ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕСубъектная организация лирического произведения Лирическое произведение есть произведение, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи. Такова схема формально-субъектной организации лирического произведения[21]. Весь текст лирического произведения организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной точкой зрения[22]. Такова схема содержательно-субъектной организации лирического произведения. Как справедливо замечает Л. Я. Гинзбург, лирическое стихотворение устанавливает с читателем молниеносный и безошибочный контакт[23]. Сущность его заключается в том, что сразу же вводятся в действие, называются, обозначаются такие ценности, которые поэт предполагает для читателя обязательными[24]. Именно так поступает Ломоносов, начиная оду 1747 года знаменитым «Царей и царств земных отрада...», или Лермонтов, откры-
С. 34 вая «Родину» признанием: «Люблю отчизну я»... Но дело этим обычно не ограничивается. Как только взаимопонимание с читателем установлено, лирик начинай надстраивать над ценностями исконными, бесспорными и общеобязательными свою особую, индивидуальную систему ценностей, которую он стремится сделать для читателя столь же необходимой и бесспорной, как исходная. «Цари» и «земные царства» нужны Ломоносову для того, чтобы он мог тут же, во второй строке, придать силу и убедительность прославлению «возлюбленной тишины», то есть мира. А у Лермонтова «Отчизна» раскрывается затем как родная природа и народ. Возможен и другой путь: поэт начинает с прямого называния антиценностей—того, что противостоит его норме («Быть знаменитым некрасиво!» у Пастернака. «Нет, я не дорожу мятежным наслаждением» или «Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова» у Пушкина). За такими отрицаниями уже сквозят очертания подлинных ценностей, которые затем почти всегда называются прямо. Порой, читая стихотворение, мы становимся сопричастными самому процессу выработки, осознания новых ценностей («Вчерашний день часу в шестом» — Некрасова). Наконец, стихотворение может строиться как перечисление ценностей («И скушно и грустно» Лермонтова, «Три ключа» Пушкина). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|