ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Карта групповой дифференциацииУсловные обозначения: - мальчики - взаимная симпатия - девочки - не взаимная симпатия
Анализ и интерпретация данных На основе полученных данных производится качественный и количественный анализ социометрического статуса младшего школьника и оценки им своего места среди одноклассников. Анализ производится по следующим направлениям. 1. Социометрический статус учащегося в классе (по сумме «+» и «-» по всем критериям). Ученик может быть отнесен к лидерам, «отверженным», «болоту» (к лидерам, если его выбрали 75% учеников, к «отверженным» – менее 25%). 2. Уровень социальных притязаний (по количеству ожидаемых ребенком «+» и «-»: высокий, средний, низкий). Высокий уровень – если ожидает выборов от 70% одноклассников, низкий – если меньше, чем от 30%. 3. Адекватность уровня социальных притязаний (на основе сравнения уровня социальных притязаний и реального социометрического статуса ребенка: адекватный, неадекватный завышенный, неадекватный заниженный). На заключительном этапе исследования проводится наблюдение за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности, чтобы установить, соответствуют ли данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, реальному поведению детей. Результаты наблюдения оформляются протоколом произвольной формы. Формы отчетности 1. Протоколы бесед с учащимися. 2. Протоколы наблюдений. 3. Протоколы обработки результатов. 4. Письменный анализ результатов обследования. 5. Рекомендации к организации работы с учителем с изученными учениками и классом в целом. Выявление характера нравственного опыта у членов коллектива
Обращение-инструкция: «Ребята, приходилось ли вам ради других в чем-то себе отказывать, чего-то лишаться, что-то отдавать? Ответить на этот вопрос можно с помощью шкалы, где крайние полюса означают: «Очень часто», «Никогда». Очень часто Никогда Свободное время х х Развлечение х х Вещь х х Удобства х х Первенство х х Спокойствие х х Безопасность х х Похвала х х Хорошая оценка х х Что еще? Нужно обвести один из крестиков на каждой «ступеньке», это и будет ответом, насколько часто или, напротив, редко приходилось поступать определенным образом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988. 2. Психологические тесты. Раздел 1. /Под ред. А.А.Карелина. М., 1999. Методика «Картинки» классных коллективов» Детям предлагаются «картинки» описания коллектива с предшествующей инструкцией: «Ребята, сейчас я вам прочитаю сочинения двух учеников о классах, в которых они учатся. Вам нужно внимательно послушать их, а затем подумать, какой из рассказов можно принять за описание вашего класса». Картинка 1. «Я думаю, что наш класс дружный. Почти все ребята любят школу, и только немногие приходят в класс в плохом настроении. Нам нравится играть вместе, обсуждать книги и фильмы, меняться марками, вкладышами. Но все мои друзья – мальчишки, потому что у девчонок другие интересы, и на переменах они чаще всего собираются своими группами. Всем в классе нравятся увлекательные дела, только они бывают редко, и всегда их придумывают и организуют взрослые. Если дело получается интересным, ребята становятся сразу дружнее, и никому не хочется расходиться по домам. В такие дни нам хорошо вместе: и мальчикам, и девочкам. Особенно здорово дела проходят, если мы сами готовим и проводим их. Плохо только, что этим чаще занимаются одни и те же ребята, а другие остаются в стороне. Или бывает, что, собравшись готовить дело, мы никак не можем начать работу, а вместо этого бегаем, шумим, дурачимся. Но хуже всего, когда кто-нибудь, кому поручено ответственное дело, не приходит и подводит весь класс. Но, несмотря на все это, жизнь в классе может стать намного интереснее, если мы постараемся». Картинка 2. «Я люблю свой класс. У меня много друзей, и мальчишек, и девчонок, и я точно знаю – если я заболею, то все будут переживать за меня. Жизнь нашего класса напоминает бурное море, которое никогда не успокаивается. Сначала мы вместе планируем день, правда, при помощи взрослых, говорим о том, что и как будем делать. Потом каждый принимает участие в подготовке того дела, которое ему интересно, и не бывает так, чтобы кто-нибудь остался в стороне. Конечно, не всегда все получается, поэтому после дела мы всегда все вместе все обсуждаем, что было хорошо, что плохо, что и как нужно исправить. У нас в классе есть свои традиции – например, «День именинника», где все «защищают» «свое» время года – когда кто родился. На этот праздник приходят наши родители и друзья. Вообще все мы большая, дружная семья, у которой радости и беды, успехи и неудачи общие». Дети на листочке бумаги выбирают первую или вторую картинки. Методика «Цветопись» (по А.Н. Лутошкину) Детям предлагается с помощью специальных обозначений ежедневно заполнять «дневник» своего настроения, а затем учитель составляет цветоматрицу, в которой против каждой фамилии закрашивается указанный ребенком цвет. Использовать такой дневник постоянно – дело трудоемкое, но в определенные периоды (например, если педагогу нужно проследить эмоциональное воздействие каких-то событий на класс) весьма полезно. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|