Неолиберализм и МПЭ
Неолибералы в МО продолжают основную линию классического либерализма, отстаивая и развивая сердцевинный набор базовых тезисов. Принципиальным отличием от классического либерализма в их случае становится то, что они имеют возможность не просто прогнозировать глобализацию и становление транснациональной мировой экономической системы, но и эмпирически исследовать ее, т. к. во второй половине XX века, и особенно после 1989 года и краха «социалистического лагеря», процессы глобализации стали едва ли не главным содержанием международных отношений. Экономика становится глобальной ускоренными темпами, значение национальных Государств в экономической сфере неуклонно сокращается, и этот процесс является именно тем, что предсказывали либералы, что считали высшим благом и к чему они стремились. Поэтому неолиберальные теории рассматривают нынешнюю ситуацию в мировой экономике как в целом оптимистическую. По выражению Дж. Хобсона[xxiii], лейтмотивом либералов сегодня является высказывание «the things will go only better» («все будет идти только лучше и лучше»), тогда как лейтмотивом реалистов, напротив, «the things will go only bitter» («все будет идти только хуже и хуже»). В любом случае, неолибералы за последние полвека существенно приблизились к тем горизонтам, которые намечали еще первые основатели этого направления.
В области МПЭ можно выделить неолиберальные концепции Р. Киохейна и Дж. Ная, которые часто называют «теорией взаимозависимости» [xxiv]. Киохейн и Най выделяют в международных отношениях два основных уровня: «высокая политика» (все связанное с Государствами) и «низкая политика» (куда относится и экономика). С их точки зрения, начиная с 1950 годов, взаимозависимость между развитыми капиталистическими странами развивалась в сторону смещения баланса в пользу «низкой политики», т. к. эгоистические столкновения между Государствами для реализации жестко эгоистических национальных интересов (по модели реалистов) становились практически невозможными. Следовательно, начался активный рост таких акторов, которые не имели строгой привязки к национальной единице — например, Транснациональные Корпорации (ТНК). Смещение акцента в сторону «низкой политики» сопровождалось следующими явлениями:
1) государства перестают быть когерентными единицами;
2) военная сила становится менее эффективным инструментом;
3) экономические и финансовые инструменты делаются более эффективными;
4) проблема благосостояния индивидуумов и семей увеличивает значение, тогда как значение военной безопасности падает[xxv].
Этот список фиксирует важнейшие изменения всей интернациональной системы. Взаимозависимость Государств порождает новую политическую географию, где аккумуляция финансовой или, шире, экономической мощи, может оказаться не связанной с каким-то одним национальным образованием. Или монополия в определенных видах промышленности может никак не влиять на общий политический вес отдельной страны. Постепенное отступление Государств из экономики породило новые ситуации, где благоприобретателями и в то же время заказчиками и контролерами результатов экономической деятельности стали одновременно субъекты микроэкономики (отдельные домохозяйства, индивидуумы — в полном отрыве от национальной системы хозяйства) и транснациональные макроэкономические структуры (также утратившие связь с конкретным Государством).
Три уровня экономики — индивидуальный, национальный и глобальный — распределились таким образом, что средний, национальный уровень, служивший главной диспетчерской инстанцией, задающей правила игры и во внутренней экономике, и во внешней, резко утратил свои позиции, которые перераспределись на два других уровня.
Практическим ответом на такие изменения должен стать неолиберальный институционализм. Этой теме Киохейн посвятил работу, которая считается программным текстом современного неолиберализма — «После гегемонии» [xxvi]. В ней Киохейн следует за неореалистской Теорией гегемонистской стабильности, показывая, что эпоха единоличной доминации США в мировой политике и экономике завершилась так же, как когда-то сошла на нет мощь Британской империи. Сыграв важную роль в процессе глобализации, США как национальное Государство (пусть имперского типа) не может более удерживать эти позиции. На смену американской гегемонии должны прийти транснациональные институции, которые более адекватно отражали бы изменение баланса трех уровней мировой экономики. Эти международные институции должны быть построены на принципах транснациональной кооперации и демократических режимов интернационального масштаба. Они должны образовать новое измерение глобальных процессов, где экономические интересы индивидуумов были бы напрямую замкнуты на макроэкономические структуры. Глобальное Управление должно постепенно обрести институциональную базу, но путем к этому должна стать интенсификация межгосударственных коммуникаций по всем представимым вопросам в контексте развиваемых постепенно институций. Для либералов-институционалистов образцом таких институций являются различные комиссии и форумы Евросоюза, посвященные как глобальным вопросам, так и локальным проблемам, вплоть до индивидуального уровня соблюдения прав человека (Страсбургский суд как пример такой институции).
Для Киохейна важным представляется вопрос об интернациональных режимах. Кооперация между Государствами в разные моменты приобретает разные выражения, фиксирующиеся в определенных режимах. Эти режимы оказываются иногда более устойчивыми, нежели политические обстоятельства их породившие, Отсюда встает вопрос: не является ли само существование интернациональных режимов фундаментом будущих глобальных институций, которые должны прийти на смену американской гегемонии?
Для МПЭ имеет большое значение, что режимы, предлагаемые неолибералами в качестве глобальных транснациональных институций будущего, по их мнению, должны быть основаны на рыночном либерализме, свободной торговле и принципе laissez-faire, что представляло бы собой полное замещение политики экономикой в духе классических либеральных теорий.
Еще более смелые проекты предлагают в сфере МПЭ финские теоретики либерально-институционалистского направления Тейво Тейвайнен и Хейкки Потомякки. В своей книге «Возможный мир: демократические трансформации глобальных институций»[xxvii] они описывают модель глобального общества, в котором капитализм будет напрямую связан со структурами глобальной демократии и правами человека, а экономизм будет выражен политически таким образом, чтобы вообще снять все линии политического напряжения, которые порождаются заложенным в политике насилием [xxviii]. Концепции Тейвайнена представляют собой наиболее оптимистичные (с либеральной точки зрения) прогнозы развития мировой экономической системы, преодолевающей свои противоречия через расширение и углубление либеральной демократии и вытеснение классической политики.
Марксизм: Капитал
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|