ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выражения авторского сознания в лирикеУстановив, какой тип субъектно-объектных отношений в данном лирическом стихотворении, мы еще не установили, какова субъектная форма выражения авторского сознания в лирической системе или подсистеме, в которую входит стихотворение. Субъектная форма выражения авторского сознания, объединяющая систему или подсистему, определяется в зависимости от того, какой тип субъектно-объектных отношений преобладает. Образ лирического героя объединяет стихотворения, в которых на первом плане субъект в его отношении к объекту. Часть же стихотворений, включаемых в систему, может характеризоваться тем, что в них на первом плане объект и отношение к нему. Таковы, например, в лирической системе Лермонтова, объединяемой образом лирического героя, стихотворения «Тучи», «Сосна» и др. С другой стороны, в лирической системе, объединяемой образом собственно автора, преобладают стихотворения, в которых на первом плане объект и отношение к нему, а субъект непосредственно не воспринимается. Но в эту систему могут входить отдельные стихотворения (их меньшинство), в которых на первом плане — субъект в его отношении к объекту. В обоих случаях меньшинство стихотворений не образует самостоятельной субъектной формы. Оно воспроизводит грань сознания субъекта, объединяющего систему или подсистему. В тех случаях, когда стихотворения с разными типами субъектно-объектных отношений тяготеют к разным субъектным формам (циклизуются вокруг разных субъектов) возникает многоэлементная лирическая система. Естественно, что в стихотворениях, отличающихся по типу субъектно-объектных отношений от основного состава стихотворений, образующих систему или подсистему, обнаруживаются какие-то стороны, связывающие их с системой или подсистемой в целом. Покажем это на примере стихотворения Пастернака, которое мы выше уже анализировали.
С. 38 Мы видели, что в стихотворении на первом плане — субъект в его отношении к объекту. Между тем в подавляющем большинстве стихотворений поэта господствует иной тип субъектно-объектных отношений: объект и отношение к нему. Всмотревшись пристальней в стихотворение «Во всем мне хочется дойти...», мы обнаруживаем, что, отличаясь от подавляющего большинства стихотворений Пастернака, оно в то же время с ними связано и органически в систему включается. Об отличии этого стихотворения от других стихотворений Пастернака мы уже сказали. Теперь предстоит показать сходство. Оно заключается в следующем. Тот тип лирического творчества, который мечтается «я»,— это не лирическое самораскрытие, а лирическое воспроизведение мыслей и чувств, отвлеченных от «я». О чем бы он написал («О, если бы я только мог...»)? Не с «я», одержимом страстью, а о свойствах страсти. Он раскрыл бы себя опосредованно — через рассказ о человеческих чувствах, как бы отвлеченных от определенного человека. «Я», выступающее открыто в начале стихотворения (человек, одержимый жаждой ясности и познания), намечает программу лирического творчества, в котором на первом плане будет не «я», а картина мира. Это, по существу, программа творчества, которая реализовалась в лирической системе Пастернака. В известной мере она реализовалась уже в этом стихотворении. Субъект определяется не только и не столько по прямым самохарактеристикам, сколько по тому, как он обнаруживается в строе стихотворения, в тексте. Между программой, декларируемой в начале стихотворения, и типом духовной организации, обнаруживаемом в тексте, соответствие несомненно. Жажда ясности, последнего итога, понимания в облике формулы поддерживается способом лирического изложения, в котором очень важную роль играет перечислительная конструкция («в работе, в поисках пути, в душевной смуте»; «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты»). Ясные, гармонически-стройные конструкции заполнены лексическим материалом, обладающим определенно-предметным значением (работа, ладони, сад, осока и т. д.). Однако уже здесь обнаруживается и иной лексический слой, ориентированный на особую область внутренней жизни (душевная смута, дрожание жилок и т. п.). Расчлененность уступает место нерасчлененности, четкость — зыбкости, ясность —неопределенности. К на синтаксическом уровне обнаруживается такой тип конструкций, который передает напряжение и вспышку чувства («О, если бы я только мог...»!). Стихотворение движется от прокламируемой взыскуемой предельной расчлененности и ясности к картине реальной внутренней жизни с ее непростотой, запутанностью, кипением страстей, клубящимся переплетением настроений. С. 38 Лирический герой Не следует полагать, что в творчестве любого поэта-лирика есть лирический герой[28]. Лирический герой — это особая форма выражения авторского сознания. Что же характерно для лирического героя? 1. Лирический герой — это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром, внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние и пр. 2. Для облика лирического героя характерно некое единство. Прежде всего это единство внутреннее, идейно-психологическое: в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру г к самой себе. 3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека. 4. Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта — реально существующего человека. Читатель отождествляет создание и создателя. Из сказанного явствует, что нельзя судить о лирическом герое по одному стихотворению: он раскрывается либо во всем творчестве поэта, либо в каком-то цикле его произведений. Примером лирической системы, объединяемой сквозным образом лирического героя, может служить раннее творчество Лермонтова (См. Изучение текста, с. 58—61). Предлагаем студенту ответить на следующие вопросы: 1. Что такое лирическая система? 2. Какие признаки характерны для такой формы выражения авторского сознания в лирике, как лирический герой? После этого рекомендуем самостоятельно охарактеризовать лирического героя в поэзии Полежаева, Огарева, Есенина, Маяковского (дореволюционного периода творчества), Блока. Напоминаем, что материалом для анализа должно служить все лирическое творчество. В процессе анализа от стихотворения к стихотворению улавливаются и группируются некие сходные идейно-психологические и биографические черты, которые затем складываются в единый художественный образ лирического героя. Перед тем как приступить к этой работе, студенту следует перечитать раздел «Автор биографический и автор как художественный образ».
С. 40 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|