Марксизм и капиталистическая экономика
Согласно Марксу, человеческая история определяется диалектикой производительных сил (технологий) и производственных отношений (сводимых к отношениям между классами). Главной целью человеческого существа является поддержание жизни, что возможно только благодаря труду. В ходе трудовой деятельности происходит развитие производительных сил, чей уровень определяет фазу исторического развития общества (по цепочке примитивный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм и в будущем социализм и коммунизм). На каждом уровне растет качество технологий, позволяющих все успешнее обеспечивать базовые потребности человека.
Однако по мере развития производительных сил появляются классы. Одни члены общества присваивают себе произведенные другими излишки и занимают в обществе высшее положение. Далее они закрепляют свое господство с помощью различных социальных форм (религия, традиция, культура и т. д.), что на практике сводится к легитимации собственности на средства производства, сосредоточенной в руках эксплуататоров. Каждый виток развития производительных сил делает общество все более сложным. Параллельно этому изменяются социально-политические модели господства, становящегося все более и более жестким. При переходе к капитализму экономическая подоплека человеческой истории (базис, инфраструктура) обнажается, и эксплуатация приобретает чисто экономический характер. Классы поляризуются на две группы, выделяемые на сей раз по чисто экономическому признаку: буржуазия, обладающая собственностью на средства производства (технологии), присваивающая прибавочную стоимость, произведенную в ходе трудовой деятельности, и пролетариат, которому остается только бесконечный труд в его чистой стихии (отсюда формула «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей»).
Маркс считал, что история является универсальной и все общества движутся по одному и тому же пути: от пещерного коммунизма к капитализму.
Западные страны первыми прошли по этому пути и создали буржуазное общество, где классовая сущность в ее экономическом измерении оказалась на поверхности. Именно поэтому социализм и пролетарская революция, — в ходе которой рабочие, осознав свою ключевую роль в производстве материальных благ и всю несправедливость, заключенную в узурпации прибавочной стоимости буржуазией, должны захватить власть, — могут состояться только в европейских индустриально развитых странах: остальные общества просто задержались в своем историческом развитии и неизбежно должны будут повторить западный маршрут. Поэтому марксизм оперирует с универсальной схемой исторического процесса, где все общества имеют одну и ту же парадигму развития, а их различия сводятся лишь к тому, насколько далеко они продвинулись на общем для всех пути.
На этом положении строится марксистское понимание империализма, развитое также в работах Ленина [xxix]. Капиталистическая экономика — это историческое явление, и, следовательно, явление универсальное. Тот факт, что капиталистические страны представляют собой отдельные Государства, находящиеся подчас в конфликтных отношениях, не отменяет принципиального единства мировой капиталистической системы как таковой. По Марксу, капитал — явление интернациональное. Отсюда стремление марксистов рассматривать мир как глобальное поле экономических взаимодействий, организованных по универсальному шаблону: буржуазный класс повсюду эксплуатирует пролетариат, и международное разделение труда, империалистическая экспансия буржуазных режимов, является эксплицитным выражением международной по своей сути (т. к. общечеловеческой) природы капитала. Маркс подчеркивает, что «сущность капитализма состоит в стремлении преодолеть все барьеры и завоевать всю землю для рынка», уничтожая тиранию расстояний, чтобы свести к минимуму время движения от одной точки к другой» [xxx]. На этом основании его можно причислить к провозвестникам «гипер-глобализации» [xxxi].
В этом отношении МПЭ марксизма в целом совпадает с неолиберализмом и транснационализмом. Только неолибералы описывают ситуацию с позиции капиталистического класса, защищают статус-кво и наделяют развитие универсального мирового рынка и соответствующей космополитической демократии моральным положительным значением, превращая в «идеал» и «норму». Марксисты же видят глобализацию с позиции мирового пролетариата, наделяя капитализм отрицательным моральным признаком, и признавая его правомочность только в качестве необходимой предпосылки для осуществления мировой пролетарской революции.
Марксистский анализ совпадает с неолиберальным подходом в том, что и марксисты и либералы признают интернациональный характер мировой капиталистической системы. Но вместе с тем марксисты подчас сближаются с реалистами в том, что считают, что становление этой системы будет сопровождаться кризисами и военными столкновениями, поскольку природа власти и эксплуатации конфликтна. Вместо утопического пацифизма либералов, марксисты подчеркивают, что развитие капитализма идет от кризиса к кризису, что отражается в мировых и локальных войнах, эгоистическом соперничестве между собой капиталистических держав. Империализм — это историческое стремление капитализма стать глобальным. Но реализуется оно не гладко, а через серию потрясений и катастроф.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|