Противоположность либерализма и меркантилизма
Между либерализмом и меркантилизмом существует полная обратная содержательная симметрия.
Если меркантилисты считают, что экономическая деятельность есть форма повышения мощи Государства и одно из главных составляющих его национальных интересов, то либералы, вслед за Смитом, настаивают на том, что природа хозяйственной деятельности основана на духе частного предпринимательства, где оптимальные результаты получаются тогда, когда Государство вообще в экономические процессы не вмешивается. Экономика должна быть полностью освобождена от политики, протекционизма или регуляции, и свободный рынок создаст сам по себе, через свободную и мирную конкуренцию между отдельными его участниками, оптимальные условия для повышения материального богатства и благополучия каждого. Либерализм поэтому настаивает на изгнании Государства из экономики.
Либерализм рассматривает предпринимательство как область резко отличную от политики. Занятие экономикой — это дело гражданского общества. Политика — область насилия и принуждения. Экономика — область мирной конкуренции, где конфликты всегда опосредованы. Политика заботится об общем. Экономика о частном, отсюда абсолютизация частной собственности как высшей ценности. Но забота о частном, согласно либералам, «здоровый эгоизм» ведет не к «войне всех против всех», как у Гоббса, а к процветанию каждого, а значит, всех вместе. Адам Смит был жарким приверженцем философии Локка и рассматривал человеческое существо как подверженное улучшению и прогрессу. В политике реализуется агрессивная сторона человека, и Государство, Левиафан, является кульминацией этой логики. Эгоизм, выраженный политически как воля к доминации, ведет напрямую к войне. В экономике, напротив, эгоизм выражается как воля к благополучию, комфорту, богатству, а это предполагает условия мира. Поэтому при всей остроте экономической конкуренции ее сущность в том, чтобы оставаться в рамках, исключающих насилие. Отсюда вытекает предельная формулировка либеральной идеологии: политика — это война, экономика — это мир. Или иначе: политика (государство) — это зло, рынок — это благо.
Такое (предельное) отношение к Государству у либералов распространяется на внутреннюю политику и на внешнюю. Во внутренней политике либерализм настаивает на невмешательстве Государства в рынок. Любое вмешательство есть насилие над миролюбивой и гибкой стихией экономического роста, считают либералы. Поэтому самое лучшее Государство — то, которое полностью устраняется из экономики и предоставляет рынку развиваться в соответствии со своими внутренними законами и тенденциями. Логика рынка («невидимая рука») сама все расставит по местам наилучшим образом. Государство либералы готовы терпеть в той мере, в какой существуют угрозы безопасности. Но его роль в качестве экономического актора в идеале должна быть сведена к нулю.
Во внешней политике действует тот же принцип: для материального процветания населения двух разных Государств оптимальной формой взаимодействия является полностью открытая, свободная, беспошлинная и бестаможенная торговля, на которую не распространялись бы никакие ограничения со стороны обеих Государств. Таким образом, либералы мыслят оптимальные условия для накопления обществом богатств при условии удаления Государства из поля экономики и во внутренней и во внешней политике. Свобода хозяйства, свобода торговли как сущность либерализма есть свобода от Государства, свобода от политики, свобода от мышления в категориях силы.
Здесь становится понятным глубокое и принципиальное расхождение между либералами и реалистами по основным мировоззренческим позициям: реалисты мыслят прежде всего в терминах политики (силы, могущества, Государства), а либералы — в терминах экономики (индивидуальности, частной собственности, обогащения, материального накопления, технического прогресса). Оба направления принимают капитализм как данность и, более того, как наилучший политико-экономический строй. Поэтому и те и другие в основных глубинных установках защищают статус-кво, Новое время, условия Модерна. Но в остальном они радикально расходятся: для реалистов капитализм есть прежде всего политическое явление, для реалистов — экономическое.
Поэтому для либералов в МО экономика не просто одна из областей рассмотрения всей системы международных отношений, но сама сущность социальных процессов. Для реалистов капитализм — это состояние, которое следует поддерживать. Для либералов — состояние, которое следует развивать. В международной сфере реалисты видят ситуацию как «игру с нулевой суммой» (у одних прибывает, у других убывает). Либералы верят, что развитие мировой экономики — это «игра с положительной суммой», и каждый, кто играет в нее адекватно, выигрывает. Отсюда либеральный прогрессизм, святая вера в неуклонный экономический рост и возможность мировой капиталистической системы справиться с любыми кризисами.
Объяснение природы экономических кризисов у либералов в МО, как правило, строится по модели либо вмешательства политики (Государства) в естественное развитие рынка, либо недостаточной развитости рыночной инфраструктуры у отдельных игроков. Одним словом, «всегда и во всем виновата политика», а «спасением всегда и во всем является свобода» и развитие рынка — вплоть до превращения всей планеты в единый мировой рынок. Разделение труда, равно как и делокализация промышленных мощностей, в такой перспективе видится как оптимальная форма организации мировой экономики: двигаясь по пути максимализации прибыли, рынок сам выбирает оптимальные пути, и каждый экономический актор, вплоть до индивидуума, действующий в своих эгоистических интересах, косвенно содействует процветанию всех, всего человечества.
Здесь мы видим мировоззренческие основания экономической глобализации как кульминационного проекта либералов. Преодоление всех национальных границ должно привести к возникновению на всей планете «Единого Мира» (One World) или «Мировой Политии» (World Polity). Эта цель либералами осмысляется не столько в терминах Мирового Правительства, хотя именно оно рассматривается как переходный момент от Вестфальской международной системы к системе глобальной, сколько Мирового Управления. Различие в терминах «Правительство» («Governement») и «Управление» («Governance») существенно. Правительство предполагает политику и Государство (пусть всемирное), т. е. могущество, силу и насилие, тогда как Управление может рассматриваться как форма организации или менеджмента торговой фирмы или промышленного предприятия. Настоящим идеалом либералов является именно «Мировое Управление», когда все человечество превратится в единый открытый мировой рынок. Именно такая утопическая картина описана либеральным философом Ф. Фукуямой в его знаменитой работе о «конце истории»[xxii].
Подытожим основные различия между меркантилизмом и либерализмом в сводной таблице.
Меркантилизм
| Либерализм
| государство — главный актор
| Предприниматель — главный актор
| Экономика как вид силы
| Экономика как форма мирного предпринимательства
| Международные отношения в экономике — игра с нулевой суммой
| Международные отношения в экономике — игра с положительной суммой
| Сохранение Государства
| Преодоление Государства
| государство — важный актор во внутренней экономике и главный актор во внешней (государственная монополия на внешне торговую деятельность)
| государство должно уйти из внутренней экономики и не препятствовать свободной торговле и развитию прямых связей во внешней
| государства сохраняются в глобальном мире
| государства исчезают в глобальном мире, который становится единым мировым рынком
| Главенство политики, мышление в терминах силы (power)
| Главенство экономики, мышление в терминах свободного рынка (free market)
| Создание предпосылок для (пусть относительной) национальной автономии и экономической безопасности (национальная экономика, автаркия больших пространств)
| Глобальное разделение труда, экономическая глобализация; бурное развитие НПО и разнородных сетей
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|