Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Старение публикаций (или рассеяние информации во времени). Рассеяние информации по ансамблю источников




 

Для того чтобы как-то количественно оценить скорость старения информации, библиотекарь Р. Бартон и физик Р. Кеблер из США по аналогии с периодом полураспада радиоактивных веществ ввели понятие «по­лупериод жизни» научных публикаций. Полупериод жизни публикаций - это время, в течение которого была опубликована половина всей используемой в настоя­щее время литературы по какой-либо отрасли или предмету. Если полупериод жизни публикаций по физике равен 4,6 года, то это означает, что 50% всех ныне используемых (цитируемых) публика­ций по этой отрасли имеют возраст не более 4,6 года.

Вот какие резуль­таты получили Бартон и Кеблер:

Ø для публикаций по физике - 4,6 лет,

Ø физиологии - 7,2,

Ø химии - 8,1,

Ø ботанике - 10,0,

Ø математике - 10,5,

Ø геологии - 11,8 лет.

Применительно к документам (в широком смысле этого понятия, а не только к изданиям) старение понимается не как физиче­ское старение носителя информации, а как довольно сложный процесс старения содержащейся в нем информации. Внешне этот процесс про­является в утрате учеными и специалистами интереса к публикациям с увеличением времени, прошедшего со дня их издания. Как показало об­следование 17 библиотек, проведенное одним из отраслевых органов информации, 62% обращений приходится на журналы, возраст которых не превышает 1,5 года; 31% обращений - на журналы возрастом 1,5-5 лет; 6% - на журналы возрастом от 6 до 10 лет; 7% - на журналы более чем 10-летнего возраста [12]. К вышедшим сравнительно давно публи­кациям обращаются гораздо реже, что дает повод для утверждения об их старении.

Таким образом, старение информации (как в части ее формы, так и содержа­ния) может быть определено как возрастающее во времени ее несоответствие нуж­дам потребителя информации.

Однако, хотя свойство старения информации и носит объективный характер, но оно не раскрывает внутреннего процесса развития конкретной области знания и имеет скорее ориентирующий характер. Поэтому к вы­водам о старении информации следует относиться очень осторожно. В конечном счете, каждый специалист сам определяет глубину ретро­спекции («старость» информации), необходимую ему в каждом кон­кретном случае.

Иногда наблюдается процесс, обратный старению: после периода снижения интереса к определенной информации, ее востребованность, а значит и полезность, начинают возрастать, что означает, скорее, нали­чие периода консервации (невостребованности, забвения, временной утраты), в котором отдельная информация может оказаться. Проектные решения (принципы, идеи и пр.), зафиксированные в промышленных образцах, сохраняют свою актуальность до 20-30 лет.

Какие же механизмы управляют процессом старения до­кументов? Известно, что после получения более точных данных, стареют приблизительные данные, а, следовательно, и документы, в которых они опубликованы. Поэтому, когда говорят о старении научной информации, чаще всего имеют в ви­ду именно ее уточнение, более строгое, сжатое и обобщенное изложение в процессе создания новой научной информации. Это возможно благо­даря тому, что научная информация обладает свойством кумулятивности, т. е. допускает более краткое, обобщенное изложение. Именно это свойство информации используется при написании учебников и учеб­ных пособий.

Иногда старение документальной информации имеет другой меха­низм: объект, описанием которого мы располагаем, с течением времени изменяется настолько, что информация о нем становится неточной. Так стареет экономическая и географическая информация. Процесс старения можно рассматривать и как утрату информацией практической полезности для потребителя. Это означает, что он уже не может пользоваться ею для достижения стоящих перед ним целей.

И, наконец, этот процесс может быть рассмотрен с позиций личного знания человека: одна и та же информация мо­жет быть «устаревшей» для одного человека и «неустаревшей» для дру­гого.

Как было показано выше, степень старения документальной информации неодинакова для разных областей знания и видов документов. На скорость ее старения влияют в разной степени очень много факторов, которые органически связаны с тенденциями развития каждой отдельной отрасли и всего документального потока.

Для информации характерно рассеяние не только во времени (ста­рение), но и в пространстве. Эта особенность научной информации вы­ражается еще в одном законе информатики - законе рассеяния информации по ансамблю источников – законе Брэдфорда. Упрощенно его можно сформулировать так: 1/3 научных статей по конкретной теме бу­дет опубликована в малом количестве источников, непосредственно ка­сающихся данной темы. Следующая треть будет опубликована в боль­шем количестве источников, касающихся данной темы. И последняя треть будет опубликована в источниках, не имеющих никакого отноше­ния к теме, причем соотношение количества источников в этих зонах по Брэдфорду равны.

Закономерности развития информационных потоков и влияние вышеуказанных тенденций на образовательную сферу отражены в публикациях Н.И. Гендиной [23, 26].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных