Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разновидности субъектов сознания в отдельном лирическом произведении




В предыдущем разделе мы описали общую схему субъектной организации лирического стихотворения. Нам предстоит теперь познакомиться с разными видами субъектов сознания в отдельном лирическом стихотворении.

Мы указали выше, что субъект сознания в лирике характеризуется прямо-оценочной точкой зрения. Различаются же субъекты сознания в зависимости от того, насколько заметны они в тексте и насколько обращают на себя внимание при непосредственном восприятии. Степень заметности субъекта сознания определяется тем, с каким объектом он связан прямо-оценочной точкой зрения[25].

Рассмотрим два стихотворения: Брюсова «Хвала человеку» и Пастернака «Во всем мне хочется дойти...» — и постараемся на их примере разграничить важнейшие виды субъектов сознания в лирическом стихотворении.

В обоих стихотворениях, как и в любом лирическом стихотворении, субъект сознания связан с объектом сознания прямо-оценочной точкой зрения. Но воспринимаются стихотворения по-разному.

Когда мы читаем стихотворение Брюсова, для нас важен тот, кому оно посвящено (по принятой нами терминологии — объект сознания) — человек, неутомимый строитель, пытливый исследователь и дерзкий путе-

С. 35

шественник. Разумеется, этот герой кем-то увиден и изображен: кто-то о нем размышляет, им восторгается, предсказывает его грядущие победы. Но этот «кто-то» (по принятой нами терминологии — субъект сознания) при непосредственном восприятии для нас не существует: мы его не замечаем и о нем не думаем. Созданные им картины, его мысли и чувства как бы отделились от своего творца и носителя. Не он нам важен, а его отношение к человеку — хвала Человеку (по принятой нами терминологии — прямо-оценочная точка зрения).

В стихотворении Пастернака поэт говорит о себе, о своем творчестве. Иными словами, субъект сознания является в нем одновременно и объектом сознания. Разумеется, в ходе анализа их можно разделить. Можно сказать: есть тот, для кого существует представление о высокой норме — ясности, расчлененности, понятости, сформулированности (субъект сознания), есть ют, кто влюблен в жизнь, цветы, краски, формы и одержим жаждой творчества, неистовым стремлением воспроизвести в искусстве трепетную первозданность бытия (объект сознания); и есть соотношение между системой ценностей, носителем которых является субъект, с одной стороны, внутренним обликом и возможностями некоего человека (объекта), с другой.

Но это разграничение явно носит условный характер. Суть и источник обаяния, которым обладает для нас стихотворение, в том и заключается, что носитель высокой аналитической нормы и одержимый творец представлены в нем как один человек, который на наших глазах сопоставляет идеал и действительность, мечту и реальность, норму и ее воплощение. Это соотношение, сравнение и есть то, что в нашей системе понятий называется прямо-оценочной точкой зрения.

Итак, в первом стихотворении субъект сознания растворен в тексте, скрыт, не заметен при непосредственном восприятии. Во втором — субъект сознания явно организует художественный текст, заметен при непосредственном восприятии. Это различие между субъектами сознания по степени заметности, открытости, или, наоборот, растворенности в тексте зависит от того, что субъекты сознания связаны с разными объектами. В первом случае субъект и объект разделены и, следовательно, не совпадают. Во втором же субъект и объект совпадают; субъект является одновременно объектом.

Субъект, растворенный в тексте, незаметный при непосредственном восприятии, и субъект, открыто организующий текст, заметный при непосредственном восприятии — таковы две важнейшие разновидности носителей сознания в отдельном лирическом стихотворении. Для полноты картины нам нужно теперь познакомиться еще с одним субъектом сознания в лирике и особым случаем субъектной организации лирического стихотворения. Рассмотрим этот случай на примере стихотворения Некрасова «Катерина».

По субъектной организации «Катерина» как будто мало чем отличается, от рассмотренного нами ранее стихотворения Пастернака. Есть героиня стихотворения (Катерина), открыто организующая весь текст произведения (субъект сознания). Она же является и объектом сознания. Правда, пред-

С. 36

ставление героини о Жизненной норме соотносится (прямо-оценочная точка зрения) не с ее характером (она совершенно не склонна и не способна к самоанализу), а с бытовыми обстоятельствами ее жизни.

Но непосредственное читательское чувство говорит нам о том, что стихотворения резко отличны друг от друга и субъектно-объектные отношения в них не совпадают. Анализ помогает прояснить это ощущение и понять его источник.

Перед нами — один из характерных образцов так называемой ролевой лирики. В ролевом стихотворении объектом является субъект с его прямо-оценочной точкой зрения. Отношение Катерины к себе, мужу, его родне сами оцениваются. Правда, эта оценочная точка зрения выступает в форме фразеологической. Следовательно, у героини здесь двойная функция. В своем отношении ко всему, что изображено в стихотворении, она субъект сознания. По отношению же к другому, более высокому сознанию, она выступает как объект. Обратим внимание на то, что заглавие стихотворения («Катерина») явно принадлежит не Катерине: некто называет ее и, таким образом, определяет как объект. Название стихотворения, следовательно, служит первоначальным средством установления дистанции между читателем и героиней: здесь она только объект. Потом, в основном тексте стихотворения, она становится субъектом сознания, не утрачивая при этом своей объектной функции.

Таким образом, субъект сознания (тот, кто организует основной текст ролевого стихотворения) по открытости, заметности в тексте близок к субъекту сознания во втором рассмотренном нами стихотворении («Во всем мне хочется дойти»). Разница в том, что в стихотворении Пастернака субъект является только собственным объектом, тогда как в ролевом стихотворений Некрасова субъект является и собственным объектом и объектом иного, более высокого сознания. Внешним показателем, позволяющим без труда отделить ролевое лирическое стихотворение от обычного лирического стихотворения, является обязательное использование в первом фразеологической точки зрения.

Лирическая система

Путь к пониманию отдельного стихотворения лежит через анализ всей лирической системы поэта. Под лирической системой следует понимать совокупность лирических стихотворений, объединяемых отчетливо выраженным единым авторским отношением к действительности и общим художественным строем. Разумеется, мы можем анализировать и отдельное стихотворение[26], отвлекаясь от системы, либо не зная ее. Но такой подход, во-первых, связан с большими трудностями, и, во-вторых, при этом, возможно, окажутся незамеченными и неосознанными существенные стороны стихотворения, которые обнаруживают себя и обретают смысл лишь тогда, когда стихотворение вмещено в систему.

 

С. 37

Лирическая система организуется образом автора. Формы выражения авторского сознания в лирике разнообразны. Важнейшими из них являются лирический герой, собственно автор и герой ролевой лирики.

Лирические системы, в которых автор выражает себя через одну форму (он предстает перед нами либо только как лирический герой, либо только как собственно автор), и система ею исчерпывается, мы будем называть одноэлементными. Примером одноэлементных лирических систем может служить поэзия Огарева, Добролюбова, Майкова, Фета, Лермонтова[27].

В других случаях автор выражает себя через выбор, сочетание и соотношение различных форм. Такие лирические системы мы будем называть многоэлементными. Примером многоэлементных систем может служить поэзия Жуковского, Козлова, Пушкина, Баратынского и Некрасова.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных