ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДОВВводные замечания Мы познакомились со схемами субъектной организации эпоса, лирики и драмы. Разумеется, в живом процессе литературного творчества каждая из этих схем реализуется во множестве разновидностей, определяемых мироотношением писателя, характером его таланта, спецификой конкретной идейно-художественной задачи, своеобразием историко-литературных традиций и многими другими факторами. Следует также иметь в виду, что литературные роды находятся в процессе непрерывного взаимодействия: практически почти не существует произведений, в которых нельзя было бы обнаружить признаки разных родов. Но произведение не утрачивает при этом качественно родовой определенности: это объясняется тем, что одно родовое начало обычно является в нем господствующим, тогда как другие этому началу подчиняются, на него работают, с ним согласуются. Родовая принадлежность произведения зависит, таким образом, от преобладания признаков какого-либо одного рода. Сравнительно нетрудно выделить в отдельном произведении признаки разных родов и определить их иерархию, характер их субординированности. Серьезные трудности начинаются там, где мы стремимся в общем виде описать закон связи и сочетания разных родовых стихий в пределах одного произведения, принципы их взаимодействия. С. 48 Родовая характерность литературного произведения, как мы видели в предыдущих разделах, зависит от сочетания конкретной формально-субъектной и содержательно-субъектной организации. Для каждого рода есть своя формально-субъектная организация и преобладающий тип содержательных субъектно-объектных отношений, то есть преобладающая точка зрения. Взаимодействие родов происходит таким образом, что наибольшей устойчивостью обладает формально-субъектная организация, содержательно же субъектная организация оказывается сферой, в гораздо большей степени подверженной изменению. К содержательно-субъектной организации, соответствующей данной формально-субъектной организации, присоединяется иная, характерная для другого литературного рода. Иными словами, к данной точке зрения, обязательно присущей литературному роду, присоединяется другая, свойственная иному роду. Возможны разные соотношения этих двух точек зрения — от гармонии и равновесия до полной ассимиляции и вытеснения. Таким образом, взаимодействие родовых начал в пределах одного произведения может в идеале привести к тому, что с формально субъектной организацией одного рода совместится содержательно-субъектная организация другого рода. Но это — идеальная схема, практически столь же мало реальная, как к схемы субъектной организации «чистых», беспримесных родов, с которыми мы познакомились раньше. В действительности мы встречаемся в художественной литературе с бесконечным множеством переходных форм. Более определенное и детальное представление о них можно получить, рассматривая каждый литературный род во взаимодействии с другими. Эпос и другие роды Для содержательно-субъектной организации эпического произведения характерна, как мы видели выше, преобладающая роль пространственной точки зрения. При всех изменениях, которым подвергается эпос в процессе осложнения иными родовыми началами, господство пространственной точки зрения остается постоянным. Этим — в сочетании с сохранением формально-субъектной организации — обеспечивается устойчивость и качественная определенность эпоса как рода. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|