полученных данных необходимо учитывать всю зафиксированную в протоколе информацию: словесные высказывания детей, их тон, мимику, жесты, паузы и т.п. Объектом исследования для каждого студента являются 3-4 ученика начальных классов. Учеников для исследования желательно подбирать из одного класса. Ход исследования На первом этапе работы студент методом наблюдения выявляет несколько учащихся (желательно связанных между собой дружескими отношениями), у которых он будет определять социометрический статус. Дальнейшее наблюдение за этими учениками направлено на получение информации, необходимой для установления психологического контакта и формулирования вопросов беседы. Центральный этап исследования – выявление социометрического статуса ученика в классе в процессе частично стандартизированной беседы на основе количества отвержении и выборов по трем параметрам: интеллектуальному, волевому и эмоциональному. По каждому параметру делаются последовательно три положительных и три отрицательных выбора. В процессе беседы устанавливается основание выборов. В заключение выясняется, сколько выборов и отвержений ученик ожидает для себя по каждому из параметров. Возможные вопросы для беседы I. 1. Если бы ты полетел в космос с ребятами из своего класса, кого бы ты выбрал командиром корабля? 1. Почему бы ты его выбрал? 2. А если бы он не смог лететь, то кого? 3. Почему? 4. А если бы и он не полетел (например, заболел)? 5. Почему ты выбрал его? 6. А кого бы ты ни за что не выбрал? 7. Почему? 8. А кого бы еще ты не выбрал? 9. Почему бы ты его не выбрал? 10. А кроме него? 11. Почему? II. 1. Если бы тебе надо было решить трудную задачу, к кому из класса ты обратился бы за помощью? 2. Почему бы ты к нему обратился? 3. Назови, пожалуйста, еще двух ребят, к которым ты мог бы обратиться. 4. Почему бы ты обратился к каждому из них? Остальные вопросы аналогичны вопросам 1. 7-12. III.1. Как ты думаешь, сколько ребят из твоего класса выберут тебя командиром корабля? 2.А сколько ребят скажут, что тебя нельзя поставить командиром? IV.1. С кем бы ты поделился своей тайной? Остальные вопросы аналогичны 1. 2-12. V. 1. Сколько ребят, по твоему мнению, обратятся к тебе за помощью при решении трудной задачи? 2. Аналогично III.2. VI.1. Сколько ребят поделятся с тобой своей тайной? 2. Аналогично III.2. Все ответы фиксируются в протоколе следующего вида:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|