ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Старение публикаций (или рассеяние информации во времени). Рассеяние информации по ансамблю источников
Для того чтобы как-то количественно оценить скорость старения информации, библиотекарь Р. Бартон и физик Р. Кеблер из США по аналогии с периодом полураспада радиоактивных веществ ввели понятие «полупериод жизни» научных публикаций. Полупериод жизни публикаций - это время, в течение которого была опубликована половина всей используемой в настоящее время литературы по какой-либо отрасли или предмету. Если полупериод жизни публикаций по физике равен 4,6 года, то это означает, что 50% всех ныне используемых (цитируемых) публикаций по этой отрасли имеют возраст не более 4,6 года. Вот какие результаты получили Бартон и Кеблер: Ø для публикаций по физике - 4,6 лет, Ø физиологии - 7,2, Ø химии - 8,1, Ø ботанике - 10,0, Ø математике - 10,5, Ø геологии - 11,8 лет. Применительно к документам (в широком смысле этого понятия, а не только к изданиям) старение понимается не как физическое старение носителя информации, а как довольно сложный процесс старения содержащейся в нем информации. Внешне этот процесс проявляется в утрате учеными и специалистами интереса к публикациям с увеличением времени, прошедшего со дня их издания. Как показало обследование 17 библиотек, проведенное одним из отраслевых органов информации, 62% обращений приходится на журналы, возраст которых не превышает 1,5 года; 31% обращений - на журналы возрастом 1,5-5 лет; 6% - на журналы возрастом от 6 до 10 лет; 7% - на журналы более чем 10-летнего возраста [12]. К вышедшим сравнительно давно публикациям обращаются гораздо реже, что дает повод для утверждения об их старении. Таким образом, старение информации (как в части ее формы, так и содержания) может быть определено как возрастающее во времени ее несоответствие нуждам потребителя информации. Однако, хотя свойство старения информации и носит объективный характер, но оно не раскрывает внутреннего процесса развития конкретной области знания и имеет скорее ориентирующий характер. Поэтому к выводам о старении информации следует относиться очень осторожно. В конечном счете, каждый специалист сам определяет глубину ретроспекции («старость» информации), необходимую ему в каждом конкретном случае. Иногда наблюдается процесс, обратный старению: после периода снижения интереса к определенной информации, ее востребованность, а значит и полезность, начинают возрастать, что означает, скорее, наличие периода консервации (невостребованности, забвения, временной утраты), в котором отдельная информация может оказаться. Проектные решения (принципы, идеи и пр.), зафиксированные в промышленных образцах, сохраняют свою актуальность до 20-30 лет. Какие же механизмы управляют процессом старения документов? Известно, что после получения более точных данных, стареют приблизительные данные, а, следовательно, и документы, в которых они опубликованы. Поэтому, когда говорят о старении научной информации, чаще всего имеют в виду именно ее уточнение, более строгое, сжатое и обобщенное изложение в процессе создания новой научной информации. Это возможно благодаря тому, что научная информация обладает свойством кумулятивности, т. е. допускает более краткое, обобщенное изложение. Именно это свойство информации используется при написании учебников и учебных пособий. Иногда старение документальной информации имеет другой механизм: объект, описанием которого мы располагаем, с течением времени изменяется настолько, что информация о нем становится неточной. Так стареет экономическая и географическая информация. Процесс старения можно рассматривать и как утрату информацией практической полезности для потребителя. Это означает, что он уже не может пользоваться ею для достижения стоящих перед ним целей. И, наконец, этот процесс может быть рассмотрен с позиций личного знания человека: одна и та же информация может быть «устаревшей» для одного человека и «неустаревшей» для другого. Как было показано выше, степень старения документальной информации неодинакова для разных областей знания и видов документов. На скорость ее старения влияют в разной степени очень много факторов, которые органически связаны с тенденциями развития каждой отдельной отрасли и всего документального потока. Для информации характерно рассеяние не только во времени (старение), но и в пространстве. Эта особенность научной информации выражается еще в одном законе информатики - законе рассеяния информации по ансамблю источников – законе Брэдфорда. Упрощенно его можно сформулировать так: 1/3 научных статей по конкретной теме будет опубликована в малом количестве источников, непосредственно касающихся данной темы. Следующая треть будет опубликована в большем количестве источников, касающихся данной темы. И последняя треть будет опубликована в источниках, не имеющих никакого отношения к теме, причем соотношение количества источников в этих зонах по Брэдфорду равны. Закономерности развития информационных потоков и влияние вышеуказанных тенденций на образовательную сферу отражены в публикациях Н.И. Гендиной [23, 26].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|