ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информационная компетенность как ключевая компетенция человека информационного обществаВ аспекте нашего курса наиболее важным представляется рассмотреть детальнее информационную компетентность, которая как было показано выше, относится к ключевым компетенциям личности и может быть определена как способность человека применять и совершенствовать свои знания и умения посредством использования информационно-коммуникационных технологий для целей информационного самообеспечения любых видов деятельности. Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурный аспект его жизни, служит основным средством реализации межличностных отношений. Информационная компетентность любого человека проявляется в его информационном поведении. Признаки информационного поведения называются индикаторами. С пециалисты, занимающиеся проблемами информационной культуры и информационного поведения, прежде всего Н.И. Гендина, Минкина В.А., Данильчук Е.В. и др. определяют в качестве таких индикаторов следующие умения, знания и навыки, которыми должен обладать специалист: Ø умение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы; Ø знание информационных ресурсов общества; Ø владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, манипулирования, представления, управления и хранения информации; Ø умение работать с большим объемом сведений, разными типами документов и видами изданий, на различных носителях (включая электронные документы) в своей профессиональной области; Ø знание методов аналитико-синтетической переработки информации и использование этих методов в работе; Ø умение осмыслить, проанализировать, сохранить и при необходимости передать полученную и сохраненную информацию; Ø навыки работы на персональном компьютере; Ø навыки поиска, сохранения, передачи информации с использованием компьютерных сетей (Интернет, корпоративная сеть). Достаточно близким, смежным по отношению к понятию информационная компетентность является понятие информационная культура. Следует согласиться с мнением ряда ученых (Н.И. Гендина, К.К. Колин, Г.Б. Паршукова и др.), которые справедливо считают информационную компетентность одной из главных составляющих информационной культуры. Безусловно, понятие информационной культуры, как и культуры вообще, гораздо шире, чем информационная компетентность. По определению Н.И. Гендиной, наиболее известного специалиста в области разработки теории информационной культуры, под информационной культурой чаще всего понимают «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий». Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – это система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Предложенная в России концепция формирования новой информационной культуры личности, безусловно, имеет также и важное международное значение. Ее авторы вполне обоснованно утверждают, что идея информационного образования и повышения информационной культуры личности в настоящее время уже переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человека в информационное общество. Резюме Ситуация резкого роста темпов производства информации, изменение её структуры, создала ряд проблем, с которыми сталкивается каждый специалист: Ø лавинообразный рост информации, её рассеивание по различным источникам; Ø непропорциональный рост «информационного шума» ввиду слабой структурированности информации; Ø появление «паразитной» информации (невостребованной, рекламной информации; в профессиональной и специальной научной периодике – несанкционированных «приложений», как в традиционных изданиях, так и к электронной информации, например, к электронным письмам и т. д.); Ø несоответствие формально релевантной (уместной, относящейся к делу) информации действительным потребностям конкретного специалиста; Ø многократное дублирование информации (типичный пример - Ø увеличение темпов старения информации. Овладение информацией и знаниями, обеспечение доступности социально-значимой информации для широких слоев населения – это две важнейшие задачи развития цивилизации на ближайшие десятилетия. Профессионально квалифицированным специалистом в XXI веке может считаться лишь тот человек, который помимо своих профессиональных знаний, умений и навыков обладает также и способностью эффективно использовать в своей деятельности те новые возможности, которые открывает ему информационное общество. Прежде всего, это возможности использования различного рода информационных ресурсов, доступ к которым обеспечивают корпоративные, национальные и международные информационные сети. Следовательно, информационная культура и её необходимая составляющая информационная компетентность становятся сегодня определяющими условиями успешной социализации личности в новой информационной среде общества. Ранее эти требования нужно было относить не ко всем членам общества, а лишь к тем из них, кто готовил себя к профессиональной деятельности именно в информационной сфере. Формирование новой информационной культуры общества и информационной компетентности личности являются комплексными, многоаспектными, взаимосвязанными проблемами. Их решение самым тесным образом связано с проблемой обеспечения национальной и информационной безопасности страны, развитием науки и экономики, сохранением культуры, а также профессиональным и личным успехом человека, жизнь и деятельность которого уже сегодня протекает в принципиально новой информационной среде обитания. Контрольные вопросы: 1. Что такое информация и для чего она нужна человеку? 2. Какими свойствами обладает информация? 3. Перечислите качественные критерии информации. 4. В чем заключается новая парадигма образования? 5. Назовите основные проблемы функционирования информации в современном обществе. 6. В чем проявляется информационный кризис? 7. Что подразумевают под «информационной культурой» личности? 8. Что такое информационная компетентность? 9. Перечислите индикаторы информационного поведения. 10. Какие знания и навыки необходимы квалифицированному специалисту в современном информационном обществе? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|