ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Компетентностный подход в сфере образования и ключевые компетенции личностиИтак, как уже отмечалось выше, вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и/или общество знаний предъявляет качественно новые требования и к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессиональной) за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение способами приобретения существующих и порождения новых знаний. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии новая парадигма образования. Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая образовательная парадигма – это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами (Н.Н. Гендина): Ø смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; Ø освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления; Ø дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность». Термины «компетенции» «компетентности» имеет не очень давнюю историю. Понятие «компетентности» первоначально разрабатывалось в психологии труда, психологии мотивации и менеджменте. В образовательной науке и практике в России понятия «компетенция», «компетентный» и «компетентность» ранее широко не использовались, преобладал ЗУНовский подход (знания, умения, навыки). В последние годы компетентностный подход в образовании становится все более популярным. Из относительно локальной педагогической теории он постепенно превращается в общественно значимое явление, претендующее на роль концептуальной основы политики, проводимой в сфере образования как государством, так и влиятельными международными организациями и наднациональными объединениями, например, Евросоюзом. Как справедливо указывается в теоретических разработках, посвященных обоснованию компетентностного подхода, специалист должен не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти, отобрать и применить нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации. В этом смысле компетентностная модель образования, по мнению её разработчиков, отличается от знаньевой также как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть. В европейских компетентностных моделях специалистов выделяются четыре вида компетенций: Ø инструментальные, которые включают в основном начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии; Ø межличностные, которые описывают готовность к социальному взаимодействию, умению работать в группе, способность к самоконтролю, приверженность этическим ценностям, толерантность; Ø системные, которые отражают способность системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи,ь адаптироваться к новым ситуациям и др.; Ø специальные компетенции, характеризующие владение предметной областью на определенном уровне. В программе развития образования до 2010 года Европейский союз увеличил количество ключевых компетенций до восьми. К ним относятся: 1) коммуникация на родном языке (способность выражать и интерпретировать мысли и чувства, излагать факты в устной и письменной форме, успешно взаимодействовать в различных социальных контекстах – работа, дом, свободное время); 2) коммуникация на иностранном языке (навыки, аналогичные навыкам коммуникации на родном языке, но уровень владения может отличаться для каждого из видов речевой деятельности – чтения, письменной речи, говорения, аудирования и для разных языков); 3) математические навыки, базовые навыки в естественных науках и технике (способность использовать в повседневной жизни элементарные навыки вычислений, использовать знания и практические навыки в области науки и техники для решения практических задач); 4) навыки в области информационно-коммуникационных технологий (использование мультимедийных технологий для извлечения, хранения, создания, презентации, классификации информации и обмена ею); 5) навыки непрерывного обучения (способность организовывать и регулировать собственное обучение, умение эффективно распоряжаться временем, решать проблемы, приобретать, оценивать и усваивать новые знания, применять их в различных условиях – на работе, дома, в образовательных учреждениях); 6) навыки межличностного общения и правовой компетенции (способности, необходимые для активного участия в общественной жизни и разрешения конфликтов в общении на межличностном, групповом или общественном уровне); 7) предпринимательские способности – в активном и пассивном вариантах (стремление производить изменения самому и способность приветствовать, поддерживать и адаптироваться самому к инновационным процессам, привнесенным извне; предпринимательские способности включают ответственность за результаты собственных действий, как позитивные, так и негативные, наличие стратегического мышления, умения постановки целей и их достижение, устремленность к успеху); 8) культурная компетенция (способность оценивать популярную культуру и социальные обычаи в целом, способность ценить литературу, искусство, музыку и другие формы творчества). В России компетентностный подход разрабатывается с расчетом на глобальное применение, с тем, чтобы осуществить модернизацию российского образования на компетентностной основе. В образовательных стандартах ВПО РФ третьего поколения (2011 г.) реализован именно компетентностный подход. Для всех направлений подготовки бакалавров и магистров определены следующие информационные компетенции, которыми должен владеть выпускник вуза. Общекультурные компетенции: Ø владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; Ø понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества. Проведению библиографической и информационной поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и прочее; Ø владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; Ø работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Профессиональные компетенции: Ø владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров; Ø владеть основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применять в профессиональной сфере; Ø самостоятельно работать с различными источниками информации. Как видно из приведенного перечня, курс «Основы информационной культуры» в полной мере способствует формированию блока информационных компетентностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|